Понятие и классификация основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 00:27, реферат

Краткое описание

Основные средства - это часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев.

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие и классификация основных средств.docx

— 253.67 Кб (Скачать файл)

 

В начало

 

8. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

 

Цель инвентаризации - выявить фактическое наличие и качественное состояние основных фондов предприятия, проверить наличие технической документации (паспорта, характеристики, проекты и т.п.), уточнить данные бухгалтерского учета, т.е. проконтролировать сохранность коллективной собственности. 
Инвентаризация основных средств проводится не реже одного раза в год перед составлением годового отчета, не ранее 1 октября. Инвентаризацию проводит комиссия, назначенная приказом руководителя предприятия. В задачу комиссии входит проверка правильности использования и хранения основных средств. В результате проведения инвентаризации составляется инвентаризационная опись. Инвентаризационная опись основных средств (ф. № инв-1) составляется в одном экземпляре комиссией по каждому местонахождению ценностей и должностному лицу, ответственному за сохранность основных средств. Опись подписывается комиссией, МОП-ми и передается в бухгалтерию. 
 
Данные инвентаризации сличают с учетными данными путем составления инвест-ведомостей с данными инвентарных карточек. Излишки или ранее не учтенные основные средства приходуются на бывшие в эксплуатации основные средства, поступившие безвозмездно: 01-98/2, а употребление: 98/2-02. 
Недостатки списываются с отнесением остаточной стоимости объекта на счет МОЛ: 91-01, 02-91, 94-91, 73/2-94.

 

Документальное оформление движения основных средств

Движение основных средств связано с осуществлением хозяйственных операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию основных средств. Указанные операции оформляют типовыми формами первичной учетной документации.

Поступающие основные средства принимает комиссия, назначаемая руководителем организации. Для оформления приемки комиссия составляет в одном экземпляре акт (накладная) приемки-передачи основных средств (ф. № ОС-1) на каждый объект в отдельности. Общий акт на несколько объектов можно составлять лишь в том случае, если объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты одновременно под ответственность одного и того же лица.

В актах указывают наименование объекта, год постройки или выпуска заводом, краткую характеристику объекта, первоначальную стоимость, присвоенный объекту инвентарный номер, место использования объекта и другие сведения, необходимые для аналитического учета основных средств.

После оформления акт приемки-передачи основных средств передают в бухгалтерию предприятия. К акту прилагают техническую документацию, относящуюся к данному объекту (паспорт, чертежи и др.).

Поступившее оборудование оформляется актом о приемке оборудования (ф. ОС-14), а сдача его в монтаж – актом о приемке – передачи оборудования в монтаж (ф. ОС-15). Выявленные дефекты в оборудовании отражаются в акте о выявленных дефектах в оборудовании (ф. ОС-16).

На основании этих документов бухгалтерия производит соответствующие записи в инвентарные карточки основных средств, после чего техническую документацию передают в технический или другой отделы предприятия.

Акт утверждает руководитель организации. При передаче основных средств другой организации акт составляют в двух экземплярах – для сдающей и принимающей основные средства организации.

Приемку законченных работ по достройке и дооборудованию объекта, производимых в порядке капитальных вложений, оформляют актом приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (ф. № ОС-3). В акте указывают изменение в технической характеристике и первоначальной стоимости объекта, вызванное реконструкцией и модернизацией. Акт подписывают работник отдела, уполномоченный на приемку основных средств, и представитель предприятия, производящего реконструкцию и модернизацию, и сдают его в бухгалтерию предприятия, которая производит соответствующие записи в инвентарной карточке по учету основных средств. Если его ремонт, реконструкцию и модернизацию осуществляет сторонняя организация, то акт составляют в двух экземплярах (по экземпляру для обеих сторон).

Внутреннее перемещение основных средств из одного отдела в другой, а также их передачу из запаса (со склада) в эксплуатацию оформляют накладной на внутреннее перемещение основных средств (ф. № ОС-2). Она должна содержать фамилии, имена, отчества и должности сдатчика и получателя; основание для перемещения основных средств; название, инвентарный номер и краткую характеристику технического состояния объекта; подписи сдатчика и получателя и некоторые другие данные. Накладную выписывает в двух экземплярах работник отдела-сдатчика. Первый экземпляр передают в бухгалтерию для записи в инвентарной карточке, а второй для отметки о выбытии соответствующего объекта в инвентарном списке основных средств.

Операции по ликвидации всех основных средств, кроме автотранспортных, оформляют актом на списание основных средств (ф. № ОС-4), а списание грузового или легкового автомобиля, прицепа или полуприцепа – актом на списание автотранспортных средств (ф. № ОС-4 а).

