Ресурсы коммерческого банка и оптимизация их структуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 21:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы состоит в исследовании современной роли ресурсов банка, их основных видов в условиях рыночных отношений как основы устойчивого, прибыльного функционирования банка, а также в рассмотрения с этой точки зрения оптимальной структуры ресурсов.

Содержание

Введение 3
1. Формирование портфеля ценных бумаг 4
2. Управление портфелем ценных бумаг 11
3. Специфика российского рынка ценных бумаг 21
Заключение 25
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа 2011г. ОДКБ.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

     Портфели, состоящие из ценных бумаг государственных структур. Эта разновидность портфеля формируется из государственных и муниципальных ценных бумаг и обязательств. Вложения в данные рыночные инструменты обеспечивают держателю портфеля доход, получаемый от разницы в цене приобретения с дисконтом и выкупной ценой и по ставкам выплаты процентов. Немаловажное значение имеет и то, что и центральные и местные органы власти предоставляют налоговые льготы. [4, с. 431]

     Инвестиционная  направленность вложений в региональном разрезе приводит к созданию портфелей, сформированных из ценных бумаг определенных эмитентов, находящихся в одном регионе; ценных бумаг иностранных эмитентов.

     Портфели, состоящие из ценных бумаг различных  отраслей промышленности. Портфель данной разновидности формируется на базе ценных бумаг, выпущенных предприятиями различных отраслей промышленности, связанных технологически, или какой-либо одной отрасли. В зависимости от целей инвестирования в состав портфелей включаются различные ценные бумаги, которые соответствуют поставленной цели. Так, например, конвертируемые портфели состоят из конвертируемых привилегированных акций и облигаций, которые могут быть обменены на установленное количество обыкновенных акций по фиксированной цене в определенный момент времени. [4, c. 431]

     Таким образом, были рассмотрены принципы формирования портфеля в качественном отношении, но не менее важен количественный аспект проблемы. В связи с этим возникает вопрос, сколько ценных бумаг должно быть в портфеле?

     Согласно  теории инвестиционного анализа, простая диверсификация, т.е. распределение средств портфеля по принципу «не клади все яйца в одну корзину», ничуть не хуже, чем диверсификация по отраслям, предприятиям и т.д. Кроме того, увеличение различных активов (более восьми) т.е. видов ценных бумаг, находящихся в портфеле, не дает значительного уменьшения портфельного риска. Максимальное сокращение риска достижимо, если в портфель отобрано от 40 до 70 видов различных ценных бумаг. Дальнейшее увеличение состава портфеля нецелесообразно, так как возникает эффект излишней диверсификации, который может привести к следующим отрицательным результатам:

  • невозможность качественного портфельного управления;
  • покупка недостаточно надежных, доходных, ликвидных ценных бумаг;
  • высокие издержки поиска ценных бумаг (расходы на предварительный анализ и т.д.);
  • высокие издержки по покупке небольших мелких партий ценных бумаг и т.д. [4, c. 432]

     Издержки  по управлению излишне диверсифицированным  портфелем не дадут желаемого  результата, так как доходность портфеля вряд ли будет возрастать более высокими темпами, чем издержки в связи с излишней диверсификацией. [7,c. 77]

     Формирование  портфеля — область деятельности профессионалов. В свою очередь, создаваемый портфель — это товар, который может продаваться либо частями, когда продают доли в портфеле для каждого инвестора, либо целиком, когда менеджер берет на себя труд управлять портфелем ценных бумаг клиента. И как любой товар, портфель определенных инвестиционных свойств может пользоваться спросом на фондовом рынке, а может и не пользоваться им. Конечно же, существуют и бессистемные портфели, которые являются  результатом деятельности непрофессионалов (в частности, например, нерационального инвестора), не имеющих четких инвестиционных целей. В целом по данному разделу можно сказать, что разновидностей портфелей много, и каждый конкретный держатель придерживается собственной стратегии инвестирования, учитывая состояние рынка ценных бумаг и основательно «перебирая» портфель, согласно «золотому правилу» работы с ценными бумагами, не реже одного раза в три-пять лет. [4, с. 432] 
 
 
 
 
 

     2. Управление портфелем ценных бумаг

     Рынок ценных бумаг изменчив, и для того, чтобы состав и структура портфеля ценных бумаг соответствовали его  типу, необходимо освоить управление портфелем. Под управлением понимается применение к совокупности различных видов ценных бумаг определенных методов и технологических возможностей, которые позволяют:

  • сохранить первоначально инвестированные средства;
  • достигнуть максимального уровня дохода;
  • обеспечить инвестиционную направленность портфеля.

     Иначе говоря, процесс управления направлен  на сохранение основного инвестиционного  качества портфеля и тех свойств, которые соответствовали бы интересам  его держателя. Поэтому необходима текущая корректировка структуры портфеля на основе мониторинга факторов, которые могут вызвать изменение его составных частей.

     В теории и практике формирования и  управления портфелем ценных бумаг  существуют традиционный и современный  подходы.

