Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 13:02, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в проведении теоретических и практических (аналитических) исследований организации потребительского кредитования и его роли в деятельности коммерческого банка на примере ОАО «Сбербанк России».
Курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:
- Изучение и теоретическое рассмотрение основ о понятии и сущности процесса потребительского кредитования в коммерческих банках;
- Изучение классификации и видов потребительского кредитования;
Введение.......................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы организации потребительского кредитования коммерческих банков……………………………………………………..................5
1.1 Понятие и сущность потребительского кредита.........................................5
1.2. Виды потребительского кредитования.......................................................10
1.3. Классификация потребительского кредита................................................20
1.4. Роль потребительского кредитования в экономике страны…….............24
1.5. Проблемы и перспективы развития потребительского кредита в РФ.....27
Глава 2. Практические основы организации потребительского кредитования на примере банка ОАО «Сбербанк России»................................................................ 31
2.1. Сбербанк России в текущих экономических условиях. Структура валового кредитного портфеля..................................................................................31
2.2 Анализ объема кредитов, выданных 2009-2012гг......................................33
2.3. Потребительский кредит ОАО «Сбербанка России» 2013 год...............42
Вывод...........................................................................................................................45
Список литературы....................................................................................................47
Что касается объемов просрочки на вторую половину 2011 года, то она существенно снизилась к концу исследуемого периода и на 1 января 2012 года составила уже 2,7%, а на начало 2013- 2,0% [19].
Таблица 4. Просрочка по потребительским кредитам [19].
дата |
01.01.2010 |
01.01.2011 |
01.01.2012 |
01.01.2013 |
Просрочка по кредитам, % |
3,4 |
3,5 |
2,7 |
2,0 |
Рассматривая валютную структуру кредитного портфеля Банка в части выдачи ссуд населению можно так же отметить постоянную тенденцию снижения доли кредитов, выдаваемых в иностранной валюте по сравнению с ссудами в рублях. На начало 2011 года доля валютных потребительских кредитов колебалась в районе 1,1-1,4%, в то время, как на конец не превысила 1%, составив на 1.01.2012 0,9%.
На протяжении 2011 года прирост кредитного портфеля Сбербанка за счет потребительских ссуд происходил достаточно неравномерно. Но, при этом стоит отметить, что он был стабильным и постоянным. Начало года было относительно стабильным, темпы роста не превышали 2% в месяц. Начиная с мая, данная динамика несколько изменилась. Ежемесячный прирост объема выдаваемых потребительских ссуд уже составил 2,6-3,3%.
Резкое увеличение отмечается в декабре 2011 года, когда объем потребительских ссуд увеличился сразу на 6,5% ( до 1777,4 млрд.руб. на 1 января 2012г.) [20].
Сбербанк является наиболее популярной кредитной организацией в нашей стране, занимающей лидирующие позиции, как в области кредитования, так и в сфере привлечения денежных средств населения и предприятий. Капитал банка на 1 февраля 2011 года составил 1080180 млн. рублей, что более чем на 70% превышает капитал ВТБ - банковской группы, находящей на втором месте по данному показателю. Что касается анализа финансовой деятельности Сбербанка в области выдачи потребительских кредитов, то как уже отмечалось выше, в данной сфере он является безусловным лидером на протяжении всего периода развития кредитования в РФ. Только в феврале 2011 года Сбербанк России выдал потребительских ссуд на сумму в 1 301,3 млн.руб. Для сравнения, за этот же период в ВТБ24 объем потребительского кредитования составил всего 381 258 млн.руб.. В нижеприведенной таблице приведены статистические данные, характеризующие кредитную деятельность Сбербанка за период с 2010 по февраль 2011 года.
