Правовые основы функционирования коммерческих банков РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 08:06, контрольная работа

Краткое описание

Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры - одна из важнейших (и чрезвычайно сложных) задач экономической реформы в России. Особенно важным видится развитие банковской системы за рубежом, так как именно практика зарубежных банков в развитых странах предопределяет становление современной отечественной банковской системы, приближает её к международным стандартам и, таким образом, обусловливает выход российских банков на мировой уровень, а значит и восстановление, укрепление доверия со стороны иностранных партнеров по отношению к нашей стране.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Правовые основы функционирования коммерческих банков в РФ…………5
1.1 Основы организации коммерческого банка. Порядок регистрации и лицензирования…………………………………………………………………...5
1.2.Функции коммерческих банков…………………………………………….11
2. Взаимоотношения коммерческих банков …………………………………..14
2.1. Отношения коммерческих банков с клиентами и с ЦБ РФ………………14
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………

Вложенные файлы: 1 файл

ДКБ контр работа.Правовые основы функ ком банков.docx

— 55.16 Кб (Скачать файл)

министерство  образования и науки рф

 

федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение  высшего профессионального образования

 

камская государственная инженерно-экономическая  академия

 

 

 

кафедра финансов и бухгалтерского учета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по  дисциплине «ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ»

на  тему: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ РФ

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа выполнена

студентом (кой)

группы 4250-с

Салимовой С.С.

 

Руководитель:

доцент Нуретдинова Л.Г.

 

 

 

 

 

Набережные Челны  – 2012 г.

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...2

1. Правовые основы функционирования коммерческих банков в РФ…………5

1.1 Основы организации коммерческого банка. Порядок регистрации и лицензирования…………………………………………………………………...5

1.2.Функции коммерческих банков…………………………………………….11

2. Взаимоотношения коммерческих банков …………………………………..14

2.1. Отношения коммерческих банков с клиентами и с ЦБ РФ………………14

Заключение……………………………………………………………………….26

Список использованной литературы…………………………………………...27

 

 

Введение

Банковская система - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики.

 Развитие банков, товарного  производства и обращения шло 
параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, проводя денежные 
расчеты, кредитуя хозяйство, выступая посредниками в перераспределении 
капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, 
способствуют росту производительности общественного труда.  
Современная банковская система - это важнейшая сфера национального 
хозяйства любого развитого государства. Её практическая роль 
определяется тем, что она управляет в государстве системой платежей и 
расчетов; большую часть своих коммерческих сделок осуществляет через 
вклады, инвестиции и кредитные операции; наряду с другими финансовыми 
посредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и 
производственным структурам. Коммерческие банки, действуя в соответствии с денежно-кредитной политикой государства, регулируют движение денежных потоков, влияя на скорость их оборота, эмиссию, общую массу, включая количество наличных денег, находящихся в обращении. Стабилизация же роста денежной массы - это залог снижения темпов инфляции, обеспечении постоянства уровня цен, при достижении которого рыночные отношения воздействуют на экономику народного хозяйства самым эффективным образом.

Современная банковская система - это сфера многообразных услуг  своим клиентам - от традиционных депозитно-ссудных и расчетно-кассовых 
операций, определяющих основу банковского дела, до новейших форм 
денежно-кредитных и финансовых инструментов, используемых банковскими структурами (лизинг, факторинг, траст и т.д.). 

Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры - одна из важнейших (и чрезвычайно сложных) задач экономической реформы в России. Особенно важным видится развитие банковской системы за рубежом, так как именно практика зарубежных банков в развитых странах предопределяет становление современной отечественной банковской системы, приближает её к международным стандартам и, таким образом, обусловливает выход российских банков на мировой уровень, а значит и восстановление, укрепление доверия со стороны иностранных партнеров по отношению к нашей стране.

Сегодня, в условиях развитых товарных и финансовых рынков, структура банковской системы резко усложняется. Появляются новые виды финансовых учреждений, новые кредитные учреждения, инструменты и методы обслуживания клиентуры.

В литературе структура банков в экономике развитых стран освещается 
недостаточно подробно, но это и неудивительно, потому что экономисты в 
большинстве своем пытаются анализировать и изучать банковскую систему 
России. Хотя изучение опыта развитых стран в организации банков 
оказалось бы не менее полезным.

Основная трудность при  работе над темой заключалась  в том, что 
недостаточно данных, касающихся современного состояния банковского дела в зарубежных странах. И цель данной работы – систематизировать и 
обобщить имеющиеся сведения, дать по возможности более точные данные, 
выявить действительное состояние банковской системы в развитых странах. 
В этом и заключается ее основная идея

 

 

 

 

 

 

1.Правовые основы функционирования коммерческих банков в РФ.

1.1.Основы организации коммерческого банка. Порядок регистрации и лицензирования

В соответствии с лицензией  Банка России на осуществление банковских операций банк вправе осуществлять выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами, выполняющими функции платежного документа, с  ценными бумагами, подтверждающими  привлечение денежных средств во вклады и на банковские счета, с иными  ценными бумагами, осуществление  операций с которыми не требует получения  специальной лицензии в соответствии с федеральными законами, а также вправе осуществлять доверительное управление указанными ценными бумагами по договору с физическими и юридическими лицами. Кредитная организация имеет право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии с федеральными законами.

Кредитная организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное  наименование на русском языке. Кредитная  организация вправе иметь также  полное фирменное наименование и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации  и (или) иностранных языках.

Кредитная организация имеет  учредительные документы, предусмотренные  федеральными законами для юридического лица соответствующей организационно-правовой формы.