В актах о ликвидации основных средств указывают техническое состояние и причину ликвидации объекта, первоначальную стоимость, сумму износа, затраты по ликвидации, стоимость материальных ценностей (запасных частей, металлолома и др.), полученных от ликвидации объекта (выручки от ликвидации), результат от ликвидации, превышение выручки над расходами по ликвидации или расходов над суммами выручки.


 

 

 

Учет поступления основных средств.

 
Основные средства поступают в организацию и принимаются к бухгалтерскому учету в случаях их приобретения, сооружения (изготовления), внесения учредителями в счет их вкладов в уставный капитал, получения по договору дарения и прочих поступлений. Самым распространенным способом поступления основных средств является их приобретение за плату по договору купли-продажи. 
Все расходы по покупке основных средств, не требующих монтажа (суммы, уплаченные поставщику; государственные пошлины по приобретению прав на основные средства и др.), собираются на счете 08. 
Основные средства учитываются на счете 01 (А), по ДТ отражается поступление основных средств, по КТ – убытие или списание. 
Пример: 
ДТ 08 КТ 60 – получение основных средств (50 000) 
ДТ 08 КТ 76 – перевозка (3 000) 
ДТ 08 КТ 68 – налоги (10 000) 
Итого на учет: 
ДТ 01 КТ 08 (63 000) 
ДТ 60 КТ 51 – расчет с поставщиком (50 000) 
При учете приобретения основных средств, требующих монтажа, в бухгалтерском учете отражаются следующие записи: 
Д-т 07 Д-т 19— на сумму выделенного налога на добавленную стоимость К-т 60  
При передаче оборудования в монтаж в бухгалтерском учете делаются следующие записи: 
Д-т 08 К-т 07, 60— на стоимость выполненных монтажных работ. 
Документы: 
1) Счет-фактура 
2) Договор с поставщиком 
3) Платежное поручение 
Получение основных средств от учредителей: 
1) Договор 
2) Акт (оприходование) 
ДТ 08 КТ 75 – на сумму по договору 
ДТ 01 КТ 08 – на баланс 
ДТ 75 Кт 80 – списание на уставной капитал, увеличение учтавного капитала 
Дарение: Предоставление организациям основных средств в безвозмездное пользование  
ДТ 08 КТ 98 – на рыночную стоимость 
ДТ 01 КТ 08 – оприходование 
ДТ 98 КТ 91 - описание доходов будущего периода доходам текущего периода 
ДТ 91 КТ 99 – оприходование прибыли 
ДТ 99 Кт 68 – 24% налог на прибыль 
Собственная продукция: 
ДТ 08 КТ 10,70,69,10/9 – подсчет затрат 
ДТ 01 КТ 08 – на баланс 
При введении объектов основных средств в эксплуатацию комиссия, назначаемая руководителем организации, оформляет акт приема-передачи. Для этих целей могут использоваться следующие виды унифицированных документов: ≪Акт о приемке-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений); ≪Акт о приемке-передаче здания (сооружения)≫; ≪Акт о приемке-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)≫. В любом случае в акте приема-передачи указываются характеристика объекта (или группы объектов), его (их) местонахождение, год выпуска или постройки, дата ввода в эксплуатацию, результаты испытания, соответствие техническим условиям, номер амортизационной группы в соответствии с положениями НК РФ и др. К акту приема-передачи прилагается необходимая техническая документация (паспорта, спецификации, рабочие инструкции и пр.). 
Если на склад поступило оборудование, требующее монтажа, то для его учета используется ≪Акт о приеме (поступлении) оборудования≫. При передаче оборудования для выполнения монтажных работ заполняется ≪Акт о приемке-передаче оборудования в монтаж≫.  
Каждому объекту основных средств, принятому на учет, присваивается инвентарный номер, который сохраняется на все время эксплуатации объекта. Обычно объекты нумеруются по серийно порядковой системе, номера указываются во всех первичных документах и регистрах бухгалтерского учета.  
Акт приемки-передачи вместе с приложенными техническими документами передается в бухгалтерию организации, где на его основании открывают инвентарную карточку. форма № ОС-6 ≪Инвентарная карточка учета объекта основных средств≫ (для одного объекта); форма № ОС-ба ≪Инвентарная карточка группового учета основных средств≫ (для нескольких объектов); форма № ОС-66 ≪Инвентарная книга учета основных средств≫ (для использования на малых предприятиях). В инвентарных карточках отражается весь путь движения объекта (или группы): поступление, все перемещения внутри организации, реконструкция, модернизация, капитальный ремонт, выбытие или списание, а также отражаются сведения о начисленной амортизации с начала эксплуатациии о переоценке основных средств.  
На основании инвентарных карточек на поступившие и выбывшие объекты в конце каждого месяца формируют ведомость движения основных средств.

