Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 22:45, курсовая работа
Цель написания курсовой работы – более глубокое изучение вопросов проведения ревизии и аудита товарных запасов на примере оптового торгового предприятия - обособленного структурного подразделения открытого акционерного общества «Минскконтракт» - филиала №1. Для достижения цели был обработан научные публикации по исследуемым вопросам, а также практический материал по бухгалтерскому учету на предприятии, аудиту и ревизии товарных запасов.
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. ТОВАРНЫЕ ЗАПАСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ КАК ОБЪЕКТ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ 4
1.1. Товарные запасы: экономическое содержание и задачи их финансово-хозяйственного контроля. 4
1.2. Нормативно-правовое регулирование и информационное обеспечение проверки операций с товарами и тарой. 5
1.3. Общая характеристика системы внутреннего контроля субъекта хозяйствования. 7
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ РЕВИЗИИ ОПЕРАЦИЙ ПО УЧЕТУ ТОВАРОВ И ТАРЫ ……………………………………………………………………………………………………………..11
2.1. Планирование и организация проведения ревизии учета товарных операций. 11
2.2. Проверка организации материальной ответственности и организации контроля сохранности товаров и тары. 12
2.3. Проверка полноты и правильности документального оформления операций по поступлению, реализации и прочего выбытия товаров и тары. 13
2.4. Проверка правильности, полноты и своевременности записей в регистры синтетического и аналитического учета товаров и тары. 17
2.5. Проверка достоверности и взаимоувязки показателей бухгалтерской и статистической отчетности по товарным запасам. 20
Глава 3. МЕТОДИКА ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРКИ ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ 22
3.1. Оценка состояния внутреннего контроля сохранности товаров и тары. 22
3.2. Документальное оформление материалов ревизии учета товаров и тары. 23
3.3. Особенности планирования, проведения и документального оформления аудита товарных операций. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
ЛИТЕРАТУРА 34
взвешивания и обмера сырья, материалов, полуфабрикатов и готовых изделий;
контрольного
запуска сырья и материалов в
производство, контрольного анализа
сырья, материалов и готовой продукции
для установления действительных расходов
сырья и материалов, соответствия
продукции государственным
проверки полноты оприходования готовой продукции, соблюдения норм естественной убыли при хранении и транспортировке материальных ценностей;
проверки соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета денежных средств и материальных ценностей, организации их охраны, состояния пропускной системы;
проверки состояния внутрихозяйственного контроля;
других контрольных действий, связанных с изучением вопросов, определенных программой проверки (ревизии).
При ревизии использования и сохранности имущества, товарно-материальных ценностей на предприятии оптовой торговли проверяются:
состояние складского хозяйства, условия хранения и обеспечения сохранности;
своевременность
и полнота оприходования
соответствие фактического наличия ценностей данным бухгалтерского учета;
своевременность и правильность проведения инвентаризаций, соблюдение сроков;
правильность
определения результатов
правильность списания горюче-смазочных материалов в соответствии с путевыми листами.
В торговле учет наличия и движения тары под товарами ведется на счете 41 субсчете 41-3 «Тара под товаром и порожняя» (Приложение 24).
На субсчете
41-3 "Тара под товаром и порожняя"
учитывается наличие и движение
тары под товарами и тары порожней
(кроме стеклянной посуды на предприятиях
розничной торговли и в буфетах
предприятий общественного
Ревизию операций с тарой осуществляют одновременно с проверкой товарных операций, так как на предприятиях торговли установлена единая материальная ответственность за товары и тару, движение их оформляется в одних и одних и тех же документах.
Правильное использование тары имеет большое народнохозяйственное значение. Поэтому особое внимание во время ревизии уделяют сохранению и своевременности возвращения (сдача) тары поставщикам и таросборочным организациям. В особенности это касается мешков, которые при возвращении поставщикам или оптовым базам должны быть той самой категории или ниже не более чем на одну категорию по сравнению с полученными. В случае выявления нарушений ревизор устанавливает причины занижения категорий и виновных в этом лиц.
Практика показывает, что на торговых предприятиях являются значительные потери тары, а потому во время ревизии следует проверить не только законность и правильность отображения в учете поступления, отпуска и убытия тары, а и обнаружить причины возникновения значительных потерь тары, проверить соблюдение правил количественного и качественного ее приема, полноту и своевременность оприходования, правильность документального оформления возвращения (сдача) тары поставщикам и таросборочным организациям.
