Резервироние в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:36, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью является разработка и научное обоснование практических рекомендаций по совершенствованию системы, политики и механизмов обязательного резервирования в России, определение модели обязательного резервирования, наиболее эффективной для современной российской банковской системы и применение ее в условиях кризиса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Обязательное резервирование как инструмент денежно-кредитной политики.
1.1.Обязательное резервирование: его сущность и назначение.
1.2. Нормативно - правовое регулирование обязательного резервирования.
2. Система обязательного резервирования в банковской деятельности.
2.1. Система обязательного резервирования в России и его применение в условиях современного кризиса.
2.2. Обязательное резервирование как составляющая системы государственного регулирования деятельности кредитных организаций.
2.3. Роль обязательных резервов в банковской системе.
3. Проблемы совершенствования обязательного резервирования в Российской Федерации.
3.1 Зарубежный опыт обязательного резервирования.
3.2.Предложения по совершенствованию обязательного резервирования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик дкб.docx

— 73.38 Кб (Скачать файл)

    В России одной из первых мер по поддержанию ликвидности банков стало решение Банка России о снижении нормативов обязательных резервов5.

 

___________________

5. К середине октября  2008 г. нормативы обязательных  резервов были снижены до 0,5% по  каждой категории резервируемых  обязательств.

 

Эта мера позволила за два  месяца 2008 г. (сентябрь и октябрь) «разморозить» более 360 млрд. руб., находившихся на счетах в Банке России.

   Но Банк России продолжит использование обязательных резервных требований в качестве прямого инструмента регулирования ликвидности банковского сектора.

   Учитывая эффективное использование кредитными организациями    механизма   усреднения    обязательных    резервов     для регулирования уровня собственной ликвидности, Банк России рассмотрит возможность поэтапного увеличения коэффициента усреднения обязательных резервов.

   Вместе  с  тем  при  значительном росте банковской ликвидности, когда применение других инструментов для ее стабильности не сможет оказать необходимого эффекта, Банк России не исключает возможности адекватного изменения нормативов обязательных резервов.

    Понижение ставок по обязательному резервированию так же является антиинфляционной политикой, так как снижение ставок ведет к уменьшению наличных денег в обороте, что ведет к снижению процента инфляции.[17]

  

2.2. Обязательное резервирование как составляющая системы государственного регулирования деятельности кредитных организаций.

 

    Обязательные резервные требования или политика обязательных резервов является одним из основных инструментов денежно-кредитной политики и средств денежно-кредитного регулирования. Данный инструмент относится к традиционным экономическим средствам, реализуемым Центральным банком Российской Федерации (Банком России) посредством прямого метода воздействия. Политика обязательных резервов регулирует соотношение спроса и предложения кредитных ресурсов в целях обеспечения стабильности функционирования денежных и финансовых систем своих стран. В основе рассматриваемого средства лежит следующая идея: поскольку ни один коммерческий банк не может работать в условиях, когда его свободные денежные средства, находящиеся в кассе или на счете, покрывают все его обязательства на сто процентов, возникает необходимость обеспечить хотя бы их частичное покрытие за счет первичных и вторичных резервов. При этом обязательные резервы имеют двойное назначение: во-первых, они призваны обеспечивать постоянный уровень ликвидности банков, и, во-вторых, они используются центральными банками для регулирования денежной массы и кредитоспособности банков.[11, c.108]

   Главная причина проведения политики обязательных резервов заключается в том, что между объемами резервов и банковскими операциями имеется определенная взаимосвязь, которую, соответственно, может использовать Банк России для того, чтобы влиять на поведение кредитных организаций. Хотя в основе обязательных резервных требований и лежит экономическая зависимость между объемами таких резервов и банковскими операциями, при осуществлении Центральным банком РФ политики обязательных резервов регулирование происходит посредством волевого установления определенного размера резервов для кредитных организаций с целью решения регулятором текущих задач в области денежно-кредитной политики, в том числе по обеспечению стабильности рынка банковских услуг.[7, c.122]

  **В  России политика обязательных резервов также является традиционным средством денежно-кредитного регулирования и продолжает достаточно эффективно использоваться Банком России наряду с инструментами тонкой настройки, в том числе в целях обеспечения стабильности рынка банковских услуг. Вместе с тем банковскими аналитиками отмечается, что механизм обязательных резервов является своего рода анахронизмом в экономически развитых странах. Резервные отчисления, по сути, являются скрытым налогом на банковский бизнес, а значит, большую его часть банки перекладывают на плечи кредиторов, занижая процентные ставки по депозитным операциям. Однако отказ от данного инструмента могут позволить себе только экономически высокоразвитые страны.[18]

