Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 08:06, контрольная работа
Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры - одна из важнейших (и чрезвычайно сложных) задач экономической реформы в России. Особенно важным видится развитие банковской системы за рубежом, так как именно практика зарубежных банков в развитых странах предопределяет становление современной отечественной банковской системы, приближает её к международным стандартам и, таким образом, обусловливает выход российских банков на мировой уровень, а значит и восстановление, укрепление доверия со стороны иностранных партнеров по отношению к нашей стране.
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Правовые основы функционирования коммерческих банков в РФ…………5
1.1 Основы организации коммерческого банка. Порядок регистрации и лицензирования…………………………………………………………………...5
1.2.Функции коммерческих банков…………………………………………….11
2. Взаимоотношения коммерческих банков …………………………………..14
2.1. Отношения коммерческих банков с клиентами и с ЦБ РФ………………14
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………
· По степени кредитоспособности
клиенты подразделяются на классы.
Чаще всего банки используют шкалу
из пяти классов, присваиваемых клиентам
в зависимости от ряда показателей,
характеризующих их деятельность, в
том числе от доходности, качества
обеспечения кредита и др. Некоторые
банки присваивают клиенту
· По характеру обслуживания клиентов банка можно разделить на группу с традиционным обслуживанием и группу VIP-клиентов (клиентов, в которых банк наиболее заинтересован). VIP-клиенты -- физические лица, обладающие высокими личными доходами, помещаемыми во вклад или на пластиковую банковскую карту.
· По принадлежности к сектору экономики различают клиентов нефинансового и финансового секторов.
Зачастую банки делят своих клиентов по принадлежности к отрасли народного хозяйства (промышленные, сельскохозяйственные, торговые и т.п.).
Особого внимания заслуживают принципы взаимоотношений банка с клиентами. Под принципами взаимоотношений банка с клиентами понимают основы их деятельности, правила, которых им следует придерживаться. Принципы взаимоотношений банка с клиентом затрагивают обе стороны.
· Принцип взаимной заинтересованности предполагает сохранение взаимоотношений банка и клиента благодаря компромиссу, уступкам, основанным на реальных возможностях участников сделки.
· Принцип платности. Банк и предприятие -- коммерческие единицы, мотивом их деятельности является не только производство продукта, но и получение прибыли.
· Принцип рациональной деятельности -- это, прежде всего, принцип банковской деятельности. Но он соотносится не только с работой банка. Клиент потому и обращается в банк, что хочет рационально организовать свою деятельность, т.е. посредством денежно-кредитных платежей ускорить производство и обращение своего продукта.
· Принцип обеспечения
ликвидности. Ликвидность как способность
расплачиваться по обязательствам одинаково
важна для банка и для клиента.
В отношениях друг с другом обе
стороны рассчитывают на сохранение
своей ликвидности. Задача банка
состоит в том, чтобы сохранить
собственную ликвидность и
· Принцип взаимной обязательности
требует учета интересов
· Данный принцип тесно
соприкасается с принципом
· Не менее важен принцип ответственности. Банки и клиенты несут ответственность друг перед другом в случае невыполнения принятых договоренностей.
· Банк и клиент как самостоятельные субъекты руководствуются принципом ответственности. Они могут требовать лишь то, что предусмотрено соглашением, но не имеют права вмешиваться в повседневную деятельность друг друга. Исключение делается лишь для тех клиентов и банков, которые являются акционерами, обладающими долей в капитале, позволяющей им контролировать работу противоположной стороны.
· Принцип партнерских отношений состоит в том, что банк и клиент действуют по отношению друг к другу как партнеры. Каждый клиент, вне зависимости от территориального расположения, сам определяет, услугами какого банка ему воспользоваться. В равной степени это относится и к банку, который выбирает себе клиента. Ориентируясь на запросы клиента, работая на него, банк содействует непрерывности, высокому качеству, конкурентоспособности его производства, получению дохода, достаточного для воспроизводства. Обеспечивая клиенту доход, банк реализует и свой коммерческий интерес, получая вознаграждение в форме ссудного процента или комиссии.
· В соответствии с принципом договорных отношений основополагающие банковские операции (кредитные, депозитные и расчетные) оформляются договором. В более общем смысле, с точки зрения права, здесь можно говорить о принципе законопослушания. Банк и его клиенты ведут свою деятельность с соблюдением установленных законом правил.
· Принцип дифференцированности связан с индивидуальными особенностями клиентов. Характер кругооборота капитала, направление деятельности клиентов вызывают неодинаковый подход к организации их кредитно-расчетного обслуживания, особую организацию аппарата управления банка.
· Выделяют также этические принципы банковской деятельности. Согласно Кодексу этических принципов банковского дела, принятому на Съезде российских банков в 2002 г., основой профессиональной деятельности банков являются:
-понимание гражданского
и профессионального долга
-признание равенства
участников гражданского
-максимальная прозрачность
профессиональной деятельности
при абсолютной надежности в
сохранении конфиденциальной
-совершенствование
-безусловное соблюдение
взятых на себя обязательств
и гарантирование высокого
-обеспечение разумной рискованности банковских операций;
-полнота ответственности
за качество и результаты
-честная конкуренция,
противодействие
-участие в противодействии
легализации доходов,
-отказ от сотрудничества с юридическими и физическими лицами с сомнительной деловой репутацией;
-установление и развитие
межнациональных и
· Принципом банковской деятельности является соблюдение законов, регулирующих деятельность кредитных организаций. В отношениях с деловыми партнерами банки:
-строят отношения на
взаимном доверии, уважении и
равноправии, не допускают
-строго руководствуются принципом ненарушаемости взятых на себя договорных и иных обязательств, вытекающих из деловых отношений или обусловленных ими;
-полностью, своевременно
и в строгом соответствии с
законом выполняют свои
-отдают приоритет переговорам и поиску компромисса в случае возникновения разногласий и споров.
