Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 15:02, курсовая работа
Целью работы является раскрытие проблемы защиты от кредитного риска и пути их решения в коммерческих банках, перспективные направления улучшения системы обеспечения возвратности банковских кредитов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить понятие возвратности кредита;
• рассмотреть сущность обеспечения возврата кредита;
• выделить способы обеспечения возвратности кредитов;
• проанализировать динамику выданных и невозвращенных кредитов;
• проанализировать возвратность кредитов в условиях финансового кризиса в России;
• определить причины и последствия невозврата кредита;
• выявить пути повышения эффективности возврата кредита.
Введение…………………………………………………………………………. 3
1 Основные понятия и формы обеспечения возвратности кредита……….. 5
1.1 Понятие возвратности кредита………………….....……..……………... 5
1.2 Обеспечение возврата кредита, его сущность и необходимость……. 6
1.3 Способы обеспечения возвратности кредитов………………………... 10
2 Анализ динамики возвратности кредита.……………………………………. 13
2.1 Обзор динамики выданных и невозвращенных кредитов……..………. 13
2.2 Возвратность кредитов в условиях финансового кризиса в России…. 23
3 Проблема обеспечения возврата кредита и пути выхода………………… 27
3.1 Причины и последствия не возврата кредита………………………….. 27
3.2 Пути повышения эффективности возврата кредита……………………. 31
4 Практическая часть……………..……………………………………………. 37
Заключение………………………………………………………………………. 62
Список использованных источников……………………………….………….. 63
Приложения……………………………………………………………………… 64
Рис. 5 – Динамика рублевых кредитов предприятиям (без просроченных)
Рис. 6 – Динамика рублевых потребительских кредитов (без просрочки)
Сокращение портфелей было вызвано неготовностью банков предоставлять кредиты в связи с негативной макроэкономической ситуацией, а также отсутствием достаточного количества качественных заемщиков. Кредитные характеристики многих компаний значительно ухудшились в связи с кризисом.
Несмотря на общее сокращение кредитования, значительное число банков его наращивало. Кроме упомянутых госбанков, свыше половины крупных, а так же средних московских банков увеличили кредитование. Примечательно, что рост показывают кредитные организации с меньшей просрочкой, а с большей - снижение портфеля. Видимо сказывается отраслевой или региональный фактор – банки с более рискованным ссудным портфелем не стремятся его увеличивать. Другое объяснение различия в росте кредитов – банки увеличивают портфель преимущественно за счет связанных с ними заемщиков, но подтвердить или опровергнуть эту гипотезу могут только сами кредитные организации.
Проблемы ликвидности отходят на второй план: с 1 февраля (точка наибольшего падения рублевых вкладов) по 1 мая банки увеличили срочные рублевые вклады физ. лиц на 200 млрд.руб., за этот же период кредиты, полученные от Банка России уменьшились на 800 млрд.руб. Расчетные счета и депозиты юрлиц почти не изменились. Банки сокращают рублевые активы – кредиты предприятиям и потреб. кредиты сократились почти на 200 млрд.руб. каждые.
На первый план выходят проблемы прибыли и просроченной задолженности.
