Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 11:49, контрольная работа
Все эти новые явления и процессы нашли отражение в проекте Федерального закона «О национальной платежной системе», который должен закрепить правовой статус ее участников, определить платежные инструменты, установить правила и процедуры, регулирующие механизм перевода платежей и рынки платежных услуг. Особое внимание в этом законопроекте отведено регулированию рынка так называемых альтернативных платежей, т.е. платежей, совершаемых без открытия банковских счетов.
За проблему мошенничества с электронными деньгами взялись и давно существующие системы электронных платежей. В ближайшее время i-Free и другие участники рынка мобильных платежей планируют объявить о создании своей ассоциации. Новая ассоциация уже ставит амбициозную задачу по очистке рынка от мошенничества.
Давно уже известная проблема конвертации электронных валют, похоже, близка к разрешению так же у Яндекс. Деньги и WebMoney. Правда, это не обрадует владельцев «обменников» интернет-валют – они в новой схеме, которую обсуждают Яндекс и WebMoney, отсутствуют. В ближайшее время появится инструмент, позволяющий конвертировать валюты без участия посредников. С одной стороны, потребителям стоит радоваться – ведь обменники зачастую конвертировали электронные валюты под грабительские проценты – до 4% суммы за сделку. С другой стороны, это явный шаг в сторону дисанонимизации, что подрывает устои WebMoney, где основная масса платежей является расчетами между физическими лицами.
Так же есть надежда что электронные деньги в ближайшее время будут узаконены и взяты под контроль. Правительство внесло в Госдуму проект закона «О Национальной платежной системе» (см. приложение 3).
Над его разработкой минфин трудился более двух лет. Регулирование рынка электронных платежей давно назрело, считают эксперты. По их данным, объем средств, переведенных за девять месяцев этого года на электронные кошельки, составил почти 39 миллиардов рублей. Это больше прошлогоднего показателя на 40 процентов. Количество активных электронных кошельков достигло уже 25 миллионов штук, увеличившись за год на 20 процентов.
Однако до сих пор законодательно правила игры на этом рынке были не определены, их деятельность не контролировалась. Закон несколько раз перерабатывался, и окончательная версия законопроекта получилась намного либеральнее прежних.
По проекту закона,
надзирать за деятельностью операторов
электронных денег будет Центро
До последнего Минфин настаивал на обязательной идентификации физического лица при открытии «электронного кошелька». Но в последней версии законопроекта ведомство все же пошло на уступку операторам электронных денег и вычеркнуло этот пункт: операторы смогли убедить Минфин, что подобная мера убьет рынок.
Минфин разрешил рассчитываться электронными деньгами без открытия банковского счета. Их получателями и плательщиками могут быть как граждане, так и юридические лица. Если сумма одного платежа для гражданина не превышает 15 тысяч рублей, то для его проведения идентификация получателя не требуется. От 15 до 100 тысяч рублей необходимо предъявить оператору паспорт. А более 100 тысяч переводить просто не разрешается. Проценты на остатки электронных денег набегать не будут. Но граждане смогут получать часть денег наличными. Юридические лица и индивидуальные предприниматели смогут получать электронные деньги только с обязательным проведением идентификации.
Операторы обязаны гарантировать банковскую тайну и не вправе раскрывать третьим лицам сведения об операциях и счетах участников платежных систем и их клиентов. На защиту прав потребителей направлено также требование, которое обязывает в каждом месте осуществления операций, в том числе через терминалы и банкоматы, предоставлять гражданам информацию о размере комиссии, способах подачи претензий и порядке их рассмотрения. Кроме того, должны указываться номера контактных телефонов оператора по переводу денежных средств. Причем ознакомиться с этой информацией клиент должен иметь возможность еще до проведения операции.
Участники рынка, уставшие бороться с жесткостью законопроекта, нынешнюю редакцию оценивают положительно. «Наконец-то в сфере платежей все отстраивается и налаживается с точки зрения законодательства», – говорит президент «Киви» Андрей Романенко.
Отрасль, которая ранее развивалась стихийно, теперь будет поставлена под надзор государственных органов и в рамки, которые государство считает необходимыми. Но вот окажутся ли от этого в выгоде потребители – совсем не очевидно, ведь наличие регламентации и надзора не является синонимом удешевления услуг или повышения их качества. Скорее, можно предположить обратное – наличие надзорных органов и их требований, проверок и т.п. потребует от участников рынка дополнительных расходов, что неминуемо отразится на стоимости услуг для конечного потребителя.
Но в долгосрочной
перспективе выигрыш все же будет,
ведь главная цель законопроекта
– поставить еще один канал
для финансовых потоков под контроль
с целью предотвращения использования
его в целях «отмывания»
Но вопросы к документу
у участников рынка все же остаются.
Задача законопроекта – создать
Национальную платежную систему, которая
могла бы успешно конкурировать
с западными на российском и в
перспективе международном
Кроме этого, негативным моментом является то, что с учетом ужесточения требований по финансовой достаточности на рынок не смогут войти «небольшие компании». Однако в том, что текущие игроки с нововведениями справятся, сомнений нет.
