Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 18:08, курсовая работа
Основной целью работы является оценка современной системы банковского кредитования физических лиц в российской практике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить современное представление об экономическом содержании понятия «кредитование физических лиц»;
- описать историю становления и развития кредитования физических лиц;
- рассмотреть классификацию банковских кредитов физическим лицам и показать их роль в экономическом развитии
Введение
1. Теория формирования и развития процессов кредитования физических лиц
1.1. Современное представление об экономическом содержании понятия «кредитование физических лиц»
1.2. История становления и развития кредитования физических лиц
1.3. Классификация банковских кредитов физическим лицам и их роль в экономическом развитии
1.4 риски, возникающие в процессе банковского кредитования физических лиц
2. Современная практика кредитования коммерческими банками физических лиц в россии
2.1. Анализ портфеля кредитов физическим лицам в российских коммерческих банках
2.2. Динамика развития и структура портфеля кредитования физических лиц на примере ОИКБ «Русь» (ООО)
2.3. Проблемы развития процессов кредитования физических лиц в России
3. Перспективы дальнейшего качественного и количественного роста портфеля кредитов физическим лицам
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Приложение 1 методика оценки фактической степени риска по портфелю однородных ссуд
Приложение 2 структура кредитного портфеля по срокам по состоянию на 01.07.2008 г
Приложение 3 объемы выданных ипотечных кредитов ведущими операторами в 2007 г
Приложение 4 ставки ипотечных кредитов ведущих операторов (декабрь 2007 г.)
Приложение 5 объем российского рынка автокредитования в 2005-2007 гг., млрд., долл. Сша
Приложение 6 динамика доли «кредитных» автомобилей в общем объеме продаж на российском рынке в 2003-2007 гг., %
Приложение 7 динамика доли «кредитных» зарубежных марок в общем объеме продаж иномарок в 2003-2007 гг., %.
Приложение 8 динамика кредитного портфеля ОИКБ «Русь» (ООО) за 2003-2007 гг
Приложение 9 распределение прибыли, полученной ОИКБ «Русь» (ООО) от операций с физическими лицами
Приложение 10 отношение объема кредитов физическим лицам к ввп(%)
Цены на те немногие банки, которые могут быть проданы, часто неоправданно завышены. Инвесторы заинтересованы главным образом в приобретении банков, имеющих развитый розничный бизнес и достаточно крупные сети продаж, а таких в стране немного. Кроме того, поскольку большинство банков России имеют сходные модели и стратегии развития, слияния и поглощения малоперспективны в плане синергетического эффекта и к тому же предполагают высокие затраты на интеграцию. Существующий режим регулирования практически не стимулирует расширение операций по слиянию и поглощению, зато создает многочисленные административные барьеры.
В 2007 году 75,0% всех выданных кредитов приходится на предприятия нефинансового сектора. Еще 7,2% падает на межбанковские кредиты. Доля банковских ссуд, предоставленных физическим лицам, составляет 9,0%. При этом ипотечные кредиты занимают ничтожное место в структуре кредитования населения. Однако динамика кредитных операций свидетельствует об опережающих темпах кредитования населения. Учитывая низкую степень обеспеченности большинства областей и районов России банковскими услугами, многие региональные банки имеют хорошие перспективы для работы с населением, хотя и будут при этом все больше сталкиваться с давлением растущих издержек по ведению ритейлового бизнеса (таблица 2.1).
Таблица 2.1
Лидеры рынка кредитования населения
|
2005 г. |
2007 г. | ||
Объем ($, млн.) |
Доля на рынке, % |
Объем ($,млн.) |
Доля на рынке, % | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Сбербанк |
1666,9 |
71,16 |
2420,9 |
60,6 |
Альфа—Банк |
168,0 |
7,17 |
789,4 |
19,76 |
Русский стандарт |
145,0 |
6,19 |
178,0 |
4,45 |
Российский капитал |
83,6 |
3,57 |
108,1 |
2,71 |
Райффайзенбанк |
23,4 |
1,0 |
71,3 |
1,78 |
Газпромбанк |
54,8 |
2,34 |
68,6 |
1,72 |
Менатеп СПб |
4,1 |
0,17 |
46,8 |
1,17 |
КМБ—банк |
40,7 |
1,74 |
45,0 |
1,16 |
ДельтаКредит |
28,0 |
1,19 |
43,1 |
1,14 |
Продолжение таблицы 2.1 | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Уралсиб |
18,8 |
0,8 |
42,1 |
1,11 |
Сургутнефтегазбанк |
25,9 |
1,10 |
39,7 |
0,99 |
Первое ОВК |
22,8 |
0,97 |
36,9 |
0,97 |
Сибирское ОВК |
16,6 |
0,71 |
36,8 |
0,96 |
ММБ |
18,0 |
0,77 |
34,8 |
0,82 |
Банк Москвы |
26,0 |
1,12 |
33,2 |
0,66 |
Всего: |
2342,6 |
100,00 |
3994,7 |
100,00 |
Розничное кредитование стало основным источником роста банковской системы и привлекает все большее число игроков среди кредитных организаций. Качественные характеристики структуры ресурсной базы банков обуславливают привлекательность розничного бизнеса для его участников.