 

Учет выбытия основных средств.

 
Объекты основных средств выбывают из хозяйствующих субъектов по следующим причинам: 
• продажа (реализация) объекта; 
• списание в случае морального и физического износа; 
• ликвидация при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях; 
• передача в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций; 
• передача по договорам мены, дарения; 
• по другим причинам. 
Перемещение объектов основных средств между структурными подразделениями внутри организации выбытием не считается. 
Для решения вопросов оформления необходимой документации на их списание решением руководителя организации создается постоянно действующая комиссия. В состав комиссии обязательно входят лица, ответственные за сохранность объектов основных средств, и главный бухгалтер организации. Принятое комиссией решение о списании объекта основных средств оформляется актами на списание основных средств. Актом по форме № ОС-4 оформляется списание одного объекта основных средств, а актом по форме № ОС-46 — одновременное списание нескольких объектов. Акты на списание оформляются в двух экземплярах, подписываются членами комиссии и утверждаются руководителем организации. Оформленные акты на списание основных средств передаются в бухгалтерию организации, которая отмечает снятие с учета объектов в инвентарных карточках (или инвентарной книге). Инвентарные карточки по выбывшим основным средствам продолжают храниться в течение срока, установленного руководителем организации, но не менее пяти лет. 
Для учета выбытия объектов основных средств к счету 01 может быть открыт самостоятельный субсчет ≪Выбытие основных средств≫. Тогда выбытие отражается: 
Д-т 01/1 К-т 02— на сумму накопленных амортизационных отчислений по выбывающим объектам основных средств; и 
Д-т 01 К-т 01/1— на сумму первоначальной (восстановительной) стоимости выбывающего объекта. 
Таким образом, на субсчете ≪Выбытие основных средств≫ определяется остаточная стоимость выбывающего объекта основных средств. По окончании операции выбытия остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 на счет 91. 
Кроме того, организация может нести дополнительные затраты, связанные с выбытием объектов. Это и начисленная заработная плата работникам, участвующим в предпродажной подготовке или демонтаже объекта; ЕСН; стоимость израсходованных материалов; налоги и сборы; стоимость услуг сторонних организаций; - все эти затраты относятся к операционным расходам и могут либо предварительно аккумулироваться на счете 23, либо сразу относиться на счет 91. В бухгалтерском учете эти операции отражаются: 
Д-т 91 субсчет ≪Прочие расходы≫ К-т 10 ,70,69,68  
Поступления, связанные с продажей и прочим списанием основных средств, отражаются: 
Д-т 50, 51, 62 К-т 91, субсчет ≪Прочие доходы≫. 
Таким образом, вся информация, необходимая для определения финансового результата от выбытия объектов основных средств, аккумулируется на счете 91. Если кредит счета больше его дебета, организация получила прибыль, а если наоборот — убыток. Этот финансовый результат в конце месяца списывается на счет 99. 
Передача объекта основных средств в собственность других лиц (по договорам мены, дарения или по вкладам в уставные капиталы других организаций) оформляется актами приемки-передачи. Остаточная стоимость объекта определяется также на счете 01/1. Выбытие объекта в счет вкладов в уставный капитал другой организации отражается: 
Д-т 91, субсчет ≪Выбытие основных средств≫ 
К-т 01/1— на сумму остаточной стоимости передаваемого объекта. 
При безвозмездной передаче объекта основных средств все расходы, связанные с его выбытием, признаются операционными расходами организации. Остаточная стоимость передаваемого объекта определяется на счете 01 традиционным способом и списывается на счет 91 ≪. На сумму убытка от передачи объекта основных средств делается запись: 
Д-т 99 ≪Прибыли и убытки≫ 
К-т 91 ≪Прочие доходы и расходы≫, субсчет ≪Выбытие основных средств≫. 
Основные средства выбывают, если  
1) они износились 
2) они были вложены в уставной капитал другого предприятия 
3) произошло ЧП (пожар, кража) ДТ 99 КТ 01 
4) предприятие ликвидировано 
5) произошло какое-л. Бедствие 
Два варианта выбытия: 
1) списание на счет 91: ДТ 91 КТ 01 
2) ДТ 01/1 КТ 01 – списание первоначальной стоимости (20 000) 
ДТ 02 КТ 01/1 – списание износа (18 000) 
ДТ 91 КТ 01/1 – списание остаточной стоимости (2 000) 
Документ на списание: акт на списание.

