Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2013 в 12:57, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение особенности использования акций при их первичном размещени(далее IPO - Initial Public Offering - или первичное размещение).
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
• систематизировать имеющиеся теоретические подходы к пониманию IPO;
• исследовать роль IPO как источника привлечения капитала в экономику страны;
• проанализировать цели IPO.
1. Введение 2. Понятие и виды первичного размещения ценных бумаг 2.1 IPO: основные признаки и виды
2.2 Цели и этапы проведения IPO: российская практика 3 Текущая ситуация на рынках IPO 3.1 Особенности выхода российских компаний на двойное IPO 3.2 IPO-2013 г., перспективы и тенденции рынка 4. Заключение 5 Литература
· государственная регистрация выпуска;
· размещение акций;
· государственная регистрация отчета об итогах выпуска.
Кроме того, компания должна получить разрешение ФСФР России на размещение своих акций за пределами Российской Федерации. После получения разрешения компания-эмитент должна пройти ряд процедур для размещения акций на шведской площадке в зависимости от выбранного варианта размещения.
В первую очередь стоит обратить внимание, что существует несколько вариантов выхода российских компаний на шведскую биржу (собственно как и на другие иностранные биржи).
К возможным вариантам выхода на
стокгольмскую биржу можно
Вариант 1. Выпуск шведских депозитарных расписок (SDR). К характерным особенностям выпуска расписок можно отнести необходимость создания проспекта эмиссии как основную бумагу, так и на расписки (SDR) уже по правилам биржи.
При выходе на двойное IPO часть бумаг обращается на российской бирже, на часть бумаг будут выпущены SDR в соответствии с правилами их выпуска. Обычно при определении соотношения акций/ SDR рекомендуется соотношение 30 на 70.
При выпуске SDR основными участниками, как правило, являются Шведский банк, который выпускает расписки. Центральный депозитарий (CSD), осуществляющий хранение акций, сертифицированный адвайзер. Депозитарий в данном случае также будет осуществлять реализацию прав шведских акционеров (участников купивших SDR).
Сама схема выхода включает ряд процедур, которые проходит каждая компания, решившая осуществить IPO. Конкретизация этих процедур во многом определяется параметрами компании.
Общая схема выхода на Стокгольмскую площадку:
· подписание соглашения с сертифицированным адвайзером;
· подписание договора между компанией и шведским банком, специализированным депозитарием;
· подготовка и подача документов (проспект, описание компании) на регистрацию SDR, подписание депозитарного соглашения (со шведским депозитарием);
· регистрация SDR и опубликование проспекта;
· встречи с инвесторами (road show);
· размещение.
При выходе на Стокгольмскую биржу необходимо наличие сертифицированного адвайзера, который оказывает компании полную информационную поддержку в процессе размещения и обращения SDR. Адвайзер также принимает функции консультирования компании по воросам раскрытия информации, а также контроля за раскрытием информации в соответствии с международными требованиями, соответствия компании требованиям биржи, оперативный контроль по информированию инвесторов об изменениях в компании, раскрытие существенных фактов, финансовый контроль.
Этот вариант размещения соответствует по своим принципам размещению ценных бумаг, например в форме АDR или GDR.
Вариант 2. Шведский холдинг. На основании Федерального закона "О рынке ценных бумаг" российские эмитенты могут размещать акции на западных биржах путем размещения акций иностранных эмитентов, удостоверяющих право владельцев акций российской компании.
Этот вариант выпуска для ОМХ предполагает выпуск шведских акций созданной шведской холдинговой компании. Создаваемая компания может иметь собственниками существующих акционеров компании и владеть 100-процентным пакетом акций российской размещаемой компании или группы компаний.
Формирование холдинга осуществляется следующим образом:
1) создание шведского холдинга;
2) перевод активов (пакетов акций);
Дальнейшие процедуры выпуска регулируются на основании шведского законодательства о выпуск ценных бумаг, также с привлечением сертифицированного адвайзера и других участников процесса, упомянутых в варианте 1.
Существуют варианты создания как холдинга, включая оффшорные компании, так и создания шведского холдинга, напрямую владеющего российскими активами.
При создании шведского холдинга у компании появляется ряд налоговых преимуществ, связанных с принятым в 2003 г. в Швеции законодательством, согласно которому шведская компания освобождается от налогообложения доходов при приросте капитала и от налога на получаемые дивиденды.
3.2 IPO-2012 г., перспективы и тенденции рынка
За всю историю финансовых рынков произошли десятки кризисов: наиболее значительные приводили к огромным потерям инвесторов, подрыву доверия к фондовому рынку и серьезным изменениям в части регулирования рынков. Падение стоимости акций на вторичном рынке становится причиной снижения активности на первичных рынках.
Неудивительно, что кризисные явления на финансовом рынке в 2007–2009 гг. несколько скорректировали количественные и качественные показатели, но тем не менее не изменили основных тенденций развития рынка IPO, сложившихся в последнее десятилетие. В настоящей статье приводится характеристика основных направлений развития рынка IPO в 2005–2010 годах, описываются особенности рынка в 2008–2009 годах, на основе чего выделяются основные тенденции развития рынков на среднесрочную перспективу 2011–2020 годов.