     Традиционный  подход основывается на фундаментальном и техническом анализах - анализах общего положения дел в экономике и отраслях, финансового положения эмитента, курсовой динамики, а также оценках потока дивидендов, рыночной стоимости актива и т.д. При этом акцент делается на широкую отраслевую диверсификацию ценных бумаг. В основном, приобретаются бумаги известных компаний, имеющих хорошие производственные и финансовые показатели. [3, с. 230]

     В процессе полного фундаментального анализа прежде всего необходимо выяснить, насколько общая ситуация благоприятна для инвестирования; определить сферы рынка ценных бумаг, которые в сложившихся общеэкономических условиях наиболее благоприятны для размещения средств с точки зрения выбранных инвестиционных целей и приоритетов; решить вопрос о том, какие фондовые инструменты, обращающиеся на рынке, являются наиболее привлекательными. [7, c. 228-229]

     Центральная часть фундаментального анализа  – это изучение производственной ситуации и финансового положения компании-эмитента. Анализ отчетности и расчет финансовых коэффициентов позволяют выявить и неверно оцененные рынком бумаги, что порой может привести к решению о включении этих бумаг в портфель. Инструментарием фундаментального анализа являются многочисленные финансовые показатели (коэффициенты), позволяющие оценить инвестиционную привлекательность эмитента. В российской действительности при оценке компании - эмитента ценных бумаг использование в полном объеме всей системы финансовых коэффициентов, несмотря на несомненные достоинства такого подхода, затруднено, а часто и невозможно. Это объясняется тем, что инвестор может реально рассчитывать только на публикуемую эмитентом отчетность. Что же касается уровня раскрытия финансовой информации, необходимой для принятия инвестиционных решений, то согласно данным исследования, проведенного компанией "Standard&Poor's", уровень информационной прозрачности, рассчитанный для 80 крупнейших публичных российских компаний, составляет примерно 55% от уровня, достаточного для раскрытия значимой корпоративной информации. В то же время, как отмечают сами авторы исследования, представленная выборка может быть нерепрезентативна с точки зрения всей совокупности публичных компаний в России, ибо, по их мнению, прозрачность по этим 80 компаниям, включенным в исследование, заведомо выше, чем была бы по всем публичным компаниям.[9, 11с.]

     Согласно  данным анализа финансовая прозрачность российских компаний оценена в 57%, раскрытие  информации о структуре собственности  и методах работы совета директоров и руководства компании - в 55% и 50% соответственно. Эти цифры подтверждают тезис о затруднительности использования методов фундаментального анализа в условиях современной российской практики.

     Технический анализ - это изучение состояния  фондового рынка. Некоторые его методы уходят корнями в XVIII в. Однако универсальные принципы технического анализа были сформулированы Чарльзом Генри Доу в конце 1890-х гг. и опубликованы на страницах журнала "Wall Street Journal", а также, уже после его смерти, в книге Сэма Нельсона "Азбука спекуляций на фондовом рынке" в 1903 г., то есть когда еще не существовало отраслевого анализа и анализа финансового состояния эмитента, а единственным объектом изучения был рынок акций как таковой. [7, c. 228]

     Существует  мнение, что анализ рынка ценных бумаг целесообразно проводить до фундаментального анализа акций. Этой точке зрения есть простое объяснение - подобный подход прост, не требует значительных затрат и может быть осуществлен на основании информации, находящейся в свободном доступе. Источниками исходной информации при этом могут служить, в частности, агентства, специализирующиеся на поставке экономической информации (например, Bloomberg, Reuters и российские "РосБизнесКонсалтинг", "РИА Новости"), а также сами биржи (система "РТС" и "ММВБ"). [11]

     Несмотря  на очевидные плюсы технического анализа (простота, наглядность, универсальность) применимость методов технического анализа сопровождается некоторыми затруднениями в его применении на рынке российских акций. Это связано, в частности, с отсутствием непрерывной исторической базы торгов по отдельным бумагам, что может влиять на достоверность прогнозов, полученных методами технического анализа. Кроме того, на мой взгляд, методы технического анализа более эффективны при управлении портфелем, нежели на стадии его формирования, когда принимается решение о включении тех или иных бумаг в его состав. [3, с. 231]

     Совокупность  применяемых к портфелю методов  и технических возможностей представляет способ управления, который может  быть охарактеризован как «активный» и «пассивный».

