Проблемы и перспективы ипотечного кредитования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 12:00, курсовая работа

Краткое описание

Жилищная проблема в России, обострившаяся в условиях развития рыночной экономики, вызвала потребность в новых научных подходах к ее решению. Важным изменением государственной жилищной политики стала ориентация на развитие ипотечного кредитования. Тем самым государственная жилищная политика приобрела существенно большую социальную базу, поскольку благодаря ипотеке улучшение жилищных условий стало возможным для широких слоев населения, и, прежде всего среднего класса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Теоретические основы ипотечного кредитования
1.1 Сущность и отличительные черты ипотеки
1.2 Объекты и субъекты ипотечного кредитования
1.3 Классификация ипотечных кредитов
1.4 Нормативно-правовое регулирование ипотечного кредитования в РФ
ГЛАВА 2 Анализ развития ипотеки в России на современном этапе
2.1 Анализ рынка ипотечного кредитования в России
2.2 Анализ развития ипотечного жилищного кредитования в регионах
2.3 Риски ипотечного кредитования
ГЛАВА 3 Основные направления развития ипотечного кредитования в России
3.1 Проблемы, сдерживающие развитие ипотечного кредитования
3.2 Перспективы развития ипотечного кредитования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации111.docx

— 155.11 Кб (Скачать файл)

         С введением в 2005 г. Нового Жилищного кодекса РФ и пакета законов, связанных с ним, темпы роста ипотечного кредитования должны были возрасти. Но, как оказалось, несмотря на ряд нововведений, защищающих права кредиторов, должного роста не произошло по ряду причин:

- недостаточность правового  обеспечения ипотеки (нет полной  взаимоувязки норм Федеральных законов «Об ипотеке», «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Жилищного кодекса и пакета законов к нему; ряд норм указанных законов требуют уточнения);

- относительно низкий уровень доходов подавляющего большинства россиян. Их условно можно разделить на две количественно неравноценных группы: «богатых» (то есть тех, кто может купить себе жилье и без всякой ипотеки) и «бедных» (то есть тех, у кого не хватает средств даже на первоначальный взнос). И только где-то между этими группами находится небольшая прослойка потенциальных покупателей жилья, имеющих средства и возможности для получения ипотечного жилищного кредита;

- отсутствие эффективного рынка ипотечных ценных бумаг. К сожалению, несмотря на то, что действует Федеральный закон «Об ипотечных ценных бумагах», такие ценные бумаги выпускаются в незначительных количествах  и особого воздействия не оказывают;

- рост цен на недвижимость. В частности, цены на недвижимость  повысились в 2005 г. В среднем  на 20-30%. Одной из причин роста  цен является введение закона  о долевом строительстве, который  усложнил процесс привлечения  компаниями-застройщиками средств  покупателей недвижимости в строящихся  объектах, тем самым резко сократил  объем строящего жилья. 

         Аналитики считают, что ипотека только тогда станет массовой, когда ставки по кредитам не будут превышать 10% годовых в рублях. Между тем, сейчас они составляют 12-18%. Наибольшую долю в процентной ставке по ипотечным кредитам занимает стоимость привлеченных средств. Чтобы снижать ставку по кредитам, а первую очередь нужно уменьшать стоимость привлеченных средств и операционные расходы.

Население желает улучшать свои жилищные условия, и этим вызвано  основное внимание. Они видят преимущества ипотеки и свои перспективы, которые  очевидны:

  • возможность в достаточно короткие сроки вселиться в новую квартиру;
  • получение кредита на длительный срок, за который размер ежемесячных платежей не изменяется в случае повышении стоимости квартиры;
  • возможность оплачивать собственную квартиру, а не арендовать чужую недвижимость, в то время как ежемесячные платежи сопоставимы с месячной платой за аналогичную квартиру;
  • возможность зарегистрироваться (прописаться) в квартире, приобретенной по ипотечному кредиту, заемщику и членам его семьи;
  • выгодное вложение средств (цены на недвижимость стабильно растут на 15-30% в год).