Таблица 1 – Рэнкинг банков России на 1 мая 2011 года: просрочка
Банк |
Потребкредиты рублевые (без просрочки), млн. руб. |
Динамика рублевых кредитов |
Потребкредиты валютные (без просрочки) , млн. руб. |
Динамика валютных кредитов | ||
без просроч. |
с просроч. |
без просроч. |
с просроч. | |||
СБЕРБАНК РОССИИ (Москва) |
1133460 |
-5% |
-5% |
32 741 |
-23% |
-15% |
ВТБ (Санкт-Петербург) |
10 |
-65% |
-34% |
12 |
-30% |
-22% |
БАНК МОСКВЫ (Москва) |
60970 |
-13% |
-10% |
26 284 |
-5% |
-4% |
АЛЬФА-БАНК (Москва) |
53903 |
-8% |
-5% |
10 094 |
-2% |
0% |
ВТБ 24 (Москва) |
243442 |
0% |
1% |
62 691 |
-11% |
-11% |
УРАЛСИБ (Москва) |
65817 |
-7% |
-6% |
10 277 |
3% |
4% |
МДМ-БАНК (Москва) |
27398 |
-12% |
-9% |
6 909 |
-16% |
-14% |
РАЙФФАЙЗЕНБАНК (Москва) |
59130 |
-9% |
-7% |
26 238 |
-12% |
-11% |
РУССКИЙ СТАНДАРТ (Москва) |
72556 |
-19% |
-16% |
436 |
-40% |
-33% |
УРСА БАНК (Новосибирск) |
50261 |
-13% |
-10% |
76 |
-33% |
-33% |
ХКФ БАНК (Москва) |
43400 |
-12% |
-5% |
5 044 |
-8% |
-5% |
РУССКИЙ БАНК РАЗВИТИЯ (Москва) |
3572 |
-15% |
-13% |
194 |
-17% |
-4% |
СЕВЕРНАЯ КАЗНА (Екатеринбург) |
9586 |
-15% |
-15% |
164 |
-24% |
-22% |
ТАВРИЧЕСКИЙ (Санкт-Петербург) |
510 |
-18% |
-18% |
480 |
15% |
15% |
ЛЕВОБЕРЕЖНЫЙ (Новосибирск) |
1762 |
-22% |
-17% |
0 |
-100% |
-100% |
В этой таблице динамика кредитов посчитана двумя способами с учетом просрочки и без учета. Если раньше рост просрочки шел медленно и не влиял на показатели динамики, то теперь его надо учитывать. Изменение кредитов может быть вызвано как гашением, так и вынесением на просрочку, зачастую показатели прироста сильно отличаются, например у Промсвязьбанка рублевый кредитный портфель предприятий упал на 4%, но с учетом просрочки вырос на 1%, то есть банк наращивал кредитный портфель, но рост просрочки перекрыл рост выдачи кредитов.
Для показателей просрочки не так важна разбивка на рубли и валюту, в целом по стране просрочка в рублях по корпоративным кредитам составляет 4%, в валюте 3,5%, по потребкредитам 5% и 5,5% соответственно.
В таблицах Просрочка по кредитам предприятий (30 крупнейших по кредитам) и Просрочка по потребкредитам (30 крупнейших по потребкредитам) представлена доля просрочки на 1 мая 2011 и 1 января 2012 года. За этот период средний уровень просрочки (по этим 200 банкам) по корпоративным кредитам вырос с 1,5% до 2,6%, по потребительским с 2,2% до 3,4%. У лидеров по просрочке показатели значительно выше, 30 с наибольшей долей просрочки по кредитам предприятиям и 30 с наибольшей долей просрочки по потребкредитам.