В среднесрочной перспективе до 2020 года основными тенденциями развития рынка IPO в России будут:
Рост активности эмитентов. Активность
эмитентов на первичном рынке
в значительной степени определяется
конъюнктурой вторичных рынков, на
которые оказывает влияние
Диверсификация отраслевой принадлежности эмитентов. Традиционно сильные позиции на российском рынке первичных публичных размещений занимали компании сырьевого сектора. Принимая во внимание отраслевую специализацию российской экономики и состав крупнейших частных компаний, необходимо согласиться с тем, что компании, связанные с эксплуатацией природных ресурсов, и далее будут занимать значительную долю рынка IPO. Тем не менее в 2009–2011 годах можно было наблюдать увеличение числа размещений высокотехнологичных компаний. Конечно, их количество пока незначительно, а число крупных компаний в этом секторе и вовсе ограничено (Яндекс и Mail.ru, принадлежащие к числу крупнейших компаний новой экономики, уже стали публичными). Однако, после того как ММВБ открыла сектор инновационных компаний (Рынок инноваций и инвестиций (РИИ)), на биржу стали выходить небольшие компании: «Институт стволовых клеток человека», производитель биологически активных добавок «Диод», разработчик навигационных систем «РНТ», производитель инновационных лекарств «Фармсинтез», интернет-магазин «Ютинет. ру», а также ряд венчурных фондов. Общий объем привлекаемых средств и количество размещений пока незначительны и в разы меньше показателей инновационных сегментов бирж других развивающихся стран, в частности Китая, на которых только за 2010 год разместили акции и привлекли 35 млрд долл. около 300 компаний.
Уменьшение среднего размера IPO. Статистика показывает, что в активной фазе развития рынка (2005–2007) средний размер размещений российских компаний значительно превышал аналогичные показатели других рынков, в том числе развивающихся, даже если не принимать в расчет крупнейшие размещения акций. Более активный выход на рынок небольших инновационных компаний будет способствовать уменьшению среднего размера сделок.
Увеличение активности и участия розничных инвесторов в IPO. В международной практике привлечение розничных инвесторов – распространенное явление: в Китае обязательный розничный транш – 10%. В России же подобная практика скорее исключение, чем правило структурирования размещения. Только в рамках двух из более чем 50 размещений проходило целенаправленное привлечение розничных инвесторов, они были названы «народными размещениями». Конечно, розничные инвесторы участвовали и в других размещениях, но специального розничного транша не предусматривалось. Особенно велика доля розничных инвесторов в размещениях малых компаний в секторе РИИ ММВБ. Российский розничный инвестор имеет возможность участвовать в любом размещении акций на российском рынке через брокеров. Количество людей, которые инвестируют средства подобным образом, должно увеличиваться за счет общего роста финансовой грамотности населения и увеличения количества размещений инновационных компаний, в которые более активно инвестируют розничные инвесторы.
Рост доли национальных бирж в общем объеме привлекаемых средств, увеличение оборотов внутри России, общий рост ликвидности российского рынка. В случае успеха реализации государственных мер по привлечению иностранных инвесторов к работе на российском рынке, увеличения объема акций, размещаемых внутри России, и при общем росте инвестиционных ресурсов участников рынка следует ожидать роста объемов торгов и ликвидности обращающихся инструментов.
За короткий период российский рынок IPO прошел эволюцию от небольших размещений на зарубежных площадках в условиях полного отсутствия какого бы то ни было необходимого регулирования и прецедентов до одного из самых крупных рынков IPO в мире. За это время накопился значительный опыт как у самих компаний, прошедших процесс трансформации из частных в публичные в части отношений с инвесторами, так и у инвестиционных банков, которые научились работать с российским собственником, понимают его мотивы и интересы.
Заключение
Финансирование
крупных инфраструктурных проектов,
которые имеют системную
Рассмотрев все виды IPO, можно сделать вывод, что в России существует три подхода к определению понятия IPO.
Самый широкий включает все виды предложений акций – (DPO, Private Offering, РРО, follow-on и SPO). Более узкий включает в себя лишь первоначальные публичные предложения, когда акции впервые предлагаются к публичному размещению или обращения – IPO (РРО), SPO (IPO) и DPO (IPO). А самый узкий приравнивает IPO лишь к ситуациям, когда акции в первый раз предлагаются к публичному размещению – IPO (РРО) и DPO (IPO).
Как видим, разновидностей IPO много, но в целях унификации понятий всех их можно описывать одним термином – IPO, так как в большинстве своем их объединяет главное – распространение акций среди широкого круга инвесторов, которое происходит публично через фондовую биржу, и преследуемая эмитентом цель – установление рыночной капитализации компании.
Таким образом, по мнению специалистов, динамика развития рынка публичных размещений является в целом положительной и имеет достаточно большие резервы для роста, однако в долгосрочной перспективе прогнозируется рост доли размещений на иностранных рынках.
Литература
1 .Галанов В.А. Рынок ценных бумаг: Учебник. – М.:ИНФРА-М, 2010.
2 Геддес Р. IPO и последующие размещения акций. – М.: ЗАО "Олимп-Бизнес, 2007
3 Лукашов А.В., Могин А. от I до О: Пособие для финансовых директоров и инвестиционных аналитиков. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
4 Никонова
И.А. Ценные бумаги для
5 Никонова
И.А. Ценные бумаги для
6 Тьюлз Р., Брэдли Э., Тьюлз Т. Фондовый рынок. – М.:ИНФРА-М, 1997.
Алексеева И.А., Турченко А.А. // Финансовый менеджмент. – 2009. – №4.
7 Материалы с сайта http://fintraining.ru
8 Первичное размещение акций: Путеводитель по рынку проф. услуг /[Авт.-сост. Карасюк Е. и др.]. - М.; М.: Коммерсантъ; Альпина паблишер, 2008