Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 16:09, дипломная работа
Целесообразность и эффективность применения данного финансового инструмента определяется условиями функционирования хозяйствующих субъектов. Для организации, продающей денежные требования, факторинг является способом ускорения оборота денежных средств путём получения досрочной оплаты за поставленные товары (работы, услуги). Потребность в тщательном анализе эффективности осуществления факторинговой сделки для всех ее участников будет способствовать дальнейшему развитию рынка факторинговых услуг в нашей стране.
Введение 5
1. Факторинг, как услуга кредитной организации 8
1.1. Понятие, сущность и виды факторинга 8
1.2. Тенденции развития факторинговых услуг 20
1.3. Проблемы факторинговых услуг в российских кредитных организациях 33
2. Технологии и перспективы факторинга в российских кредитных организациях 40
2.1. Организационно-правовые аспекты факторинговых услуг кредитной организации 40
2.2. Технологические аспекты факторинговых услуг в кредитной организации 44
2.3. Перспективы развития факторинга в российских кредитных организациях 47
3. Оценка эффективности факторинговых услуг на примере ОАО КБ «N». 73
3.1. Эффективность факторинговых услуг для банка 73
3.2. Эффективность факторинговых операций для клиента 82
3.3. Эффективное управление рисками при осуществлении факторинговых операций 87
Заключение 97
Спискок использованных источников 100
ПРИЛОЖЕНИЕ Рэнкинг российских факторов по объему уступленных им денежных требований в 2007 г. 105
Важнейшие три составляющие, которые обеспечивают лояльность клиентов и, следовательно, успех на рынке факторинга, по мнению его участников: качественное IT-обеспечение; эффективный, заточенный под специфику факторинга риск-менеджмент; штат профессиональных менеджеров.
В 2007 году российскими факторами было обслужено более 3 млн поставок. Чтобы ежедневно проводить большое количество операций, IT-система фактора должна отвечать очень серьезным требованиям. Сегодня компании и банки делают колоссальные инвестиции в создание или приобретение необходимого программного обеспечения. Но при этом не всегда учитываются важнейшие характеристики, которыми должна обладать факторинговая IT-платформа. Сейчас очень много IT-компаний, которые предлагают факторинговые решения для банков. Есть формализованные банковским опытом технологии защиты рисков возникновения просрочек: автоматическое обнуление лимита в том случае, если просрочка превышает определенное количество дней; различные отчеты по структуре лимитов, их распределению; а также иногда экспресс-анализ финансового состояния клиента и порой даже дебитора.
Рисунок 9 – Доля пятерки факторов по числу обслуженных клиентов
Одна из важнейших задач IT-системы — отслеживание признаков возможных рисков, причем не только кредитных, но и, главным образом, рисков мошенничества. Уступка фактору фиктивных накладных без ведома дебиторов — только один из наиболее типичных случаев мошенничества среди выявленных факторами. В этой ситуации оплата за дебитора производится напрямую поставщиком или через третьих лиц под предлогом возвратов или взаимозачетов. По аналогичной схеме фактору могут быть уступлены накладные по поставкам к несуществующим дебиторам или к дебиторам, фактически не осуществляющим хозяйственной деятельности, но существующим для проведения обозначенных махинаций. Еще один тип мошенничества — использование подставных дебиторов (возможно, аффилированных с клиентом или мотивированных им) и накладных по несуществующим поставкам. Иногда клиенты пытаются получить у фактора финансирование по уже оплаченным накладным или вторично уступить накладную, по которой уже получено финансирование от другого фактора.
В 2007 году банки-факторы получили рекомендации Центрального банка, следуя которым, они должны создавать резервы по факторингу с регрессом аналогично безрегрессному — на дебитора. Необходимость переоценки факторингового портфеля притормозила рост оборотов банков-факторов в 2007 году. Однако новый подход позволит банкам устанавливать лимиты исходя из оценки кредитного риска по его реальному источнику.