Согласно социологическим данным на конец 2011 года (% от семей в среднем по стране)5:

  • К семьям, удовлетворенным жилищными условиями относятся 46,2% семей
  • К семьям, готовым улучшать жилищные условия самостоятельно – 53,8%, из них
  • - приобрести, построить жилье – 26,4%
  • - получить жилье по наследству, арендовать, обменять жилье и пр. – 7,3%
  • К семьям, нуждающимся в помощи государства – 20,1%, в т.ч. семьи, рассчитывающие на предоставление социального жилья – 8,3% (Диаграмма 1 и 2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 1 Удовлетворенность жилищными условиями

 

Диаграмма 2  Улучшение жилищных условий самостоятельно

 

          В нашей стране на одного человека приходится 19,7 кв.м. площади, в то время как в Европе – 40-50 кв. м., в США – свыше 70. Для того чтобы решить квартирный вопрос и хотя бы отдаленно приблизиться к европейским стандартам, необходимо строить не менее 100 млн. кв. м в год в течение десятилетий, а с учетом износа значительной части существующего жилья – еще больше.6

Сегодня в России недвижимость покупает 41% представителей среднего класса. Для выделения среднего класса используется два критерия – субъективный и  объективный. Субъективный основан  на принципе «самоидентификации», т.е. отнесения себя в тот или иной класс. Объективный критерий основан на признаках, не зависящих от мнения человека (душевой доход, наличие собственности, уровень образования и т.д.) и чаще всего использующийся российскими компаниями.

Институтом комплексных  социальных исследований РАН проведено  исследование, результаты которого представлены диаграммой 3.

Диаграмма 3 Самозачисление россиян в различные социальные слои

* Статусные позиции 1 –  самое высокое положение; 10 –  самое низкое положение

Казалось бы, невероятным  выглядит тот факт, что почти каждый второй россиянин причислил себя к средним слоям общества. Однако следует учесть, что это сделано  не под давлением каких-либо внешних  обстоятельств, а по сугубо личностным самоощущениям.

Понимая, каким образом  формируется модель поведения человека, можно констатировать, что у представителей среднего класса (в большей степени  среднего-среднего и среднего-нижнего) существует потенциал принятия всех материальных атрибутов своего класса, в том числе, покупка недвижимости (еще одной квартиры или загородного дома). Таким образом, можно сказать, что у рынка ипотечного кредитования наблюдается особенность – поток клиентов не иссяк и эта тенденция сохраняется.

Операторы рынка акцентируют  свое внимание на адаптации существующих ипотечных продуктов к запросам и создании новых продуктов, наиболее полно отвечающих современным рыночным требованиям, пытаясь сделать ипотеку  наиболее привлекательной для потребителя. Успех или неудача таких попыток  зависит, прежде всего, от самих участников рынка, операторов, которые и создают  правила игры. В настоящее время  на рынке существует ряд конкурирующих  схем ипотеки. Ключевым звеном являются, как правило, банки или фонды (ипотечные  агентства). Отобрав по установленным  критериям “смежников” (риэлтеров, страховщиков, оценщиков и т. д.), создав с ними на основе выбранной ипотечной схемы своего рода замкнутый “производственный цикл”, они начинают конкурировать с себе подобными.

Но, мало только отобрать смежников, необходимо выстроить с ними определенную схему взаимодействия. Так, на российском рынке недавно появился принципиально новый подход, когда банк работает с заемщиком не напрямую, а через риэлтера и видит заемщика только на стадии подписания кредитного договора. В результате работы сотрудников риэлтерского агентства клиент и банк быстрее находят друг друга. По оценкам аналитиков, из 100 человек, обратившихся в банк напрямую, реально жилищный кредит получают только 10. А в том случае, если заемщик обратился к риэлтерам, его шансы возрастают до 90%. Кроме того, крупные операторы рынка недвижимости проверяют юридическую чистоту квартиры самостоятельно: проводят полный детальный анализ всех сделок купли-продажи и обмена, бывших и настоящих собственников квартиры, которую вы хотите приобрести и т. д.