Инвентаризация тары проводится одновременно с инвентаризацией товаров. Для этого в ОАО «Минскконтракт» издан соответствующий приказ (Приложение 9). Однако результаты инвентаризации тары устанавливают в отдельности от товаров, причем недостаток и излишек определяют по количеству и сумме отдельно, чем каждое название тары (инвентаризационная опись и результаты инвентаризации - Приложение 10). Вместе с тем ревизору следует выяснить правильность оформления инвентаризационных описаний, сравнительных ведомостей, правильность вывода результатов инвентаризации, их рассмотрения и утверждения.
Основными источниками ревизии товарных операций являются:
договоры с поставщиками и покупателями, реестры оперативного учета и контроля их выполнения (журнал учета поступления грузов, книга учета выполнения договоров);
поручения на получение и отпуск товаров, книга учета выданных поручений;
товарно-транспортные накладные, накладные, счета-фактуры, платежные требования, платежные поручения (например, на куплю - Приложение 20, на продажу - Приложение 21), выписки со счетов в банках, товарные отчеты, отчеты кассира и кассовые книги, векселя;
инвентаризационные описания, сравнительные ведомости, расчеты естественного убытка, расчеты затрат на остаток товаров, расчеты реализованной торговой наценки;
акты на списание товарных потерь; регистры аналитического и синтетического учета — журналы-ордера № 7, ведомости, карточки складского учета, товарные книги;
финансовая, оперативная и статистическая отчетность и т.п.
Филиал №1 ОАО «Минскконтракт» образован в 1994 году согласно приказа ОАО «Минскконтракт» №26-од от 06.07.1994 г.
Филиал №1 является обособленным структурным подразделением без права юридического лица с обособленным балансом. Филиал имеет расчетный счет в банке, печать с указанием подчиненности и местоположения.
Основным видом деятельности филиала является оптовая торговля товарами производственно-технического назначения и обеспечения ими потребителей социальной сферы, а также обслуживание других потребителей всех форм собственности (Приложение 1).
Согласно
учетной политики на 2002 год (Приложение
2) выручка от реализации продукции
(работ, услуг) для целей бухгалтерского
учета и налогообложения
За 2002 год
среднесписочная численность
Среднемесячная заработная плата работников в 2002 году была равна 132,1 тыс. руб. Объем товарооборота этого оптового предприятия при плане 907890 тыс. руб. фактически составил в 2002 году 710437 тыс. руб., т.е. 78,25 % к плану.
Балансовая прибыль за 2002 год составила по предприятию 5544 тыс. руб. Остающаяся в распоряжении предприятия прибыль в размере 3606 тыс. руб. распределена следующим образом:
- фонд накопления - 459 тыс. руб. (12,7%);
- фонд потребления - 2141 тыс. руб. (59,4%);
- фонд дивидендов - 153 тыс. руб. (4,2%);
- прочие цели - 853 тыс. руб. (23,7%).
Филиал №1
ОАО «Минскконтракт» имеет
Филиалу №1 переданы в пользование и управление основные и оборотные средства, размер которых отражается на собственном балансе Филиала и в общем балансе ОАО «Минскконтракт».
Филиал возглавляется директором, назначаемым на эту должность Генеральным директором ОАО «Минскконтракт». С директором может быть заключен договор о полной индивидуальной материальной ответственности. С отделами реализации, входящими в структуру филиала, могут быть заключены договора о коллективной материальной ответственности (согласно и по типу Приложения 4). Контролируют бухгалтерскую отчетность ревизионная комиссия ОАО «Минскконтракт» и внешние аудиторы.
В структуре филиала №1 выделены два отдела реализации, имеется один склад, в котором работают заведующий складом и старший кладовщик.
Доходы филиала №1 формируются за счет реализации продукции (работ, услуг) и других видов деятельности, разрешенных действующим законодательством Республики Беларусь и Уставом ОАО «Минскконтракт».
Динамику основных
экономических показателей деятельности
всего общества ОАО «Минскконтракт» можно
свести для наглядности в таблицу 1.
