Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 20:30, курсовая работа
Предмет изучения – банковская система РФ. Объект изучения – банковский продукт и услуги. Цель – изучение банковских продуктов и услуг.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть понятие и характеристику банковских продуктов и услуг
Изучить основные виды банковских продуктов и услуг
Проанализировать этапы разработки и внедрения новых банковских продуктов и услуг.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………...……..3
1. Понятие, сущность и виды банковских продуктов .…..................................4
1.1. Правовое регулирование рынка банковских продуктов и услуг ……...4
1.2. Понятие банковского продукта и банковской услуги ………..………..6
1.3. Основные виды банковских продуктов ………....…………..………….12
2. Разработка и внедрение банковских продуктов и услуг …………………….18
2.1. Маркетинговый процесс ………………………..……...………………..19
2.2. Учет жизненного цикла продукта при разработке банковского продукта ………………………………………………………………………21
Заключение ……………………………………………………………………….23
Список использованных источников ………………………………….……..…25
- Банковские технологии (процессы) – т.е. последовательность, порядок совершения операций
- Банковские документы – т.е. материальные носители, удостоверяющие права и обязанности банка и клиента при предоставлении банковского продукта.
Установление четкого
подхода к разграничению
1.3. Основные виды банковских продуктов и услуг
Для создания четкой системы
управления розничным банковским обслуживанием
и последующего роста его эффективности
необходимо строго классифицировать виды
предоставляемых розничных
К основным видам банковских продуктов относятся:
1. Валютные операции
Валютный обмен - это продажа
банком одной валюты, например долларов,
за другую, например франки или песо,
с взиманием определенной платы
за услуги. В настоящее время куплю-
2. Коммерческие векселя и кредиты предприятиям
Учитывая коммерческие векселя, банки тем самым предоставляют займы товаропроизводителям, которые продают банку долговые обязательства своих покупателей с целью быстрейшей мобилизации денежных средств. В настоящее время в западных странах такая практика продолжается, хотя оборот коммерческих векселей составляет всего 10 - 20% всех операций коммерческих банков.
3. Сберегательные депозиты
В целях изыскания дополнительных
средств банки создают
Существуют различные
виды сберегательных депозитов: срочные,
срочные с дополнительными
Сам депозит - это банковский продукт, а его обслуживание - банковская услуга.
4. Хранение ценностей
Хранение в банке ценностей клиентов (золото, ценные бумаги и др.) представляет собой услугу, а расписки или другие документы, удостоверяющие факт принятия ценностей на хранение, - банковский продукт. Безопасное хранение ценностей клиента осуществляет отдел аренды сейфов, который хранит ценности клиента до того момента, пока клиенту не понадобится доступ к своей собственности.
5. Кредиты правительству
Предоставление кредитов правительству осуществляется через приобретение банками краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных государственных облигаций на сумму, составляющую определенную долю от всех имеющихся в банке депозитов.
6. Депозиты до востребования (чековые счета)
Депозит до востребования - депозит без указания срока хранения, который возвращается по первому требованию вкладчика. Обычно по сберегательным вкладам начисляются проценты по ставкам ниже рыночных. Депозитом до востребования являются средства на чековом счете в банке. Движение средств по этим счетам (поступление и списание) может оформляться наличными деньгами, чеком или переводом. По договору банковского вклада банк, принявший поступившую от вкладчика денежную сумму, обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее на условиях и в порядке, предусмотренных договором. У большинства коммерческих банков депозиты до востребования занимают наибольший удельный вес в структуре депозитов. Это, как правило, самый дешевый источник образования банковских ресурсов. В связи с высокой мобильностью средств остаток на счетах до востребования не постоянен, иногда крайне изменчив. Возможность владельца счета в любой момент изъять средства требует наличия в обороте банка повышенной доли высоколиквидных активов (остатка средств в кассе, на корреспондентском счете и пр.) за счет сокращения доли менее ликвидных, но приносящих высокие доходы активов. В силу этих причин по остаткам на счетах до востребования банки уплачивают владельцам достаточно низкий процент (0,01% -1%) или же вообще не начисляют никакого дохода.
7. Потребительский кредит
Потребительский кредит —
кредит, выдаваемый для покупки каких-либо
товаров или услуг, например, мебели,
видеотехники или туристической
путевки. Большинство потребительских
кредитов на рынке выдаются с фиксированной
процентной ставкой, которая сохраняется
в течение всего срока кредита.
При фиксированной процентной ставке
кредитор требует, чтобы клиент ежемесячно
вносил платеж для погашения кредита.
Сумма ежемесячных платежей предварительно
рассчитывается на весь срок кредитования,
фиксируется в кредитном
Наличие обеспечения по кредиту (квартиры, автомобиля, и т.п.) может повысить шансы на получение кредита, а также снизить ставку кредитования и увеличить сумму кредита. При обеспеченном кредите клиент предоставляет кредитору залог, который служит гарантией возврата кредита. При получении кредита банк может потребовать дополнительные выплаты, такие, как комиссия за выдачу кредита, плата за ведение ссудного счета, страховка. Банк-кредитор может потребовать оплатить комиссию за организацию кредита и/или комиссию за оформление кредита. Оба вида выплат являются дополнительными суммами, взимаемыми при выдаче кредита. Эти выплаты могут взиматься как фиксированными суммами, так и как процент от суммы кредита. Ставка и срок кредитования и рассчитываемые на их основе ежемесячные платежи по кредиту являются ключевыми факторами в выборе банка-кредитора.
