Платежная система в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 11:49, контрольная работа

Краткое описание

Все эти новые явления и процессы нашли отражение в проекте Федерального закона «О национальной платежной системе», который должен закрепить правовой статус ее участников, определить платежные инструменты, установить правила и процедуры, регулирующие механизм перевода платежей и рынки платежных услуг. Особое внимание в этом законопроекте отведено регулированию рынка так называемых альтернативных платежей, т.е. платежей, совершаемых без открытия банковских счетов.

Вложенные файлы: 1 файл

семинар1 по ОДКБ .doc

— 193.50 Кб (Скачать файл)

В связи с  этим хотелось бы обозначить основные, по нашему мнению, сложности функционирования систем электронных расчетов:

• недостаточную  интернетизацию страны;

• низкий уровень  финансовой грамотности населения  и, как следствие, недоверие к  безналичным расчетам;

• несовершенство систем.

Несколько слов хотелось бы сказать о регулировании  интернет-банкинга и мобильного банкинга.

Исходя из того, что интернет-банкинг и мобильный  банкинг - это системы управления банковским счетом, можно сделать  вывод, что их регулирование может осуществляться в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими общие принципы банковской деятельности. Отсюда следует, что операции интернет-банкинга и мобильного банкинга относятся к оперативной деятельности кредитных организаций, и Банк России не наделен полномочиями вмешиваться в их осуществление.

Деятельность  операторов сетевых электронных  денег в настоящий момент регулируется на основе общих принципов гражданского права, вследствие чего используется широкий  диапазон договорных схем зачастую с неопределенными правовыми последствиями для участников. В частности, существуют 2 основные схемы построения системы:

одни системы  действуют строго по агентской схеме (например, Яндекс. Деньги), в рамках которой система берет на себя функцию передачи платежа от покупателя товаров и услуг поставщику (правовой основой операций являются положения гл. 52 ГК РФ); другие системы привлекают кредитные организации для эмиссии инструментов, посредством которых осуществляются расчеты между клиентами (так, система «Webmoney Transfer)) использует в качестве инструмента расчета в рублях электронные чеки на предъявителя - гл. 46 ГК РФ). Обращаясь к законодательным основам регулирования электронных денег, хотелось бы обратить внимание на зарубежный опыт.

Первые режимы регулирования эмиссии и использования  электронных денег начали формироваться  в тот период, когда роль соответствующих  рынков в масштабах национальных экономик была минимальна. Фактически первые шаги в этом направлении были предприняты в Европейском союзе и связаны с утверждением в 2000 году Европейской комиссией двух директив (2000/28/ЕС и 2000/46/ЕС).

В данных документах институты, занимающиеся эмиссией электронных  денег, (институты электронных денег - еlесtrоniс  mоnеу institutiоns) были отнесены к категории специфических кредитных организаций.

Европейская директива 2000/46/ЕС однозначно указывает на то, что электронные деньги представляют собой требование к эмитенту, а  их ключевое отличие от остальных  средств платежа (таких как чеки или векселя) сводится к тому, что информация о данном требовании фиксируется и хранится на электронном носителе. Созданную европейскими законодателями в отношении электронных денег правовую конструкцию многие специалисты считают излишне громоздкой и опирающейся на неточные формулировки и определения.

В США индустрия  электронных денег регулируется на основе общих принципов, применяемых  к небанковским организациям, оказывающим  расчетные и платежные услуги и лишенным права привлекать депозиты. Правила работы и лицензирования институтов, классифицируемых как «предприятия денежных услуг (MSB - money services businеssеs), исторически устанавливались на уровне штатов. Только в 2000 году был принят Универсальный закон о денежных услугах (Uniform Мопеу Services Act), определивший единые подходы к регулированию деятельности провайдеров платежных сервисов: денежных переводов, продажи предоплаченных финансовых инструментов (в том числе электронных денег), обналичивания чеков и обмена валюты.

В России, также  предполагается развитие законодательства в данном направлении. Законопроект «О национальной платежной системе» предположительно закрепит следующие основные моменты:

• регулирование  денежных расчетов Банком России;

основы функционирования специальных небанковских кредитных организаций;

понятие электронных  денег как формы расчетов (не обязательств);

• использование  одноразовых и многоразовых инструментов; отсутствие требования идентификации  инициатора платежа для небольших  сумм;

для идентифицированных пользователей - набор операций, приближенный к системам интернет-банкинга; 

 

противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при расчетах с использованием электронных денег. Развитие законодательной  базы, регламентирующей электронные деньги, несомненно, приведет к усилению роли электронных платежных систем на рынке электронных расчетов, а именно законодательное регулирование операторов электронных денег приведет к увеличению доверия к ним, вследствие чего:

• увеличится доля пользователей системами электронных денег; увеличится средняя сумма платежа;

На основании  вышеизложенного можно предположить, что в дальнейшем системы электронных  денег продолжат свое активное развитие. И это вновь может привести к отставанию законодательной базы от регулируемого рынка. Однако Центральный банк будет наделен полномочиями издания дополнительных нормативов, регулирующих электронные деньги, что, возможно, ускорит этот процесс и ограничит стихийное развитие.

