Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 17:56, курсовая работа
Цель данной работы заключается в рассмотрении банковской системы, изучении этапов её становления, а также оценка деятельности и выявление перспективы развития банковской системы Республики Беларусь. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить сущность банковской системы;
2. изучить и проанализировать организацию структуру банковской системы Республики Беларусь;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ….5
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В РБ………………………………………………………………….11
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В РБ………………………………………………………………….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………
Лидерами стали все те же системообразующие банки: Беларусбанк (42,47%), Белагропромбанк (18,78%), БПС-Сбербанк (9,42%), Белинвестбанк (5,73%), Банк БелВЭБ (5,5%) и Приорбанк (4,83%). Хороший результат показал и Белгазпромбанк (3,06%) На долю остальных банков приходится лишь 10,2%.
По итогам 3-го квартала объем привлеченных депозитов составил 211836,9 млрд. руб. Данный показатель увеличился на 12235,7 млрд. руб. или на 6,13%. Данные о доле банков в совокупном объеме депозитов экономики (юридических и физических лиц) [5] представлены на рисунке 2.4.
Рисунок 2.4 – Доля банков в совокупном объеме депозитов экономики (юридических и физических лиц), в процентах
На долю Беларусбанка приходится практически половина совокупных активов банковской системы(45,66%) , Белагропромбанку принадлежит 15,71%. В лидерах по-прежнему БПС-Сбербанк, Белинвестбанк, Приорбанк, Белгазпромбанк и Банк БелВЭБ. На долю иных банков пришлось лишь 11,11% от общего объема депозитов.
Главной целью функционирования банков является получение прибыли. Данные о доле банков в совокупной прибыли банковской системы страны [5] представлены на рисунке 2.5.
Рисунок 2.5. – Доля банков в совокупной прибыли банковской системы страны, в процентах
Доля Беларусбанка в совокупной прибыли банковской системы увеличилась на 0,88 п.п. до 25,76%. Доля прибыли Белагропромбанка меньше, но тоже внушительна – 12,61%. А 11,82% от общего объема прибыли принадлежит БПС-Сбербанку. Приорбанк занял четвертую строчку с долей прибыли в 9,28%, а по 6,07%, 5,74% и 5,07% принадлежат Банку БелВЭБ, Белгазпромбанку и Белинвестбанку соответственно. На долю остальных банков пришлось 23,65% от общего объема.
Из выше сказанного можно сделать следующие выводы:
Для эффективности функционирования банковской системы Национальным банком осуществляется государственное регулирование банковской деятельности посредством:
Таким образом, из данной главы можно сделать следующие выводы:
ГЛАВА 3
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В РБ
Итоги развития банковского сектора в 2006 – 2010 годах предопределялись складывающейся макроэкономической ситуацией и проводимой Национальным банком совместно с Правительством денежно-кредитной политикой.
Прошедший пятилетний период характеризовался неоднородной динамикой экономического развития страны. До наступления мирового финансово-экономического кризиса проводимая Правительством экономическая политика обеспечила положительную динамику основных макроэкономических показателей, включая высокие темпы экономического роста, реальных денежных доходов населения, низкий уровень безработицы. Однако, начиная с сентября 2008 г. под воздействием мирового финансово-экономического кризиса отмечаются ухудшение экономической конъюнктуры, снижение спроса и цен на ряд белорусских товаров на внешнем рынке, деловой и инвестиционной активности, замедление темпов роста денежных доходов населения, ухудшение платежного баланса страны, сокращение объемов производства и реализации продукции, что оказало негативное влияние на финансовое положение ряда организаций нефинансового сектора. Денежно-кредитная политика в сложившихся условиях была ориентирована на решение задач развития экономики, обеспечение устойчивости белорусского рубля, сохранение финансовой стабильности и снижение внешних дисбалансов. Развитие негативных тенденций в экономике потребовало принятия комплекса оперативных и долгосрочных мер по минимизации и преодолению последствий кризиса. Специфика ситуации, сложившейся в Республике Беларусь, определила характер монетарной политики и антикризисных мер.[14]
Национальный банк с 2 января 2009 г. осуществил переход к привязке обменного курса белорусского рубля к корзине иностранных валют (доллар, евро, российский рубль), который позволил существенно повысить гибкость курсовой политики в части реагирования на изменение ситуации на внешних рынках, более взвешенно учитывать колебания курсов основных мировых валют и, следовательно, сглаживать колебания эффективного курса белорусского рубля. В результате обеспечена ценовая конкурентоспособность белорусского экспорта, что в определенной мере компенсировало негативное влияние падения внешнего спроса на отечественную продукцию.
Внешняя несбалансированность торговых операций и ограничения по финансированию привели к необходимости ужесточения монетарной политики. С этой целью были увеличены ставка рефинансирования и процентные ставки по постоянно доступным инструментам Национального банка, что обусловило повышение процентных ставок на краткосрочном денежном рынке. Принятые в кризисный период меры монетарной политики наряду с адекватными мерами бюджетной и макроэкономической политики позволили обеспечить финансовую и макроэкономическую стабильность, сохранить условия для быстрого возврата экономики к высоким устойчивым темпам роста. По мере выхода мировой экономики из кризиса, постепенного восстановления экономик стран – основных торговых партнеров Республики Беларусь и укрепления позитивных тенденций в экономике и финансовой сфере страны усилилась направленность денежно-кредитной политики на создание благоприятных, стабильных финансовых условий для развития экономики.
