Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 15:02, курсовая работа
Целью работы является раскрытие проблемы защиты от кредитного риска и пути их решения в коммерческих банках, перспективные направления улучшения системы обеспечения возвратности банковских кредитов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить понятие возвратности кредита;
• рассмотреть сущность обеспечения возврата кредита;
• выделить способы обеспечения возвратности кредитов;
• проанализировать динамику выданных и невозвращенных кредитов;
• проанализировать возвратность кредитов в условиях финансового кризиса в России;
• определить причины и последствия невозврата кредита;
• выявить пути повышения эффективности возврата кредита.
Введение…………………………………………………………………………. 3
1 Основные понятия и формы обеспечения возвратности кредита……….. 5
1.1 Понятие возвратности кредита………………….....……..……………... 5
1.2 Обеспечение возврата кредита, его сущность и необходимость……. 6
1.3 Способы обеспечения возвратности кредитов………………………... 10
2 Анализ динамики возвратности кредита.……………………………………. 13
2.1 Обзор динамики выданных и невозвращенных кредитов……..………. 13
2.2 Возвратность кредитов в условиях финансового кризиса в России…. 23
3 Проблема обеспечения возврата кредита и пути выхода………………… 27
3.1 Причины и последствия не возврата кредита………………………….. 27
3.2 Пути повышения эффективности возврата кредита……………………. 31
4 Практическая часть……………..……………………………………………. 37
Заключение………………………………………………………………………. 62
Список использованных источников……………………………….………….. 63
Приложения……………………………………………………………………… 64
В случае возникновения у предприятия-заемщика существенных проблем (конфликта) в погашении ссудной и приравненной к ней задолженности перед банком-кредитором именно добрая воля всех сторон, и не в последнюю очередь третьего лица – инвестора, инициирует и делает возможным последующее разрешение проблемы погашения задолженности конкретного заемщика.
Зачастую частые звонки, посещения и письма все-таки оказывают благополучное воздействие на должников, и те погашают свои долги. Но случаются ситуации, когда заемщик действительно находится в трудном финансовом положении, тогда коллекторные агентства составляют с должником график платежей, в зависимости от финансовых возможностей должника. Попадаются так же и «крепкие орешки», которых не звонками, не уговорами невозможно склонить к оплате кредита. В этом случае дело передается в суд по месту жительства должника. Таким образом, проблема обеспечения возвратности кредитов решается любыми доступными и законными способами - от предварительного отбора надежных потенциальных заёмщиков с целью повышения качества кредита до взыскания задолженности через суд.
Основные пути совершенствования кредитного процесса в целях повышения возвратности кредита состоят в определении в кредитной политике четких требований и стандартов по отбору приемлемых форм обеспечения возвратности банковских кредитов.
Не менее важен учет фактора обеспечения кредита на всех стадиях управления кредитным риском, в том числе:
− детальный анализ и выбор формы обеспечения кредита для конкретного заемщика;
− постоянный мониторинг состояния обеспечения кредита;
− создание единой информационной базы для оценки и реализации предметов залога, в том числе с использованием интернет - технологий.
− проведение анализа кредитного портфеля, с использованием методов статистического анализа в целях снижения кредитного риска.
В заключении необходимо отметить, что управление эффективностью кредита должно одновременно осуществляться как на макро-, так и на микроэкономическом уровне. Создание определенных макроэкономических условий для повышения возвратности кредита, и, следовательно, повышения его эффективности, создает благоприятные предпосылки для снижения кредитного риска отдельного коммерческого банка.