 

Самыми распространенными электронными платежными системами являются Webmoney, РауСash, CyberPlat, Е-gold, Е-port.

Средством расчетов в данном случае служат «электронные деньги», которые находятся в  так называемом электронном кошельке. Необходимо лишь заключить договор  с представителем платежной системы (или, что равнозначно – зарегистрироваться в платежной системе, получить цифровой «индификатор»). Регистрируясь в системе, заключая договор с платежной системой, пользователь в электронном виде акцептует «Соглашение о трансферте имущественных прав» (и другие оговоренные соглашения, например, в системе WebMoney – в дополнение к указанном соглашения, также «Соглашение о борьбе с незаконной торговлей», «Предупреждение», «Соглашения с гарантами», «Соглашения по кредитным операциям».

Далее можно пополнить кошелек, переведя наличные или безналичные денежные средства в «электронные деньги». Или же, перевод электронных денег на кошелек может сделать любой другой участник системы.

С момента пополнения кошелька его владелец (или любое  другое лицо имеющее доступ к кошельку) может распоряжаться электронными деньгами, а равно – оплачивать товары и услуги, выводить из системы в наличные или безналичные денежные средства и т.д..

В большинстве  платежных систем за этот «кошелек»  платить не надо, однако за каждую оплату оператор платежной системы снимает с определенный процент (фиксированный процент, например, 0,8% с перевода; с ограничением максимальной суммы взимания за перевод).  

По данным ассоциации «Электронные деньги», в 2009 году в России насчитывалось порядка 20 млн электронных кошельков

Андрей Морозов, исполнительный директор Rupay, оценивает рынок интернет-платежей в нашей стране приблизительно в $5 млрд. По его словам, прирост продолжается, по разным оценкам, на 70 – 120% ежегодно. Морозов считает, что электронные платежи, по большому счету, только начинают входить в жизнь рядового гражданина нашей страны. «Мы предвидим взрывной рост рынка, который вряд ли замедлится в ближайшие несколько лет», – говорит Морозов. Действительно, планы у компании РБК, которая недавно купила Rupay, грандиозные: компания собирается создать аналог известной системы PayPal. Кроме того, развиваются технологические провайдеры электронных платежей, которые облегчают жизнь интернет-магазинам. Раньше, чтобы сайт мог принимать платежи по карточкам или через системы электронных денег, требовалась долгая и сложная работа программистов, интеграция в сайт скриптов, специальных форм заказа и оплаты. Сейчас можно воспользоваться услугами компаний, которые уже сотрудничают с множеством платежных систем, включая Visa и PayPal. К таким, например, относится фирма Chronopay. Теперь торговцу семечками, чтобы торговать в Интернете, достаточно завести счет в банке-партнере Chronopay и подключиться к системе. Технологический провайдер создает некую защищенную «виртуальную трубу», по которой могут проходить деньги любой формы прямо на счет продавца. За свои услуги «хозяин трубы» берет небольшой процент. Кроме того, в качестве средств оплаты за некоторые услуги компании пользуются SMS-сервисами. Таким образом, часто совершаются микроплатежи на сайтах знакомств, в социальных сетях и пр. Такая схема позволяет избежать налогообложения, если SMS-провайдер перечисляет долю продавцу на виртуальный счет в какой-нибудь системе электронных платежей, например «Яндекс. Деньги» или WebMoney. Но тратить эти деньги также придется только в Интернете, т. к. при обналичивании необходимо будет заплатить налоги.

Электронные деньги пока вызывают у большинства людей  больше вопросов, нежели ответов, и  еще не очень распространены даже среди активных пользователей Сети. Запущенная социальной сетью «ВКонтакте» бесплатная система электронных денег может серьезно изменить соотношение сил на рынке и повысить популярность виртуальных денежных средств. Сейчас «ВКонтакте» около 70 млн анкет пользователей, это означает что количество электронных кошельков может возрасти уже в следующем году до 100 млн. Конечно, это произойдет, только если социальная сеть автоматически создаст кошельки всем своим пользователям. Каков же будет реальный рост в оборотах, покажет время. Пока лишь стоит отметить, что, по данным Gallup Media, в социальной сети «ВКонтакте» всего 17 млн активных пользователей, и кто из них захочет воспользоваться новым сервисом, пока неизвестно.

