Оценка эффективности факторинговых услуг на примере ОАО КБ «N»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 16:09, дипломная работа

Краткое описание

Целесообразность и эффективность применения данного финансового инструмента определяется условиями функционирования хозяйствующих субъектов. Для организации, продающей денежные требования, факторинг является способом ускорения оборота денежных средств путём получения досрочной оплаты за поставленные товары (работы, услуги). Потребность в тщательном анализе эффективности осуществления факторинговой сделки для всех ее участников будет способствовать дальнейшему развитию рынка факторинговых услуг в нашей стране.

Содержание

Введение 5
1. Факторинг, как услуга кредитной организации 8
1.1. Понятие, сущность и виды факторинга 8
1.2. Тенденции развития факторинговых услуг 20
1.3. Проблемы факторинговых услуг в российских кредитных организациях 33
2. Технологии и перспективы факторинга в российских кредитных организациях 40
2.1. Организационно-правовые аспекты факторинговых услуг кредитной организации 40
2.2. Технологические аспекты факторинговых услуг в кредитной организации 44
2.3. Перспективы развития факторинга в российских кредитных организациях 47
3. Оценка эффективности факторинговых услуг на примере ОАО КБ «N». 73
3.1. Эффективность факторинговых услуг для банка 73
3.2. Эффективность факторинговых операций для клиента 82
3.3. Эффективное управление рисками при осуществлении факторинговых операций 87
Заключение 97
Спискок использованных источников 100
ПРИЛОЖЕНИЕ Рэнкинг российских факторов по объему уступленных им денежных требований в 2007 г. 105

Вложенные файлы: 1 файл

ФАКТОРИНГ ДИПЛОМ.doc

— 691.00 Кб (Скачать файл)

Определенную помощь в подготовке персонала играет семинары и конференции. Однако систематических и последовательных знаний эти кратковременные мероприятия по обмену опытом дать не могут. К тому же компании по –разному подходят к бизнес – процессам, поэтому существующие разработки не являются универсальными и не пригодны для повсеместного внедрения. Большие отличия в системах вызывает также проблему адаптации специалистов при переходе из одной фирмы в другую.

Особенно остро кадровая проблема состоит в регионах, где  практически невозможно найти готового специалиста по факторингу. Лидеры рынка, уже имеющие разветвленную  филиальную сеть, вынуждены самостоятельно обучать сотрудников в провинции.

Некоторые наиболее крупные  факторинговые компании пошли по пути открытия собственных образовательных  центров либо сотрудничества с зарубежными вузами. Например, в МФК «Траст» совместно с бизнес – школой одноименного банка создана программа подготовки специалистов, предусматривающая очную и заочную форму обучения. Как минимум дважды в год каждый сотрудник участвует в тренингах на выездных семинарах, где подтверждают квалификацию.

Собственная программа  повышения квалификации есть у НФК. Она состоит из четырех ступеней. Первая – адаптационное обучение, целью которого является включение нового сотрудника в работу, на второй юристы и бухгалтеры улучшают свои знания, третья ориентирована на повышение эффективности сотрудников и совершенствовании управленческих навыков руководителей, четвертая ступень подразумевает участие в зарубежных конференциях, стажировку в международных факторинговых ассоциациях. Посылать сотрудников за границу намерен также «Еврокоммерц» - не исключено, что его менеджеры в ближайшем времени направятся в Лондонскую школу экономики. [32, c.49].

Подводя итоги рассмотрению тенденций и перспектив развития факторинга, как услуги кредитной организации, можно сделать следующие выводы:

1. Рост рынка факторинга в России продолжается. Большинство экспертов прогнозируют ежегодный рост рынка на 100% или более. На развивающихся рынках основой для роста является перспектива развития инвойс дискаунтинга. Данный продукт является оптимальным, когда клиент заинтересован, в первую очередь, в финансировании. Еще одним преимуществом данного продукта является конфиденциальность, которая позволяет решить проблему негативного отношения к факторингу со стороны покупателей (дебиторов).Также очень высок потенциал роста таких продуктов как финансирование, обеспеченное активами (Asset Based Lending), реверсивный факторинг, а также Интернет решения и электронный факторинг.

2. Сохраняются  противоречивые отношения между банками и факторинговыми компаниями. Роль банков в развитии индустрии факторинга постоянно растет. Банки присутствуют на рынке либо в качестве акционеров собственных дочерних факторинговых компаний либо имеют собственные факторинговые подразделения. Растущий рынок факторинга все больше привлекает внимание банков. С другой стороны, во многих странах банки, предлагая широкую линейку различных продуктов, выступают как главные конкуренты факторинговых услуг.

