Ориентация развития банковской
системы на обеспечение данных целей
и решение задач явится одним
из важнейших условий динамичного
социально-экономического развития страны,
будет способствовать успешному
выполнению государственных программных
документов, определяющих перспективы
социального и экономического развития
Республики Беларусь. В то же время
достижение стратегических целей и
решение задач развития банковской
системы страны в определяющей степени
будет зависеть от создания соответствующих
макроэкономических условий [12, с. 19].
Развитие банковской системы
будет осуществляться по следующим
направлениям:
- Совершенствование институциональной и функциональной структур банковской системы. В развитии банковской системы Республики Беларусь сохранится двухуровневая структура. Первый ее уровень, как и в настоящее время, будет представлять Национальный банк. Второй уровень - универсальные и специализированные банки, небанковские кредитно-финансовые и другие организации. Общей направленностью развития структуры банковской системы Республики Беларусь, как и экономики страны в целом, станет ее ориентация на рыночные принципы функционирования.
- Расширение ресурсной базы банков, оптимизация активов и пассивов. Расширение ресурсной базы банков будет осуществляться по двум основным направлениям - за счет внутренних источников, формируемых развитием экономики страны, и внешнего инвестирования.
Также необходимо обеспечить
оптимизацию активов и пассивов,
главным образом посредством:
- обеспечения соответствия между активами и пассивами по срокам; совершенствования экономических нормативов в направлении обеспечения границ проведения отдельных пассивных и активных операций; повышения качества управления ликвидностью банков;
- формирования устойчивой долгосрочной ресурсной базы банков за счет диверсификации источников привлечения ресурсов, особенно за счет увеличения средств населения, иностранных инвесторов, выпуска собственных ценных бумаг;
- снижения доли проблемных активов в активах банков, и прежде всего проблемных кредитов в кредитных портфелях банков;
- приведения резервов по сомнительным активам в соответствие с их уровнем;
- обеспечения рационального распределения ресурсов банков по территориальному принципу.
- разработки каждым банком стратегии оптимизации структуры активов и пассивов;
- расширения спектра банковских услуг, особенно для населения, и формирования надежной и эффективной системы гарантирования вкладов населения;
- развития рынка ценных бумаг банков (инфраструктура, вторичный рынок ценных бумаг банков и т.д.);
- внесения в документы, регламентирующие экономические нормативы деятельности банков, дополнений в части обеспечения границ проведения отдельных активных и пассивных операций;
- разработки и применения в деятельности банков документа, определяющего правила процесса управления ликвидностью банка, ориентированного на координацию различных структур банка;
- создания системы информирования банков о кредитной истории потенциальных ссудозаемщиков;
- совершенствования нормативной правовой базы и системы экономических отношений, направленных на создание условий для притока в банки иностранного капитала;
- безусловного выполнения законодательства Республики Беларусь в части возврата кредитов, вплоть до использования процедуры банкротства заемщиков;
- обеспечения положительной реальной доходности процентных ставок по срочным депозитам [12, с. 32].
- Повышение капитализации банков. Одним из важнейших условий расширения банковских операций и снижения банковских рисков является увеличение капитала банков. Капитализация банков будет повышаться за счет как внутренних, так и внешних источников. Внутренними источниками увеличения капитала банков являются прибыль банков и инвестиции в банковскую деятельность резидентов Республики Беларусь. Внешними источниками увеличения капитала белорусских банков станут инвестиции нерезидентов Республики Беларусь[12, c. 32].
- Формирование среды добросовестной конкуренции деятельности банков. Формирование конкурентной среды носит комплексный характер и предполагает решение следующих задач:
- создание равных условий для развития всех кредитных организаций;
- отказ от протекционистских мер по отношению к белорусским банкам и обеспечение поэтапного доступа на внутренний рынок банковских услуг нерезидентов Республики Беларусь;
- неукоснительное соблюдение права самостоятельного выбора предприятием или организацией банка для обслуживания, независимо от отраслевого или иного признака их деятельности;
- формирование равных ценовых условий на рынке банковских услуг, которые будут являться основой и стимулом развития конкурентных отношений между агентами банковского рынка;
- исключение ситуаций принятия банками решений под влиянием давления или воздействия со стороны субъектов хозяйствования;
- принятие мер по повышению открытости информации о деятельности банков и их филиалов (ежеквартальная публикация балансов и отчетов о финансовых результатах деятельности банков ключевых финансовых показателей и рейтингов банков, определяемых независимыми агентствами);
- недопущение явлений монополизации на рынке банковских услуг посредством введения соответствующих контрольных параметров [12, с. 32-33].