Таблица 2 – 30 с наибольшей долей просрочки по кредитам предприятиям
Место по кредитам |
Банк |
Кредиты по предприятиям без просрочки, млн.руб. |
Просроченные кредиты, млн.руб. |
Доля просрочки |
Резервы / кредиты | |
На 1.01.12 |
На 1.01.1 | |||||
48 |
СОЮЗ (Москва) |
25 533 |
12 828 |
33,40% |
5,20% |
2,80% |
161 |
РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ (Москва) |
4 801 |
2 275 |
32,10% |
19,60% |
22,80% |
94 |
СОБИНБАНК (Москва) |
10 272 |
3 389 |
24,80% |
14,50% |
1,00% |
113 |
СЕВЕРНАЯ КАЗНА (Екатеринбург) |
7 542 |
2 313 |
23,50% |
5,00% |
11,70% |
175 |
МОЙ БАНК (Москва) |
4 030 |
894 |
18,20% |
6,80% |
1,20% |
199 |
ЯПЫ КРЕДИ МОСКВА |
3 291 |
645 |
16,40% |
11,00% |
0,10% |
178 |
ТАРХАНЫ (Пенза) |
3 925 |
743 |
15,90% |
0,50% |
21,40% |
121 |
ЭЙЧ-ЭС-БИ-СИ БАНК (РР) (Москва) |
6 886 |
1 184 |
14,70% |
4,90% |
3,70% |
32 |
СВЯЗЬ-БАНК (Москва) |
42 354 |
6 857 |
13,90% |
— |
5,90% |
106 |
БАРКЛАЙС БАНК (Москва) |
8 334 |
1 268 |
13,20% |
0,60% |
2,30% |
6 |
АЛЬФА-БАНК (Москва) |
369 530 |
53 392 |
12,60% |
6,20% |
6,50% |
52 |
НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЗЕРВНЫЙ БАНК |
21 067 |
2 994 |
12,40% |
5,40% |
2,80% |
17 |
УРАЛСИБ (Москва) |
121 715 |
16 851 |
12,20% |
5,80% |
3,10% |
83 |
БНП ПАРИБА ВОСТОК |
12 508 |
1 727 |
12,10% |
2,90% |
0,10% |
29 |
БАНК ВЕФК (Санкт-Петербург) |
46 387 |
6 081 |
11,60% |
9,60% |
12,30% |
164 |
НФК (Москва) |
4 662 |
608 |
11,50% |
5,80% |
1,80% |
87 |
БАЛТИЙСКИЙ БАНК (Москва) |
11 839 |
1 481 |
11,10% |
8,40% |
9,00% |
84 |
МОСКОММЕРЦБАНК |
12 168 |
1 463 |
10,70% |
5,60% |
2,50% |
100 |
СВЕРДЛОВСКИЙ ГУБЕРНСКИЙ (Екатеринбург) |
9 023 |
1 009 |
10,10% |
5,50% |
5,70% |
33 |
БТА БАНК (Москва) |
42 253 |
4 611 |
9,80% |
3,20% |
4,40% |
46 |
БИНБАНК (Москва) |
25 906 |
2 753 |
9,60% |
3,30% |
5,20% |
15 |
МДМ-БАНК (Москва) |
137 456 |
14 542 |
9,60% |
5,70% |
2,70% |
25 |
АБСОЛЮТ БАНК (Москва) |
69 641 |
7 182 |
9,30% |
1,80% |
4,10% |
63 |
ЦЕНТР-ИНВЕСТ (Ростов-на-Дону) |
17 432 |
1 624 |
8,50% |
3,50% |
1,70% |
66 |
РУССКИЙ БАНК РАЗВИТИЯ (Москва) |
16 033 |
1 366 |
7,90% |
2,60% |
2,50% |
Наряду с бурным ростом объемов текущей ссудной задолженности соизмеримыми, а часто более высокими темпами росли объемы просроченной и проблемной ссудной задолженности банков, которые на данное время, по некоторым экспертным данным, достигают 15 - 20 %, а в отдельных случаях - 30 - 40 % и более от объема кредитного портфеля банка. На рис. 5 показана динамика роста просроченной ссудной задолженности и дополнена прогнозом изменения объемов проблемных кредитов в общем объеме совокупного кредитного портфеля банковской государственной системы (БГС).
Рис. 7 – Удельный вес просроченной и проблемной ссудной задолженности в БГС
Зачастую банками не учитывается величина проблемных кредитов, которые по сути уже могут являться «просроченными» и дают превышение официального отчетного показателя как минимум в 2 раза, а в некоторых банках - и на порядок, что отражено кривой пессимистического прогноза (см. рис. 7).
Банковский сектор – индикатор экономики, рынка. Адекватно оценивая свои риски, банки сейчас кредитуют только конкурентоспособные на данный момент предприятия и отрасли. Тем более что раздача денег через госбанки касается только крупнейших или социально значимых предприятий.