Какие бы схемы ипотечного кредитования не предлагались операторами  рынка, в подавляющем большинстве  случаев ипотечные кредиты формируются  по “затратному” принципу, т. е. в услугу закладываются всевозможные производственные и иные издержки, желаемая норма  прибыли и с этим выходят на рынок. После этого возникает  вопрос, почему же отечественная ипотека  не становится массовой. Законы продвижения  услуги на массовый рынок сами по себе, ипотечное кредитование – само по себе.

           У рынка однозначно есть потенциал развития. Интерес со стороны потребителей к ипотеке постоянно растет.

Можно сказать, что ипотека  в условиях рынка пока еще только набирает обороты, интерес к ней  со стороны банков, инвесторов и  населения довольно высок. Но пока в  этой области остается множество  нерешенных вопросов.

           Подводя итоги, можно сказать, что банки будут стремиться развивать ипотечное  кредитование – для этого складываются благоприятные экономические условия.  И, хотя на сегодняшний день есть более доходные инструменты (например, краткосрочное потребительское кредитование), каждый банк для себя выбирает направления развития на перспективу.

2.2 Анализ развития  ипотечного жилищного кредитования  в регионах.

Развитие системы ипотечного кредитования обусловлено совокупностью  конкретных социально-экономических  факторов, таких как: темп роста экономики региона, инвестиционная активность, уровень жизни населения и уровень доходов, обеспеченность жилищными условиями, развитость финансово-кредитной инфраструктуры, степень институционализации рынка жилья и др.

Анализ регионального  опыта реализации моделей ипотечного кредитования свидетельствует о  глубокой дифференциации степени развития систем жилищного финансирования, что  обусловлено региональной асимметрией  в становлении и функционировании рынка жилья в России.   

В таблице 4 предоставлена  региональная структура ипотечных  жилищных кредитов, предоставленных  в рублях с начала года заемщикам  различных регионов.7 

Таблица 4 Региональная структура ипотечных жилищных кредитов, предоставленных в рублях с начала года заемщикам различных регионов (млн.руб.)

Наименование федерального округа местоположения кредитной организации, предоставляющей ипотечные жилищные кредиты

01.01.2012

Объем ипотечных жилищных кредитов, предоставленных в рублях заемщикам Центрального федерального округа

Объем ипотечных жилищных кредитов, предоставленных в рублях заемщикам Северо-Западного федерального округа

Объем ипотечных жилищных кредитов, предоставленных в рублях заемщикам Южного федерального округа

Объем ипотечных жилищных кредитов, предоставленных в рублях заемщикам Северо-Кавказского федерального округа

Объем ипотечных жилищных кредитов, предоставленных в рублях заемщикам Приволжского федерального округа

Объем ипотечных жилищных кредитов, предоставленных в рублях заемщикам Уральского федерального округа

Объем ипотечных жилищных кредитов, предоставленных в рублях заемщикам Сибирского федерального округа

Объем ипотечных жилищных кредитов, предоставленных в рублях заемщикам Дальневосточного федерального округа

Всего

из них заемщикам г.Москвы

Центральный федеральный  округ

195 972

 

77 556

60 224

39 434

11 292

107 797

76 581

85 994

29 364

из них г.Москва

191 143

76 951

59 965

39 398 

11 265

107 255

75 942

85 958

29 304

Северо-Западный федеральный  округ

1 357

619

7 487 

209

43

820

296

102

67

Южный федеральный округ

175

66

24

4934

236

23

9

13

11

Северо-Кавказский федеральный округ

50

0

0

0

382

10

0

0

0

Приволжский федеральный  округ

1 261 

527

674

80

21

24 338 

711

901

66

Уральский федеральный округ

472 

292

1278

124

27

619

21 511

241

24

Сибирский федеральный округ

309

74

308

121

54

462

435

7 106 

140

Дальневосточный федеральный  округ

185

109

717

32

2

198

513

1 434 

6 573


Данные, приведенные в  таблице 4 свидетельствуют о том, в объеме выданных ипотечных кредитов по РФ по состоянию на 01.01.2012г., основной удельный вес занимают кредиты, предоставленные в Центральном федеральном округе – 47,1%, и незначительный вес составляют кредиты выданные по Приволжскому федеральному округу – 1,96%, Уральскому федеральному округу – 1,69%, Южному Федеральному округу – 0,76%.  

