Проблемы и перспективы ипотечного кредитования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 12:00, курсовая работа

Краткое описание

Жилищная проблема в России, обострившаяся в условиях развития рыночной экономики, вызвала потребность в новых научных подходах к ее решению. Важным изменением государственной жилищной политики стала ориентация на развитие ипотечного кредитования. Тем самым государственная жилищная политика приобрела существенно большую социальную базу, поскольку благодаря ипотеке улучшение жилищных условий стало возможным для широких слоев населения, и, прежде всего среднего класса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Теоретические основы ипотечного кредитования
1.1 Сущность и отличительные черты ипотеки
1.2 Объекты и субъекты ипотечного кредитования
1.3 Классификация ипотечных кредитов
1.4 Нормативно-правовое регулирование ипотечного кредитования в РФ
ГЛАВА 2 Анализ развития ипотеки в России на современном этапе
2.1 Анализ рынка ипотечного кредитования в России
2.2 Анализ развития ипотечного жилищного кредитования в регионах
2.3 Риски ипотечного кредитования
ГЛАВА 3 Основные направления развития ипотечного кредитования в России
3.1 Проблемы, сдерживающие развитие ипотечного кредитования
3.2 Перспективы развития ипотечного кредитования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации111.docx

— 155.11 Кб (Скачать файл)

 

Нужно отметить, что перечисленные  выше субъекты ипотечного кредитования преследуют различные цели.

1.3 Классификация  ипотечных кредитов.

            Ипотечные кредиты классифицируются по различным признакам.4

1. По объекту недвижимости:

  • земельные участки;
  • предприятия, а также здания, сооружения и иное недвижимое имущество, используемое в предпринимательской деятельности;
  • жилые дома, квартиры и части жилых домов и квартир, состоящие из одной или нескольких изолированных комнат;
  • дачи, садовые дома, гаражи и другие строения потребительского назначения;
  • воздушные, морские суда, суда каботажного плавания и космические объекты;
  • объекты незавершенного строительства.

2. По целям кредитования:

  • приобретение готового жилья в многоквартирном доме либо отдельного дома на одну или несколько семей в качестве основного или дополнительного места жительства; приобретение дома для сезонного проживания, дачи, садовых домиков с участками земли; приобретение земельного участка под застройку. Как правило, кредиты на приобретение готового жилья предоставляются единым разовым платежом;
  • на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт индивидуального жилья, домов сезонного проживания, на инженерное обустройство земельного участка (прокладку коммуникационных сетей);
  • строительство и приобретение готового жилья с целью инвестиций.

Данное кредитование строительства  жилья происходит поэтапно: каждый последующий платеж осуществляется только после завершения его предыдущего  этапа.

3. По виду кредитора:

  • банковские;
  • небанковские.

4. По виду заемщиков:

  • как субъектов кредитования:

– кредиты, предоставляемые  застройщикам и строителям;

– кредиты, предоставляемые  непосредственно будущему владельцу  жилья;

  • по степени аффилированности заемщиков кредиты могут предоставляться:

– сотрудникам банков;

– сотрудникам фирм –  клиентов банка;

– клиентам риэлтерских  фирм, клиенты;

– лицам, проживающим в  данном регионе;

– всем желающим.

5. По способу рефинансирования. Ипотечным кредитованием занимаются  различные кредитные институты.  Особенности их деятельности  заключены в способе рефинансирования  выдаваемых кредитов (табл. 2).

6. По срокам кредитования. В ряде стран классификация  кредитов различается по срокам (табл. 3).

          Таблица 2

Способы рефинансирования ипотечных  кредитов

Способ рефинансирования

Вид кредитного института

1

Выпуск ипотечных облигаций

Ипотечные банки

3

Собственные, привлеченные и заемные средства (в т.ч. займы  международных организаций)

Универсальные банки

4

Продажа закладных ипотечному агентству или крупному ипотечному банку, собственные, привлеченные и  заемные средства (в т.ч. займы  международных организаций)

Кредитные учреждения, занимающиеся ипотечным кредитованием и заключившие  договор с ипотечным агентством или крупным ипотечным банком


 

Таблица 3

Классификация кредитов по срокам

Виды кредитов

Страны

 

Великобритания

Страны континентальной  Европы

США

Россия

Краткосрочные

До 3-х лет

До 1 года

До 1 года

До 1 года

Среднесрочные

3-10 лет

1-5 лет

1-10 лет

1-3 года

Долгосрочные

Более 10 лет

Более 5 лет

Более 10 лет

Более 3-х лет


 

1.4 Нормативно-правовое  регулирование ипотечного кредитования  в РФ.