Сегодня ситуация в банковской сфере является достаточно стабильной. Не ожидается прихода новых банков, которые путем значительного снижения ставок по кредитам и отсутствием проверки платежеспособности кредитуемых лиц внесут некую долю хаоса в сложившуюся ситуацию. Отдельные, ныне существующие банки уже прошли этот путь и до сих пор выравнивают ситуацию с невозвратными кредитами. Банковский кризис оздоровил российскую кредитную систему, сделал ее более стабильной, прозрачной и цивилизованной.
2.2 Возвратность кредитов в условиях финансового кризиса в России
С увеличением объема кредитования в РФ неизбежно растет объем и невозвращенных займов в кредитном секторе. Пока происходил приток иностранных инвестиций состояние местных валют не вызывало тревоги. Все это прождало эйфорию на фондовом рынке, в отрыве от реальности банки раздавали кредиты. Почти на каждом шагу располагалась реклама сходного характера: «кредит за 30 минут», «только позвоните и деньги уже у вас в кармане», газеты так же заманивали различными предложениями о ссудах, причем в некоторых банках достаточно предъявить лишь паспорт, после чего выдавалась кредитная карта.
Но чрезмерное наращивание кредита может представлять собой угрозу, так как нередко заканчивается резким сокращением их объемов и последующими шоками для финансового и реального сектора экономики. По данным МВФ, за последние 30 лет 75% кредитных бумов в развивающихся экономиках сопровождались банковскими кризисами, а 85% девальвациями национальных валют. Схожая ситуация случилась и в России. И ведущую роль здесь сыграла просроченная задолженность, как по потребительскому кредитованию, так и в ипотечной сфере. По официальным подсчетам ЦМАКП, общая доля просроченных ссуд составила на кредиты гражданам 4,3%, предприятиям 2,1% всех взятых ссуд, что касается ипотечного кредитования то почти 8%, а к концу 2009 года по оценкам специалистов банка «Уралсиб» проблемные кредиты по ипотеке составили примерно 20%. Из этого следует, что в абсолютном выражении дыра в банковских балансах составили 400-500 млрд. руб. При этом предприятия, стремясь растянуть процесс взыскания долгов и тем самым отсрочить своё банкротство, грамотно используют все юридические возможности. Они пытаются оспорить заключенные с банками кредитные договоры, обращаясь в суд со встречными исками к банку-кредитору. Их цель – выиграть время в надежде на изменения в общей экономической ситуации в стране и мире. Надеждой на скорое восстановление в том числе являются и заверения правительства, согласно которым проблема кредитования российской экономики будет преодолена в основном в ближайшие полгода - год. В подтверждение этого, начиная с октября 2008 года, правительство регулярно «вливает» в российский банкинг денежные средства (по некоторым данным, уже без малого триллион рублей) с четкой целью – довести их до предприятий. И обещает, что процесс этот будет продолжаться, пока ситуация не нормализуется. Конечно, касается это далеко не всех предприятий, а только тех, что являются наиболее перспективными для отечественной экономики, а также обеспечивают экономическую и оборонную безопасность страны. Также государство сообщает, что готово поддерживать их напрямую, выкупая привилегированные акции или облигации закредитованных компаний, входя в уставной капитал обремененных долгами предприятий.
Кроме предприятий, крупным неплательщиком стало население. В последние годы этот сегмент рынка был очень привлекателен для банков, так как доходность этого кредитного портфеля по сравнению с кредитованием юридических лиц значительно выше из-за большего риска и составляла 25-30 %.
Самый большой уровень невозвратов наблюдался в сегменте экспресс-кредитования – самого доходного для банков. Поэтому практически все банки в настоящий момент просто прекратили выдачу этих кредитов. В меньших объемах, но также растут невозвраты по автокредитам и по ипотечным кредитам.