К основным видам банковских услуг относят:
1. Консультационные услуги
Банки традиционно консультируют своих клиентов по вопросам инвестиций, покупки ценных бумаг, подготовки налоговых деклараций и ведения бухгалтерского учета. Клиентам из числа юридических лиц оказываются услуги по проверке кредитоспособности их возможных новых контрагентов и помощь в оценке маркетинговых возможностей, как на национальном, так и на мировом рынке. В процессе оказания консультационных услуг банк вправе привлекать экспертов. Решение об использовании работы эксперта принимает кредитная организация, исходя из: характера и сложности обстоятельств, подлежащих исследованию; целесообразности, возможности оказания иных банковских услуг или процедур применительно к этим обстоятельствам; вероятности значительного увеличения риска ошибочного (некачественного) выполнения консультационных услуг.
2. Услуги по управлению потоками денежных средств
Услуги по управлению потоками денежных средств заключаются в том, что банк принимает на себя инкассацию платежей и осуществляет выплаты по операциям фирмы, а также инвестирует избыток наличных денежных средств в краткосрочные ценные бумаги и кредиты, пока эти денежные средства не понадобятся клиенту.
3. Брокерские услуги по операциям с ценными бумагами
Банки осуществляют посреднические
услуги по операциям с ценными
бумагами, предоставляя своим клиентам
возможность покупать акции, облигации
и другие ценные бумаги без обращения
к брокеру или дилеру, занимающемуся
торговлей ценными бумагами. В
некоторых случаях банки
4. Инвестиционные банковские услуги
К инвестиционным услугам банка относится андеррайтинг - гарантированное размещение или покупка новых ценных бумаг у эмитентов с целью их последующей перепродажи другим покупателям и получения прибыли.
К инвестиционным услугам банков также относятся:
5. Страховые услуги
Долгое время банки занимались кредитным страхованием жизни клиентов, обеспечивая, таким образом гарантированное погашение выданных ссуд в случае смерти или болезни клиента. Банки, которые сегодня предлагают своим клиентам страховые полисы, обычно действуют через совместные предприятия или заключают соглашения о франчайзинге, согласно которым страховая компания открывает в банке киоск по продаже страховых полисов. При этом банк получает оговоренную долю доходов от таких операций.
6. Финансовые услуги
Финансовые услуги как новый вид банковских услуг получили наибольшее распространение в послевоенный период и подразделяются на трастовые, лизинговые и факторинговые в зависимости от того, каким клиентам они предоставляются.
Трастовые услуги распространяются как на физических, так и на юридических лиц. По физическим лицам коммерческие банки образуют завещательный, прижизненный, страховой траст, а также осуществляют агентские операции. По юридическим лицам они создают корпоративный, институциональный траст, траст наемных работников, коммунальный траст. В результате банки управляют имуществом, ценными бумагами, драгоценными металлами и другими ценностями клиентов. Кроме того, широкое распространение на Западе получило управление пенсионными и благотворительными фондами.
Услуги по лизингу. Многие банки активно предлагают предприятиям-клиентам возможность приобрести необходимое оборудование с помощью лизингового соглашения, в соответствии с которым банк покупает оборудование и сдает его в аренду своему клиенту.
Факторинговые услуги сводятся к тому, что банки приобретают счета-фактуры предприятий и компаний, осуществляют обслуживание их задолженности и ведение бухгалтерских книг.
Продажа пенсионных планов. Помимо трастового обслуживания, связанного с управлением планами обеспечения населения по старости, т.е. с аккумулированием и распределением выплат по пенсиям, банки продают частным лицам депозитные планы обеспечения по старости или болезни (известные также как сберегательные пенсионные счета) и распоряжаются этими депозитами, пока они не понадобятся лицам -- собственникам планов 2, с. 192,153.
Для банка внедрение в практику бизнеса новых продуктов — возможность проникновения на новые рынки, их освоение, удовлетворение вновь появившихся пожеланий клиентов и получение на этой основе новых прибылей. Особенно высокие доходы имеют место обычно тогда, когда банк выходит на рынок с совершенно качественно новым продуктом, который другие банки пока не использовали и на определенном этапе становится монополистом, что дает возможность некоторое время получать монопольно высокую прибыль. Этот период обычно невелик, поскольку другие банки стараются быстро наверстать упущенное, разработать, подготовить и предложить своим клиентам аналогичную услугу.
Для успешного внедрения
нового продукта на рынок, он должен отвечать следующим
основным положениям:
• самое главное — любой вид продукции
должен полностью соответствовать запросам
потребителей;
• продукт должен опираться на сильные
стороны деятельности банка или его подразделения;
• продукция кредитного учреждения призвана
быть лучше предложений его конкурентов;
• любая новая продукция, которую банк
предоставляет клиентам, должна пользоваться
поддержкой его руководства;
• разрабатываемые продукты (услуги) обязаны
иметь упреждающий (стратегический) характер.
Разработка банковского продукта включает несколько этапов, представляющих собой маркетинговый процесс :
1 этап. Сбор информации о состоянии рынка (схема 1.3).
2 этап. Определение маркетинговой стратегии (схема 1.4).
3 этап. Реализация выбранной стратегии маркетинга (схема 1.5).
4 этап. Оценка результатов
Маркетинговый отдел
банка выполняет следующие
Схема 1.3 – Сбор информации о состоянии рынка
Определение рыночной стратегии предполагает
выбор такой линии поведения,
которая приблизила бы потенциальные
возможности банка к
Информация о работе Разработка и внедрение банковских продуктов и услуг