Количественные и качественные параметры развития банковского сектора и основные денежно-кредитные показатели в значительной мере зависят от достижения целей, реализации приоритетов и решения задач, предусмотренных Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы. Развитие банковского сектора планируется в условиях дальнейшего качественного улучшения структуры финансового сектора, связанного с изменением системы финансирования проектов, включенных в государственные программы. Участие банков в финансировании потребностей экономики предполагается осуществлять исключительно на конкурсной и добровольной основе, что наряду с реформированием системы финансирования государственных программ соответствующими институциональными преобразованиями в секторе финансовых посредников повысит прозрачность деятельности банков, а также эффективность ее регулирования. При формировании условий деятельности банков, прежде всего с преобладающей долей государства в уставных фондах, возрастет роль рыночных механизмов, что потребует совершенствования соответствующих систем и методов управления в этих банках.
Целями Национального банка в области регулирования деятельности банков будут являться:
повышение устойчивости функционирования банковского сектора и поддержание финансовой стабильности;
защита интересов вкладчиков и иных кредиторов банков, небанковских кредитно-финансовых организаций;
обеспечение потребностей экономических агентов современными банковскими продуктами.
На достижение указанных целей направлено решение следующих основных задач:
совершенствование денежно-кредитной политики и практики монетарных операций Национального банка;
формирование условий для дальнейшего развития и внедрения новых банковских инструментов и технологий;
укрепление доверия к банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов, вкладчиков, потребителей банковских услуг;
повышение эффективности банковского надзора Республики Беларусь путем создания условий для формирования в банках эффективных систем корпоративного управления, управления рисками, внутреннего контроля в целях предупреждения проведения банками высокорисковых операций и неадекватного отражения их в отчетности;
совершенствование системы требований к учредителям (акционерам), конечным бенефициарным собственникам и структуре собственности, источникам формирования уставного фонда, нормативного капитала, органам управления, их членам, организационной структуре, системе управления рисками и системе внутреннего контроля, отвечающих текущему развитию экономики и банковского сектора страны;
развитие информационного обеспечения регулирования банковской деятельности, системы мониторинга финансовой стабильности, в том числе оценки рисков банковского сектора Республики Беларусь, влияния денежно-кредитной и экономической политики государства на стабильность банковского сектора, в целях принятия адекватных и своевременных мер по поддержанию надежного и безопасного функционирования банковского сектора, снижения вероятности возникновения системных банковских кризисов, а также обеспечения макроэкономической стабильности.
Операционным ориентиром монетарной политики по-прежнему останется ставка однодневного межбанковского рынка в белорусских рублях. Национальный банк будет стремиться формировать среднюю стоимость краткосрочных ресурсов на денежном рынке на уровне, приближенном, как правило, к ставке рефинансирования Национального банка. В настоящий момент ставки на межбанковском рынке имеют достаточно высокие значения. Практически в два раза превышающие ставку рефинансирования Национального банка Республики Беларусь.
Наряду с этим продолжится решение следующих задач:
дальнейшее совершенствование условий для своевременного проведения банками платежей клиентов;
ограничение колебаний краткосрочных ставок денежного рынка;
содействие развитию различных сегментов финансового рынка.
Для повышения эффективности инструментов регулирования текущей ликвидности банков и содействия своевременному проведению банками платежей клиентов Национальный банк планирует:
увеличить возможности банков по использованию стандартных инструментов для регулирования своей ликвидности на основе расширения форм приемлемого обеспечения;
распространить механизм усреднения резервных требований на весь объем резервных требований, подлежащих депонированию банками в Национальном банке;
сузить границы коридора, задаваемого ставками по постоянно доступным операциям регулирования текущей ликвидности, и придать ему симметричность относительно ставки рефинансирования;
совершенствовать процесс раскрытия информации об используемых инструментах регулирования текущей ликвидности и влияющих на нее факторах.
Национальный банк намерен использовать преимущественно стандартные инструменты регулирования текущей ликвидности:
постоянно доступные и двусторонние операции, основная роль которых по-прежнему заключается в ограничении колебаний краткосрочных ставок денежного рынка рамками коридора, задаваемого ставками по данным операциям;
операции на открытом рынке, проводимые на аукционной основе и являющиеся основным инструментом регулирования текущей ликвидности банков, сглаживания колебаний краткосрочных ставок денежного рынка к уровню ставки рефинансирования;
механизм усреднения резервных требований, позволяющий сглаживать краткосрочные колебания текущей ликвидности банков на бесплатной основе.
Среди денежно-кредитных инструментов роль процентной ставки будет постепенно повышаться. Реализация мер процентной политики ориентирована на обеспечение стабильного функционирования финансовой системы путем поддержания процентных ставок в реальном выражении на положительном уровне, обеспечивающем сохранность и привлекательность ресурсов в национальной валюте и доступность банковского кредита для нефинансового сектора экономики. По мере замедления инфляционных процессов и сохранения устойчивой ситуации на валютном рынке продолжится снижение процентных ставок.
Развитие банковского сектора страны должно осуществляться одновременно с повышением устойчивости его функционирования. Надлежащий уровень качества работы банков во многом зависит от эффективности систем управления рисками и систем внутреннего контроля. В этой связи банкам совместно с Национальным банком необходимо постоянно принимать адекватные меры по развитию риск-менеджмента и совершенствованию указанных систем.
Информация о работе Особенности и проблемы развития банковской системы в Республики Беларусь