Особенности использования акций при их первичном размещении российским предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2013 в 12:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение особенности использования акций при их первичном размещени(далее IPO - Initial Public Offering - или первичное размещение).

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

• систематизировать имеющиеся теоретические подходы к пониманию IPO;

• исследовать роль IPO как источника привлечения капитала в экономику страны;

• проанализировать цели IPO.

Содержание

1. Введение 2. Понятие и виды первичного размещения ценных бумаг 2.1 IPO: основные признаки и виды
2.2 Цели и этапы проведения IPO: российская практика 3 Текущая ситуация на рынках IPO 3.1 Особенности выхода российских компаний на двойное IPO 3.2 IPO-2013 г., перспективы и тенденции рынка 4. Заключение 5 Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание курсовая тантаня курс 1.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

 

Такой подход отражен в названиях  предлагаемых для продажи акций  в Великобритании и Италии. Термины "offers for subscription" и "offerta publicca di sottoscrizione", означающие, соответственно, "размещение по подписке" и "публичная оферта по подписке", относятся к продаже новых акций, а термины "offers for sale" и "offerta publicca di vendita" переводящиеся, соответственно как "предложение для продажи" и как "публичная оферта на продажу", – к продаже акций уже существующими акционерами.

 

Преимуществом классификации по данному  признаку является однозначное установление получателя дохода, а недостатком  – то, что не учитывается очередность  предложения акций.

 

II.  По месту проведения размещения:

 

1.  На внебиржевом рынке:

 

a)  прямые публичные размещения акций от эмитента (и силами эмитента) напрямую первичным инвесторам, минуя организованный рынок, - DPO.

 

Начиная с середины 90-х гг. ХХ в. все большее число компаний стало  выходить на рынок IPO без посредников. К DPO обычно прибегают небольшие компании, которые размещают акции среди потребителей своего продукта или услуги (с учетом этой целевой аудитории проводятся специализированные маркетинговые мероприятия); для проведения массированной рекламной кампании активно используют Интернет.

 

В случае DPO величина привлеченного капитала обычно невелика. Например, в 1996 г. суммарный размер 190 DPO в США составил всего 273 млн. долл. Основным мотивом проведения DPOявляется желание эмитента сократить издержки и не платить андеррайтеру за посредничество, или же эмитент не может найти андеррайтера ввиду того, что вероятность неразмещения ценных бумаг очень высока. Так как репутация для андеррайтера дороже возможной прибыли, то далеко не каждый инвестиционный банк возьмет на себя риск размещения бумаг малоизвестной, к тому же мелкой компании;

 

b)  частные размещения (предложения) (placing, private placement, private offering – PO).

 

2.  На фондовой бирже –  все остальные виды IPO, т.е. PPO, SPO и  follow-on.

 

III.  По очередности предложения:

 

1.  Акции впервые предлагаются неограниченному кругу лиц – IPO.

 

В зависимости от выпуска акций ("нового" или "старого"), публично предлагаемого широкому кругу инвесторов, а соответственно и получателя дохода от IPO, следует различать "первично-первичное" предложение, когда акции размещаются самой компанией – к ним относятся IPO (РРО) и DРО (IPO), и "первично-вторичное" предложение, когда акции продаются на вторичном рынке акционерами, - IPO (SPO).

 

2. Компания уже проводила IPO и/или  ее акции обращаются на бирже  – последующие (очередные) размещения (Seasoned Equity Offering, SEO, или Public Offering, PO). При этом не важно, из числа первичных (вновь выпущенных) или вторичных (ранее выпущенных) акций осуществляется продажа. Так что может иметь место или "вторично-первичное" предложение, когда новые акции продаются компанией, уже имеющей листинг на бирже (follow-on и DРО (SEO)), или "вторично-вторичное" предложение, когда нынешние акционеры продают акции кому-то еще (SEO (SPO))/

 

Преимуществом классификации по данному  признаку является однозначное установление очередности предложения акций, а недостатком – то, что не определяются получатели дохода от размещения.

 

Подводя итоги всего вышеизложенного, найдем аналоги того или иного  вида IPO исходя из его определения  по российскому законодательству. Так, аналогом первичного публичного размещения являются два вида IPO: IPO (PPO), если акции размещаются на фондовой бирже, и DРО (IPO), если размещение проходит на внебиржевом рынке. Аналогами же публичного размещения акций (не обязательно первого), помимо указанных выше, являются: в случае размещения акций на бирже – follow-on, в случае размещения на внебиржевом рынке – DPO (SEO). Или другими словами: публичному размещению соответствуют PPO (акции предлагаются на бирже) и DPO (акции размещаются эмитентом самостоятельно).

 

Первичному публичному обращению, соответствует только один вид IPO – IPO (SPO). А просто публичному обращению, помимо указанного выше, соответствует еще такой вид IPO, как SЕO (SPO). Говоря другими словами, публичному обращению соответствует SPO.

 

Таким образом, узаконенным в нашей  стране определениям публичного размещения и публичного обращения не соответствует  лишь один-единственный вид IPO – Private Offering (PO).