Деятельность кредитных  организаций на российском ипотечном  рынке регламентируется действующими законодательными актами, регулирующими  систему ипотеки. Формирование законодательной  базы ипотечного кредитования в России началось с середины 90-х гг. прошлого столетия. Права гражданина на жилье  и на охрану частной собственности  закреплены в Конституции РФ (1993г.). Важным шагом развития российского  ипотечного законодательства стало  принятие первой (1995г.) и второй (1996г.) частей ГК РФ. Кодекс устанавливает общие правила обеспечения кредитов под залог недвижимости; положения о праве собственности и других вещных правах на другие помещения; основания обращения взыскания на заложенное жилое помещение и др. ГК РФ предусматривает ряд правил в отношении обязательной государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество, а также возникновения, ограничения и перехода таких прав. Кроме того, были введены дополнительные требования к договору купли-продажи жилой недвижимости. В частности, государственной регистрации подлежит не только переход права собственности на жилую недвижимость по такому договору о продавца к покупателю, но и сам этот договор.

Во исполнение требования ГК РФ 21.06.1997г. был принят ФЗ № 122 “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.

Для содействия развитию вторичного рынка ипотечных кредитов в 1997г. было создано Федеральное агентство  жилищного ипотечного кредитования (ФАИЖК), призванное способствовать становлению  частного кредитования жилищной сферы, в т.ч. на основе долгосрочного ипотечного кредитования.

Основные направления  деятельности ФАИЖК зафиксированы  в федеральной целевой программе  “Свой дом”. ФАИЖК призвано выполнять  следующие функции:

  • содействие развитию ипотечного жилищного кредитования посредством рефинансирования (покупки) ипотечных кредитов, выдаваемых коммерческими банками – первоначальными кредиторами;
  • привлечение долгосрочных финансовых ресурсов для кредитования населения;
  • содействие в повышении ликвидности банков путем перевода неликвидных активов (ипотечных кредитов) в ликвидные (наличность);
  • стандартизация и унификация процедур ипотечного кредитования;
  • представление интересов ипотечных структур в правительстве и других государственных учреждениях.

Основным законом, регулирующим отношения по поводу залога недвижимости, является ФЗ № 143 “Об ипотеке (залоге недвижимости)”. В данном законе:

  • определены основные требования к содержанию договора об ипотеке и закладной; обозначен момент возникновения залога недвижимости; описана процедура государственной регистрации ипотеки. Договор об ипотеке подлежит государственной регистрации. Именно с момента его государственной регистрации он считается заключенным и вступает в силу. Несоблюдение правил государственной регистрации договора об ипотеке влечет его недействительность. До недавнего времени требовалось также нотариальное удостоверение договора ипотеки. При включении соглашения об ипотеке в кредитный или иной договор, содержащий обеспечиваемое ипотекой обязательство, в отношении формы и государственной регистрации этого договора должны быть соблюдены требования, установленные для договора об ипотеке;
  • определены права и обязанности залогодателя при использовании имущества, заложенного по договору об ипотеке; переход прав на это имущество к другим лицам и обременение этого имущества правами других лиц;
  • установлены понятие последующей ипотеки и условия, при которых она допускается, а также возможность уступки прав по договору об ипотеке;
  • заложены основы развития вторичного рынка ипотечных кредитов;
  • уделяется внимание особенностям ипотеки земельных участков, предприятий, зданий и сооружений;
  • четко отражены правоотношения в области ипотеки жилых домов и квартир.

Данный закон хоть и  регулирует основные правоотношения, возникающие при ипотеке, имеет  некоторые недостатки, которые не позволяют как кредиторам, так  и заемщикам активно заниматься ипотечной деятельностью в связи  с присущими ей высокими рисками. Речь идет об обращении взыскания  на заложенное имущество, которое на практике реализовать достаточно сложно. Кроме того, закон не способствует полноценному созданию рынка закладных, как, например, в Германии, не вводит определенных стандартов их выпуска  и их продажи инвесторам.