В последнее время наряду с потребительским экспресс-кредитованием многие банки стали активно предлагать своим клиентам кредитные карты. По мнению экспертов, в скором времени кредитные карты станут преобладать на рынке потребительского кредитования. Так, по данным ЦБ РФ, по итогам 2007 года объем эмиссии кредитных карт в России превысил 200 тыс., при этом эмиссия именно кредитных карт за прошедший год возросла в 4,3 раза, а объем транзакций — в 2,3 раза. В обращении появились не только традиционные продукты на основе карт Classic/Mass или Gold с овердрафтным режимом ведения счета, но и ряд новых кредитных продуктов от международных платежных систем, таких, как Viza Electron Instant или MasterCard Electronic, которые ориентированы на массового потребителя. Растущий уровень доходов и платежеспособности населения позволяет прогнозировать стабильный рост объемов розничного кредитования и в дальнейшем. Экстенсивный рост объемов розничных операций по кредитованию физических лиц неизбежно должен был привести и привел к увеличению доли просроченной задолженности в банковских активах.
2.2. Динамика развития и структура портфеля кредитования физических лиц на примере ОИКБ «Русь» (ООО)
В 2007 году банк «Русь» продолжил дальнейшее развитие потребительского кредитования населения. Банком предлагались следующие виды потребительских кредитов:
- кредит на неотложные нужды;
- кредит на приобретение товаров, работ и услуг;
- автокредитование;
- ипотечное кредитование;
- кредит на неотложные
нужды работникам бюджетной
Политика кредитования
физических лиц претерпела значительные
изменения в 2007 году. Банком были разработаны
новые Правила и Порядок
Рисунок 2.4 - Структуру кредитного портфеля банка по видам кредитов на 31.12.2007 г.
В целом за 2007 год было выдано 896 потребительских кредитов по всем видам на общую сумму 124,3 млн. рублей, в том числе 385 кредитов для работников бюджетной сферы на сумму более 39,6 млн. руб.
В 2008 году планируется дальнейшее развитие существующих видов кредитов, разработка и внедрение новых видов, расширение зон обслуживания по потребительскому кредитованию с выходом на областной уровень.
Кредитно-инвестиционный портфель Банка в 2007 году составил 13,25 млрд. руб. По сравнению с 2006 годом этот показатель банковской деятельности вырос почти вдвое (6,5 млрд. руб. в 2006 году). Портфель кредитования физических лиц за 2007 год увеличился на 2,3 млрд.руб. или на 130%, что больше общих показателей рынка потребительского кредитования. По итогам года доля рынка Банка «Русь» возросла с 2,3% до 2,7%. В структуре кредитного портфеля юридических лиц прирост составил 3 млрд. руб. Рост кредитного портфеля Банка выше, чем в среднем по рынку (приложение 8) .
Если анализировать каждое направление работы банка с физическими лицами, то можно сказать, что основной доход банк получает от принимаемых депозитов и от выдаваемых кредитов (приложение 9).
Ипотечное кредитование является одним из приоритетных направлений деятельности Банка на протяжении более десяти лет. Уникальный опыт, накопленный в этой сфере, стал передовым не только для Оренбургского региона, но и для России в целом. На сегодняшний день ипотека стала доступной жителям всех, без исключения, районов Оренбургской области.
Ежегодно Банк наращивает объемы выдачи ипотечных кредитов. За 2007 год выдано 2 322 ипотечных кредита на сумму 1 872, 4 млн. руб. Рост составил 144,6% по сравнению с аналогичным показателем 2006 года.
На 01.01.2008 г. на обслуживание в банке находилось 5194 ипотечных кредита (на 01.01.2006 г. – 3347 ипотечных кредитов) на сумму 2162,9 млн. рублей, что составило 128% по сравнению с прошлым отчетным периодом (рисунок 2.5).
Одним из основных направлений развития розничного бизнеса в 2007 году стало расширение сервисных возможностей для владельцев карт крупнейшей межрегиональной платежной системы «Золотая Корона». В 2007 году были установлены устройства Cash-in, позволяющие клиентам банка пополнять счета в банке, а также оплачивать коммунальные и иные услуги наличными денежными средствами без обращения в кассы банка. Кроме того банком была внедрена новая услуга, позволяющая клиенту с помощью одной микропроцессорной карты управлять двумя счетами.
