Проблемы и перспективы развития пластиковых карт в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 19:09, курсовая работа

Краткое описание

Стремительное развитие технического прогресса за последние несколько лет не могло не сказаться на развитии банковских технологий, несмотря на консерватизм этой сферы общественной жизни. Применение компьютеров позволило не только значительно сократить трудовые затраты при совершении банковских операций, унифицировать бухгалтерский учет, ускорить взаиморасчеты, но и дало возможность широкого внедрения принципиально новых банковских продуктов. К числу таких продуктов, несомненно, относится и осуществление взаиморасчетов посредством пластиковых карт.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ И РОЛЬ БАНКОВСКИХ КАРТ В СИСТЕМЕ ДЕНЕЖНОГО
ОБРАЩЕНИЯ 5
1.1 Пластиковые карты как особый вид банковских услуг 5
1.2 Экономико-организационные основы использования пластиковых карт 14
1.3 Основные понятия, применяемые в системе безналичных платежей 24
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ РАСЧЕТОВ ПЛАСТИКОВЫМИ КАРТАМИ
СБЕРБАНКА РОССИИ 27
2.1 Анализ структуры банковских операций 27
2.2 Анализ организации работы с международными пластиковыми картами
в банке 32
2.3 Анализ количественных показателей по картам АС «Сберкарт» 48
3 РАЗРАБОТКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ПЛАСТИКОВЫХ
КАРТ 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

ТЕМА.docx

— 565.64 Кб (Скачать файл)

 

Большую часть среди выданных карт занимают «Зарплатные» для клиентов. Наибольшая доля в общем числе  действующих карт в Курчатовском отделении приходится на пластиковые  карты, открытые клиентами Сбербанка  для перечисления заработной платы. Это объясняется ростом открытых счетов, потому что в настоящее  время безналичное перечисление заработной платы и других видов  доходов на счета пластиковых  карт становится самым популярным и  удобным способом.

Кроме того, был заключен договор на открытие и обслуживание корпоративной карты АС СБЕРКАРТ. Значительный рост выданных пластиковых  карт - несомненно, большая заслуга  сотрудников банка. Ими проводилась  разъяснительная работа с клиентами  по привлечению их на обслуживание по пластиковым картам.

Доля корпоративных карт увеличилась незначительно и  продолжает оставаться ничтожно малой.

Процентное соотношение  «Личных» карт физических лиц по отношению  к общему числу карт в рассматриваемые  периоды осталось неизменным.

Структурное изменение свидетельствует  об эффективной работе отделения  с пластиковыми картами АС СБЕРКАРТ.

Можно говорить о том, что  широко распространены расчеты с  использованием пластиковых карт АС СБЕРКАРТ. Это удобно и предприятиям, перечисляющим заработную плату  на пластиковые карты, и их держателям. Для предприятий это выгодно, так как снижаются затраты  на инкассацию, на содержание дополнительного  кассира, выдающего зарплату на предприятии, а для держателей карточек - это  сэкономленное время. Также для  держателей это удобно, так как  отсутствие больших сумм наличности в кошельке освобождает от связанных  с этим неудобств и рисков потери денежных средств. Проанализируем динамику роста безналичных перечисленийю В течение 2003 года ОСБ была проведена большая работа по внедрению пластиковых карт различных платежных систем, развитию и укреплению инфраструктуры обслуживания по пластиковым картам Сбербанка.

В отделении проводятся «круглые столы» с руководителями предприятий, с организациями района, являющихся потенциальными клиентами, в ходе которых  разъясняются преимущества использования  пластиковых карт.

Поддерживается постоянный контакт путем телефонных переговоров  и встреч с руководителями предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. РАЗРАБОТКА ЭФФЕКТИВНОСТИ  ВНЕДРЕНИЯ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ

 

Одним из наиболее перспективных  направлений развития «пластикового» проекта для банка является привлечение  предприятий для выдачи заработной платы и корпоративных карт.

Основной целью проекта  является первоначальная оценка выгодности для Сбербанка России.

Как известно, главная задача банка - получение прибыли при  относительном минимуме затрат, т.е. экономического эффекта от применения данного банковского продукта. Следовательно, рассчитать эффект и зависящие от него экономические показатели можно  только сравнив затраты с прибылью.

Расчеты по экономической  эффективности относятся к категории  сложных и комплексных задач  и должны приводиться к единым цифровым параметрам, т.е. к конкретным денежным выражениям, позволяющим оценивать  действующую и развивающуюся  систему пластиковых карт.