3. Повышается уровень профессионализма специалистов факторинга. Рост рынка также происходит во многом благодаря повышению уровня профессионализма и качества облуживания. Более стандартизированные продукты, включающие в себя комплекс различных услуг в сочетании с приемлемыми ценами выгодно отличают факторинг от других финансовых услуг. Появление новых универсальных ИТ решений также создает мощное конкурентное преимущество для факторинг, позволяя снизить затраты и улучшить качество обслуживания.

4. Внедрение стандартов Базель II и МСФО окажет позитивное влияние на рынок факторинга. Очевидно, что Базель II станет одним из важных факторов дальнейшего развития рынка факторинга. Факторинговые компании смогут финансировать предприятия малого и среднего бизнеса с более низкой степенью затрат, чем при использовании стандартных банковских продуктов. Банки станут больше заботиться об операционных рисках и будут искать способы улучшения контроля данного вида рисков. Использование информационных технологий поможет наиболее точно рассчитать капитальные затраты в соответствии с требованиями Базель II. Повсеместное использование стандартов МСФО будет способствовать повышению числа сделок по внебалансовому финансированию.

5. Необходимо улучшать имидж факторинга и уровень осведомленности о данной услуге. Факторинг активно развивается в Европе уже более 50 лет, однако уровень знаний об этом продукте остается достаточно низким. Неприязнь и отрицательное отношение к факторингу постепенно сходят на нет, однако многие до сих пор воспринимают его как «кредитора последний инстанции». Отношению к факторингу и существующие в настоящее время недопонимание сути данной услуги, являются одним из главных препятствий на пути к дальнейшему развитию факторинга в европейских странах.

6. Нет необходимости в регулировании деятельности факторов государством. Лишь в 6 странах Европы факторинговая деятельность подлежит обязательному лицензированию. Опыт показывает, что степень государственного регулирования факторинга не оказывает воздействия на степень распространения факторинга в данной стране. Поскольку подавляющее число факторинговых компаний являются «дочками» либо структурными единицами банков, то они так или иначе попадают под контроль со стороны банковской среды.

7. Унификация правовых норм даст толчок к дальнейшему развитию факторинга. В настоящее время правовые нормы, регулирующие вопросы, напрямую связанные с факторингом (уступка денежных требований, взыскание просроченной задолженности, несостоятельность и т.п.) и принятые в разных странах, очень сильно отличаются. Это создает существенные трудности для дальнейшего развития общеевропейского рынка факторинга. Унификация правовых норм различных стран ЕС является достаточно трудоемкой процедурой, но если она будет реализована хотя бы частично, это создаст дополнительный мощный импульс для качественного развития рынка факторинговых услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Технологии и перспективы факторинга  в              российских кредитных организациях

2.1. Организационно-правовые  аспекты факторинговых услуг  кредитной организации

В соответствии со ст. 825 ГК РФ в качестве финансового агента договоры финансирования под уступку денежного требования могут заключать банки, иные кредитные организации, а так же другие коммерческие организации, имеющие лицензию на осуществление деятельности такого вида.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 26.10.96 № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» до установления условий лицензирования деятельности финансовых агентов (ст. 825 ГК РФ) сохраняется существующий порядок осуществления их деятельности.

На момент введения в действие второй части ГК РФ (1 марта 1996 г.) специальный порядок осуществления деятельности финансовых агентов не был установлен. Указанная деятельность не лицензировалась, не были определены органы, осуществляющие лицензирование, условия и порядок его проведения.

Закон о банках и банковской деятельности (ФЗ № 395-1 от 02.12.1990г.) содержит упоминание о сделках «по приобретению права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме» (ст.5). Указанные сделки не отнесены к числу банковских операций и называются в Законе в числе сделок, которые кредитные организации вправе осуществлять помимо банковских операций.

В соответствии со ст. 1 Закона о банках и банковской деятельности специальное разрешение (лицензия) Центрального Банка Российской Федерации дает право юридическому лицу осуществлять «банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом», соответственно осуществление сделок по приобретению права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме не требует наличия специальной банковской лицензии.

Право банков и небанковских кредитных организаций осуществлять деятельность по финансированию под уступку денежного требования и выступать в качестве финансовых агентов прямо вытекает из ст. 825 ГК РФ. Указанные юридические лица вправе осуществлять такую деятельность без специального разрешения.