Теперь, согласно требованиям ЦБ, банки вынуждены при наступлении просрочки дебитора сразу увеличивать размер резерва, даже если в договоре прописано право фактора регресса на клиента. До сих пор многие банки, с целью избежать необходимости формирования дополнительных резервов, страховали кредитный риск при безрегрессном факторинге в страховых компаниях. Страховать риск неплатежа дебитора, если есть возможность реализовать право регресса к поставщику, не имеет смысла. Поэтому банки вынуждены будут резервировать средства по каждой просрочке дебитора. Выходом здесь становится создание отдельной факторинговой компании, неподотчетной регулятору.
Факторы, которые имеют в распоряжении все обозначенные составляющие и готовы инвестировать в их дальнейшее развитие, смогут добиться успеха и удержаться в лидерах рынка факторинга в долгосрочной перспективе.
Весомую часть оборота российских Факторов все еще делают крупные компании. Активно предлагать крупной надежной компании безрегрессный факторинг не вполне целесообразно с позиции Фактора. Ведь риск продавца в большинстве случаев окажется значительно ниже риска покупателя, и в этой ситуации право регресса может оказаться спасительным для Фактора. С другой стороны, предоставляя отсрочку платежа крупному дебитору, который точно заплатит и даже, не исключено, что заплатит вовремя (а именно такой дебитор, в первую очередь, привлекает внимание Фактора, и именно на него Фактор готов открыть наибольший лимит), поставщику незачем перекладывать столь несущественный риск неплатежа на Фактора, и переплачивать за дополнительную услугу по управлению дебиторской задолженностью и ее взиманию.
До тех пор, пока значительная часть рынка факторинга сосредоточена в низкорискованном сегменте достаточно крупных компаний, а стремление Фактора не принимать высокий риск - факторинг в форме защиты от рисков остается невостребованным. Вялое предложение факторинга без регресса не находит отклик у клиента, который стремится получить дешевое финансирование. Логично, что Факторы идут от крупных клиентов к более мелким. А при скромном размере бизнеса клиента наличие права регресса не играет особой роли для Фактора. В то же время для клиента безрегрессный факторинг приобретает большую ценность, если дебитор – небольшая компания: за избавление от риска невозврата средств клиент уже готов заплатить. Именно такая ситуация - лучший момент, чтобы предложить клиенту факторинг с защитой от финансовых рисков. С освоением сегментов малого и среднего бизнеса активность Факторов в предложении данных видов факторинга усилится, факторинг с защитой от рисков будет приобретать все большую популярность и сможет представлять собой серьезный вклад в общий рост рынка. Будучи популярным во многих странах Западной Европы, в России пока слабо востребованным остается такой специфический подвид факторинга, как реверсивный или факторинг покупателя. Если быть точными, реверсивный факторинг, за которым обращается торговая организация-покупатель, желающая получить отсрочку или увеличить срок торгового кредита, достаточно распространен и у нас. Совсем другое дело, когда речь идет о российской промышленной компании, отчетность которой далеко не всегда доступна, и, следовательно, оценить риск Фактору значительно сложнее. В Европе поставщиками крупного торгового или промышленного холдинга часто являются организации средней руки, а то и вовсе малые фирмы, и потому Фактор имеет вполне понятный мотив предложить факторинг покупателю, а не поставщику. В Российской же экономике, пока еще представляющей собой наследие Советского Союза, поставщиками крупных промышленников, как правило, являются не менее крупные сырьевые организации. Соответственно у отечественных Факторов нет существенных резонов формировать специальное предложение для дебиторов. А пока на российском рынке факторинга, там где нет предложения – нет и спроса. Сейчас, когда дебиторы уже лучше понимают суть факторинга и не воспринимают его как негатив, если российские Факторы все-таки предложат им качественный продукт, он может стать новой точкой роста рынка. В итоге, рост доли малого и среднего бизнеса в клиентской базе российских Факторов будет способствовать переходу от примитивного почти монопродуктового финансирования товарных отсрочек к полноценному и качественному факторингу в общеевропейском понимании.