Таблица 5. Кредитная деятельность Сбербанка за период с 2010 по январь 2011 года
Месяц |
Потребительские кредиты, млрд.руб. |
Из них: кредиты, выданные в иностранной валюте |
Доля валютных ссуд, % |
Темп прироста выдачи потребкредитов |
Доля просрочки % |
Январь 2010 |
1 129 858 |
21 467 |
1,90% |
3,40% | |
Февраль 2010 |
1 111 370 |
21 116 |
1,90% |
-1,64% |
3,50% |
Март 2010 |
1 106 391 |
19 915 |
1,80% |
-0,45% |
3,60% |
Апрель 2010 |
1 109 760 |
18 866 |
1,70% |
0,30% |
3,60% |
Май 2010 |
1 120 331 |
19 046 |
1,70% |
0,95% |
3,60% |
Июнь 2010 |
1 135 805 |
19 309 |
1,70% |
1,38% |
3,60% |
Июль 2010 |
1 157 565 |
19 679 |
1,70% |
1,92% |
3,60% |
Август 2010 |
1 172 089 |
18 753 |
1,60% |
1,25% |
3,60% |
Сентябрь 2010 |
1 185 844 |
17 788 |
1,50% |
1,17% |
3,60% |
Октябрь 2010 |
1 200 525 |
18 008 |
1,50% |
1,24% |
3,60% |
Ноябрь 2010 |
1 214 427 |
18 216 |
1,50% |
1,16% |
3,60% |
Декабрь 2010 |
1 227 324 |
18 410 |
1,50% |
1,06% |
3,60% |
Январь 2011 |
1 301 300 |
17 584 |
1,40% |
2,34% |
3,50% |
Как видно из таблицы, подавляющая часть потребительских кредитов населению выдается в отечественной валюте. Суды в долларах и в евро в кредитном портфеле Сбербанка (в части предоставления денежных средств населению) занимают менее 2%, причем, по сравнению с началом 2010 годом их величина постоянно снижается.
При этом, стоит отметить довольно низкую величину изменения объемов выданных потребительских кредитов. Об этом свидетельствуют низкие ежемесячные темпы прироста, величина которых колеблется в районе 1-2%.
С одной стороны это является тревожным моментом, поскольку в других банках объемы выдачи потребительских кредитов увеличиваются несколько сильнее (например, в Росбанке или Россельхозбанке темпы роста составляют 2-3%), но, учитывая то, что Сбербанк является безусловным лидером, а так же то, что в абсолютном выражении динамика изменения объемов кредитования хоть и несильная, но увеличивающаяся и стабильная, положение банка в данной сфере можно охарактеризовать как устойчивое.
Об этом так же свидетельствует и то, что доля просрочки на протяжении 2010 года практически не менялась, оставаясь на уровне 3,5%.
В нижеприведенной таблице приведены статистические данные, характеризующие кредитную деятельность Сбербанка за период с 2010 по февраль 2011 года.
На 01.2011 кредитный портфель физических лиц увеличился на 11,3% до 1 250,01 млрд. руб. Рост портфеля происходил в основном за счет потребительских и жилищных кредитов, что привело к снижению в структуре портфеля доли автокредитов.
Таблица 6. Динамика кредитного портфеля физических лиц в разрезе кредитных продуктов с 1 января 2010г.по 1 января 2013г.
Потребительские кредиты |
Жилищные кредиты |
«Автокредит» |
Всего | |
1 янв'10 доля, % |
47,5 |
43,9 |
8,6 |
100,0 |
остаток, млрд. руб. |
555,1 |
514,2 |
100,3 |
1 168,6 |
1 янв'11 доля, % |
47,8 |
46,1 |
6,1 |
100,0 |
остаток, млрд. руб. |
621,6 |
600,0 |
79,7 |
1 301,3 |
1 янв'12 доля, % |
52,5 |
42,9 |
4,6 |
100,0 |
остаток, млрд. руб. |
933,0 |
762,2 |
82,2 |
1777,4 |
1 янв'13 доля, % |
56,4 |
39,6 |
4,0 |
100,0 |
остаток, млрд. руб. |
1426,4 |
1000,2 |
102,0 |
2528,6 |
Одним из важнейших направлений развития портфеля ритейловых услуг банка стало расширение объемов потребительского кредитования. При этом основной акцент в реализации программы развития потребительского кредитования был сделан на работу с клиентами-участниками зарплатных проектов банка. Процедура выдачи кредитов для клиентов этой группы упрощена, а сами кредиты выдаются на более льготных условиях, так как банк располагает полной информацией о таких клиентах.
