Проблемы и перспективы развития рынка банковских карт в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 17:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования– показать проблемы и выявить перспективы развития рынка банковских карт в банковской системе РФ (на примере ОАО «Сбербанк»).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие и виды пластиковых карт;
- показать осуществление расчетов по пластиковым картам в рамках платежных систем;
- рассмотреть регулирование и надзор за платежными системами;
- дать характеристику современного состояния рынка банковских карт в России;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Экономические основы применения пластиковых карт.
. История создания пластиковых карт..………………………………………6
. Понятие и виды пластиковых карт…………………………......…………...8
Глава 2.Осуществление расчётов и область применения пластиковых карт.
2.1. Область применения пластиковых карт…………………………………...16
2.2. Осуществление расчётов по пластиковым картам в рамках платёжной системы…………………………………………………………………………...20
Глава 3. Проблемы и перспективы развития рынка банковских карт в России.
3.1. Анализ проблемы развития применения кредитных и дебетовых карт в России…………………………………………………………………………….31
3.2. Перспективы развития рынка банковских карт в России………………...38
Заключение……………………………………………………………………….47
Список используемой литературы……………………………………………...50

Вложенные файлы: 1 файл

пласт-карт-РФ2013-1.doc

— 418.00 Кб (Скачать файл)

С одной стороны все покупки физического лица становятся абсолютно прозрачными для властей, с другой стороны облегчается составление всевозможных финансовых отчётов[9.C.65].

Таким образом, пластиковая банковская карточка —   это персонифицированный платежный инструмент, предоставляющий пользующемуся карточкой лицу возможность безналичной оплаты товаров и/или услуг, а также получения наличных средств в отделениях (филиалах) банков и банковских автоматах (банкоматах).

Области применения банковских карт: получение наличных денежных средств путём списания с банковского счёта карты, осуществление платежей в торговых точках, осуществление платежей через Интернет.

 

 

2.2. Осуществление расчетов по пластиковым картам в рамках платежных систем

 

Технологическая сторона карточного бизнеса (обработка операций, обмен данными, авторизация) обеспечивается процессинговой компанией. В российских платежных системах эти функции выполняет центральная процессинговая компания системы, с которой заключается договор об эмиссии.

 Совершенно иная картина  возникает при вступлении  в  международную платежную систему: банк должен сам выбрать процессинговую  компанию. Выбор процессинговой  компании - вопрос весьма ответственный, поскольку большинство проблем технологического характера возникает, как правило, из-за сбоев в самой процессинговой компании или на каналах связи с ней. Самым главным фактором при выборе процессинговой компании является ее надежность, опыт работы на российском рынке и умение быстро ликвидировать проблемы в случае их возникновения. Важным фактором является также и стоимость предоставляемых услуг, хотя надежный процессинг - это статья, за которую лучше переплатить, чем ежедневно объясняться с клиентами.

С российскими банками на сегодняшний день работает несколько процессинговых компаний, как отечественных, так и зарубежных, предоставляющих услуги в различных международных и российских системах. На завершающей стадии переговоров с процессинговой компанией у вас уже будет определена вся технологическая цепочка будущей работы и будет ясно, какое именно оборудование, и в каком количестве вам потребуется. В выборе марки требуемого сервера, эмбоссера и т.п. можно проконсультироваться у специалистов процессинговой компании или специалистов по технологиям в самой платежной системе[5.C.211].

Традиционно по форме расчетов банковские карты делят на дебетовые и кредитные.

Вопрос о выдаче кредитной карточки банком-эмитентом решается  на основе доступных ему сведений о кредитной истории клиента, то есть о том, каковы доходы клиента, где и когда клиент пользовался кредитом, насколько аккуратно возвращал его, насколько часто берутся кредиты и т.д. Кредитная история позволяет банку оценить степень риска при выдаче карточки и, соответственно, сформулировать требования о предоставлении клиентом тех или иных гарантий. Если клиент благополучен - за ним нет прегрешений, у него стабильное положение и доходы, он имеет счет в данном банке или пользуется услугами другого известного банка - кредитная карточка выдается без дополнительных условий. В прямо противоположном случае, когда, например, о клиенте неизвестно ничего, либо за ним числятся нарушения, ему может быть либо отказано в выдаче кредитной карты, либо банк может потребовать предварительного внесения страхового депозита в размере, превышающем лимит кредита, либо ему может быть предложена дебетовая карта.