При подготовке предварительного расчета доходов и расходов удобнее  начать с доходов, поскольку посчитав их, становиться понятно, по какому пути следует развивать в конкретном банке карточную программу.

Рассмотрим основные экономические  показатели необходимые для расчета  эффективного внедрения проекта.

I. Первоначальные вложения  и затраты, здесь следует понимать  расчет той суммы ресурсов, которая  требуется для приобретения оборудования, оборотных средств и нематериальных  активов (с учетом их установки  и наладки), без которых невозможно  начать производственный процесс  и получение доходов. Задачей  расчетов является оценка возврата  первоначальных денежных вложений  и затрат (независимо от статей  их бухгалтерского учета), которые  банк отвлекает из своей ресурсной  базы для организации и начала  новой операционной деятельности  и получения прибыли. К первой и самой «дорогой» группе источников первоначальных вложений относятся фонды банка. Ко второй группе источников относятся необходимые первоначальные затраты, которые до начала операционной деятельности производятся банком по статьям расходов. Поиск источников финансирования по каждой группе является отдельной экономической задачей, которая решается в каждом конкретном случае в зависимости от сложившейся структуры ресурсной базы банка на момент инвестирования проекта. Как правило, источниками финансирования по группам первоначальных вложений при соблюдении установленных нормативов являются: для оборудования и базового программного обеспечения - фонд производственного и социального развития банка; для расходных материалов и запчастей, в том числе, пластиковых карточек - смета административно-хозяйственных расходов банка.

Примечание: затраты относятся  на себестоимость в пределах сметы  административно-хозяйственных расходов в части износа МБП.

Структурное разделение первоначальных вложений на 2 группы и несколько  подгрупп связано с необходимостью проведения расчетов по поиску оптимального распределения вложений и затрат между группами и подгруппами.

II. Возмещение первоначальных  вложений и затрат с третьих  лиц как правило происходит  посредством: возврата стоимости  карточек; возврата средств за  проданное или сданное в аренду  оборудование (банкоматы, терминалы,  другое оборудование, установленное  в организациях).

В расчет берутся те суммы, которые в ходе реализации проекта  предполагается возместить за счет третьих  лиц, что частично будет компенсировать общий объем первоначальных вложений и затрат. Данные возмещения по существующим правилам учета будут отражаться по статьям доходов банка по мере их поступления, хотя по сути, они сокращают общий объем ресурсов, отвлеченных банком на проведение проекта.

III. Первоначальные вложения  и затраты с учетом возмещения  рассчитывается как разница между  суммой первоначальных вложений  и затрат и суммой возмещения  первоначальных вложений и затрат  с третьих лиц.

IV. Доходы непроцентного  содержания.

В данном разделе отражаются основные показатели, которые участвуют  в вычислениях доходов банка  непроцентного содержания, к главным  из которых относятся:

Доходы банка от сумм зачисленных  денежных средств на карточные счета  клиентов. Данный вид дохода полностью  зависит от кредитового оборота  движения средств по карточным счетам, т.е. от сумм зачисления (поступления) денежных средств на карточные счета. В  этом случае, в соответствии с заключенными договорами зарплатных и других вариантов  использования карточных продуктов, в доход банка взимается процент  комиссии от сумм зачислений, величина которого помещается в таблицу.

В случае необходимости, могут  быть включены данные о среднестатистическом ежемесячном обороте зарплат  сотрудников обслуживаемых предприятий, среднестатистические или расчетные  величины других поступлений денежных средств на карточные счета, которые  после операции умножения на количество эмитированных карточек и количество месяцев выбранного периода расчетов будут определять величину общего кредитового  оборота по карточным счетам. В  зависимости от величины сумм поступлений  на карточные счета клиентов, банк будет иметь свой операционный доход. Она рассчитывается как, произведение суммы ежемесячного поступления  на карточный счет клиента на 12 месяцев  и на Количество карточек на Процент  комиссии по договору от суммы зачисления денежных средств на карточный счет.

