Современная практика кредитования коммерческими банками физических лиц в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 18:08, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью работы является оценка современной системы банковского кредитования физических лиц в российской практике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить современное представление об экономическом содержании понятия «кредитование физических лиц»;
- описать историю становления и развития кредитования физических лиц;
- рассмотреть классификацию банковских кредитов физическим лицам и показать их роль в экономическом развитии

Содержание

Введение
1. Теория формирования и развития процессов кредитования физических лиц
1.1. Современное представление об экономическом содержании понятия «кредитование физических лиц»
1.2. История становления и развития кредитования физических лиц
1.3. Классификация банковских кредитов физическим лицам и их роль в экономическом развитии
1.4 риски, возникающие в процессе банковского кредитования физических лиц
2. Современная практика кредитования коммерческими банками физических лиц в россии
2.1. Анализ портфеля кредитов физическим лицам в российских коммерческих банках
2.2. Динамика развития и структура портфеля кредитования физических лиц на примере ОИКБ «Русь» (ООО)
2.3. Проблемы развития процессов кредитования физических лиц в России
3. Перспективы дальнейшего качественного и количественного роста портфеля кредитов физическим лицам
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Приложение 1 методика оценки фактической степени риска по портфелю однородных ссуд
Приложение 2 структура кредитного портфеля по срокам по состоянию на 01.07.2008 г
Приложение 3 объемы выданных ипотечных кредитов ведущими операторами в 2007 г
Приложение 4 ставки ипотечных кредитов ведущих операторов (декабрь 2007 г.)
Приложение 5 объем российского рынка автокредитования в 2005-2007 гг., млрд., долл. Сша
Приложение 6 динамика доли «кредитных» автомобилей в общем объеме продаж на российском рынке в 2003-2007 гг., %
Приложение 7 динамика доли «кредитных» зарубежных марок в общем объеме продаж иномарок в 2003-2007 гг., %.
Приложение 8 динамика кредитного портфеля ОИКБ «Русь» (ООО) за 2003-2007 гг
Приложение 9 распределение прибыли, полученной ОИКБ «Русь» (ООО) от операций с физическими лицами
Приложение 10 отношение объема кредитов физическим лицам к ввп(%)

Вложенные файлы: 1 файл

кредитвоание физических лиц.doc

— 580.50 Кб (Скачать файл)

Цены на те немногие банки, которые могут быть проданы, часто  неоправданно завышены. Инвесторы заинтересованы главным образом в приобретении банков, имеющих развитый розничный бизнес и достаточно крупные сети продаж, а таких в стране немного. Кроме того, поскольку большинство банков России имеют сходные модели и стратегии развития, слияния и поглощения малоперспективны в плане синергетического эффекта и к тому же предполагают высокие затраты на интеграцию. Существующий режим регулирования практически не стимулирует расширение операций по слиянию и поглощению, зато создает многочисленные административные барьеры.

В 2007 году 75,0% всех выданных кредитов приходится на предприятия нефинансового сектора. Еще 7,2% падает на межбанковские кредиты. Доля банковских ссуд, предоставленных физическим лицам, составляет 9,0%. При этом ипотечные кредиты занимают ничтожное место в структуре кредитования населения. Однако динамика кредитных операций свидетельствует об опережающих темпах кредитования населения. Учитывая низкую степень обеспеченности большинства областей и районов России банковскими услугами, многие региональные банки имеют хорошие перспективы для работы с населением, хотя и будут при этом все больше сталкиваться с давлением растущих издержек по ведению ритейлового бизнеса (таблица 2.1).

 

Таблица 2.1

Лидеры рынка кредитования населения

 

 

2005 г.

2007 г.

Объем

($, млн.)

Доля

на рынке, %

Объем ($,млн.)