       Таким образом, усмотрение Банка России в вопросе определения размеров обязательных резервов не безгранично, так как ст. 38 Закона о Банке России устанавливает, что нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации, но могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. Кроме того, данные нормативы не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов. Закрепление этого положения в Законе о Банке России важно с точки зрения контроля за деятельностью самого Банка России и стабильности всей банковской системы. В связи с этим следует отметить, что с момента становления российской банковской системы размер обязательных резервов неоднократно изменялся Банком России. При этом Центральный банк России имел возможность единовременно повышать размер обязательных резервов без соответствующих ограничений, что вызывало обоснованное недовольство кредитных организаций, так как резко сокращало доходность их кредитных операций по ранее заключенным кредитным договорам и не позволяло своевременно изменять свою кредитную политику.[1]

   **В России депонирование обязательных резервов производится на специальных счетах по учету обязательных резервов и осуществляется кредитными организациями денежными средствами в валюте Российской Федерации путем их перечисления на указанные счета в безналичном порядке. В Европейской системе центральных банков обязательные резервы означают необходимость хранения своих средств на счетах в Центральном банке в виде бессрочных вкладов. В некоторых же странах кредитные организации вправе засчитывать часть установленных обязательных резервов в свою денежную наличность, имеющуюся в сейфах и операционных кассах. Например, в США Федеральная резервная система не изымает средства банков на свой счет по учету обязательных резервов, а обязывает банки, чтобы на их счетах на отчетные даты были ресурсы, которые подлежат учету в качестве обязательных резервов. Таким образом, в банковской системе США обеспечивается гибкое использование банками средств для поддержания текущей ликвидности.[16]

Согласно действующему законодательству кредитная организация обязана  самостоятельно рассчитывать и перечислять  сумму обязательных резервов на специальные  счета Банка России. При этом расчет представляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного сообщения  на третий рабочий день месяца, следующего за отчетным, если кредитная организация  не имеет филиалов, на четвертый  – если расчет представляется кредитной  организацией, имеющей филиалы и  в срок, установленный Банком России для представления сводного бухгалтерского баланса на первое число месяца, следующего за отчетным – крупной  кредитной организацией с широкой  сетью подразделений.[2]

Положением Банка России предоставлена возможность по усреднению обязательных резервов. Под усредненной  величиной обязательных резервов в  указанном положении понимается размер обязательных резервов, рассчитываемый путем применения коэффициента усреднения к нормативной величине обязательных резервов, подлежащий поддержанию на корреспондентском счете (субсчетах) в течение периода усреднения в порядке, предусмотренном положением.[5 глава 2]

Положением Банка России установлена также такая процедура, как регулирование размера обязательных резервов, представляющая собой комплекс мероприятий, осуществляемых уполномоченным учреждением Банка России в целях  обеспечения соответствия размера  обязательных резервов, фактически депонированных кредитной организацией на счетах по учету обязательных резервов, расчетной  величине обязательных резервов, в  том числе проведение перерасчета по обязательным резервам за отчетный период и по результатам проверок, а также контроля исполнения кредитной организацией обязанности по поддержанию усредненной величины обязательных резервов на корреспондентском счете (субсчетах) в периоде усреднения. Период регулирования равен трем рабочим дням, начиная с рабочего дня, установленного кредитной организации для представления расчета, либо со дня утверждения акта проверки выполнения норматива обязательных резервов.[4]

Важнейшим понятием для механизма  обязательного резервирования является категория резервируемых обязательств, под которыми согласно Положению  Банка России понимаются обязательства  кредитной организации в валюте Российской Федерации и иностранной  валюте, состав которых определяется в соответствии с данным положением. В состав резервируемых обязательств кредитной организации включаются пассивные остатки определенных балансовых счетов, установленных Положением Банка России от 26 марта 2007 г. № 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации».

Согласно ст. 38 Закона о  Банке России при нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет  право списать в бесспорном порядке  с корреспондентского счета кредитной  организации, открытого в Банке  России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать с кредитной  организации в судебном порядке  штраф в размере, установленном  Банком России. Указанный штраф не может превышать сумму, исчисленную  исходя из двойной ставки рефинансирования Банка России, действовавшей на момент принятия судом соответствующего решения.[1]

Поэтому можно сказать, что  государство с помощью обязательного  резервирования контролирует кредитные  организации, создает более надежные перспективы на будущее.