Таблица 1
Динамика основных экономических показателей ОАО "Минскконтракт"
Показатели |
Годы |
Базисный индекс |
Цепной индекс | ||||||
2000 |
2001 |
2002 |
2000 |
2001 |
2002 |
2001 |
2002 | ||
1. Оптовый товарооборот |
|||||||||
в действующих ценах |
3235045 |
3627746 |
4481085 |
1,000 |
1,121 |
1,385 |
1,121 |
1,235 | |
в сопоставимых ценах |
3235045 |
2159373 |
1948298 |
1,000 |
0,667 |
0,602 |
0,667 |
0,902 | |
2. Валовой доход |
539461 |
695135 |
1030621 |
1,000 |
1,289 |
1,910 |
1,289 |
1,483 | |
в % к общему обороту, % |
16,676 |
19,162 |
22,999 |
1,000 |
1,149 |
1,379 |
1,149 |
1,200 | |
3. Издержки обращения |
494962 |
579519 |
872476 |
1,000 |
1,171 |
1,763 |
1,171 |
1,506 | |
в % к общему обороту, % |
15,300 |
15,975 |
19,470 |
1,000 |
1,044 |
1,273 |
1,044 |
1,219 | |
4. Балансовая прибыль |
64701 |
76429 |
96314 |
1,000 |
1,181 |
1,489 |
1,181 |
1,260 | |
в % к общему обороту, % |
2,000 |
2,107 |
2,149 |
1,000 |
1,053 |
1,075 |
1,053 |
1,020 | |
5. Средние товарные запасы |
351220 |
407317 |
697343 |
1,000 |
1,160 |
1,985 |
1,160 |
1,712 | |
6. Товарооборачиваемость, |
9,21 |
8,91 |
6,42 |
1,000 |
0,967 |
0,697 |
0,967 |
0,721 | |
7. Численность работников |
112 |
105 |
100 |
1,000 |
0,938 |
0,893 |
0,938 |
0,952 | |
8. Товарооборот на 1 работника |
|||||||||
в действующих ценах |
28884 |
34550 |
44811 |
1,000 |
1,196 |
1,551 |
1,196 |
1,297 | |
в сопоставимых ценах |
28884 |
20565 |
19483 |
1,000 |
0,712 |
0,675 |
0,712 |
0,947 | |
9. Товарооборот на 1 кв. м торговой площади (151,9 кв.м) |
1407 |
1577 |
1948 |
1,000 |
1,121 |
1,385 |
1,121 |
1,235 | |
10. Основные производственные фонд |
485520 |
540360 |
753400 |
1,000 |
1,113 |
1,552 |
1,113 |
1,394 | |
11. Фондоотдача, руб/руб |
6,663 |
6,714 |
5,948 |
1,000 |
1,008 |
0,893 |
1,008 |
0,886 |
Подробные финансовые показатели деятельности Филиала № 1 ОАО «Минскконтракт» за 2002 г. приведены в Приложении 5-8.
Для сохранности товарно-материальных ценностей важна организация системы внутреннего контроля.
Понятие внутреннего
контроля отнюдь не новое. Появившись
в лексиконе еще в начале XVIII
века, оно эволюционировало со временем.
Как система контроля деятельности
предприятия это понятие
Внутренний контроль есть процесс, направленный на достижение целей компании, и являющийся результатом действий руководства по планированию, организации, мониторингу деятельности компании в целом и ее отдельных подразделений.
Менеджеры компании
должны, во-первых, поставить цели и
определить задачи компании и отдельных
подразделений и построить
Определение
внутреннего контроля с точки
зрения его бухгалтерского понимания
звучит следующим образом: внутренний
контроль есть структура, политика, правила,
процедуры по обеспечению сохранности
активов организации и
транзакции должным образом авторизованы
транзакции своевременно и точно отражают в отчетности в соответствии со стандартами учета
доступ к
активам компании осуществляется на
основании соответствующей
физическое наличие активов периодически сверяется с бухгалтерскими записями
Чем внутренний
контроль отличается от контроля вообще?
Внутренний контроль – это контроль
изнутри компании, в противоположность
внешним видам контроля, таким
как законодательное
Информация о работе Ревизия и аудит товарных операций в оптовой торговле