Доходы банка от оборота  сумм транзакций в торговых и сервисных  организациях можно определить как  произведение суммы ежемесячного поступления  на карточный счет клиента на 12 месяцев  на Количество карточек на Дебетовый оборот в торговых и сервисных организациях, выраженный в процентах от кредитового оборота (годовой суммы поступления на карточный счет) на Процент комиссии в доход банка по договору с сервисной или торговой точкой. Данный вид дохода, полностью зависит от дебетовых оборотов по карточным счетам клиентов, которые возникают при совершении ими покупки или оплаты услуг с использованием карточек. Эти обороты возникают при списании денежных средств с карточных счетов в размере произведенных покупок и оплаченных услуг в торговых и сервисных организациях. В этом случае, предполагаемые торговые обороты могут рассчитываться в зависимости от уже известных оборотов подобных действующих точек установки оборудования или предполагаемых, исходя из разумных соображений. Чаще всего, для расчетов проектов используется показатель в виде обоснованной доли предполагаемого дебетового оборота в сервисных и торговых организациях от 100% кредитового оборота по карточным счетам. Данная доля и будет составлять сумму средств произведенных транзакций в торговых и сервисных организациях, от величины которой, в виде договорного процента, банк получит операционный доход, взимаемый с торговой или сервисной организации.

Доходы банка от выдачи наличных через сеть банкоматов и  пунктов выдачи наличных.

Третий вид операционного  дохода также зависит от дебетовых  оборотов клиентов, возникающих при  проведении операций снятия наличных средств с карточного счета. В этом случае, операционный доход банка будет получен в размере установленного процента комиссии, взимаемого от суммы выданных наличных средств.

Таким образом, кредитовые обороты  клиентов, т.е. все поступления на карточные счета клиентов, будут  использованы ими в четырех основных вариантах: для оплаты товаров и  услуг; для получения наличных средств; для безналичных перечислений; для хранения денежных средств в виде остатков на карточных счетах; прочие операционные доходы банка

V. Расходы непроцентного  содержания в данном разделе  отражаются основные показатели, которые участвуют в вычислениях  расходов банка непроцентного  содержания, к главным из которых  относятся:

1 - Расходы за услуги  сторонней процессинговой компании: фиксированные платежи за ежемесячное,  годовое обслуживание в сети  и доступ к работе в ней;  фиксированные платежи за подключение  нового оборудования, новых участников, их обеспечение, тестирование  и техническую поддержку; платежи  за проведение каждой операции, транзакции или оказания дополнительной  услуги; платежи в виде комиссий  в зависимости от оборотов  по карточным счетам.

2 - Расходы по договорам  с юридическими лицами

В ходе реализации проектов могут возникать расходы, связанные  с оплатой услуг третьим юридическим  лицам, которые предоставляют свою производственную площадь, каналы связи, оборудование и т.д., расходы по которым  отражаются в данной статье таблицы. Данные расходы могут быть в виде фиксированных платежей или возникать  в зависимости от объемных показателей (оборотов, отчислений от доходов и  т.д.).

3 - Амортизационные отчисления

В соответствии с действующими документами, учреждения Сбербанка  России производят периодические амортизационные  отчисления в виде расходов по различным  ставкам процента от балансовой стоимости  основных фондов. В ряде случаев  проектами может предусматриваться  ускоренная амортизация.

4 - Расходы на техническую  поддержку оборудования

Как правило, расходы на техническую  поддержку оборудования определяются в виде процента от стоимости оборудования по пункту, величина которого находится в пределах 2% от расчетной величины балансовой стоимости оборудования.

5 - Расходы на инкассацию  пунктов выдачи наличных, банкоматов

В зависимости от оборотов денежной наличности в пунктах выдачи наличных и банкоматах расходы, связанные  с инкассированием могут составлять значительные суммы, не учет которых  может привести к неоправданному завышению экономической эффективности  проекта. Одним из способов расчетов данного вида расходов может быть способ, при котором определяется количество сотрудников банка, занятых  инкассированием, умноженного на расходы  банка, связанные с содержанием  одного инкассатора с учетом затрат на содержание специального автотранспорта и технических средств. По данному  виду расходов необходимо иметь статистику, вскрывающую зависимость расходов банка на инкассирование денежных ценностей.

6 - Расходы на бухгалтерское  и кассовое обеспечение

Расчет данных расходов производится аналогично расчетам расходов за инкассацию, когда учитываются расходы банка  на содержание одного оператора или  кассира. Подсчет необходимого количества сотрудников бухгалтерии и кассы  для обеспечения функционирования системы пластиковых карт, не представляет сложности.

7 - Сумма налогов, уплачиваемая  с доходов банка

Примечание: в ряде случаев, могут возникать дополнительные налоговые платежи, такие как  НДС и другие, которые будут  увеличивать расходную часть  банка и уменьшать прибыль. В  этом случае необходимо провести дополнительные расчеты: расходы на заработную плату  персонала структурного подразделения  пластиковых карточек; расходы на обучение персонала; расходы на рекламу; прочие расходы непроцентного содержания.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития пластиковых карт в России