Итак, повышение возвратности
кредита остается очень важной
и актуальной задачей, решение
которой позволить расширить
границы кредита и, следовательно,
усилить роль кредита в
Список использованных источников
Приложения
Таблица 1 – Признаки проблемности кредита («Матрица предупреждений»)
Группы классификации |
Категории признаков | ||||
Предупреждающие (имеющие косвенное влияние на качество ссудной задолженности) |
Тревожные (имеющие прямое влияние на качество задолженности) |
Дефолтные (свидетельствующие о невозможности возврата основного долга (процентов, штрафов) по причине неспособности и/или отказа заемщика) | |||
по источникам выявления | |||||
Внешние |
Негативная информация о финансово-хозяйственной деятельности заемщика из источников СМИ, ресурсов Интернета |
Негативная информация о Финансово-хозяйственной деятельности заемщика, получаемая из СМИ, ресурсов Интернета в течение достаточно длительного времени |
Инициирование третьими лицами или заемщиком процедуры банкротства заемщика | ||
Наличие судебных актов, в которых заемщик выступает должником, размер взыскиваемых требований по которым не превышает искового порога, установленного банком (незначительная сумма требований к заемщику, не влияющая на качество обслуживания долга). Также анализ претензии к заемщику со стороны третьих лиц юридической службой банка показал, что наиболее вероятный исход - положительный для заемщика (выигрыш дела) |
Наличие судебных актов, в которых заемщик выступает должником, размер взыскиваемых требований по которым превышает рисковый порог, либо вероятный исход суда не в пользу заемщика |
Принятие решения о ликвидации заемщика (залогодателя, поручителя) учредителями или органом заемщика, уполномоченным на то учредительными документами | |||
Возрастание отраслевых рисков (негативные явления на рынке деятельности заемщика, негативные тенденции в развитии конкуренции) |
Кризисные явления в сфере деятельности заемщика (отраслевой кризис, региональный кризис), в том числе изменения в законодательстве, которые могут негативно влиять на деятельность заемщика |
Кризисные явления в сфере деятельности заемщика (отраслевой кризис, региональный кризис), в том числе изменения в законодательстве, негативно влияющие на производственную, Финансово-хозяйственную деятельность заемщика (вплоть до банкротства) | |||
Наличие просроченной задолженности перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ, местными бюджетами и внебюджетными фондами; в других коммерческих банках и/или перед прочими кредиторами | |||||
Внутренние |
Желание заемщика получить кредит, несмотря на заведомо неприемлемые для него условия кредита (к примеру, необычно высокая ставка по кредиту) |
Наличие информации о реорганизации заемщика |
Факт нецелевого использования кредита | ||
Возрастание акционерных рисков (риск передела акционерного капитала, проблемы в согласовании позиций между крупными акционерами и др.) | |||||
Существенные изменения в жизнедеятельности компании, Продолжение таблицы 1 произошедшие за короткий срок (смена руководства, переезд) |
Наличие просроченной задолженности перед работниками по заработной плате | ||||
Желание заемщика изменить условия кредитования, вт. ч. сроки погашения и суммы выплат, реструктуризация кредита |
Предоставление заемщиком фиктивных документов, указание в отчетности данных, не соответствующих действительности | ||||
Нерегулярные/неполные платежи по погашению задолженности | |||||
Финансово-производственные |
по категории проблемности | ||||
Частая переоценка активов |
Наличие у заемщика скрытых потерь (к примеру, неликвидных запасов готовой продукции; требований, безнадежных к взысканию) |
Неисполнение бизнес-плана финансируемого проекта в течение достаточно длительного времени | |||
Сокращение расходов (в т. ч. выплата низких дивидендов) вследствие ухудшившихся показателей финансово-хозяйственной и производственной деятельности |
Крайне нестабильные результаты деятельности («скачки» в фин. показателях, не объясняемые сезонным фактором либо другими характерными особенностями деятельности заемщика) |
Факт повреждения или утраты заложенного имущества (при невозможности заемщиком заменить залог - внести доп. обеспечение) | |||
Резкое и неожиданное увеличение дебиторской задолженности и/или ТМЦ заемщика |
Ухудшившееся за короткий срок финансовое положение, в т. ч. «плохие» показатели отчетности, значительное сокращение прибыли, систематические убытки, падение оборотов |