- Совершенствование корпоративного управления и внутреннего контроля в банках;
- Развитие информационных технологий в банковской деятельности и платежной системы;
- Совершенствование бухгалтерского учета в банках. Приоритетными направлениями совершенствования бухгалтерского учета в банках будут являться:
- разработка и внедрение национальных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности для банковской системы Республики Беларусь в соответствии с основными принципами бухгалтерского учета и международными стандартами финансовой отчетности;
- совершенствование методологического обеспечения бухгалтерского учета банковских операций в банках Республики Беларусь;
- оказание методологической помощи банковскому сектору по внедрению реформированной модели бухгалтерского учета.
- Кадровое обеспечение развития банковской системы.
- Развитие платежной системы. В укреплении банковской системы особую роль будет играть платежная система, целевыми направлениями развития которой будут являться:
- повышение экономической и эксплуатационной эффективности системы межбанковских расчетов при минимизации всех видов рисков, приведение системы межбанковских расчетов в соответствие с Ключевыми принципами, разработанными Комитетом по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов для системно значимых платежных систем (г. Базель, Швейцария);
- совершенствование нормативно-правовой базы безналичных расчетов;
- внедрение в платежный оборот современных технологий платежа с использованием электронных платежных инструментов [12, с. 35].
3.2 Государственная
политика в отношении банковского
сектора
Как показывает мировой опыт,
базовым условием успешного реформирования
банковской системы, является проведение
государством адекватной политики в
данной сфере. Целью государственной
политики в отношении банковской
системы и финансового сектора
экономики в целом должно быть
обеспечение системной стабильности
и создание необходимых условий
для развития рынка банковских услуг
на базе здоровой конкуренции. Банковская
деятельность должна осуществляться на
единых принципах, установленных для кредитных
Организаций, и базироваться на коммерческих
интересах и соблюдении пруденциальных
принципов.
Государственная политика в
отношении банковского сектора
должна базироваться на незыблемости
рыночных начал деятельности кредитных
организаций и использовании
преимущественно косвенных методов
влияния на процессы, происходящие
в банковской сфере. Воздействие
государства на банковскую систему
должно осуществляться главным образом
путем формирования адекватной законодательной
и нормативной базы деятельности
кредитных организаций, контроля за
исполнением требований законодательства
и нормативных актов. Непосредственное
влияние на функционирование банковской
системы через участие в капитале
кредитных организаций должно носить
ограниченный характер с общей тенденцией
к сокращению этого участия в
перспективе.
Государство в отношении
банковского сектора:
- гарантирует невмешательство третьих лиц в операционную деятельность кредитных организаций;
- не допускает каких-либо привилегий для отдельных кредитных организаций или их клиентов;
- обеспечивает строгое соблюдение законодательно установленных принципов антимонопольного регулирования и поощрения конкуренции на финансовых рынках;
- обеспечивает развитие законодательных основ системы надзора за деятельностью кредитных организаций, равно как и законодательных норм, препятствующих использованию банковского сектора для проведения противоправных операций и сомнительных сделок, включая отмывание преступных доходов [3, с. 56].
Что касается налогообложения,
то банковский сектор не должен иметь
каких-либо льгот и привилегий. Вместе
с тем условия налогообложения
для него не могут быть хуже, чем
для других отраслей. Принципиальное
значение для банков имеет правильное
определение доходов, расходов, относимых
на себестоимость банковских услуг
и налогооблагаемой базы.
Определенные действующим
законодательством фундаментальные
принципы организации белорусской
банковской системы (двухуровневая
структура: Национальный банк и кредитные
организации) и универсальные функциональные
возможности банков отвечают базовым
потребностям экономики и обеспечивают
благоприятные исходные условия
для развития банковской системы
страны на перспективу. Указанные законодательные
принципы должны быть сохранены в
качестве правовой основы функционирования
банковской системы.