Устав кредитной организации  должен содержать:

1) фирменное наименование;

2) указание на организационно-правовую  форму;

3) сведения об адресе (месте  нахождения) органов управления  и обособленных подразделений;

4) перечень осуществляемых  банковских операций и сделок  в соответствии с ФЗ N 395-1 "О  банках и банковской деятельности";

5) сведения о размере  уставного капитала;

6) сведения о системе  органов управления, в том числе  исполнительных органов, и органов  внутреннего контроля, о порядке  их образования и об их полномочиях;

7) иные сведения, предусмотренные  федеральными законами для уставов  юридических лиц указанной организационно-правовой  формы.

Уставный капитал кредитной  организации составляется из величины вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов. Минимальный  размер уставного капитала вновь  регистрируемого банка на день подачи ходатайства о государственной  регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 180 миллионов  рублей. Не могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации привлеченные денежные средства. Учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его регистрации.

Основанием для начала деятельности банка является получение  лицензии на осуществление банковских операций. Права и обязанности  по выдаче лицензий на проведение банковских операций и их отзыву возложены на Банк России. Новый банк должен быть зарегистрирован в Книге государственной  регистрации кредитных организаций, которую ведет Банк России, и лишь затем он вправе выполнять операции.

Лицензия на осуществление  банковских операций учитывается в  специальном реестре, который публикуется  Банком России в официальном издании -- «Вестнике Банка России» -- не реже одного раза в год. В лицензии содержится информация и о том, какие банковские операции может выполнять данная кредитная организация. Такая лицензия выдается без ограничения срока ее действия.

Юридические лица, претендующие на получение лицензии и государственную  регистрацию, обязаны представить  в Банк России перечень документов, а также должны соответствовать  требованиям, устанавливаемым к  руководству банком, его финансовому  положению.

Для государственной регистрации  кредитной организации и получения  лицензии на осуществление банковских операций необходимо представить следующие  документы:

1) заявление с ходатайством  о государственной регистрации  кредитной организации и выдаче  лицензии на осуществление банковских  операций;

2) учредительный договор,  если его подписание предусмотрено  федеральным законом;

3) устав;

4) протокол собрания учредителей  о принятии устава и об утверждении  кандидатур для назначения на  должности руководителей исполнительных  органов и (или) главного бухгалтера;

5) свидетельство об уплате  государственной пошлины;

6) копии свидетельства  о государственной регистрации  учредителей -- юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, а также подтверждение налоговыми органами выполнения учредителями -- юридическими лицами обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года;

7) декларации о доходах  учредителей -- физических лиц, заверенные налоговыми органами, подтверждающие источники происхождения средств, вносимых в уставный капитал кредитной организации;

8) анкеты кандидатов на  должности руководителей исполнительных  органов и (или) главного бухгалтера  кредитной организации, заполняемые  ими и содержащие сведения:

§ о наличии у этих лиц высшего юридического или экономического образования (с представлением копии диплома или заменяющего его документа) и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при отсутствии специального образования опыта руководства таким подразделением не менее двух лет;

§ о наличии (отсутствии) судимости.

Полученные документы  рассматриваются Банком России, решение  о выдаче или об отказе в выдаче лицензии должно быть принято в срок, не превышающий шести месяцев  с даты представления перечисленных документов.

Банк России может отказать в государственной регистрации  и выдаче лицензии на осуществление  банковских операций. Отказ допускается  только по следующим основаниям:

1) несоответствие квалификационным  требованиям, предъявляемым к  предлагаемым кандидатам на должности  руководителей исполнительных органов  и (или) главного бухгалтера. Под  несоответствием квалификационным  требованиям, предъявляемым к  указанным лицам, понимается:

§ отсутствие у них высшего  юридического или экономического образования  и опыта руководства отделом  или иным подразделением кредитной  организации, связанного с осуществлением банковских операций, либо опыта руководства  таким подразделением не менее двух лет;

§ наличие судимости за совершение преступлений против собственности, хозяйственных и должностных  преступлений;

§ совершение в течение  года административного правонарушения в области торговли и финансов, установленного вступившим в законную силу постановлением органа, уполномоченного  рассматривать дела об административных правонарушениях;

§ наличие в течение  последних двух лет фактов расторжения  с указанными лицами трудового договора (контракта) по инициативе администрации по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом Российской Федерации (ТК РФ);

2) неудовлетворительное  финансовое положение учредителей  кредитной организации или невыполнение  ими своих обязательств перед  федеральным бюджетом, бюджетом  субъектов Российской Федерации  и местными бюджетами за последние  три года;

3) несоответствие документов, поданных для государственной  регистрации кредитной организации  и получения лицензии, требованиям  федеральных законов.

Решение об отказе в государственной  регистрации и выдаче лицензии сообщается учредителям кредитной организации  в письменной форме и должно быть мотивированным.

Отказ в государственной  регистрации и выдаче лицензии, непринятие Банком России в установленный срок соответствующего решения могут  быть обжалованы в арбитражный суд.

В интересах обеспечения  безопасности банковской системы Банк России может отозвать ранее выданную лицензию как у российских, так и у иностранных банков. Это может произойти в случаях:

1) установления недостоверности  сведений, на основе которых ранее  была выдана лицензия;

2) задержки начала осуществления  банковских операций, предусмотренных  лицензией, более чем на год  со дня ее выдачи;

3) установления фактов  недостоверности отчетных данных;

4) осуществления, в том  числе однократного, банковских  операций, не предусмотренных лицензией  Банка России;

Информация о работе Правовые основы функционирования коммерческих банков РФ