Отметим, что именно в качестве “незнакомцев” и фигурируют отечественные граждане, пытающиеся получить, например, карточки VISA или Eurocard/Mastercard. Размер требуемого страхового депозита в этом случае зависит от типа карточки и составляет от нескольких сотен до  нескольких тысяч долларов. В России потенциальными обладателями таких карточек может стать ограниченное число лиц. Немногие могут позволить себе «заморозить» под минимальный процент несколько тысяч долларов.

В системах расчетов с использованием пластиковых карточек могут использоваться два операционных режима: on-line и off-line, причем в данных режимах функционируют как карточки с магнитной полосой, так и смарт-карты.

Off-line — операционный режим, при  котором платежные терминалы  и банкоматы не находятся во  взаимодействии с источником  центрального компьютера системы  в момент совершения операции. При данном режиме авторизацию осуществляют установки внутри терминалов или поддерживающих устройств. Доступ к информации о держателе карточки осуществляется не в реальной среде (то есть текущая информация не просматривается в течение того времени, пока осуществляется операция).

Оn-line — операционный режим, при котором платежные терминалы и банкоматы находятся во взаимодействии с центральной компьютерной системой и имеют доступ к базе данных для авторизации, запроса или изменений информации о держателе карточки. К текущей информации о держателе карточки идет обращение при совершении каждой операции [26,c.234].

Схематически механизм расчетов при помощи пластиковых карт показан на рисунке 2. [26,c.59].

 

 

 



 


 





 

 



 

Рис. 2 - Механизм расчетов с использованием пластиковой карты в локальной платежной системе

Источник [26, c.59]

 

Держатель карты, придя в пункт обслуживания, предъявляет карту к оплате товаров (услуг) либо для получения наличных денег. Пунктом обслуживания может быть не только торгово-сервисное предприятие, но и отделение банка либо банкомат - в случае выдачи наличных денег.

Работник пункта обслуживания проверяет подлинность карты и правомочность держателя распоряжаться ею, используя для этого данные, указанные на самой карте. Затем он приводит процедуру авторизации, осуществляя запрос эмитенту о подтверждении полномочий держателя карты и его финансовых возможностей. Рассмотренный механизм является классическим и лежит в основе расчетов большинством используемых банковских пластиковых карт в мире, являющихся магнитными. Но возникают ситуации, когда использование карт с магнитной лентой нежелательно или просто невозможно.

Для проведения «off-line» авторизации смарт-карта помещается в считывающее устройство POS-терминала, после чего на основе хранящихся в них системных данных между ними происходит обмен информацией и взаимное опознание. В случае успешного завершения данной процедуры, держатель вводит ПИН-код, используя POS-терминал, а работник пункта обслуживания — сумму покупки, после чего сумма покупки автоматически сличается с остатком лимита на карте. В случае, если сумма не превышает остаток карта уменьшает остаток лимита, на данную сумму покупки, а PQS-терминал фиксирует данные о транзакции. После этого карта возвращается держателю вместе с экземпляром счета и товаром (либо предоставлением услуги) (рис.3).

 




 


 

 


Рис. 3 - Механизм проведения «off-line» авторизации с использованием смарт-карты

Источник [42,c.29]

Помимо рассмотренного механизма расчетов, в локальной платежной системе, необходимо рассмотреть механизм использования пластиковой карты в развитой платежной системе, по масштабам превосходящей локальную.В такой платежной системе механизм расчетных операций усложняется за счет разграничения функций эмитента и эквайера, а также добавления в состав участников расчетного банка и процессинговой компании (рис. 3).

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4 - Схема организации безналичных расчетов с использованием пластиковой карты в развитой платежной системе

Источник [42,c.31]

Самое важное для держателя карточки - это условия, на которых обслуживается его карточный счет, то есть то, что в банках называется платежной (расчетной) схемой. А поскольку для клиента определяющим является эта самая платежная схема, то и для банков грамотное построение привлекательной платежной схемы является наиважнейшим фактором эффективности карточной программы.

Все многообразие платежных схем некоторые западные специалисты разделяют на три большие группы – кредитные, расчетные, дебетные или дебетовые. Все операции с карточкой записываются на кредит, который держатель карточки должен погашать на определенных условиях. Суть дебетной карты в том, что проведенная по ней операция в тот же день списывается (дебетуется) с банковского счета клиента. Если сумма операции превышает остаток по счету, то операция не проводится. Естественно, что для дебетных карт требуется авторизация по каждой операции. Зато сводится к минимуму риск возникновения несанкционированного кредита. Кредитовые трансферты имеют место в локальной системе расчетов (где банк одновременно выступает эмитентом и эквайрером) картами с магнитной полосой, исполняющих технологию одного сообщения - запрос на авторизацию с одновременным указанием на списание денежных средств с картсчета (рис. 5).