 

осстановление основных средств может осуществляться посредством ремонта (текущего, среднего и капитального), а также модернизации и реконструкции.

Ремонт основных средств рекомендуют производить в соответствии с планом, который формируют по видам основных средств, подлежащих ремонту, в денежном выражении, исходя из системы планово-предупредительного ремонта, разрабатываемой организацией с учетом технических характеристик основных средств, условий их эксплуатации и других причин. Системой планово-предупреди-тельного ремонта предусматривается обслуживание основных средств, текущий и средний ремонт, а также капитальный и особо сложный ремонт отдельных объектов основных средств. План ремонта и система планово-предупредительного ремонта утверждаются руководителем организации.

К работам по обслуживанию, а также текущему и среднему ремонту объектов основных средств относятся работы по систематическому и своевременному предохранению их от преждевременного износа и поддержанию в рабочем состоянии. Учет затрат на производство капитального ремонта организуется по отдельным объектам или группам основных средств.

Затраты, производимые на ремонт основных средств, отражаются в соответствующих первичных документах по учету операций отпуска (расхода) материальных ценностей, начисления оплаты труда, задолженности подрядчикам за выполненные работы по капитальному и другим видам ремонта, и другие расходы.

Затраты по законченному ремонту основных средств, осуществляемые:

  • подрядным способом, отражаются в бухгалтерском учете по дебету счета, на котором аккумулируются указанные затраты в корреспонденции со счетами учета расчетов;

  • хозяйственным способом, — по дебету счетов учета издержек производства (обращения) в корреспонденции с кредитом счетов учета производственных затрат.

Приемка объектов по окончании капитального ремонта производится по акту приемки-сдачи отремонтированных, реконструируемых и модернизированных объектов (форма ОС-3). При этом должен осуществляться контроль за правильным выполнением объема работ.

Если предстоящая сумма запланированного ремонта велика, то ремонт может осуществляться за счет заранее сформированного резерва. При этом в течение достаточно длительного периода равные суммы включаются в себестоимость (дебет затратных счетов) и формируется резервный фонд (кредит счета 96 "Резерв предстоящих расходов"). При производстве ремонта фактические расходы списываются за счет резерва (например, дебет счета 96 и кредит счета 10 "Материалы").

Рис. 4.5. Общая схема корреспонденции счетов при осуществлении ремонта основных средств

При инвентаризации резерва расходов на ремонт основных средств (включая арендованные объекты) излишне зарезервированные суммы в конце года сторнируются.

Когда окончание ремонтных работ по объектам с длительным сроком их производства и существенным объемом указанных работ происходит в следующем за отчетным году, остаток резерва на ремонт основных средств не сторнируется. По окончании ремонта излишне начисленная сумма резерва относится на финансовые результаты отчетного периода.

Затраты на модернизацию и реконструкцию объектов основных средств после их окончания, когда указанные затраты улучшают ранее принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т. п.) объектов основных средств, увеличивают первоначальную стоимость объекта, относятся на добавочный капитал организации. В случае наличия у одного объекта нескольких частей, которые имеют разный срок полезного использования, замена каждой такой части при восстановлении учитывается как выбытие и приобретение самостоятельного объекта.

Учет ремонта и восстановления объектов основных средств


 

 

Переоценка основных средств

Переоценка - уточнение восстановительной стоимости основных средств с целью приведения к современному уровню рыночных цен. 
 
Зачем это нужно: организация год назад купила станок за 100 000 руб, за год начисленная амортизация – 5 000 рублей, т.о. остаточная стоимость 95 000 рублей должна быть отражена в балансе по строке Основные средства. Но! В истекшем году фирмой-производителем было выпущено в свет новое поколение станков, поэтому купленный год назад станок автоматически устарел и на рынке его можно продать только за 80 000 рублей. При помощи процедуры переоценки станок будет учен на балансе по рыночной стоимости – 80 000 рублей, что позволит соблюсти принципы полноты и достоверности при подготовке финансовой отчетности. 
 
На практике переоценка основных средств может быть использована :

  • для определения реальной рыночной стоимости основного средства;

  • привлечения инвестиций (например, для определения залоговой стоимости при получении кредита и др.);

  • при планируемом увеличении уставного капитала (которое может потребоваться, например, для привлечения средств путем выпуска ценных бумаг);

  • в целях финансового анализа для уточнения формирования себестоимости продукции и ее цены.

Информация о работе Понятие и классификация основных средств