Результат анализа показал, что по состоянию на 01.01.2012г. наиболее успешно ипотечное кредитование развивается в Центральном федеральном округе.

Условия кредитования для  заемщиков различных регионов РФ существенно различаются. Процентные ставки составляют от  10-11% (в Республике Татарстан, Кемеровской, Тульской и Костромской обл.). До 12-13% (в Хабаровском и Приморском краях, республиках Башкортостан и Саха (Якутия), Чувашской Республике, Читинской обл.).

В таблице 5 предоставлены  сведения об ипотечных жилищных кредитах, предоставленных заемщикам различных  регионов РФ в 2011 году.

            Таблица 5 Сведения об ипотечных жилищных кредитах, предоставленных заемщикам различных регионов Российской Федерации в 2011 году (тыс. руб.)

 

Задолженность по кредитам по состоянию на 01.07.2011

Просроченная задолженность по кредитам по состоянию на 01.07.2011

Задолженность по кредитам по состоянию на 01.10.2011

Просроченная задолженность по кредитам по состоянию на 01.10.2011

 

в валюте Российской Федерации

в иностранной валюте

в валюте Российской Федерации

в иностранной валюте

в валюте Российской Федерации

в иностранной валюте

в валюте Российской Федерации

в иностранной валюте

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Российская Федерация

3 673 086

7 055 781

3 516

3 883

5 020 896

8 863 236

4 982

6 068

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

598 853

5 573 019

741

3 789

798 052

7 073 713

43

5 919

Белгородская область

1 438

9 347

0

0

4 211

13 847

0

0

Брянская область

7 559

2 207

0

0

7 313

7 584

0

0

Владимирская область

28 928

16 758

0

0

35 089

22 979

0

10

Воронежская область

15 767

7 310

0

0

15 548

11 853

0

0

Ивановская область

1 326

1 782

0

0

3 811

3 917

0

0

Калужская область

8 434

36 619

0

11

17 274

43 192

0

3

Костромская область

1 672

3 234

0

0

1 281

3 473

0

0

Курская область

185 420

4 682

5

0

242 007

5 821

2

0

Липецкая область

0

2 732

0

0

900

8 575

1

0

Московская область

128 690

848 939

164

486

191 005

1 121 224

29

517

Орловская область

700

6 057

0

0

4 488

10 363

0

0

Рязанская область

7 759

7 253

0

0

8 608

9 249

0

0

Смоленская область

17 179

6 997

0

33

17 858

6 456

0

8

Тамбовская область

4 365

7 670

0

0

1 446

9 316

0

0

Тверская область

8 724

10 949

0

0

12 037

13 982

0

0

Тульская область

17 104

4 660

0

0

20 900

7 699

0

0

Ярославская область

8 815

10 074

0

0

20 067

12 311

0

0

г. Москва

154 973

4 585 749

572

3 259

194 209

5 761 872

11

5 381

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

99 989

478 454

0

7

112 333

549 205

0

10

Республика Карелия

14 575

0

0

0

14 098

0

0

0

Республика Коми

37 996

3 021

0

0

40 755

3 646

0

0

Архангельская область

13 313

1 780

0

0

11 300

7 040

0

0

Вологодская область

24 356

782

0

0

34 547

777

0

0

Калининградская область

1 411

4 185

0

0

1 787

4 990

0

0

Ленинградская область

707

11 705

0

0

1 539

19 129

0

0

Мурманская область

879

5 148

0

0

873

12 654

0

0

Новгородская область

2 906

232

0

0

912

45

0

0

Псковская область

300

1 392

0

0

290

1 374

0

0

г. Санкт-Петербург

3 546

450 209

0

7

6 232

499 550

0

10

ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

167 692

85 318

0

0

219 319

104 051

8

0

Республика Адыгея (Адыгея)

