Пластиковые карты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 23:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотрение вопроса расчетов пластиковыми картами.
Для достижения цели нами поставлены следующие задачи:
1.Рассмотрение пластиковых карт как платежного средства.
2.Рассмотрение рынка пластиковых карт в РФ.
3.Определение проблем и перспектив развития операций с пластиковыми картами в рыночных условиях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
1.Пластиковая карта как платёжное средство…………………………………. 6
1.1. История возникновения пластиковой карты……………………………… 6
1.2. Классификация пластиковых карт………………………………………… 13
2. Рынок пластиковых карт в РФ……………………………………………… 19
2.1. Порядок выпуска пластиковых карт……………………………………….19
2.2. Оценка операций проводимых с использованием пластиковых карт….. 22
3. Проблемы и перспективы развития операций с пластиковыми картами в рыночных условиях…………………………………………………………….. 27
Заключение……………………………………………………………………… 49
Список использованной литературы…………………………………………... 51

Вложенные файлы: 1 файл

пластиковые карточки 2 (1).docx

— 89.54 Кб (Скачать файл)

Основной  прирост владельцев пластиковых карт осуществляется в  рамках зарплатных проектов. Издержки зарплатных проектов - это карты  подневольных людей. И объяснять им, что банк оказывает  им услугу, предоставляя возможность пользования  картой, очень сложно. Ведь человек не просил об этой услуге. Поэтому  психологически понятно  его желание, чтобы  услуга была для него бесплатной.

Объемы  остатков средств  на картах весьма существенно  зависят от того, каким образом  они получили карту. Или человек сам  пришел в банк и  приобрел ее. Или  человеку карту выдали на предприятии вместо наличной зарплаты, то есть, как сейчас уже говорят, посадили на пластик. В первом случае на карте сосредоточены  нормальные остатки, там гораздо более  высокий уровень  работы клиента с  картой.

Причина одна. Она есть порождение в целом экономической  ситуации в стране. На сегодня нет  ни одного законодательного акта, который бы поощрял развитие банками системы  пластиковых карт. А ведь эти проекты  весьма дорогостоящие. И любой коммерческий банк, учитывая эти  обстоятельства, соответствующим  образом ведет  себя на рынке пластиковых  карт. Нужны эффективные  экономические шаги со стороны государства  для поддержки  этой сферы банковской деятельности, то же льготное налогообложение  операций по пластиковым  картам. Ведь окупаемость  тех же зарплатных проектов для банков составляет два-четыре года. Это немалые  сроки. Однако банки идут на значительные расходы и покупают дорогостоящие банкоматы и берут на себя затраты по пластиковым картам.

Что говорит  статистика? В первые два-три месяца клиенты, пришедшие в банк по зарплатным проектам, снимают деньги, как  правило, под «ноль». Но в том-то вся  прелесть, что психология человека затем меняется. Он по-иному начинает смотреть на процесс  своего взаимодействия с картой. И появляются остатки средств  на картсчетах. И  они начинают расти. И многие банк считаютт, что этим надо заниматься. Тем более, что  через зарплатные проекты банки  выстраивают более  плотно свою работу с крупными клиентами  и по другим направлениям.

При реализации зарплатных проектов банки предлагают предприятиям устанавливать  торговые терминалы, к примеру, в заводских  столовых. Предприятия  отказываются. Мотивы: столовые плохо посещаются работниками. Значительная часть людей приносит питание из дома. Аналогичная история  и с приобретением  продуктов питания. Очевидно, что абсолютное большинство россиян  питаются с рынков, мелких магазинов, а  не от супермаркетов  с карточными терминалами. Это все следствие  нашей слабой экономики.

Население не воспринимает электронные  средства расчетов по причине — нежелание  декларировать и  где-либо показывать свои доходы, не в  полной мере восстановленное  после серии банкротств доверие населения  к банкам.

У основной массы населения  еще не появилось  достаточного количества свободных средств, чтобы человек  мог задепонировать их в банке на длительный срок, рассчитываясь  ими по текущим  счетам.

К проблемам  мирового рынка пластиковых  карт можно отнести  следующие.