Рынок Факторинга
будет смещаться
Отраслевая структура факторинговых сделок в I полугодии 2007 г. почти не изменилась. При этом, распределение факторинговых сделок по количеству клиентов, принадлежащих к определенной отрасли, как и прежде, примерно соответствует структуре сделок по объему требований, уступаемых организациями этих отраслей. В общем объеме факторинговых сделок несколько снизилась доля оптовой торговли, составив по итогам полугодия 68,7% (в 2006 году - 70,8%). Некоторое уменьшение доли требований, уступаемых организациями сферы оптовой торговли, объясняется сезонностью спроса на их товары, которая особенно заметна в сегментах торговли FMCG (товарами народного потребления), где отсрочка платежа транслируется от конечного розничного продавца до самого производителя. Тем не менее, эти сегменты рынка оптовой торговли по-прежнему вносят существенный вклад в общий оборот российских Факторов, в том числе, 15,7% - продукты питания, 6% - алкогольные напитки, 3,7% - непродовольственные товары (косметика, парфюмерия, бытовая химия, канцтовары). Наибольшим спросом в I полугодии 2007 года факторинг пользовался среди организаций, занимающихся торговлей электрооборудованием, компьютерами, бытовой техникой, мобильными телефонами, аксессуарами и комплектующими к ним и т.п. (19,6%). Порядка 26,4% (в 2006 году – 22,9%) от общего объема требований уступили Факторам организации обрабатывающих производств, в том числе производство пищевых продуктов (7,7%), производство алкогольной продукции (5,4%), остальной объем требований, уступленных Факторам организациямими обрабатывающих производств, достаточно сильно диверсифицирован по различным промышленным направлениям. Доля строительства в общем объеме денежных требований, уступленных российским Факторам в I полугодии 2007 года составила 3% (в 2006 году – 2,6%).
По единогласному мнению участников пока оптовая торговля была и остается наиболее перспективным сегментом факторингового рынка, благодаря существующей динамике роста и высокой конкуренции среди оптовых поставщиков. Если говорить о конкретных товарах, на которых могут сосредоточиться очаги роста, то это товары народного потребления, в первую очередь, продукты питания, бытовая электротехника; строительные и отделочные материалы; нефтехимия, включая горюче-смазочные материалы; фармацевтика; упаковка; спецодежда. Кроме того, по прогнозам некоторых игроков, факторинг будет пользоваться успехом среди компаний представителей некоторых отраслей промышленности, в том числе легкой, пищевой и автомобильной, а также среди организаций сферы услуг, транспорта и связи, розничной торговли продуктами питания, электрооборудованием, компьютерами, бытовой техникой, мобильными телефонами, комплектующими к ним.
Рисунок 10 – Увеличение доли краткосрочных сделок способствует ускорению оборачиваемости факторингового бизнеса
Еще одним потенциальным направлением факторингового бизнеса вне отраслевого деления является факторинговое финансирование государственных и муниципальных организаций. В европейских странах Факторы часто выделяют данное направление в отдельный сегмент, что обусловлено спецификой бюджетных организаций. Несмотря на то, что такие компании всегда расплачиваются по своим обязательствам, как правило, такие сделки заключаются без права Фактора на регресс, так как присутствует существенный риск неполучения денег в срок. Иногда заключаются сделки с регрессом, но в этом случае льготный период намного длиннее обычного. Просрочка, точнее задержка платежа у государственных организаций может достигать весьма значительного временного промежутка, причем востребовать средства раньше никакими мерами ни поставщику, ни Фактору не удастся. В России спрос на данный вид услуг можно смело преумножить на самобытный менталитет отечественных чиновников.
Рисунок 11 – Отраслевая структура сделок факторинга в первом полугодии 2007 г.
Среди российских Факторов членством в IFG и FCI пока могут похвастаться лишь несколько компаний и банков, среди них ФК «Еврокоммерц» и МФК «ТРАСТ», Банк «НФК» и «Промсвязьбaнк». Кроме того «Национальная факторинговая компания» в 2001 году стала основателем ВЕФА - Восточно-Европейской Факторинговой Ассоциации, в которую в 2006 году также вступила компания «Еврокоммерц». Принято считать, что вопрос привлечения финансовых ресурсов наиболее остро стоит для специализированных Факторов, нежели для универсальных банков, для многих из которых факторинг - это способ размещения имеющихся в достаточном объеме собственных средств. Кроме того, финансирование специализированных Факторов носит строго целевой характер, в то время как у банка распределение ресурсов происходит внутри самой кредитной организации. А поскольку многие инвесторы рассматривают факторинг как значительно более рискованный бизнес, чем диверсифицированный банковский, то для факторинговых компаний привлечение финансовых ресурсов может обходиться дороже.