Законодательство, регулирующее ипотечную деятельность, постоянно  развивается. В январе 2000г. Правительством РФ была одобрена Концепция развития системы ипотечного жилищного кредитования в РФ. Концепция предоставляет  огромный простор инициативе субъектов  РФ по выбору схемы, согласно которой  в регионе будет развиваться  эта система. Любая модель долгосрочного  кредитования граждан является приемлемой, если она удовлетворяет требованию юридической чистоты и финансовой прозрачности и в ней заложен  механизм рефинансирования.

В рамках этой программы  уже разработано и представлено Государственной думе множество  законопроектов, способных облегчить  деятельность многих ипотечных кредиторов, устраняя недостатки уже существующей системы и четко определяя  правила функционирования на российском рынке ипотеки, часть из них уже  принята.

14 октября 2003г. был принят  ФЗ “Об ипотечных ценных бумагах”. Приятый закон получил широкую  огласку в прессе и в среде  ипотечных кредиторов. Были сразу  же найдены недостатки и проблемы  в его формулировках. Но существенно  то, что закон разрешает банкам  выпускать ипотечные облигации  как напрямую, так и через специальных  ипотечных агентов. Специальный  ипотечный агент представляет  собой некое хозяйственное общество  наподобие акционерного, которое может совершать ограниченное количество операций (в РФ ОАО “Агентство по ипотечному жилищному кредитованию”). Оно приобретает права на ипотечные кредиты и выпускает ипотечные ценные бумаги.

Помимо деятельности ипотечных  агентов закон раскрывает такие  понятия и процессы, как ипотечное  покрытие, требования к ипотечным  агентам, обращение взыскания на ипотечное покрытие облигаций, выдача и обращение ипотечных сертификатов участия. Кроме того закон, устанавливает  полномочия государственных органов  по рынку ипотечных ценных бумаг  и устанавливает правила контроля за распоряжением имуществом, составляющим ипотечное покрытие.

Закон «Об ипотечных ценных бумагах» рассматривается ипотечными кредиторами и другими экспертами рынка ипотеки как важнейший шаг на пути формирования рынка ипотечных ценных бумаг с целью привлечения средств инвесторов в жилищный сектор экономики.

Несмотря на то, что Закон  «Об ипотечных ценных бумагах» был принят в конце 2003г., его реализация связана с инструкциями ЦБ, от которых во многом зависит эффективность принятого закона. Инструкция «Об обязательных нормативах кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием» (112-И), принятая 31.03.2004г., устанавливает три дополнительных обязательных норматива – Н17, Н18 и Н19. Н17 обязывает кредитную организацию иметь размер предоставленных кредитов с ипотечным покрытием не ниже 10% от капитала. Согласно Н18, соотношение размера ипотечного покрытия и объема эмиссии облигаций с ипотечным покрытием должно составлять 100%. А по Н19 объем привлеченных средств населения не должен превышать 50% капитала банка. Кроме того, к банку-эмитенту предъявляются повышенные требования к нормативу достаточности капитала (Н1) – 14%, в то время как для остальных этот норматив равняется 10%. Таким образом, новая инструкция делает доступной эмиссию бумаг для очень ограниченного количества кредитных организаций.

Также ЦБ считает необходимым  усилить государственный контроль и надзор за специализированными  ипотечными агентами. ЦБ опасается, что  иначе могут возникнуть серьезные  правовые и финансовые риски для  инвесторов. Сейчас система надзора  за организациями, обладающими правом выпускать ипотечные облигации, минимальна. Этот пробел нужно закрывать, поскольку мировой опыт свидетельствует  о том, что недостаточный контроль в этой области может иметь  серьезные последствия.

Совершенствование ипотечного законодательства продолжается. Речь идет как о создании новых, так  и о внесении изменений и дополнений в действующие законодательные  акты (НК РФ, Жилищный кодекс РФ, закон  РФ «О плате за землю», ФЗ «Об ипотеке», ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). Для создания благоприятных условий развития системы ипотечного кредитования в настоящее время прорабатываются вопросы, затрагивающие порядок налогообложения залоговых операций, взимания государственных пошлин за нотариальное удостоверение договоров об ипотеке, создания единой системы регистрации прав на недвижимое имущество по всей стране, страхования рисков и т.п.

 

ГЛАВА 2 Анализ развития ипотеки на современном этапе

2.1 Анализ рынка  ипотечного кредитования в России.

Информация о работе Проблемы и перспективы ипотечного кредитования в РФ