Банки должны сохранить возможность
развиваться в рамках в основном
универсального статуса, позволяющего
снизить риски за счет диверсификации
услуг, обеспечить комплексность обслуживания
клиентов. Специализация банков на
отдельных продуктах, операциях
или видах деятельности возможна
в рамках их универсального статуса
Принцип добровольной (коммерческой)
специализации банков, исключающий административные
методы навязывания им конкретных форм
специализации, предполагает, что всю
ответственность за решения по выбору
сфер деловой активности несут сами кредитные
организации и их учредители (участники).
Наряду с сохранением
статуса банков как универсальных
финансовых посредников необходимо
развитие институциональных альтернатив
банкам в рамках банковской системы.
Целесообразно, например, создание правовых
возможностей для деятельности кредитно-депозитных
организаций, то есть организаций, имеющих
лицензию на операции по привлечению
и размещению средств без оказания
расчетных услуг и привлечения
средств населения. Такого рода организации
могут способствовать удовлетворению
спроса на инвестиционные услуги в
тех случаях, когда работа универсальных
банков недостаточно эффективна.
Актуальной является проблема
формирования правовой базы для создания
ссудно-сберегательных ассоциаций, кредитных
кооперативов и других подобных структур.
Наиболее существенным при этом является
вопрос о вхождении этих организаций
в банковскую систему и о методах
контроля за их деятельностью. В принципе
возможно как придание этим организациям
статуса кредитных, так и отнесение
их к некредитным организациям. Конкретное
решение вопроса зависит от характера
предоставляемых (этим организациям возможностей
по проведению операций финансового
посредничества [3, с. 57].
Мировой опыт свидетельствует
о том, что более рациональным
является функционирование указанных
организаций в рамках банковской
системы и под контролем органов
банковского надзора. Изменение
структуры банковской системы по
таким параметрам, как концентрация
капитала, оказание отдельных видов
услуг, размещение кредитных организаций
по регионам, должно происходить на
рыночных принципах.
Эффективность усилий по активизации
банковской деятельности во многом зависит
от развития банковского сектора
в регионах, что определяется, помимо
прочего, способностью региональных органов
власти и деловых кругов целенаправленно
осуществлять усилия по развитию кредитных
организаций, способных удовлетворять
спрос на банковские услуги, обеспечивать
условия для развития цивилизованных
рыночных отношений.
Проблема оттока финансовых
ресурсов из регионов через филиальную
сеть крупных банков может эффективно
решаться органами власти и деловыми
кругами только путем создания на
региональном уровне благоприятных
коммерческих возможностей для приложения
капиталов.
В ближайшей перспективе
представляется желательным усиление
роли банков, которые контролируются
иностранным капиталом. Расширение
присутствия данной группы банков на
белорусском рынке является позитивным
фактором, поскольку западный капитал,
приток которого сам по себе необходим,
привносит на белорусский рынок
современные банковские технологии,
новые финансовые продукты и культуру
банковского дела в целом. Развитие
конкуренции в банковском секторе, которое
также является результатом притока иностранного
капитала в банковскую сферу, - важный
фактор ее развития и укрепления.
Для привлечения иностранных
инвестиций в экономику Беларуси,
и в ее банковскую систему в
частности, необходимо улучшить законодательное
обеспечение прав инвесторов, обеспечить
более благоприятные налоговые
условия для иностранных инвестиций,
снижение некоммерческих рисков вложений
и свободную репатриацию прибыли,
ускорить переход предприятий и
организаций на международные стандарты
бухгалтерского учета [3, с. 57].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Банковская система –
одно из высших достижений экономической
цивилизации, которую изобрел и
построил человек. Она представляет
собой инструмент, с помощью которого,
воздействуя через деньги, валюту,
регулирует структуру, поддерживает стабильное
функционирование денежного обращения
и всей экономики в целом.