 

Рассмотрев все виды IPO, можно  сделать вывод, что в России существует три подхода к определению понятия IPO.

 

Самый широкий включает все вышеприведенные  виды предложений акций – (DPO, Private Offering, РРО, follow-on и SPO. Более узкий  включает в себя лишь первоначальные публичные предложения, когда акции впервые предлагаются к публичному размещению или обращения – IPO (РРО), SPO (IPO) и DPO (IPO). А самый узкий приравнивает IPO лишь к ситуациям, когда акции в первый раз предлагаются к публичному размещению – IPO (РРО) и DPO (IPO).

 

Как видим, разновидностей IPO много, но в целях унификации понятий всех их можно описывать одним термином – IPO, так как в большинстве своем их объединяет главное – распространение акций среди широкого круга инвесторов, которое происходит публично через фондовую биржу, и преследуемая эмитентом цель – установление рыночной капитализации компании.

 

2.2 Цели и этапы проведения IPO: российская практика.                                                            Существует несколько основных целей проведения IPO, важность которых может отличаться в зависимости от конкретного случая:

Привлечение капитала в компанию: проведение IPO позволяет компании получить доступ к капиталу гораздо большего круга  инвесторов.

Наличие акций, торгуемых на рынке капитала дает наиболее объективную оценку стоимости компании, которая может использоваться как инструмент оценки деятельности и мотивации менеджеров, или ориентир для сделок слияния и поглощения.

Учредители  компании получают возможность продать  все или часть своих акций  и тем самым капитализировать ожидаемые будущие доходы компании.

Ликвидность капитала учредителей после проведения IPO также резко повышается, например, банки гораздо охотнее выдают кредиты под залог акций котируемых (публичных) компаний чем закрытых (частных) компаний.

В российских реалиях наличие большого количества инвесторов после проведения IPO служит также в некоторой степени защитой от противоправных действий государства и потенциальных рейдеров.

После проведения IPO компания становится публичной, отчётность — ясной и прозрачной, что является приоритетом большинства компаний.

В соответствии с Положением о раскрытии информации  в проспекте ценных бумаг должны указываться цели эмиссии и направления  использования средств, полученных в результате сделки (взаимосвязанных  сделок) или иной операции (приобретение активов, необходимых для производства определенной продукции, товаров, работ или услуг; приобретение долей участия в уставном капитале иной организации; уменьшение или погашение кредиторской задолженности или иных обязательств эмитента) отдельно указываются:

 

-   описание сделки или  иной операции, в целях которой  осуществляется эмиссия ценных  бумаг, а при сделке, в совершении которой имеется заинтересованность, также сведения об одобрении ее уполномоченным органом управления эмитента;

 

-   цели, на которые предполагается  использовать средства, полученные  от размещения ценных бумаг;

 

-   предполагаемая цена (стоимость)  сделки (взаимосвязанных сделок) или иной операции;

 

-   окупаемость производимых  затрат на основе прогнозируемых  финансовых потоков на весь  период обращения ценных бумаг.

 

 

Основные этапы IPO

 

 

1) Процесс, когда происходит  оптимизация активной деятельности  внутри компании . Подготовительная работа к IPO занимает достаточно времени. Примерно четыре года проходит с момента принятия решения о размещении акций на бирже и началом торгов. Огромные затраты по времени направлены на трудоемкий процесс повышения репутации компании и бренда, полное и прозрачное предоставление юридической структуры компании, получение статуса» благонадежного заемщика». За это время важно получить и закрепить крепкое и известное положение на рынке для дальнейшего размещения акций. Все это достигается рядом операций, которые схожи с аналогичными, при размещении облигаций: аудит финансовой отчетности по международным правилам, достижение к четкой структурированности компании, увеличение эффективности уровня корпоративного взаимодействия, а так же управления.

 

2) Появление компании на бирже  . Стоит заранее (за год до IPO) выбрать андеррайтера, путем проведения  тендера. Чаще всего этим лицом  становится банк, который уже  сотрудничал с компанией по  отдельным проектам (размещение  облигаций). Определившись с андеррайтером, можно начинать обсуждение конкретных деталей проекта IPO: выбор биржевой площадки, цены и размер акций, инвесторы. Возможна дополнительная предварительная эмиссия акций за четыре или шесть месяцев до IPO. Процесс подготовки к выходу компании на биржу продлиться с четырех до шести месяцев. Это зависит от рынка: отечественный или зарубежный. Аналитические данные показывают, что наибольшую эффективность имеет тщательная подготовка к IPO и отслеживание выгодной, благоприятной ситуации на рынке. Объективные факторы, которые влияют на определение времени IPO: полная подготовленность компании к проекту, стабильное состояние рынка. Именно рынок влияет на эмиссию акций: нет смысла размещать в течении той же недели, когда будет первое размещение акций. Существует общий термин «закрытие» — периоды, которые не являются благоприятными для рынка (мировые праздники или время отпусков). Но даже просчет таких факторов не повлияют на стабильность и успех IPO. Важно заниматься предварительным маркетингом: помогает получить перечень инвесторов, что поможет в определении размера акций и ценового диапазона при размещении. Данные предварительного маркетинга могут положительно повлиять на менеджмент компании, что отразится на этапе роуд-шоу. Отчеты аналитиков вместе с данными членов синдиката размещения составляют основу процесса премаркетинга.