Основным источником фондирования факторинговых компаний являются кредиты банков, в первую очередь, резидентов. Однако все более значимую роль в формировании пассивов Факторов играют иностранные банки. Практика привлечения факторинговыми компаниями облигационных займов начинает свою историю с 2006 года, когда, благодаря удачному размещению облигаций на внутреннем рынке, факторинговые компании «Еврокоммерц» и «НФК» привлекли по 1 млрд. руб. (ставки первого купона составили соответственно 11,5% и 9,8% годовых). Следует отметить, что обе компании сегодня имеют рейтинги международных рейтинговых агентств: ФК «Еврокоммерц» был присвоен рейтинг Moody’s Investors Service на уровне B2, а ЗАО «НФК» - рейтинг Standard & Poor's на уровне B-. Данные оценки учитывают не только риски компаний-эмитентов, но и страновые риски РФ. В феврале 2007 года «Национальной Факторинговой Компанией» были размещены рублевые кредитные ноты (CLN) на сумму 1,2 млрд. рублей со сроком погашения 18 месяцев. Купонный период составил 6 месяцев, а ставка купона определена на уровне 9,75% годовых. С 2005 года компания сотрудничает с крупными международными банками Standard Bank и Rаiffeisen Bank по привлечению кредитов. Кроме того, ЗАО «НФК» в 2006 и 2007 годах привлекала два синдицированных кредита на суммы 50 млрд. долл. и 53,5 млрд. долл., организаторами которых, в обоих случаях, выступили Standard Bank Plc и ЗАО "Стандарт Банк". Компания «Еврокоммерц» помимо размещения в прошлом нескольких серий облигационных займов на сумму более 7 млрд. рублей, привлечения 250 млн. долл. кредита от «Дойче Банка» и ряда кредитов от крупных отечественных и зарубежных банков планирует в ближайшее время привлечь крупный синдицированный кредит на сумму более 150 млн. долл, а также совершает порядка 5 крупных сделок по привлечению как в виде прямых кредитов так и с использованием других инструментов (в том числе CLN) на сумму от 50 до 200 млн. долл. каждая. Помимо этого ФК «Еврокоммерц» осуществляет секьюритизацию факторингового портфеля, первый транш которой в 2007 году составит 500 млн. долл. Среди инструментов привлечения заемных средств новым для российского факторингового рынка является проводимая ФК «Еврокоммерц» секьюритизация. Более того, это первый в России выпуск облигаций, обеспеченных столь короткими активами - портфелем денежных обязательств сроком до 3 месяцев (до этого были сделки на активы не короче 6 месяцев). В рамках данного проекта в ноябре компания планирует получить 500 млн. долл. Организатором сделки является крупнейший международный инвестиционный коммерческий банк. Выпуск облигаций «А»- рейтинга даст преимущества не только самой ФК «Еврокоммерц» с точки зрения финансирования ее бизнеса, но и, в первую очередь, клиентам компании. Не имея международного рейтинга и, как следствие, доступа на международные рынки капитала, эти компании-клиенты, благодаря секьюритизации их дебиторской задолженности, фактически получают доступ к инвесторам, которые инвестируют в «А»-рейтинг, то есть, очень дешево и в больших объемах. Следующим шагом и, своего рода, переходом на новый этап развития компании станет выход компании на IPO, запланированный на конец 2008 - начало 2009 года. ФК «Еврокоммерц» уже выбрала организаторов размещения и начинает активно готовиться выходу на IPO, с тем, чтобы уже начиная с середины 2008 года, быть готовой к его проведению и иметь возможность дождаться хороших результатов.
Информация о работе Оценка эффективности факторинговых услуг на примере ОАО КБ «N»