     Активное  управление имеет множество подходов, однако любое активное управление включает поиск неверно оцененных бумаг  или их групп. Точное выявление и  умелая покупка или продажа этих ценных бумаг дают возможность активному  инвестору получить более высокие результаты, чем пассивные и за меньший срок. Вместе с тем комиссионные, взимаемые активными менеджерами, как правило, значительно выше, чем у пассивных, выше при активном управлении и трансакционные расходы. Все это позволяет сторонникам пассивного управления утверждать, что они получают лучшие результаты, чем активные менеджеры. Сторонники же активного управления стоят на такой точке зрения, что наличие портфеля ценных бумаг - явление динамичное, временное, поэтому оперативно отслеживаются и покупаются высокодоходные ценные бумаги. Такие управляющие легко расстаются с низкодоходными и ненадежными ценными бумагами. [4, c. 434-435]

     Таким образом, менеджер, занимающийся активным управлением, должен суметь отследить  и приобрести наиболее эффективные  ценные бумаги и максимально быстро избавиться от низкодоходных активов. При этом важно не допустить снижение стоимости портфеля и потерю им инвестиционных свойств, а, следовательно, необходимо сопоставлять стоимость, доходность, риск и иные инвестиционные характеристики «нового» портфеля с учетом вновь приобретенных ценных бумаг и продажи низкодоходных с аналогичными характеристиками имеющегося «старого» портфеля. При этом нельзя не учитывать затраты по изменению состава портфеля, что в определенной степени зависит от формы обмена. Менеджер должен уметь опережать конъюнктуру фондового рынка и превратить в реальность то, что подсказывает анализ. От него требуются смелость и решительность в реализации замыслов в сочетании с осторожностью и точным расчетом. Затраты по активному управлению портфелем довольно высоки. [14]

     Возникает вопрос, какие же формы обмена старого портфеля на новый, чаще применяют в работе менеджеры в России? Поскольку им приходится, как правило, работать с государственными ценными бумагами, то в основном это «подбор чистого дохода» и «подмена». Например, при работе с портфелем ГКО менеджер постоянно осуществляет «подбор чистого дохода». Он проводится из-за временной рыночной неэффективности; при этом две идентичные облигации обмениваются по ценам, немногим отличающимся друг от друга. В итоге продается облигация с низким доходом, а покупается с более высоким. «Подмена» предполагает обмен двух похожих, но не идентичных ценных бумаг, имеющих разные курсовые цены: например, ГКО на ОФЗ-ПК. При этом особое внимание менеджеров привлекают ценные бумаги, показатели которых заметно отличаются от средних. При получении информации о том, что условия, вызывающие отличия, могут измениться, менеджеры проводят операции купли-продажи с этими фондовыми ценностями. [14] В случае нестабильности учетной ставки используется метод «предвидения учетной ставки». Он основывается на стремлении удлинить срок действия портфеля, когда учетные ставки снижаются. Высокая конъюнктура фондового рынка диктует необходимость сократить срок существования портфеля. Чем больше срок действия портфеля, тем значительнее его стоимость подвержена колебаниям вследствие изменения учетных ставок. Активный мониторинг на спекулятивном, нестабильном рынке представляет непрерывный процесс. Управление портфелем ценных бумаг ориентируется в этом случае на возможные изменения учетной ставки ценных бумаг, входящих в его состав.

     Пассивное управление заключается в приобретении бумаг на длительный срок. Это относительно новое направление в инвестиционной деятельности. До середины 1960-х инвесторы стремились найти неверно оцененные акции. Определенные черты пассивной стратегии носила покупка на длительный срок «голубых фишек» (акций надежных, первоклассных компаний). Концепция широкой диверсификации и пассивного управления на практике не использовалась. Отношение изменилось в 60-е годы, когда стала общеизвестной концепция выбора портфеля Марковица и представлена гипотеза эффективности рынка. В начале 50-х годов Гарри Марковиц предложил математическую модель выбора оптимального портфеля. Эффективным рынком был признан такой рынок, на котором цена на каждую ценную бумагу всегда равна ее инвестиционной стоимости - стоимости бумаги на данный момент с учетом перспективной оценки цены спроса на нее и доходов по ней в будущем. [14]

     Пассивной стратегии придерживаются менеджеры, которые полагают, что рынок является эффективным. В таком случае нет  необходимости часто пересматривать портфель, поскольку эффективный  рынок всегда “правильно” оценивает  активы. Сущность пассивного управления состоит в том, что инвестор выбирает в качестве цели некий показатель и формирует портфель, изменение доходности которого соответствует динамике движения показателя. Выбранный целевой показатель обычно представляет собой широко диверсифицированный рыночный индекс. Поэтому пассивное управление называют индексированным, а сами пассивные портфели - индексными фондами. Примером пассивной инвестиционной стратегии может служить равномерное распределение средств между ценными бумагами с разными сроками обращения и полярной срочности. А для определения наиболее эффективного набора ценных бумаг проводится мониторинг (детальный анализ общего положения эмитентов ценных бумаг). При этом существует целый ряд показателей, позволяющих произвести подробный анализ эмитента (рентабельность, объем продаж, цены на акции, уровень дивиденда ценных бумаг). Важным принципом проведения мониторинга является сопоставимость результатов, для обеспечения которой необходимо применять единую методику и использовать ее через равные интервалы времени. Результативность мониторинга во многом зависит от качества построения системы показателей портфеля, степени ее репрезентативности, а также чувствительности к неблагоприятным изменениям, имеющим отношение к рассматриваемому инвестиционному объекту. [4, c. 436-437]

Информация о работе Ресурсы коммерческого банка и оптимизация их структуры