1) Контроль за эмиссией  денежных средств

Карта может стать не только инструментом, сокращающим оборот наличных денежных средств  в государстве. Общеизвестно, что неконтролируемая эмиссия «пластика» может привести к  мультипликации денежной массы. Механизмы  мультипликации могут  быть разными - от «офф-лайновой»  эмиссии (в случае использования смарт-карт и, в частности, электронных  кошельков) до массового  выпуска кредитных  карт.

2) Риск некорректного  использования карт

В экономической  литературе последних  лет широко обсуждаются  социальные последствия  применения кредитных  карт. Причем наиболее распространены взгляды  экономистов, рассматривающих  преимущества и недостатки их использования  с позиций потребителя. Критики полагают, что они «подстрекают»  людей совершать  «сверхтраты», перерасход собственных средств, увеличивая размер долга  компаниям и банкам. Например, в Великобритании в настоящее время  около 3/4 владельцев кредитных карт не погашают кредит в  течение срока  беспроцентного пользования  ссудой и поэтому  платят проценты.

Долг  населения США  по кредитным картам также весьма значителен. Доля кредита, предоставленного по ним, в общем  объеме потребительских  ссуд с рассрочкой платежа возросла за последние 20 лет  с 3,6 до 25%.

3) Мошенничество с  пластиковыми картами.

Мошенничества с картами - весьма распространенный и  очень многогранный вид преступлений. К основным источникам потерь от мошенничества  следует отнести:

  • мошенничество при получении карт;
  • использование украденных или утерянных карт;
  • подделку карт;
  • искажение клиентами или точками обслуживания сведений о платежах.

Рассмотрим  эти ситуации более  подробно.

    1. Мошенничество при  получении  карт.

Такая ситуация возникает, когда карта выдается на основе заявления  на получение, содержащего  заведомо ложные сведения о клиенте (или  на основании подложных  документов). Потери могут возникнуть лишь при получении  таким путем незастрахованной (т. е. без внесения страхового депозита) кредитной  карты.

    1. Использование украденных или  утерянных  карт.

Это наиболее распространенный вид  мошенничества. В  западных странах  теряется и крадется примерно 0,5% выданных карт, из них 15% используется с мошенническими целями. Однако подобное нелегальное использование  карт становится затруднительным, поскольку все  большее количество предприятий торговли и сервиса оснащается POS-терминалами. Установление наряду с этим нулевого значения торгового лимита требует введения ПИН-кода при каждой транзакции, что существенно  уменьшает возможность  использования похитителем  чужой карты. В  случае же голосовой  авторизации тщательная проверка подлинности  подписи также  может дать определенные результаты. То же самое  можно сказать  и о мерах централизованного  контроля со стороны  платежной системы. В настоящее время  банк имеет возможность  установить детализированные контрольные параметры  для каждого держателя  карты (число покупок  в день, интервал между покупками, пороговые суммы  и т. д.), при переходе через которые  центр авторизации  перед утверждением очередной транзакции вступит в непосредственный контакт по телефону с предъявителем  карты и попытается идентифицировать его. Идентификация обычно осуществляется с  помощью вопросов личного характера, ответы на которые, как  правило, не могут  быть известны посторонним. Подобная информация специально запрашивается  при выдаче карты  и хранится в базе данных центра авторизации.

Центры  применяют также  системы экспертного  характера, способные  зарегистрировать несанкционированное  использование карты, основываясь на «торговом почерке» держателя, т.е. на статистически обобщенных данных, характеризующих его покупательские привычки и особенности. По данным зарубежных источников, значительная часть краж происходит на этапе пересылки карты клиенту и совершается сотрудниками банков. Банки в англоязычных странах ежегодно увольняют по дисциплинарным причинам около 1% своих служащих. Не вызывает сомнений, что определенная часть уволенных имеет отношение к несанкционированным снятиям денег через банкоматы. Бороться с подобными явлениями можно прежде всего путем комплексного повышения уровня безопасности в банке, введения двойных независимых процедур контроля.

    1. Подделка  карт

Поддельные  карты используются в первую очередь  в точках обслуживания с ручной обработкой. Подобные карты внешне зачастую трудно отличить от настоящих. В качестве меры борьбы используют специальные средства для нанесения  изображений. В свое время это был  специальный шрифт  для тиснения цифр номера карты, затем  специальные символы, которые отсутствуют  в наборе обычного эмбоссера. Позже  ввели голограммы, а также микропечать  и другие графические  средства защиты, используемые при изготовлении ценных бумаг. Одним  из последних нововведений стали специальные  изображения на картах, видимые только в  ультрафиолетовом свете. Все эти методы в том или ином сочетании используются не только платежными системами, но и отдельными крупными эмитентами.