Рисунок 2.5 – Структура ипотечных кредитов в 2007 году
Динамику изменения количества карт, эмитированных ОИКБ «Русь» в 2005-2007 гг. можно увидеть на рисунке 2.6. С помощью данной услуги возможно погашение кредитов и пополнение счетов в банкоматах банка. По-прежнему владельцами карт «Золотая Корона» востребованы ранее предложенные банком услуги: «Платежи через банкоматы» и «Кредит под зарплату». Таким образом, ОИКБ «Русь» успешно функционирует в сфере банковских карт. Темпы внедрения карточных проектов, а также уровень развития сети эквайринга оставляют приятные впечатления и открывают широкие перспективы для более глубокого проникновения на рынок банковских карт в Оренбургской области.
Рисунок 2.6 – Динамика изменения количества карт, эмитированных ОИКБ «Русь» в 2005-2007 гг.
Принимая во внимание сложившиеся приоритеты в развитии розничного бизнеса ОИКБ «Русь» (ООО), а также строгую ориентацию на повышение общего уровня доходности работы с физическими лицами, основной акцент в 2007 году будет сделан на: внедрение современных стратегий продаж банковских продуктов; увеличение рыночной доли банка путем активного продвижения новых банковских услуг и продуктов; расширение клиентской базы; дальнейшую стандартизацию и автоматизацию процесса оказания розничных услуг.
2.3. Проблемы
развития процессов
кредит банк физическое лицо
Возможность и желание человека жить в долг - один из важнейших критериев, характеризующих стабильность в обществе. Давно известно, что жизнь в долг более выгодна, чем на собственные средства. Подразумевается, что это возможно только при взаимной уверенности кредитора и кредитуемого друг в друге, которая, собственно, и определяет состояние стабильности в стране. Речь в первую очередь о частных лицах - то есть о населении, поскольку оно всегда обладало меньшей законодательной защищенностью, в отличие от лиц юридических. Однако кредитным организациям значительно выгоднее работать с корпоративным сектором, нежели с населением, поскольку розничные кредиты дороже, а залоговые возможности частных клиентов - гораздо ниже. И только в период стабильности банки начинают разворачиваться в сторону населения. К этому их подталкивает снижение доходности банковской деятельности и конкуренция на денежном рынке, а также уверенность в том, что расходы на создание инфраструктуры розничного кредитования окупятся доходами с процентов. Позитивная динамика розничного кредитования определяется активным развитием именно потребительских кредитов. Наглядные примеры - кредиты на покупку автомобилей, ставшие очень популярными в последнее время. Конечно, такая ситуация на отечественном рынке потребительских кредитов связана и с текущей общемировой конъюнктурой. В мировой практике существует ряд направлений кредитования физических лиц.
Приведем краткое описание проблем, связанных с их реализацией в РФ.
Несомненно, самым перспективным является рынок ипотечного кредитования. В большинстве банков уже есть свои собственные наработки в данной области, выраженные в виде программ ипотечного кредитования. Но доходность здесь небольшая, поскольку кредитование не имеет массовый характер. Деятельность в данной области связана с большим количеством рисков, касающихся в основном длительности периода кредитования. Поэтому стоимость кредитной услуги очень велика. Для привлечения клиентов необходимо, в первую очередь, снижение процентной ставки за счет исключения из нее риска неплатежа. Для этого банки должны отсечь «плохих» заемщиков и предупредить случаи невозврата и, соответственно, дополнительные расходы с этим связанные. Менее всего развит рынок образовательного кредитования. Основная его идея состоит в разрыве замкнутого круга: отсутствие необходимого образования – низкий заработок – отсутствие средств на образование – отсутствие необходимого образования. Особенности же образовательного кредита состоят в низкой процентной ставке (максимально приближена к ставке рефинансирования) и большим сроком возврата кредита (до 10 лет). Исходя из зарубежного опыта в данной области, можно сказать, что для развития этого вида кредитования необходимы:
На сегодняшний день данные условия не обеспечены, поэтому банки вынуждены завышать стоимость кредита. То есть банкам для снижения рисков и здесь необходима достоверная система классификации заемщиков.
Таким образом, базовым вопросом кредитования физических лиц является достоверная классификация потенциальных заемщиков на «хороших» и «плохих». Подытожим проблемы в области кредитования физических лиц, стоящие перед банками на сегодняшний день:
6. Высокие ставки. Первой проблемой кредитования в России, можно смело назвать высокие процентные ставки. Ведь именно поэтому большинство граждан, да и обычных предприятий не могут взять кредит и наладить свой бизнес, именно из-за высоких ставок. С другой же стороны величина ставки напрямую зависит от величины инфляции. То есть процентная ставка никак не может быть ниже инфляции, в противном случае банки будут работать себе в убыток.
7. Непрозрачность бизнеса. По мнению самих банкиров, нормальному развитию кредитования физических лиц, в первую очередь мешает непрозрачность российского малого бизнеса. Например, получить кредит для нужд малого бизнеса очень сложно предприятиям, которые проработали на рынке менее года и у которых бухгалтерия работает по упрощенной схеме.
Информация о работе Современная практика кредитования коммерческими банками физических лиц в России