Сочетание деловых и нравственных принципов банковской деятельности позволяет банкам эффективнее реализовать свою роль в экономике.
Права и обязанности банка.
Во взаимоотношениях друг с другом банк и его клиенты имеют твердо установленные права и обязанности, которые вытекают из договорных отношений и определяются банковским законодательством.
Права банка, как и всякого юридического лица, охраняются законодательством страны. Он вправе совершать экономические операции и сделки в соответствии с его статусом, делая при этом все, что не запрещает закон и разрешают банковское законодательство и нормы, установленные Центральным банком Российской Федерации. При нарушении прав банк имеет право защищать свои интересы в суде.
Обязанности банка. Банк должен выполнять обязательства, вытекающие из его договорных отношений с клиентом. Банк обязан сохранять постоянство в манере деятельности, анализировать работу юридического лица не реже одного раза в год. На практике сбор сведений о клиентах и анализ деятельности крупных клиентов проводятся один раз в квартал.
Банковская тайна. Важнейшая обязанность банка -- сохранять в тайне дела клиента.
Раскрытие информации допускается в четырех случаях:
1) с согласия клиента;
2) в интересах банка;
3) в общественных интересах;
4) в соответствии с законом.
Информацию раскрывают в интересах банка, например, если против банка начинаются процессуальные действия: чтобы защитить себя, он вынужден сообщать сведения без каких-либо ограничений.
Раскрытие информации допускается в общественных интересах, если банку становятся известны факты террористических действий клиента или торговые отношения клиента с врагом в военное время.
В ряде случаев раскрытие
информации неизбежно в силу принуждения
закона. По законодательству Российской
Федерации банки и небанковские
кредитные организации
Информация по счетам и вкладам физических лиц выдается банками этим лицам, судам, а также органам предварительного следствия по делам, находящимся в производстве, только с согласия прокурора.
За разглашение банковской тайны Банк России, коммерческие банки, небанковские кредитные, а также аудиторские организации и их должностные лица и работники несут ответственность, в том числе возмещают нанесенный ущерб.
Права и обязанности клиента
Банковское законодательство обеспечивает клиенту права:
· на открытие счета в банке;
· возврат средств, помещенных на счет в банке;
· отсрочку платежа банку;
· в определенных случаях -- на самостоятельное выполнение некоторых банковских операций;
· на участие в совете банка, банковских ассоциациях.
На макроуровне интересы
клиента могут обеспечиваться посредством
участия крупных предприятий
как агентов хозяйства в
Обязанности клиента не менее определенны. Клиенты ответственны перед законом за свою подпись в договорах с банком. Друг с другом они должны рассчитываться не напрямую, а через банки (при совместном финансировании проектов -- через два-три банка).
Клиенты обязаны соблюдать правила, установленные банком, при совершении тех или иных операций. В процессе кредитования клиент обязуется своевременно представлять достоверную информацию, свой баланс, при необходимости -- некоторые расшифровки к отдельным его статьям, информировать о важных изменениях в финансовой, производственной или торговой деятельности.
При проведении расчетных
операций клиент должен правильно оформлять
расчетные документы, чтобы предотвратить
случаи мошенничества или подделки
и не вводить банк в заблуждение.
Давать поручения о перечислении
платежей клиент обязан, если на его
расчетном счете имеются
Если клиент хочет провести платеж, он обязан прийти в банк и на месте заполнить необходимые денежные документы либо заблаговременно дать банку распоряжение о перечислении определенных сумм со своего счета.
В обязанности клиента входит анализ деятельности банка, которому он доверяет денежные средства и через который проводит платежи.
Существующие тенденции во взаимоотношениях клиента и банка можно охарактеризовать следующим образом. Происходящие в мире экономические и политические события, новые рынки отражаются на:
· численности и составе клиентов;
· сфере отношений банка с клиентом.
Одной из тенденций в сфере предоставления услуг является возрастание масштабов банковских операций. Увеличение банковского сегмента экономических отношений стало возможным за счет увеличения масштабов производственной, торговой, финансовой деятельности экономических субъектов и за счет роста их числа. Благодаря развитию информационных технологий, электронной и компьютерной техники банки проникают на удаленные территории, завоевывая новых клиентов.
Существенные изменения происходят в структуре банковской клиентуры в сторону ее выравнивания. Клиентами банка оказываются и крупные, и мелкие предприятия. Банки обслуживают все большее число клиентов с низким достатком. Мини-кредиты, предоставляемые малоимущим гражданам, становятся все более заметным явлением.
Банки усиливают внимание к клиентам -- физическим лицам. Среди потребителей банковских услуг мы видим людей старше 70 лет, несовершеннолетних граждан. Заметно расширяется перечень услуг, которыми пользуются клиенты банков. Чем более развита экономика страны и выше достаток населения, тем более развиты связи банков с физическими лицами.
Информация о работе Правовые основы функционирования коммерческих банков РФ