 



1.   Оплата покупки.

  1. Запрос о платежеспособности клиента.
  2. Подтверждение платежеспособности.

4-5. Перечисление средств  со счета держателя карточки  на счет предприятия торговли, сервиса.

 

Рис. 5 -Схема расчетов и локальной системе с использованием карт с магнитной полосой

Источник [17,c.50]

Если не принимать во внимание окончательность платежа, то расчеты в данной системе возможны при любой платежной схеме, заложенной в основу, как дебетовыми картами, так и кредитными картами (в данном случае спустя установленный в договоре срок будет проведена 6 операция - погашение задолженности держателя карты эмитенту по предоставленному кредиту).

Особенностью «электронного кошелька» является то, что при записи суммы па карту она автоматически списывается с карточного счета на специальный консолидированный счет, отражающий общий баланс «электронных кошельков». Информация о совершенных операциях сохраняется в электронном терминале и передается в систему учета карт как сумма всех операций, которая впоследствии списывается с данного консолидированного счета, а пользу получателя средств (рис. 6).








 


 


 



 

Рис. 6 -Схема расчетов с использованием карт – «электронных кошельков» Источник [1,c.57]

Технологическая схема поддержки операций с предоплаченными картами должна допускать передачу расчетной информации от эквайрера к эмитенту в урезанной или агрегированной форме, поскольку платежные системы стремятся сократить издержки на поддержку операций с незначительными суммами.Поскольку карта содержит информацию о состоянии счета владельца, то операция на не авторизуемые суммы производится в режиме off-line, т.е. без связи с центром авторизации. Карточка вставляется в специальное считывающее устройство (POS-терминал), держатель карты на клавиатуре терминала вводит свой ПИН-кид, а продавец - сумму покупки. Терминал проверяет подлинность и покупательную силу карты и в случае достаточности средств на счете производится уменьшение баланса карты на сумму операции. Средства на счет продавца перечисляются после сеанса связи с банком. Схема расчетов картой со встроенной микросхемой приведена на рис. 7.

Главная особенность банковской пластиковой карты как разновидности системы пластиковых карт состоит в том, что, не являясь деньгами и независимо от степени технического совершенства, она хранит определенный набор информации или обеспечивает доступ к базам данных, что позволяет ей служить одним из прогрессивных средств организации безналичных расчетов в сфере денежное обращения, способствуя усложнению и усилению динамичности финансовых услуг.









 


 


 

 

 

1 - ввод ПИН-кода и суммы покупки; 2 - идентификация и проверка платежеспособности  карточки; 3 - списание суммы покупки  с карточки; 4 - информация о проведенных  операциях; 5 - обновление «черного списка»; 6 - реестр операций; 7 - расчеты между Банками; 8 - расчеты обслуживающего банка с предприятием торговли, сервиса; 9 - расчеты владельца карточки с банком-эмитентом

Рис. 7 - Схема расчетов с использованием карты со встроенной микросхемой


Источник [1,c.25]

Использование банковской карты для оплаты покупки (получения наличных денег) становится возможным только после получения разрешения эмитента (авторизации карты). Покупка товара в торговой сети с использованием банковской карты осуществляется следующим образом (рис. 8).

 




 







1 - держатель банковской карты  предоставляет ее кассиру для  помещения в электронный терминал и набирает свой PIN-код;

2 - терминал считывает данные  с карты, кассир набирает с  клавиатуры сумму, оплачиваемую держателем;

3 - терминал осуществляет авторизацию  карты, посылая запрос через эквайера  в процессинговый центр и к  эмитенту;

  1. - банк-эмитент подтверждает проведение сделки;
  2. - терминал списывает сумму покупки с банковской карты и оформляет слип (он подписывается держателем карты). Одновременно держатель карты получает купленный товар, экземпляр слипа и ему возвращается карта;
  3. - в конце каждого рабочего дня торговое предприятие передает слипы, оформленные за день, в обслуживающий его банк. Они документарно подтверждают проведенные операции;
  4. - банк-эквайер проверяет все слипы и перечисляет их общую сумму на расчетный счет торгового предприятия;
  5. - эквайер передает в процессинговый центр информацию о сделках с использованием банковских карт, эмитентом которых он не является;
  6. -процессинговый центр обрабатывает предоставленную информацию и проводит ее до сведения участников для проведения ими взаиморасчетов;
  7. - расчетный банк производит погашение взаимных обязательств банков-участников, списывая соответствующую сумму с ведущегося у него корсчета банка-эмитента и зачисляя ее на корсчет банка-эквайера;

Информация о работе Проблемы и перспективы развития рынка банковских карт в России