Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:36, курсовая работа
Основной целью является разработка и научное обоснование практических рекомендаций по совершенствованию системы, политики и механизмов обязательного резервирования в России, определение модели обязательного резервирования, наиболее эффективной для современной российской банковской системы и применение ее в условиях кризиса.
ВВЕДЕНИЕ
1. Обязательное резервирование как инструмент денежно-кредитной политики.
1.1.Обязательное резервирование: его сущность и назначение.
1.2. Нормативно - правовое регулирование обязательного резервирования.
2. Система обязательного резервирования в банковской деятельности.
2.1. Система обязательного резервирования в России и его применение в условиях современного кризиса.
2.2. Обязательное резервирование как составляющая системы государственного регулирования деятельности кредитных организаций.
2.3. Роль обязательных резервов в банковской системе.
3. Проблемы совершенствования обязательного резервирования в Российской Федерации.
3.1 Зарубежный опыт обязательного резервирования.
3.2.Предложения по совершенствованию обязательного резервирования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»:
- резервные требования
отнесены к основным
- сформулированы принципиальные
положения, касающиеся уровня
нормативов обязательного
________________________
3. Законодательная и нормативная
база по обязательным резервам,
подлежащим депонированию в
В Федеральном законе «О банках и банковской деятельности» зафиксирована обязанность банков выполнять норматив обязательных резервов, установленный Банком России, в том числе по срокам, объемам и видам привлеченных ресурсов, а также иметь в Банке России счет для хранения.
Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций.
Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.
При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России. Указанный штраф не может превышать сумму, исчисленную исходя из двойной ставки рефинансирования Банка России, действовавшей на момент принятия судом соответствующего решения. Обязанность по депонированию средств возникает для всех кредитных учреждений со дня получения лицензии. Взносы делаются в безналичных рублях, проценты на обязательные резервы не выплачиваются, на эти суммы не могут быть обращены взыскания. В случае ликвидации банка зарезервированные средства передаются ликвидационной комиссии.
При этом от резервирования освобождены следующие виды обязательств банков перед клиентами: [5, 2 глава]
Размер обязательных резервов определяется Советом директоров Центрального банка и публикуется в «Вестнике Банка России». При этом ЦБ для определенной категории кредитных организаций предоставляет право на использование механизма усреднения обязательных резервов. То есть для крупных банков в расчет берется средний показатель суммы денежных средств, на которые должен депонироваться резерв, за предыдущий месяц.
Кроме того, Совет директоров определяет два коэффициента, каждый из которых может принимать значение от 0 до 1.
1. Корректировочный коэффициент, уменьшающий размер резерва по долговым ценным бумагам, выпущенным кредитной организацией.
2. Коэффициент усреднения, определяющий долю резерва, которой банк распоряжаться не может. При этом общий размер резерва должен соблюдаться в среднем за месяц.
На лето 2011 года действовали следующие нормативы резервирования: по обязательствам перед иностранными юридическими лицами – 5,5%, перед российскими физическими лицами и по другим обязательствам – 4,0%.
Коэффициент усреднения для банков равен 0,6, а для небанковских кредитных организаций – 1. Корректировочный коэффициент – 0,2. При этом общий объем банковских резервов в ЦБ составил 341,6 млрд. рублей.4
В таблице даны ставки по обязательным резервам для различных участников банковской деятельности.
____________________________
4. Нормативы обязательных резервов (резервные требования), установленные Банком России. лето 2011 года . http://www.cbr.ru.
Наименование |
Размер |
Нормативный акт |
По обязательствам кредитных организаций перед юридическими лицами-нерезидентами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте |
5,50% |
Указание Банка России от 25 марта 2011 года № 2601-У "Об установлении нормативов обязательных резервов (резервных требований) Банка России" |
По обязательствам перед физическими лицами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте |
4,00% | |
По иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и обязательствам в иностранной валюте |
4,00% | |
Коэффициент усреднения (для кредитных организаций, кроме расчетных небанковских кредитных организаций, РЦ ОРЦБ) |
0,6 |
Указание Банка России от 17 сентября 2008 года № 2295-У "Об установлении нормативов обязательных резервов (резервных требований) Банка России" |
Коэффициент усреднения (для расчетных небанковских кредитных организаций, РЦ ОРЦБ) |
1 |
("Вестник Банка России" от 21 сентября 2009 года № 55 (1146) |
Корректировочный коэффициент |
0,2 |
("Вестник Банка России" от 21 сентября 2009 года № 55 (1146) |
Коэффициент усреднения для небанковских кредитных организаций, имеющих право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций |
1 |
Указание Банка России от 28 октября 2011 года № 2722-У "Об установлении коэффициента усреднения для небанковских кредитных организаций, имеющих право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций" |
Глава2. Система обязательного резервирования в
банковской деятельности.
2.1. Система обязательного резервирования в России и его применение в условиях современного кризиса.
Вопросы необходимости применения обязательного резервирования, вида банковских ресурсов, учитываемых при формировании резервов, и их величина долгое время остаются наиболее острыми в отношениях между российскими кредитными учреждениями и Банком России. Цель деятельности любого кредитного учреждения - получение прибыли, которая уменьшается вследствие резервирования части привлеченных учреждениями средств, что вполне естественно вызывает недовольство, и предложения по ослаблению резервного бремени.
Система обязательного резервирования в России сформировалась с учетом целей, которые она призвана решать в процессе денежно-кредитного регулирования, и международного опыта в этой области.