    1. Искажение клиентами или точками обслуживания сведений о платежах.

Достаточно  сложная ситуация возникает, когда  сотрудники предприятия  обслуживания вступают в преступный сговор с лицами, изготавливающими поддельные карты, или  делают это сами, или просто фальсифицируют акты приема карт и  оформляют подложные  чеки. Во всех этих случаях эмитенту бывает непросто доказать нарушение правил обслуживания карты.

Искажение сведений держателями  кредитных карт принимает  форму заявлений  клиентов о «неснятии  денег со счета» . Проблема заключается  в том, что при  этом зачастую именно банк должен документально  опровергнуть это.

Рассматривая  банковскую пластиковую  карту как платежный  инструмент нужно  выделить основные ее достоинства и  преимущества. Для  самого клиента - это  удобство в использовании, уменьшение риска  потери средств, льготы при получении  услуг в предприятиях торговли и сервиса, уменьшение затрат при  проведении финансовых операций, автоматическая конвертация, финансовая привлекательность - начисление процентов, удаленное управление счетами и многое другое; - для предприятий - расширение продаж и  привлечение новых  покупателей, снижение затрат на инкассацию выручки, повышение  безопасности работы с использованием подписей владельцев, престиж и ряд  других преимуществ; - для банков - расширение спектра услуг, появление  новых клиентов, снижение стоимости операций за счет безбумажной  технологии, взимание дополнительных комиссий - и как следствие, увеличение дохода, повышение конкурентного  потенциала банка.

К сожалению, для российского  пользователя банковская карта представляет собой скорее больше не платежный инструмент, а средство снятия наличных денег. По данным исследования КОМКОН доля карточных платежей в ежедневных расчетах населения более  чем в 10 раз ниже, чем в американских супермаркетах, где  они составляют 60%. Это объясняется  рядом причин, которые  и предопределили проблемы, существующие на рынке пластиковых  карт в России.

Во-первых, развитие телекоммуникационной инфраструктуры в  России по сравнению  с другими развитыми  странами находится  на низком уровне. Эта проблема тесно связана с еще одной большой проблемы российского карточного рынка - преодоления регионального разрыва.

Из отчета Банка России: «Во  многом возможность  повседневного использования  платежных карточек зависит от инфраструктуры, обслуживающей данные платежные карточки. На сегодняшний день более 60% электронных  терминалов, импринтеров, установленных в  предприятиях торговли (услуг), банкоматов, используемых при оплате товаров (работ  и услуг), приходится на восемь регионов из 79. При этом на Москву и Московскую область приходится почти 45%.

Инфраструктура  обслуживания платежных  карточек в основном сосредоточена в  столице региона (более 60%) и в других городах  региона (менее 30%). Очень  слабо развита  инфраструктура обслуживания в сельской местности. Проблема инфраструктурного  отставания регионов выходит далеко за пределы карточного рынка. Не случайно повышение  доступности розничных  финансовых услуг  возведено сегодня  в ранг национального  проекта. Банки не идут в глубинку по целому ряду причин. Во-первых, этот сегмент  розничного рынка  явно не относится  к категории самых  прибыльных, а пока есть возможность  побороться с конкурентами за более сладкие  куски пирога. Во-вторых, эффективная работа в этом сегменте требует  применения нестандартных  подходов к организации  продаж и нестандартных  технологий. Наконец, в-третьих, здесь  необходима серьезная  предварительная  проработка в области  повышения финансовой грамотности населения  и его готовности в восприятию современных  банковских услуг.

Совершенно  очевидно, что при  существующем положении  вещей банки доберутся  до небольших населенных пунктов еще очень  нескоро. Ускорить процесс  сегодня могут  лишь коллективные усилия государства, банковских ассоциаций и самих  банков. Но готовы ли стороны к сотрудничеству остаётся вопросом.

Во-вторых, финансовый кризис 1998 года в значительной степени подорвал доверие к банкам, однако сейчас ситуация меняется в лучшую сторону.

Информация о работе Пластиковые карты