Кроме того, банком были увеличены сроки по отдельным видам кредитов, введены дополнительные льготные условия кредитования для клиентов, имеющих положительную кредитную историю, опробовано ипотечное кредитование, расширена линейка целевых кредитов (овердрафт «до зарплаты», на учебу, на покупку крупной бытовой техники).
Результатом проводимой банком в 2010 году политики в части потребительского кредитования стало увеличение объемов предоставленных населению кредитов по сравнению с 2009 годом в 2,5 раза.
Объемы выданных на эти цели кредитов увеличены банком, по сравнению с прошлым годом, более чем в два раза.
Вместе с тем, постоянно увеличиваются количество и объемы краткосрочного кредитования клиентов.
В 2012 году розничный бизнес был в центре внимания всей банковской системы России в первую очередь в связи с быстрым увеличением объемов розничного кредитования, в результате которого темп роста рынка достиг впечатляющего уровня — 39,4%.
На этом фоне Сбербанк сумел увеличить свою долю на рынке розничного кредитования.
За 2012 год объем продаж кредитных продуктов частным клиентам составил 1 870 млрд руб., что более чем в 1,5 раза превышает объем 2011 года. В структуре продаж преобладали потребительские кредиты – 71,2% от общего объема выдачи. Доля жилищных кредитов – 24,3%, автокредитов – 4,5%.
Доля Банка на рынке розничного кредитования выросла до 32,7%. В 2012
году Сбербанк активно участвовал в реализации государственных программ «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», «Развитие аграрно-промышленного комплекса» и «Образование». За год Банк выдал более 357 тыс. кредитов более чем на 455 млрд руб. в рамках жилищного кредитования и более 46 тыс. кредитов на 9,8 млрд руб. владельцам личных подсобных хозяйств в рамках программы «Развитие АПК».
В 2012 году Сбербанку удалось не только поддержать очень высокий темп роста рынка, но и увеличить долю в сегменте розничного кредитования до 32,7%. Самый высокий темп роста зафиксирован в сегменте потребительского кредитования. Вместе с тем хорошие результаты достигнуты в сегменте ипотечных кредитов, которые сохраняют первостепенное значение в продуктовой линейке Банка. В целом портфель розничных кредитов Сбербанка в 2012 году вырос на 42,3% — до 2,5 трлн руб.
Таблица 7. Доля Сбербанка на рынке кредитования физических лиц
Год |
2010 |
2011 |
2012 |
% |
31,9 |
32,0 |
32,7 |
Быстрый рост розничного кредитного портфеля обусловлен рядом инновационных решений, которые были внедрены в 2011-2012 годы. Среди них методы оценки кредитоспособности потенциальных заемщиков в рамках технологии «Кредитная фабрика».
Были проведены работы, направленные на обеспечение высокого качества услуг в сегменте розничного кредитования, — оптимизация процесса выдачи кредитов и предоставление более быстрого ответа по кредитным заявкам. В итоге в 2012 году сократился средний срок рассмотрения заявки на получение кредита физическим лицом примерно на 30%.
В 2012 году главным драйвером роста розничного кредитного портфеля Сбербанка, безусловно, стали потребительские кредиты, или кредиты на неотложные нужды: годовой темп роста в этом сегменте достиг 44,6% (для сравнения: в 2011 году он составил 43,7%). В 2012 году портфель потребительских кредитов Сбербанка рос чуть быстрее, чем рынок в целом. Как следствие, доля Банка на рынке потребительского кредитования увеличилась до 32,8%.
Таблица 8. Доля Сбербанка на различных рынках кредитования физических лиц.
Вид |
Год | ||
2010 |
2011 |
2012 | |
Кредитные карты |
12,2 |
17,5 |
22,4 |
Автокредиты |
14,6 |
11,7 |
12,0 |
Ипотека |
46,3 |
47,4 |
47,6 |
Потребительские кредиты |
31,8 |
32,4 |
32,8 |
Бизнес Банка, связанный с кредитными картами, значительно вырос в 2012 году. За год объем ссудной задолженности по кредитным картам увеличился на 139% — до 153 млрд руб., а количество выпущенных карт выросло почти вдвое — до 8,5 млн штук. В результате в 2012 году Сбербанк стал лидером рынка кредитных карт.
Информация о работе Потребкредитование на примере банка ОАО «Сбербанк России»