Также неправомерным
кажется ограничение
Для развития электронных денег также необходимо развитие интернет-магазинов. По мнению экспертов, рынок интернет-торговли в России будет развиваться эволюционным путем, и этот процесс займет 5 – 10 лет. Сектор электронной коммерции отличается высокой оборачиваемостью, но маленькими прибылями, поэтому инвесторы не особенно охотно вкладывают туда деньги. Только стратегический инвестор может заинтересоваться интернет-магазином (например как в свое время «Марта» купила 003.ru). Действительно, это была первая и последняя серьезная покупка интернет-магазина в Рунете. Сделка состоялась в апреле 2005 года, тогда холдинг «Марта» приобрел контрольный пакет магазина. Сумму стороны не озвучили, но аналитики оценили покупку в $2 – 3 млн. Внимание инвесторов к этому сектору могут привлечь проекты масштаба Amazon.com или eBay. Считается, что сейчас их примером является «Озон». В ближайших планах «Озона» запуск новых сервисов частных объявлений и продажи цифрового контента. Первый очень напоминает eBay. Правда, аналитики больших успехов ему пока не пророчат. Сейчас внимание российских инвесторов и участников рынка захвачено модной темой Web 2.0, где остается еще много вопросов о том, как зарабатывать деньги. Тем временем интернет-торговля постепенно развивается и привлекает все больше внимания со стороны иностранцев.
В настоящее время
возникают благоприятные
Основные перспективы развития электронной экономки и систем электронных денег и управления ими, в основном связаны, с мобильной коммерцией, локальными микроплатежами, а также всё интенсивной интеграцией с универсальными персональными финансовыми сервисами.
Предлагаемые на рынке продукты в области электронной экономики ориентированы на использование в качестве общего многоцелевого эффективного платежного средства и предназначены для выполнения небольших встречных розничных платежей. Тем самым электронные деньги предлагают замену традиционным монетам и банкнотам.
При этом электронные
средства дополняют традиционные все
известные инструменты
Большинство информационных систем работает с пополняемыми электронными накопителями (картами), позволяющими периодически пополнять балансы с банковских счетов через банкоматы, по телефону (в т.ч. в виде которотких сообщений – SMS) или посредством взноса наличными.
Во многих случаях установлены относительно низкие лимиты максимальной стоимости, хранящейся на карте.
Также практически во всех программах отсутствует возможность перевода стоимости из одного кошелька в другой без участия эмитента.
В тоже время в некоторых
странах наблюдается тенденция,
когда электронная наличность объединена
с другими функциональными
Некоторые аналитики высказывают мнение, что в ближайшее время электронные средства расчетов практически полностью вытеснят с рынка традиционные наличные средства и банковские и прочие чеки, поскольку природа электронной наличности предлагает более удобные (в т.ч. и быстрые, а также мобильные) способы оплаты за товары и услуги.
По подсчетам некоторых компаний, уже сегодня каждая вторая покупка в розничной торговле совершается с использованием электронных средств оплаты.
Традиционные наличные деньги остаются главным средством оплаты в классических магазинах лишь для трети покупателей.
В качестве еще одного факта можно упомянуть то, что в то время как большинство онлайновых покупок совершается при помощи банковских карт, почти половина используют в электронной коммерции чеки и денежные почтовые переводы.
В настоящее время
наблюдается постепенное
В то же время отдельные
специалисты предупреждают об отдельных
угрозах и конфликтах, которые
могу возникнуть у банковской сферы.
Например, в части электронного денежного
обращения банки могут
Однако банкам необходимо на этот рынок, и перспективы здесь открываются значительные как по потенциальному масштабу количества возможных электронных денежных транзакций, так и по качеству и удобству предоставляемых электронных услуг для рядого пользователя банковских услуг.
Сущность и роль платёжной системы в экономике
В последние годы вопросы проектирования, управления и контроля платежных систем в экономически развитых странах стали предметом оживленной дискуссии. Этим вопросам уделяется достаточное внимание в связи с формированием рыночной экономики в странах Центральной и Восточной Европы и бывшего Советского Союза.
Начиная с 1990-х годов заметно возрос интерес к проблемам платежных систем в академических кругах и центральных банках.
Это обусловлено теми качественными изменениями, которые произошли в платежных системах в конце прошлого века и привели к появлению известных стандартов Lamfalussy Standards, принятых еще в 1990-х годах, где впервые были сформулированы принципы организации платежных систем с учетом их значимости и рискованности. Банк Международных Расчетов продолжил эту инициативу и в 2001 году инициировал принятие программного документа "Основополагающие принципы для системно важных платежных систем".
Данные принципы были приняты Советом Европейского центрального банка в 2001 году. В 2010 году они были включены в стандарты надзора для розничных платежных систем, а в 2004 году - в Политику Федеральной резервной системы в отношении рисков платежных систем.
Причинами такого внимания являются, с одной стороны, возросшие требования к системам (увеличение масштаба и количества операций, рост рисков как в отношении вероятности, так и масштаба последствий), а с другой - появление новых возможностей для их удовлетворения.
Специалисты обоснованно предлагают выделять две группы основных взаимозависимых факторов, обусловливающих необходимость внесения изменений в функционирование платежных систем:
1) политические инициативы
(например, принятие программных
документов, таких как "Ключевые
принципы для системно