Банковская система существует
только тогда, когда в стране имеется
достаточное количество банков, кредитных
учреждений и организаций, которые
выполняют некоторые банковские
операции. Банковская система входит
в экономическую систему страны.
Современная кредитная система
представлена разнообразными кредитно-финансовыми
институтами, которые выполняют
аккумуляцию и мобилизацию доходов.
Банковская система является основным
звеном кредитной системы, играет исключительно
важную роль в рыночной экономике. Банки,
по существу, выступают в роли финансовых
посредников. Они аккумулируют вклады,
предоставляют полученные средства
в качестве ссуд юридическим и
физическим лицам, а так же выполняют
различные расчетные, гарантийные
и иные операции.
Банковский сектор Республики
Беларусь состоит из двух уровней, на
первом уровне находится Национальный
банк РБ, основными задачами которого
является выработка и проведение денежно-кредитной
политики, выдача лицензий и осуществление
надзора за юридическими лицами, занимающимися
банковской деятельностью; а на втором
– коммерческие банки РБ.
В настоящее время банковская
система развивается достаточно
устойчиво. За последние годы были достигнуты
определенные положительные подвижки:
это рост иностранных инвестиций
банковский сектор, увеличение числа
представительств на территории РБ, а
также увеличение размеров уставных
фондов, собственных капиталов банков
и рост прибыли банков.
Однако, несмотря на эти положительные
тенденции все же были и остаются
некоторые проблемы в развитии банковского
сектора. Это, прежде всего, незащищенность
банков от различных видов рисков,
отсутствие конкуренции в банковском
секторе и малое количество банковских
услуг и многое другое.
От качественного и
количественного роста банковского
сектора в огромной степени зависит
выход нашей страны из экономического
кризиса. Несмотря на обремененность многочисленными
проблемами, современные банки уже
сложились в мощную экономическую
силу. Для повышения их роли в
экономике и способности перераспределять
финансовые ресурсы в интересах
всего народного хозяйства необходимо
укреплять финансовую базу банковского
сектора и существенно улучшить
законодательные условия в банковской
деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
- Банковский кодекс Республики Беларусь: Принят Палатой представителей 3 октября 2000 года. Одобрен Советом Республики 12 октября 2000 года. – Мн.: Амалфея, 2004. – 192 с.
- Н.П. Беляцкий Банковский менеджмент: Учеб. пособие / Н.П. Беляцкий, Б.Д. Семенов, С.Д. Вермеенко. – Мн.: БГЭУ, 2004. –267 с.
- Г. Вечерко, В. Осипов «Актуальные проблемы развития банковской системы Беларуси»//Белорусский банковский бюллетень – 2001, №26
- Г. Вечерко « Банковской системе Беларуси – 80 лет»// Белорусский Банковский Бюллетень – 2001, №48
- Ю.Л. Грузицкий История развития денежно-кредитной системы Беларуси: Учеб. пособие /Ю.Л. Грузицкий; Под. ред. В.Н. Рябцевича. – Мн.: «Экоперспектива», 2002. – 172 с.
- М. Ковалев «Белорусская банковская система: итоги 2004г»//Вестник Ассоциации Белорусских банков—2005, №7
- Г.И. Кравцова Деньги, кредит, банки. Учеб./Г.И, Кравцова, Н.К. Василенко, Г.С. Кузьменко и др.; Под общ ред Г. И Кравцовой. – Мн.: ООО «Мисанта», 1997. 434с
- Г.И. Кравцова Деньги, кредит, банки. Учеб./Г.И. Кравцова, Г.С. Кузьменко, Е.И. Кравцов и др.; Под общ ред Г. И Кравцовой. – Мн.: БГЭУ, 2003. 527с.
- Тарасов В.И. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие. – Мн.: Мисанта, 2003. 512с
- Л.А. Ханкевич. Финансовое право Республики Беларусь. Практ пособие. – Мн.: «Молодежное научное общество», 2000. – 250 с.
- Основные тенденции в денежно-кредитной сфере РБ в 2004г»// Банковский Вестник №6/299, 2005
- «Концепция развития банковской системы РБ на 2001-2010гг.»//НБРБ
- Большой экономический словарь. - М.,1994
- www.nbrb.by