Доля

на рынке, %

1

2

3

4

5

Сбербанк 

1666,9

71,16

2420,9

60,6

Альфа—Банк

168,0

7,17

789,4

19,76

Русский стандарт

145,0

6,19

178,0

4,45

Российский капитал

83,6

3,57

108,1

2,71

Райффайзенбанк 

23,4

1,0

71,3

1,78

Газпромбанк

54,8

2,34

68,6

1,72

Менатеп СПб

4,1

0,17

46,8

1,17

КМБ—банк

40,7

1,74

45,0

1,16

ДельтаКредит

28,0

1,19

43,1

1,14

   

Продолжение таблицы 2.1

1

2

3

4

5

Уралсиб

18,8

0,8

42,1

1,11

Сургутнефтегазбанк

25,9

1,10

39,7

0,99

Первое ОВК

22,8

0,97

36,9

0,97

Сибирское ОВК

16,6

0,71

36,8

0,96

ММБ

18,0

0,77

34,8

0,82

Банк Москвы

26,0

1,12

33,2

0,66

Всего:

2342,6

100,00

3994,7

100,00


Розничное кредитование стало основным источником роста банковской системы и привлекает все большее число игроков среди кредитных организаций. Качественные характеристики структуры ресурсной базы банков обуславливают привлекательность розничного бизнеса для его участников.

В последнее  время наряду с потребительским  экспресс-кредитованием многие банки стали активно предлагать своим клиентам кредитные карты. По мнению экспертов, в скором времени кредитные карты станут преобладать на рынке потребительского кредитования. Так, по данным ЦБ РФ, по итогам 2007 года объем эмиссии кредитных карт в России превысил 200 тыс., при этом эмиссия именно кредитных карт за прошедший год возросла в 4,3 раза, а объем транзакций — в 2,3 раза. В обращении появились не только традиционные продукты на основе карт Classic/Mass или Gold с овердрафтным режимом ведения счета, но и ряд новых кредитных продуктов от международных платежных систем, таких, как Viza  Electron Instant или MasterCard Electronic, которые ориентированы на массового потребителя. Растущий уровень доходов и платежеспособности населения позволяет прогнозировать стабильный рост объемов розничного кредитования и в дальнейшем. Экстенсивный рост объемов розничных операций по кредитованию физических лиц неизбежно должен был привести и привел к увеличению доли просроченной задолженности в банковских активах.

 

2.2. Динамика развития и структура портфеля кредитования физических лиц на примере ОИКБ «Русь» (ООО)

 

В 2007 году банк «Русь» продолжил  дальнейшее развитие потребительского кредитования населения. Банком предлагались следующие виды потребительских  кредитов:

- кредит на неотложные  нужды;

- кредит на приобретение  товаров, работ и услуг;

- автокредитование;

- ипотечное кредитование;

- кредит на неотложные  нужды работникам бюджетной сферы.

Политика кредитования физических лиц претерпела значительные изменения в 2007 году. Банком были разработаны  новые Правила и Порядок кредитования физических лиц в ОИКБ «Русь» (ООО). Структуру кредитного портфеля банка по видам кредитов на 31.12.2007 г. можно увидеть на рисунке 2.4.

 

Рисунок 2.4 - Структуру кредитного портфеля банка по видам кредитов на 31.12.2007 г.

 

В целом за 2007 год было выдано 896 потребительских кредитов по всем видам на общую сумму 124,3 млн. рублей, в том числе 385 кредитов для работников бюджетной сферы на сумму более 39,6 млн. руб.

В 2008 году планируется  дальнейшее развитие существующих видов  кредитов, разработка и внедрение  новых видов, расширение зон обслуживания по потребительскому кредитованию с выходом на областной уровень.

Кредитно-инвестиционный портфель Банка в 2007 году составил 13,25 млрд. руб. По сравнению с 2006 годом этот показатель банковской деятельности вырос почти вдвое  (6,5 млрд. руб. в 2006 году). Портфель кредитования физических лиц за 2007 год увеличился на 2,3 млрд.руб. или на 130%, что больше общих показателей рынка потребительского кредитования. По итогам года доля рынка Банка «Русь» возросла с 2,3% до 2,7%. В структуре кредитного портфеля юридических лиц прирост составил 3 млрд. руб.  Рост кредитного портфеля Банка выше, чем в среднем по рынку (приложение 8) . 