 

3) Связь с инвесторами после  ввода акций . Существует тенденция,  что IPO только начинается с  момента размещения акций на  бирже. Начинается сложная и  кропотливая работа IR-службы по взаимодействию с инвесторами, работа с отчетностью, корпоративным сайтом, подача важных фактов из жизнедеятельности и развития компании. В этот момент важно быть готовыми к любому изменению на рынке (спад, который может сильно повлиять на котировки) и борьбе со спекуляциями на бирже. Важными являются элементы, которые отражаются на положительном образе ведения бизнеса: наличие независимых членов в совете директоров, следование порядкам миноритарных акционеров. Из-за этого в России есть те, кто не рассматривает IPO, как реальную перспективу. Но число этих приверженцев становится меньше и меньше. Напрашиваетcя вполне логичный вывод, что вложения в IPO или привлечение кредитов банка — будущее компании, которое видят собственники. Для успешной сделки необходимо точная формулировка и формирование целей и стратегии. Чаще всего компании стремятся побыстрее достичь запланированных результатов, но только эффективное управление ожиданиями инвесторов приведет к реализации долгосрочного плана. По статистике НАФИ, население в размере 22% посчитали надежным вложение денег в компании, 30% — уверены, что во время IPO наиболее ненадежно вкладывать. 45% остались нейтральными к этому вопросу. Чаще всего в статистике фигурирует совмещение и схожесть понятий «выгода» и «надежность». Именно более прибыльные денежные вложения являются самыми рискованными. А процесс инвестирования с невысокими прибыльными результатами — самое безопасное. Вероятнее всего ответы респондентов являются не достаточно корректными из-за не высокого уровня финансовой грамотности и осведомленности. Основной принцип, которым они руководствуются — чем выше прибыль, тем выше риск.

 

 

24 мая 2011 года состоялось IPO Российской  интернет-компании «Яндекс», в ходе  первой торговой сессии на  американской бирже Nasdaq её акции прибавили в цене 55,4 %. По объёму привлеченных средств (1,3 млрд долларов) IPO «Яндекса» стало вторым среди интернет-компаний после Google, которая в 2004 году привлекла 1,67 млрд долларов США.

 

Также социальная сеть «Facebook» 1 февраля 2012 года, подала заявку на первичное размещение акций. В 2011 году «Facebook» получила прибыль в $668 млн, выручка составила $3,7 млрд (85 % за счет рекламы). Стоимость активов компании, по расчетам специалистов, может составить от $75 млрд до $100 млрд. Благодаря рекордному IPO социальная сеть планирует привлечь как минимум 5 миллиардов долларов инвестиций.

 

 

 

3. Текущая ситуация на рынках IPO

 

3.1 Особенности выхода российских компаний на двойное IPO

 

Выход на публичное размещение для  любой компании-эмитента – это важный шаг для дальнейшего развития, в частности для привлечения капитала, инвесторов как российских, так и западных, формирования публичного имиджа компании.

 

На сегодня наиболее известными биржами для выхода компаний на публичное  размещение акций являются Лондонская (LSE), Нью-Йоркская (NYSE). Все чаще эмитенты обращают внимание на Токийскую биржу (TSE), однако хотелось бы обратить внимание на скандинавские рынки, а именно Стокгольмскую биржу (NASDAQ OMX). Сегодня эта биржа становится международной площадкой в полном смысле этого слова, так как ее

 

Объединение с NASDAQ дает ее участникам выход на американский рынок. До объединения  с NASDAQ биржа ОМХ Nordic Exchange являлась шестой по величине биржей в Европе, и ее капитализация составляла около 930 млрд евро. По числу торгуемых компаний эта биржа являлась четвертой в Европе.

 

Процедура выхода

 

Для начала отметим, что первичное  размещение только на стокгольмской  бирже (и вообще за пределами России) практически невозможно, так как  ФСФР России требует, чтобы объем размещения за пределами Российской Федерации был не более 30% общего объема акций эмитента и не более 70% объема размещаемой эмиссии акций (в соответствии с приказом от 12 января 2006 г. №06-5/пз-н "Об утверждении положения о порядке выдачи Федеральной службой по финансовым рынкам разрешения на размещение и (или) обращение эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов за пределами Российской Федерации").

 

Для выхода на двойное IPO в Швеции эмитенту необходимо пройти все процедуры  размещения на российском рынке ценных бумаг.

 

На основании Федерального закона "О рынке ценных бумаг" основными  процедурами при эмиссии акций  в России являются следующие:

 

·  принятия решения о размещении;

 

·  утверждение решения о выпуске;

Информация о работе Особенности использования акций при их первичном размещении российским предприятием