Что касается самой платежной системы, то технически она ничем не отличается от других систем электронных денег, но вот идеологические отличия существенные. Первичной задачей является распространение платежной системы, пока задач по извлечению прибыли не стоит, и поэтому не планируется брать процентов ни с продавцов, ни с пользователей. Сейчас пополнение электронного кошелька «ВКонтакте» обходится пользователю примерно в 2–9% от суммы, но эта комиссия в полном объеме достается компании владельцу терминала или службы, через которую деньги вводятся в платежную систему. Но в ближайшее время планируется открыть свой способ ввода средств с нулевой комиссией. В качестве дополнительной меры безопасности используется подтверждение платежа через SMS. SMS подтверждения использует и система электронных денег компании ОСМП (бренд QIWI), правда, там телефон является и способом авторизации пользователя. По данным источника, близкого к проекту, все финансовые затраты на создание составили всего около 10 тыс. долларов, которые пошли на оплату труда специалистов: программистов, дизайнеров интерфейса, системных архитекторов. Уже сейчас с новой платежной системой через интерфейс Merchant API взаимодействует интернет-магазин электроники компании Futurico «Невообразимо.ру» (nevoobrazimo.ru) и торгующий программным обеспечением магазин «По подписке. ру» (popodpiske.ru).Бизнес-логика здесь есть, и как минимум она заключается в том, чтобы расположить «рядом» платежную систему и потенциальные покупки – виртуальные товары. Это должно стимулировать сбыт последних, что и принесет «ВКонтакте» непосредственную прибыль.

Появление у социальных сетей собственных платежных систем – достаточно логичный способ монетизации. Например, Facebook активно развивает собственную систему электронных платежей Facebook-Credits. До этого услуги и сервисы социальной сети пользователи могли оплачивать через Paypal». При этом она отмечает, что «нужно понимать, что в этом союзе – платежной системы и социальной сети – условия диктует последняя, именно она владела главным «активом» – многомиллионной аудиторией». Таким образом, для «ВКонтакте» собственная платежная система – это, в первую очередь, способ монетизации пользователей, а не отдельный доходный бизнес, как известные WebMoney и «Яндекс. Деньги», что подтверждается и бесплатностью системы – социальная сеть готова взять на себя дополнительные расходы на обслуживание электронных платежей (а это как минимум административная нагрузка на штат) только для того, чтобы увеличить продажи виртуальных товаров.

Что касается развития внешних покупок с помощью платежной системы «ВКонтакте», то тут могут возникнуть некоторые проблемы. Операции по покупке сторонних товаров и услуг требуют выстраивания сложной инфраструктуры между платежной системой и контрагентами, и их непросто продвигать в тех местах, куда люди пришли пообщаться. Платежные системы имеют совершенно иные стандарты безопасности, с одной стороны, и ответственности перед пользователями – с другой. С третьей стороны, социальные сети имеют очень важный актив, на котором уже заостряли внимание – это действующая аудитория. Но для полноценной платежной системы этого недостаточно. Необходимый фактор – это продвижение своей платежной системы во внешнюю среду, то есть интернет-магазины. Вот тут все уже не так просто – необходимо убедить владельцев магазинов, что им стоит воспользоваться Merchant API, кроме того, требуется провести огромную работу по созданию возможностей: от оплаты огромного количества сервисов и счетов ЖКХ до полонения баланса мобильного телефона. Пока ничего этого нет, но будем надеяться, что скоро будет. Сейчас лишь можно добавить, что я не смогла найти «ВКонтакте» свой электронный кошелек и средства для его создания.

Известно, что любое  новшество можно использовать как  во благо, так и во вред, это касается и электронных денег. Все мы видим, как развитие технологий ведет к появлению новых видов преступлений. Ярким примером может служить телефонное мошенничество, о котором до появления сотовой связи и премиум-номеров для SMS никто и не слышал. При этом люди теряют деньги и лишь потому, что еще не адаптировались к новым формам «разводов». Что касается сферы электронных денег, то стоит больше бояться даже не «виртуальных карманников», подбирающих пароли, а мошенников, использующих более сложные схемы. Например, появление «липовых» партнеров, осуществляющих мошенничество, прикидываясь легальным интернет-магазином. Также вполне возможно появление вредоносных программ, которые будут перенаправлять пользователей на подобные «партнерские» сайты». Также своя электронная платежная система – это довольно сложный технологический шаг, при котором различные уязвимости неизбежны. Причем это касается не только технической части, но и организационной. Для взаимодействия между элементами платежной системы специалистами «ВКонтакте» был разработан протокол, который может быть неплохо защищен его авторами. Однако насколько все требования к безопасности будут соблюдены со стороны партнеров, насколько «ВКонтакте» будет проводить жесткий контроль соблюдения этих требований, пока неизвестно. А ведь любое нарушение безопасности может привести к потере денег. Кстати, если использовать доступ к «ВКонтакте» с мобильного телефона, то при утрате аппарата ваш кошелек не сможет обезопасить даже SMS-подтверждение платежа. Если пользователи сети получат действительно простой и безопасный инструмент, то соотношение сил на рынке электронных денег может очень сильно изменится.

Информация о работе Платежная система в России