Если анализировать  каждое направление работы банка  с физическими лицами, то можно  сказать, что основной доход банк получает от принимаемых депозитов и от выдаваемых кредитов  (приложение 9).

Ипотечное кредитование является одним из приоритетных направлений  деятельности Банка на протяжении более  десяти лет. Уникальный опыт, накопленный  в этой сфере, стал передовым не только для Оренбургского региона, но и для России в целом. На сегодняшний день ипотека стала доступной жителям всех, без исключения, районов Оренбургской области.

Ежегодно Банк наращивает объемы выдачи ипотечных кредитов. За 2007 год выдано 2 322 ипотечных кредита на сумму 1 872, 4 млн. руб. Рост составил 144,6% по сравнению с аналогичным показателем 2006 года.

На 01.01.2008 г. на обслуживание в банке находилось 5194 ипотечных кредита (на 01.01.2006 г. – 3347 ипотечных кредитов) на сумму 2162,9 млн. рублей, что составило 128% по сравнению с прошлым отчетным периодом (рисунок 2.5).

Одним из основных направлений  развития розничного бизнеса в 2007 году стало расширение сервисных возможностей для владельцев карт крупнейшей межрегиональной  платежной системы «Золотая Корона». В 2007 году были установлены устройства Cash-in, позволяющие клиентам банка пополнять счета в банке, а также оплачивать коммунальные и иные услуги наличными денежными средствами без обращения в кассы банка.  Кроме того банком была внедрена новая услуга, позволяющая клиенту с помощью одной микропроцессорной карты управлять двумя счетами.

 

Рисунок 2.5 – Структура ипотечных кредитов в 2007 году

 

Динамику изменения  количества карт, эмитированных ОИКБ «Русь» в 2005-2007 гг. можно увидеть  на рисунке 2.6. С помощью данной услуги возможно погашение кредитов и пополнение счетов в банкоматах банка. По-прежнему владельцами карт «Золотая Корона» востребованы ранее предложенные банком услуги: «Платежи через банкоматы» и «Кредит под зарплату». Таким образом, ОИКБ «Русь» успешно функционирует в сфере банковских карт. Темпы внедрения карточных проектов, а также уровень развития сети эквайринга оставляют приятные впечатления и открывают широкие перспективы для более глубокого проникновения на рынок банковских карт в Оренбургской области.

Рисунок 2.6 – Динамика изменения количества карт, эмитированных ОИКБ «Русь» в 2005-2007 гг.

 

Принимая во внимание сложившиеся приоритеты в развитии розничного бизнеса ОИКБ «Русь» (ООО), а также строгую ориентацию на повышение общего уровня доходности работы с физическими лицами, основной акцент в 2007 году будет сделан на: внедрение современных стратегий продаж банковских продуктов; увеличение рыночной доли банка путем активного продвижения новых банковских услуг и продуктов; расширение клиентской базы; дальнейшую стандартизацию и автоматизацию процесса оказания розничных услуг.

 

2.3. Проблемы  развития процессов кредитования  физических лиц в России

кредит банк физическое лицо

Возможность и желание  человека жить в долг - один из важнейших критериев, характеризующих стабильность в обществе. Давно известно, что жизнь в долг более выгодна, чем на собственные средства. Подразумевается, что это возможно только при взаимной уверенности кредитора и кредитуемого друг в друге, которая, собственно, и определяет состояние стабильности в стране. Речь в первую очередь о частных лицах - то есть о населении, поскольку оно всегда обладало меньшей законодательной защищенностью, в отличие от лиц юридических. Однако кредитным организациям значительно выгоднее работать с корпоративным сектором, нежели с населением, поскольку розничные кредиты дороже, а залоговые возможности частных клиентов - гораздо ниже. И только в период стабильности банки начинают разворачиваться в сторону населения. К этому их подталкивает снижение доходности банковской деятельности и конкуренция на денежном рынке, а также уверенность в том, что расходы на создание инфраструктуры розничного кредитования окупятся доходами с процентов. Позитивная динамика розничного кредитования определяется активным развитием именно потребительских кредитов. Наглядные примеры - кредиты на покупку автомобилей, ставшие очень популярными в последнее время. Конечно, такая ситуация на отечественном рынке потребительских кредитов связана и с текущей общемировой конъюнктурой. В мировой практике существует ряд направлений кредитования физических лиц.