 

2.3. Роль обязательных резервов в банковской системе.

 

    Центральный банк регулирует экономику не прямо, а через денежно-кредитную систему. Воздействуя на кредитные институты, он создает определенные условия для их функционирования. От этих условий в известной мере зависит направление деятельности коммерческих банков и других финансовых институтов, что и оказывает влияние на ход экономического развития страны. Поэтому национальные особенности кредитной системы определяют степень регулирующего воздействия центрального банка на экономику и влияют на условия функционирования центрального банка. Особенности национальной банковской системы в значительной степени воздействуют на выбор путей и методов денежно-кредитного регулирования центральным банком, на предпочтение им тех или иных инструментов денежной политики.[8, c.205]

  Выбор и сочетание инструментов, применяемых в определенной экономической ситуации, зависят от стратегии центрального банка. Тем не менее, можно назвать требования, предъявляемые к инструментарию центрального банка любой развитой страны. Речь идет, прежде всего, об инструментах, которые должны обладать максимальной действенностью.

    **Политика обязательных резервов в развитых странах, кроме Великобритании, Канады и  Люксембурга, к коммерческим банкам предъявляется требование размещения ими в центральном банке минимальных резервов. Однако в применении конкретных форм данного инструмента в разных странах наблюдаются существенные различия в зависимости от национальных особенностей развития финансового рынка. Центральными банками используются различные структура минимальных резервов, амплитуда и частота колебаний их величины, специфика начисления процентов, условия, предоставляемые кредитным институтам при их рефинансировании.

   Требования минимальных резервов появились как страховка ликвидности кредитных институтов, как гарантия по вкладам клиентов. Этот мотив использования минимальных резервов существует и сегодня. Поддерживая ликвидность банков, центральный банк выполняет свою задачу "кредитора последней инстанции".

    Как инструмент денежной политики минимальные резервы выполняют двоякую роль: служат текущему регулированию ликвидности на денежном рынке и одновременно играют роль тормоза эмиссии кредитных денег коммерческими банками. Во многих странах минимальные резервы практически уже не используются как инструмент "жесткого" регулирования, так как центральные банки предпочитают им более гибкую политику открытого рынка.

В механизме расчета ставок, а также в критериях, по которым  они дифференцируются, в разных странах  наблюдаются существенные различия. Резервные обязательства ориентируются, как правило, по состоянию или  росту определенной части обязательств кредитных институтов. Резервы, учитываемые  на активной стороне банковского  баланса, величина которых должна согласовываться  с величиной выданных кредитов (при  соблюдении коэффициента ликвидности), составляют исключение. Основной статьей  при расчете минимальных резервов служит величина вкладов небанковских учреждений по пассивной стороне  баланса. В некоторых случаях  учету при определении величины минимальных резервов подлежат и  межбанковские обязательства. [14]

   **Эффективность инструмента обязательных резервов зависит от широты охвата ими различных категорий обязательств. Увеличивая спектр таких обязательств, центральный банк уменьшает возможность обхода своих требований со стороны кредитных институтов. Например, в обязательства, облагаемые минимальными резервами в Германии, включаются вклады до востребования, срочные и сберегательные вклады сроком до четырех лет, а также привлеченные средства на межбанковском денежном рынке и долговые обязательства - именные и на предъявителя - сроком до двух лет. По закону о банковской деятельности ставки по минимальным резервам имеют верхнюю границу, при этом для разных видов вкладов границы неодинаковы. Ставки по обязательным резервам классифицируются не только по видам обязательств, но и по величине, срокам и происхождению (относительно резидентов и нерезидентов).

    Размеры ставок по минимальным резервам существенно колеблются по странам. Наивысшие ставки установлены в Италии и Испании. На противоположном полюсе находится Япония, где ставка по минимальным резервам обычно не превышает 2,5%. Банк Англии, который практически не использует минимальные резервы как инструмент денежной политики, требует от кредитных институтов лишь 0,45% обязательств, подлежащих учету в минимальных резервах. Такую существенную разницу между ставками по минимальным резервам можно объяснить тем, что в странах, где установлена высокая резервная ставка, обязательства по минимальным резервам обычно не являются беспроцентными.

Информация о работе Резервироние в России