** В 2008 году, в связи с кризисом ипотечного кредитования в США и острым дефицитом ликвидности на международных финансовых рынках, изменились условия проведения денежно-кредитной политики. Банк России увеличил объемы рефинансирования коммерческих банков. Был разработан аукционный механизм размещения свободных средств федерального бюджета на банковских депозитах. При этом с целью существенного снижения инфляции Банк России активно использовал доступные ему инструменты денежно-кредитной политики: процентные ставки, нормативы обязательных резервов, валютный курс рубля. В сентябре 2008 г. в результате обострения мирового финансового кризиса ситуация в экономике России кардинально изменилась. Резкое падение мировых цен на нефть и другие экспортируемые Россией товары привело к ухудшению состояния платежного баланса страны. К концу 2008 г. сформировавшийся осенью 2008 года валютный курс рубля перестал соответствовать экономическим реалиям. По этому целью пополнения банковской ликвидности неоднократно принималось решение о снижении нормативов обязательных резервов.[14]
Реализация указанного назначения осуществляется на основе общеметодологических подходов к построению системы обязательного резервирования с учетом российской специфики.
Важным элементом механизма обязательного резервирования является определение состава резервируемых обязательств.
В современных условиях состав резервируемых обязательств наиболее широк.[5]
В его состав резервируемых обязательств в настоящее время включаются:
- подавляющая часть средств бюджета, банков, клиентов до востребования (не включаются лишь остатки средств на корреспондентских счетах у банков-резидентов и банков-нерезидентов в драгоценных металлах, а также срочных депозитов (не включаются лишь срочные депозиты и иные привлеченные средства от Банка России);
- определенная часть средств, отражающая расчеты клиентов и банков (не включается значительная часть кредиторской задолженности банков);
- незначительная часть полученных банками кредитов от других банков (включаются лишь кредиты, полученные от банков-нерезидентов). Кредиты, полученные от Банка России и на внутреннем межбанковском рынке, в состав резервируемых обязательств 1 не включаются.
Банк России рекомендует внести некоторые коррективы. Например, остатки срочных депозитов финансовых органов всех уровней, предприятий и организаций, а также сумма кредитов, полученных от банков-нерезидентов, должны уменьшаться на ту их часть, которая привлечена на срок не менее трех лет, т.е. представляет наиболее долгосрочный ресурс банка.[4]
Данная корректировка позволяет сделать вывод, что современная политика Банка России по резервированию средств направлена на стимулирование долгосрочной ликвидности банковской системы.
Другим элементом механизма обязательного резервирования является норматив (нормативы) обязательных резервов, депонируемых в Банке России.
Назначение данного элемента механизма обязательного резервирования состоит в регулировании:[6, c.296]
- фактического объема и структуры обязательных резервов кредитных организаций в Банке России;
- общей банковской ликвидности;
- объема и структуры денежного агрегата М2.
Изучение российской практики обязательного резервирования показывает, что уровень норматива обязательного резервирования, критерии его дифференциации периодически изменялись.(на основе анализа %ставок с 2008г)
Механизм резервирования включает также порядок определения нормативной величины обязательных резервов, подлежащих депонированию в Банке России.
Алгоритм ее расчета достаточно прост: норматив обязательных
резервов умножается на величину резервируемых обязательств. Величина последних определяется за отчетный период (месяц), т.е. исчисляется средняя хронологическая величина.[4]
Поскольку норматив обязательных резервов дифференцирован по видам и источникам средств, величина резервируемых обязательств рассчитывается по трем группам привлеченных ресурсов:[5]
Применяя к указанным группам средств соответствующие нормативы обязательного резервирования, можно определить величину обязательных резервов, подлежащих депонированию в Банке России в рублях и иностранной валюте.
В последние годы (Положение Банка России от 29 марта 2004 г. № 255-П) наряду с расчетом нормативной величины обязательных резервов определяется расчетная их величина как составная часть нормативной величины.
**Обязательные резервы по своей природе призваны увеличивать количество наличных денег в обращении, и этому должен соответствовать большой показатель мультипликатора, который в настоящее время находиться у нас на низком уровне. Иными словами, банковская система практически не
«создает деньги» на основе денежной базы, поэтому Банку России большей степени приходится подменять собой банковский сектор.
Примечание: банковский мультипликатор рассчитан как
отношение М2 к денежной базе (резервным деньгам).
Источник: рассчитано по данным Специального стандарта
распространения данных (ССРД) МВФ
Почему именно государство занимается разрешением банковских кризисов
Банковская система – важнейший инфраструктурный элемент экономики. Ее основные задачи: обеспечение платежного оборота между экономическими субъектами, аккумулирование свободных сбережений капитала, их трансформация в кредиты и инвестиции. Приостановка выполнения банковской системой своих функций приводит к разрушительным последствиям для всей экономики. С другой стороны, утрата сотнями тысяч семей своих сбережений провоцирует рост острого социального недовольства. Именно по этой причине во всех странах пришли к пониманию того, что в период банковских кризисов вмешательство государства необходимо.
Какими инструментами располагает государство для решения проблем в банковском секторе? Рассмотрим этот вопрос на примере России кризиса 2008 года. Следует отметить, что антикризисные меры, реализуемые в этот период, во многом были аналогичны тем, что использовались в прошлом, но в ходе нынешнего кризиса их стали применять гораздо оперативнее и в более широком масштабе.
Финансовый кризис начался с кризиса ликвидности, поэтому центральные банки, в первую очередь Федеральная резервная система США, Европейский центральный банк предприняли меры по вливанию ликвидных средств в банковскую систему. Это делалось через продление сроков предоставления кредитов банкам и расширение списка активов, принимаемых в качестве обеспечения.