В отношении других коммерческих организаций, как следует из ст. 10 Вводного закона, до установления порядка и условий лицензирования деятельности финансовых агентов, такая деятельность может осуществляться без лицензии.

Следует также отметить, что в силу ст. 49 ГК РФ коммерческие организации, за исключением унитарных организаций и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Пунктом 2 ст. 49 ГК РФ установлено, что юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях  и порядке, предусмотренном законом.

Включение законодателем в перечень лицензируемых какого-либо вида деятельности, для осуществления которого раньше лицензии не требовалось, является ограничением гражданских прав. В связи с этим необходимо не только определить в законе, какая деятельность подлежит лицензированию, но и установить порядок выдачи разрешений: то есть указать компетентный орган и определить условия лицензирования.

Статья 17 Федерального закона от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в перечне видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, не содержит такого вида, как деятельность коммерческих организаций по финансированию под уступку денежного требования. Согласно п.З. этой же статьи введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения дополнений в предусмотренный указанным Федеральным законом перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.

В соответствии с пунктом 2 ст. 18 Федерального от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование видов деятельности, не указанных в пункте 1 статьи 17 этого Федерального закона, прекращается со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Также Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. N 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» функции по лицензированию деятельности финансовых агентов не возложены на какой-либо орган. Таким образом, на сегодняшний день деятельность финансовых агентов может осуществляться коммерческими организациями без лицензии.

Рынок факторинга уже оформился как самостоятельная индустрия, регистрация Ассоциации факторинговых компаний стала первым камнем, заложенным в строительство собственной инфраструктуры рынка. Появление подобного сообщества позволит Факторам систематизировать условия работы на рынке, вести общую статистику, сформировать у участников общие идеалы, понятия и устремления, то есть агрегировать усилия отдельных игроков и направить их на развитие рынка.

Большинство крупных банков-Факторов пока предпочитают повременить с вступлением в ассоциацию, что связано, в основном, со спецификой прохождения процедуры аккредитации крупной кредитной структурой. Решение о вступлении в то или иное сообщество в таких банках принимается на уровне топ - менеджмента, поэтому необходимо четкое обоснование мотивов. Фактически, представители факторингового подразделения банка должны представить к рассмотрению высшему руководству список конкретных задач, которые будут решаться посредством членства в ассоциации. А когда организация пребывает на стадии создания, сделать это довольно сложно. Главной задачей Ассоциации станет содействие развитию рынка факторинга в целом, популяризация факторинга, создание единой идеологии и правил поведения на рынке, содействие развитию международного факторинга, оказание информационных услуг и т.п. Среди частных задач, на решение которых Ассоциацией уповают большинство банков - Факторов, наиболее часто упоминается организация взаимодействия со структурами власти по вопросам совершенствования правового и законодательного поля факторинга. В частности, многие Факторы заинтересованы в том, чтобы Ассоциация проявила инициативу в налаживании диалога с представителями Центрального Банка РФ по вопросам формирования резервов по правам требования, приобретенным по договорам факторинга. Судя по содержанию Инструкции ЦБ РФ 254-П о порядке резервирования, Центральный Банк пока не различает просрочку по уступленному банку в рамках факторинга денежному требованию и дефолт по банковскому кредиту, а если и видит разницу, то не отражает ее в указанных ставках отчисления в Фонд обязательных резервов по таким просрочкам. Определить причину сложившейся ситуации: непонимание сути факторингового бизнеса или бюрократические сложности – и, соответственно, разъяснить представителям ЦБ специфику факторинговых операций или оказать содействие в разработке необходимых регламентов – вот одна из возлагаемых на Ассоциацию надежд. Еще один важный вопрос – создание единой информационной базы по дебиторам, что значительно снизит риски Факторов, еще больше расширит потенциал рынка. На сегодня, основным источником информации факторинговой компании о дебиторах является самостоятельно накапливаемая статистика, которой не всегда достаточно для принятия решения о выделении лимита. Если обратиться к опыту других стран по решению вопроса обмена статистикой, то, например, в Турции среди Факторов существует неформальная, но всеми применяемая практика предоставления общей (не являющейся коммерческой тайной) информации о дебиторе и клиенте. Делается это через службы безопасности Факторов.

Информация о работе Оценка эффективности факторинговых услуг на примере ОАО КБ «N»