1 980

0

0

0

2 392

1 866

0

0

Республика Дагестан

0

6 644

0

0

250

835

0

0

Республика Ингушетия

0

0

0

0

0

4 914

0

0

Кабардино-Балкарская Республика

0

0

0

0

1 860

0

0

0

Республика Калмыкия

811

0

0

0

810

281

0

0

Карачаево-Черкесская Республика

0

704

0

0

0

699

0

0

Республика Северная Осетия — Алания

0

1 260

0

0

0

2 796

0

0

Краснодарский край

70 911

21 556

0

0

93 961

26 923

5

0

Ставропольский край

39 992

17 634

0

0

30 738

14 571

0

0

Астраханская область

2 561

4 348

0

0

6 220

4 275

0

0

Волгоградская область

10 607

10 508

0

0

18 714

17 229

0

0

Ростовская область

40 830

22 664

0

0

64 374

29 662

3

0

ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

1 108 684

223 983

34

0

1 597 110

286 971

156

9

Республика Башкортостан

171 150

11 579

3

0

196 341

18 683

0

0

Республика Марий Эл

0

0

0

0

3 140

0

0

0

Республика Мордовия

43 594

957

0

0

24 424

2 804

0

0

Республика Татарстан (Татарстан)

75 371

6 187

2

0

220 267

6 888

8

0

Удмуртская Республика

35 723

6 856

28

0

44 459

7 578

136

0

Чувашская Республика — Чувашия

271 961

5 774

0

0

322 719

5 687

0

0

Кировская область

4 953

119

0

0

6 016

2 984

0

0

Нижегородская область

15 349

22 779

0

0

35 379

20 356

0

0

Оренбургская область

222 913

4 079

1

0

242 872

5 779

3

0

Пензенская область

1 657

581

0

0

13 861

1 164

0

1

Пермская область

137 395

11 073

0

0

188 369

16 558

6

0

Самарская область

116 710

135 978

0

0

274 526

168 273

0

8

Саратовская область

10 599

9 876

0

0

19 980

18 193

3

0

Ульяновская область

1 309

8 145

0

0

4 757

12 024

0

0

УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

818 617

257 727

2 558

0

1 136 672

308 230

4 457

0

Курганская область

4 792

641

0

0

12 023

2 742

0

0

Свердловская область

473 423

21 893

296

0

617 810

43 593

363

0

Тюменская область

253 235

227 853

2 262

0

391 047

254 036

4 094

0

Ханты-Мансийский автономный округ  — Югра

168 871

215 489

2 262

0

205 541

237 051

4 094

0

Ямало-Ненецкий автономный округ

35 767

552

0

0

42 422

111

0

0

Челябинская область

87 167

7 340

0

0

115 792

7 859

0

0

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

713 326

371 213

183

87

997 439

433 928

293

130

Республика Бурятия

1 933

2 410

0

0

702

1 054

0

0

Республика Тыва

7 222

0

0

0

1 621

0

0

0

Республика Хакасия

28 297

1 113

1

0

36 006

1 041

7

0

Алтайский край

228 488

1 357

138

0

281 728

4 908

168

0

Красноярский край

7 765

58 732

0

0

32 835

69 127

0

0

Иркутская область

64 556

112 370

0

0

41 303

137 134

0

0

Кемеровская область

182 784

19 911

41

0

284 125

4 303

116

0

Новосибирская область

97 568

16 213

0

87

150 015

20 138

0

130

Омская область

42 989

47 412

2

0

65 381

52 633

1

0

Томская область

32 333

111 695

1

0

86 337

143 590

1

0

Читинская область

19 391

0

0

0

17 386

0

0

0

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

165 925

66 067

0

0

159 971

107 138

25

0

Республика Саха (Якутия)

11 974

3 247

0

0

16 442

2 118

0

0

Приморский край

53 452

28 777

0

0

56 835

39 000

13

0

Хабаровский край

5 065

16 698

0

0

22 061

39 788

0

0

Амурская область

78 376

2 346

0

0

31 545

2 331

12

0

Магаданская область

654

1 726

0

0

637

3 557

0

0

Сахалинская область

16 404

13 273

0

0

32 451

20 344

0

0

Информация о работе Проблемы и перспективы ипотечного кредитования в РФ