Наличие остатка непогашенной задолженности после полной реализации залога | |||
Увеличение размера/доли необеспеченной задолженности по сравнению с обеспеченной |
Неоднократная пролонгация кредита, договора (в части поддержания уровня оборотов, остатка по счету) |
Наличие значительных убытков в течение продолжительного времени, без тенденции к улучшению, резкое ухудшение результатов финансово-хозяйственной деятельности заемщика | |||
Факт снижения рыночной стоимости заложенного имущества ниже суммы обязательств по кредитному договору |
Заемщик является устойчиво неплатежеспособным | ||||
Организационно-психологические |
Наличие негативной информации о деловой репутации заемщика и его руководителях |
||||
Отсутствие порядка в документации или самой документации (в т. ч. отчетности) |
Таблица 2 – Типовые сценарии развития событий после получения кредита заемщиком (Матрица сценариев поведения заемщика)
Внутренние факторы |
Внешние макро- и мезо- факторы | ||
Изменения в сторону ухудшения |
Стабильное развитие |
Изменения в сторону улучшения | |
Изменения в сторону ухудшения |
Появление задержек (перебоев) в платежах по кредиту. Усугубление локального кризиса заемщика, вызванного общей (внешней) кризисной ситуацией в сфере деятельности заемщика (отрасли, регионе, стране). Возможны существенные проблемы с погашением кредита, дефолт заемщика (банкротство). Необходимо предпринять меры по улучшению качества задолженности |
Появление задержек (перебоев) в платежах по кредиту. Заемщик переживает локальный кризис. Возможен локальный кризис в деятельности поручителей (залогодателей). Необходимо предпринять меры по улучшению качества задолженности |
Появление задержек (перебоев) в платежах по кредиту. Заемщик переживает локальный кризис. Локальный кризис в деятельности поручителей (залогодателей). Неверные стратегические и тактические направления развития компании. Возможны существенные проблемы с погашением кредита, дефолт заемщика (банкротство). Необходимо предпринять меры по улучшению качества задолженности |
Стабильное развитие |
Отсутствие просроченных платежей. Однако негативные (кризисные) явления во внешней среде (отрасли, регионе, стране) деятельности заемщика по истечении определенного времени наиболее вероятно могут отразиться на его Финансово-хозяйственной (производственной) деятельности. Необходимо предпринять «предупредительные» меры («глубокий» анализ и прогноз состояния заемщика) |
Платежи по кредиту производятся заемщиком по графику. Отсутствие просроченной задолженности платежей. Не происходит существенных изменений финансовых показателей. Стабильное развитие (поведение) поручителей (залогодателей) по кредиту. Необходимо проведение усиленного мониторинга («общий» анализ состояния заемщика) |
Отсутствие просроченных платежей. Благоприятные, стабильные показатели деятельности компании. Однако возможна стагнация развития компании, что в дальнейшем может привести к ухудшению деятельности. Необходимо проведение стандартного мониторинга |
Изменения в сторону улучшения |
Отсутствие задержек (проблем) по выплатам. Руководством компании-заемщика выбрана верная (оптимальная) стратегия в условиях кризиса, предпринимаются верные тактические действия, в результате чего внешний кризис не отражается на финансово-хозяйственной и производственной деятельности заемщика. Необходимо предпринять «предупредительные» меры («глубокий» анализ и прогноз состояния заемщика) |
Отсутствие задержек (проблем) по выплатам. Если развитие заемщика происходит обоснованно - нет повода беспокоиться, если же появляется необоснованная прибыль (сверхприбыль), то кредитному сотруднику необходимо проанализировать данную ситуацию. Необходимо проведение стандартного мониторинга |
Погашения по кредиту производятся заемщиком по графику. Если развитие заемщика происходит обоснованно (в рамках благоприятных внешних условий) - нет повода беспокоиться, если же появляется необоснованная прибыль (сверхприбыль), то кредитному сотруднику необходимо проанализировать данную ситуацию. В первую очередь сопоставить показатели производственной, финансовой деятельности с общими данными по отрасли. Крайне важно в такой ситуации «не расслабляться», поскольку можно пропустить момент возникновения проблем. Необходимо проведение стандартного мониторинга |
Информация о работе Проблемы обеспечения возвратности кредита