Правильная оценка кредитоспособности заёмщика и, соответственно, справедливая цена кредитного продукта – это залог уверенности в возврате кредитованных денежных средств, а, следовательно, эффективной работы банка. В этом смысле, кризис принес санирующий эффект, обозначив проблемы и узкие места банковской системы. Слабые банки не выжили, а оставшиеся стали более ответственно относиться к кредитованию физических и юридических лиц, выбирая более надежных заёмщиков. В итоге розничные кредитные портфели банков должны стать более качественными, и это снизит темпы роста просроченной задолженности. Каким же образом банки усиливают свою работу по оценке кредитоспособности своих клиентов? Во-первых, банки внедряют и совершенствуют механизмы управления кредитными рисками. Появляются бюро кредитных историй, как один из важнейших звеньев при анализе кредитных рисков. При этом главные инструменты – это аналитика и программное обеспечение, то есть возможность автоматизировать и централизовать контроль и анализ данных потенциальных клиентов. Во-вторых, для этой еще относительно новой деятельности банка требуется найти грамотные кадры, в коих в данный момент отмечается острая нехватка.
Решать проблему невозврата кредитов банки либо пытаются силами собственной службы безопасности, либо все чаще используют такой инструмент возврата долгов, как перепродажа части кредитного портфеля другому кредитору или коллекторскому агентству. Коллекторами зачастую работают юрисконсульты, консультируя должников с юридической стороны, давая ссылки на законы направленные на наказание злостных неплательщиков, кредиторов. Некоторые банки считают, что нужно проявлять осмотрительность в отношении привлечения внимания подрядчиков к взысканию платежей, а вместе с тем едва ли какой-то банк захочет тратить время на работу по кредитам с низкой вероятностью взыскания.
Даже в сегодняшние, сложные для финансового сектора времена найдутся инвесторы заинтересованные в приобретении портфелей Российских проблемных долгов. Продажа такого портфеля с безотлагательным расчетом наличными очистить бухгалтерский баланс банка, и позволит высвободить время сотрудников отдела «розничного кредитования».
3 Проблема обеспечения возврата кредита и пути выхода
3.1 Причины и последствия невозврата кредита
В сфере банковского кредитования в настоящее время, по убеждению авторов, усилился кризис доверия в системах типа «банк – заемщик». При этом кризис доверия распространился как в отношениях банков с юридическими лицами (система «банк - заемщик» вида «микро-микро»), так и с физическими лицами (та же система, но вида «микро-нано»). В связи с доминирующим, на денежной основе, менталитетом банкиров и финансовой мощью банков в практике российского, банковского кредитования при подавлении просроченных или проблемных, кредитов виновным априори считается заемщик.
Причины невозврата долгов разные. Самой очевидной является резкое снижение доходов населения из-за экономических трудностей на производствах, в результате которых предприятия либо закрываются, либо сокращают штаты своих сотрудников, при этом резко уменьшая оставшимся заработную плату. Иногда невозвраты связаны напрямую с финансовой безграмотностью заемщиков. Желая получить кредит на покупку того или иного продукта, они неправильно оценивают свои финансовые возможности. При этом многие граждане заблуждаются, думая, что его долг будет прощен, аннулирован. Но это не так, ведь возврат долга – это обязанность заёмщика, а уклонение от уплаты является преступлением. Многие банки с целью максимального возврата своих денег и в то же время для сохранения лояльных отношений с клиентами (чтобы в будущем, когда экономическая ситуация изменится к лучшему, им не потерять своих клиентов), идут навстречу своим заемщикам.
При этом требуется доказать документально, что они попали в трудное финансовое положение не по своей воле. Сотрудники банков стараются донести до населения, как правильно действовать, если человек потерял работу и не может заплатить по кредиту. Они разъясняют, что первое, что он должен сделать – это максимально быстро и открыто обсудить ситуацию с банком (лучше в письменном виде, чтобы не возникло недопонимания). Если банк видит, что клиент сам желает выйти из этой трудной ситуации, то он поможет найти для обеих сторон приемлемый вариант – реструктурировать долг, взимая только процентные платежи, изменить график платежа, уменьшить сумму ежемесячных платежей, либо снизить величину аннуитентного платежа и увеличить срок кредита, – это зависит от перспектив должника найти работу.
Информация о работе Проблемы обеспечения возвратности кредита