Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2013 в 12:57, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение особенности использования акций при их первичном размещени(далее IPO - Initial Public Offering - или первичное размещение).
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
• систематизировать имеющиеся теоретические подходы к пониманию IPO;
• исследовать роль IPO как источника привлечения капитала в экономику страны;
• проанализировать цели IPO.
1. Введение 2. Понятие и виды первичного размещения ценных бумаг 2.1 IPO: основные признаки и виды
2.2 Цели и этапы проведения IPO: российская практика 3 Текущая ситуация на рынках IPO 3.1 Особенности выхода российских компаний на двойное IPO 3.2 IPO-2013 г., перспективы и тенденции рынка 4. Заключение 5 Литература
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ
И ПРАВА
2.2 Цели и этапы проведения IPO: российская
практика
В рамках реализации важнейшей стратегической задачи российской экономики – ее перехода на инновационный путь развития, для которого характерной чертой является наличие развитого финансового рынка, способного обеспечивать необходимыми ресурсами инновационно-инвестиционную деятельность, особую актуальность приобретает тема исследования проблем развития российского рынка ценных бумаг, и в частности – рынка IPO. Ведь выход на публичное размещение для любой компании-эмитента – это важный шаг для дальнейшего развития, привлечения капитала, инвесторов как российских, так и западных, формирования публичного имиджа компании.
Цели и задачи исследования.
Целью курсовой работы является изучение
особенности использования
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
• систематизировать имеющиеся теоретические подходы к пониманию IPO;
• исследовать роль IPO как источника привлечения капитала в экономику страны;
• проанализировать цели IPO.
Объект и предмет исследования.
Объеком исследования выступает процесс первичного размещения ценных бумаг как один этапов процедуры эмиссии ценных бумаг. Предметом исследования являются виды, цели IPO,
2. Понятие и виды первичного размещения ценных бумаг.
Первичное размещение – это первое размещение ценной бумаги данного эмитента на рынке. Оно имеет место, когда:
· Акционерное общество только учреждается;
· Коммерческая организация впервые выпускает свои ценные бумаги на рынок;
· Компания размещает какой-то новый вид ценной бумаги, который ранее она не выпускала.
Эмиссионные ценные бумаги могут размещаться разными способами. В частности, акции путем:
· распределения среди учредителей акционерного общества при его учреждении;
· размещение дополнительных акций посредством распределения их среди акционеров;
· подписки (открытой или закрытой) – отчуждения акций первым владельцам путем заключения договоров купли-продажи или мены;
· конвертация.
Первичное публичное размещение акций определяется в Российской Федерации понятием IPO.
IPO представляет собой сложный комплекс организационных, юридических и финансовых процедур, в котором кроме самой компании и потенциальных инвесторов задействованы множество посредников. Цели основных участников IPO не всегда совпадают, каждый из них в процессе подготовки и проведения IPO сталкивается со своими проблемами и решает свои задачи, тем не менее, все они заинтересованы друг в друге, заинтересованы в том, чтобы IPO состоялось. Поэтому весь комплекс проблем IPO должен рассматриваться с разных точек зрения – компании-эмитента, инвесторов, посредников.
В терминах российского права термин IPO не фигурирует, однако, законодательно закреплен его аналог – «Публичное размещение ценных бумаг» - «размещение ценных бумаг путем открытой подписки, в том числе размещение ценных бумаг на торгах фондовых бирж и/или иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг».
Таким образом, определение данного понятия в отношении рынка акций: IPO - это процесс публичного предложения обыкновенных или привилегированных акций эмитентом на открытом биржевом рынке или внебиржевом рынке, путем расширения круга собственников, с целью привлечения дополнительных инвестиций в акционерный капитал компании.
Размещение акций на рынке ценных
бумаг является одним из самых
эффективных способов профинансировать
компанию. Получить деньги таким способом
намного выгоднее, чем, например, взять
банковский кредит или выпустить облигации.
Вместе с тем жизнь компании, которая решило
"выйти на IPO", может существенно усложниться.
Руководителям всех ее подразделений
придется проделать огромную работу. Поэтому,
прежде чем принять такое ответственное
решение, финансовые специалисты должны
четко представлять, что ожидает фирму
в ходе IPO и после того, как компания получит
капитал от размещения акций.
Немаловажным моментом является минимизация издержек на подготовку и проведение IPO.
Главная
цель потенциального инвестора
– получение максимального
Публичность IPO предполагает, что для
успешной продажи акций компания должна
"раскрыться", т.е. дать возможность
всем потенциальным инвесторам ознакомиться
со своей внутренней структурой, финансовым
положением, перспективными направлениями
развития бизнеса и т.д.