Приведем краткое описание проблем, связанных с их реализацией  в РФ.

Несомненно, самым перспективным  является рынок ипотечного кредитования. В большинстве банков уже есть свои собственные наработки в данной области, выраженные в виде программ ипотечного кредитования. Но доходность здесь небольшая, поскольку кредитование не имеет массовый характер. Деятельность в данной области связана с большим количеством рисков, касающихся в основном длительности периода кредитования. Поэтому стоимость кредитной услуги очень велика. Для привлечения клиентов необходимо, в первую очередь, снижение процентной ставки за счет исключения из нее риска неплатежа. Для этого банки должны отсечь «плохих» заемщиков и предупредить случаи невозврата и, соответственно, дополнительные расходы с этим связанные. Менее всего развит рынок образовательного кредитования. Основная его идея состоит в разрыве замкнутого круга: отсутствие необходимого образования – низкий заработок – отсутствие средств на образование – отсутствие необходимого образования. Особенности же образовательного кредита состоят в низкой процентной ставке (максимально приближена к ставке рефинансирования) и большим сроком возврата кредита (до 10 лет). Исходя из зарубежного опыта в данной области, можно сказать, что для развития этого вида кредитования необходимы:

  1. Законодательная база предоставления финансовой помощи для всех желающих и способных получить образование;
  2. Гарантия возврата кредита государством, позволяющая ему взять значительную часть рисков на себя. Тем самым обеспечиваются благоприятные условия кредитования.

На сегодняшний день данные условия не обеспечены, поэтому  банки вынуждены завышать стоимость кредита. То есть банкам для снижения рисков и здесь необходима достоверная система классификации заемщиков.

Таким образом, базовым  вопросом кредитования физических лиц  является достоверная классификация  потенциальных заемщиков на «хороших»  и «плохих». Подытожим проблемы в  области кредитования физических лиц, стоящие перед банками на сегодняшний день:

    1. Отсутствие кредитной истории. Это дает массу возможностей недобросовестным заемщикам, которые могут получить несколько кредитов в различных банках, без какой – либо проверки их предыдущих кредитных «подвигов».
    2. Используемые зарплатные схемы предприятий. Работодатели зачастую отдают предпочтение «серым» схемам выплаты вознаграждения своим работникам. Заемщик не может официально подтвердить уровень доходов, а банк лишается платежеспособного клиента.
    3. Нет простого механизма возврата денег инвестору в случае несостоятельности заемщика. Стоимость таких ошибок очень велика: потеря основной суммы долга, судебные издержки, административные издержки, потерянное время и так далее.
    4. Проблемы классификации. Необходима достоверная оценка потенциального заемщика, отсечение «плохих» заемщиков. Неверная классификация порождает проблему обеспечения возврата средств заемщиком в принудительном порядке.
    5. Проблема залога. Механизм реализации залога – неудобное и дорогостоящее занятие. Отсутствие регистрации залога движимого имущества позволяет продать или повторно заложить недобросовестным заемщиком заложенное имущество.

6. Высокие ставки. Первой проблемой кредитования в России, можно смело назвать высокие процентные ставки. Ведь именно поэтому большинство граждан, да и обычных предприятий не могут взять кредит и наладить свой бизнес, именно из-за высоких ставок. С другой же стороны величина ставки напрямую зависит от величины инфляции. То есть процентная ставка никак не может быть ниже инфляции, в противном случае банки будут работать себе в убыток.

7. Непрозрачность бизнеса. По мнению самих банкиров, нормальному развитию кредитования физических лиц, в первую очередь мешает непрозрачность российского малого бизнеса. Например, получить кредит для нужд малого бизнеса очень сложно предприятиям, которые проработали на рынке менее года и у которых бухгалтерия работает по упрощенной схеме.

Информация о работе Современная практика кредитования коммерческими банками физических лиц в России