Выделим следующие основные признаки, характеризующие IPO:
· способ отчуждения – размещение;
· способ размещения – открытая подписка;
· вид размещаемых ценных бумаг – акции;
· место проведения размещения – фондовые биржи или внебиржевой рынок;
· публичное размещение проводится в первый раз.
А теперь обратимся к толкованиям IPO, которое приводится в экономической литературе.
Под IPO обычно понимают первоначальное (на публичном рынке акции компании на момент размещения не обращались) публичное (среди неограниченного числа инвесторов) размещение (предложение, распространение) ценных бумаг на фондовом рынке с целью привлечения капитала. В Великобритании для обозначения того же понятия используют термин "flotation" (размещение). То есть IPO за рубежом, как это следует из литературных источников, в отличие от российского законодательства понимается шире: это не только первичное публичное размещение акций, но и первичное публичное обращение акций на вторичном рынке.
Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" (ст.2) следующим образом определяет понятие "обращение ценных бумаг" и "публичное обращение ценных бумаг". В первом случае это "заключение гражданско-правовых сделок", влекущих переход прав собственности на ценные бумаги", во втором – "обращение ценных бумаг на торгах фондовых бирж и/или иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, обращение ценных бумаг путем предложения ценных бумаг неограниченному кругу лиц, в том числе с использованием рекламы". При первичном публичном размещении инвесторам предлагаются лишь акции нового, дополнительного выпуска (первый выпуск акций при учреждении акционерного общества может размещаться только одним способом – путем распределения среди учредителей общества), а в случае первичного публичного обращения – ранее выпущенные ("старые") акции. Соответственно, доход будут получать: в первом случае – сама компания, во втором – лица, предлагающие акции (акционеры, продающие акции, или сам эмитент в случае продажи ранее выкупленных им же самим акций).
Таким образом, с учетом определений IPO в экономической литературе основные признаки, характеризующие IPO, изменяются незначительно:
· способ отчуждения – размещение или обращение;
· способ размещения (обращения) – открытая подписка (публичное предложение);
· вид размещаемых (обращаемых) ценных бумаг – акции;
· место проведения размещения или обращения – фондовые биржи или внебиржевой рынок;
· публичное размещение или обращение проводятся в первый раз.
Перейдем к рассмотрению видов IPO и их классификации исходя из признаков, выделенных нами ранее.
I. По способу отчуждения акция (и соответственно, получателю дохода):
1. Публичное размещение –
DPO объединяет с "классическим" IPO то, что акции размещаются среди широкого круга инвесторов. Однако с точки зрения места продажи акций и участия профессиональных участников рынка ценных бумаг данные два термина не имеют между собой ничего общего.
Частым случаем PPO является ситуация, когда компания, чьи акции уже торгуются на бирже, размещает дополнительный (новый) выпуск акций на открытом рынке, то есть проводит так называемое доразмещение (дополнительное размещение) (follow-on); оно встречается в мировой практике чаще, чем PPO. При доразмещении акций доход, как и при PPO и DPO, получает только эмитент.
Следует заметить, что аббревиатуру IPO зачастую переводят (в том числе и в российском законодательстве) так же, как и PPO – "первичное публичное размещение", что вносит определенную путаницу. Действительно, слова "первичное" и "первоначальное" в русском языке и initial и primary в английском являются синонимами. Однако в российской практике для избегания недопонимания по поводу вида предложения акций используют перевод "первоначальное публичное предложение" для IPO, то есть акции впервые предлагаются к первичному размещению (обращению), и "первичное публичное предложение" для PPO, то есть к публичному размещению предлагаются новые акции дополнительного выпуска, что следует признавать правильным.
2. Публичное обращение –
Необходимо подчеркнуть, что в процессе IPO инвесторам могут быть одновременно предложены акции как дополнительного (нового) выпуска, так и ранее выпущенные акции (PPO (follow-on) + SPO). Как правило, для молодых компаний большая часть или все продаваемые при первичном публичном предложении акции – вновь выпущенные (PPO, follow-on); значительная часть предлагаемых акций – "старых" компаний предоставляется существующими акционерами (SPO).
Следует отметить, что такая классификация полностью отвечает разделению предложений акций на первичные и вторичные, которое приводит ряд зарубежных авторов – Геддес Р., Тьюлз Р., Брэдли Э. Критерием первичности и вторичности в их классификации является не порядковый номер размещенного выпуска ценных бумаг или факт того, что ранее акции публично обращались на бирже, а лицо, получившее доход от IPO (и соответственно "новизна" предлагаемых акций). Таким образом, доходы от первичного предложения (первичного выпуска) достаются компании, которая выпускает новые акции (primary market) для широкой продажи, а вторичные предложения (вторичные выпуски) подразумевают широкую продажу уже существующих акций (secondary market), соответственно доход получают прежние владельцы.