Современное состояние Банковской системы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 22:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ банковской системы в современных российских условиях.
Данная цель реализуется в следующих задачах:
- рассмотреть банковскую систему как социально-экономическую категорию: её сущность, структуру и принципы функционирования
- изучить особенности функционирования современной банковской системы Российской Федерации
-изучить Центральный и коммерческие банки: их основные функции и взаимодействие
-проанализировать состояние частных банков в России

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Банковская система Р.Ф понятие, представление и структура…………...5
1.1. Понятие Банковской системы…………………………………………….5
1.2. Представление банка……………………………………………………....8
1.3. Структура Банковской системы…………………………………………12
2. Сущность банков и их роль и место в рыночной экономике……………16
2.1. Принципы деятельности Банковской системы РФ……………………..16
2.2. Роль банков во всем мире………………………………………………...21
2.3. Роль банков в России……………………………………………………..25
3. Современное состояние Банковской системы в России………………….28
3.1. Состояние и проблемы развития Банковской системы………………...28
3.2. Направления реформирования Банковской системы…………………..31
3.3. Принятые изменения в законе о Банках и Банковской деятельности…34
Заключение…………………………………………………………………….38
Список используемой литературы …………………………………………..40

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ.docx1.docx

— 75.14 Кб (Скачать файл)

      Проведение  процедуры реструктуризации требует  соответствующего организационного  и законодательного обеспечения.

Основными принципами реструктуризации должны стать:

1.   экономическая и  социальная необходимость сохранения  банков;

2.  определение «опорных» банков, исходя из интересов развития банковской системы региона;

3. сохранение крупных многофилиальных банков, обладающих современными банковскими технологиями;

4.   ограничение круга  банков, которым предоставлено право  выполнять платежи в бюджеты  и внебюджетные фонды;

5. минимизация государственных затрат на проведение процедур реструктуризации.

      Для решения  указанных вопросов, прежде всего,  необходимо обеспечить возврат  бюджетных денежных средств из  «проблемных банков». При индивидуальном  подходе Банка России и Министерства  по налогам и сборам России  к «проблемным банкам» с точки  зрения их возможностей осуществлять  текущие налоговые платежи и  выполнять требования реструктуризации  задолженности по клиентским  бюджетным обязательствам предусматривается,  что инициирование Банком России  отзыва лицензии, равно как осуществление  мер финансовой поддержки «проблемных  банков», происходит на основании  наличия (отсутствия) соглашения  между Министерством по налогам  и сборам и указанными банками.

       Интересам  России отвечает стратегия, ориентированная  на создание крупных многофилиальных  банков. По объему активов и  капитала такие банки должны  входить в число крупнейших  банков Европы. Их общее число  должно сократиться до 700-800 крупных  банков, работающих во всех регионах, и до 40-50 очень крупных многопрофильных  банков федерального значения.

       Появление  банковских институтов такого  масштаба существенно изменит  ситуацию во взаимоотношениях  банковского и реального сектора  экономики России, российской банковской  системы и мировых финансовых  рынков. Только крупные банки  в состоянии предоставлять значительному  числу клиентов весь комплекс  современных банковских услуг,  аккумулировать достаточные финансовые  ресурсы и перераспределять их  между секторами экономики, удовлетворять  спрос крупных предприятий на  кредитные ресурсы, обеспечивать  переток денежных средств из  одних регионов в другие, привлекать  иностранный инвестиционный капитал.

      В мировой  практике существует ряд основных  базовых и стандартных принципов  реструктуризации банковских систем. Прежде всего, это минимизация  затрат. При проведении реструктуризации  банковской системы необходимо  сделать оптимальный выбор способа  реструктуризации. Приоритет здесь  имеют меры, осуществление которых  позволит выйти из кризиса  с наименьшими бюджетными затратами. 

        Одна из них – ликвидация проблемных банков. Это самый жесткий способ санации банковской системы. А наилучшим методом считается слияние проблемной организации со здоровым банком.

      Следующий  принцип – справедливое распределение  бремени реструктуризации при  ее проведении.

      Другим  важным принципом является предотвращение  возникновения этих проблем (предотвращение  повторения системных рисков), так  как банковский сектор с социальной, общественной точки зрения –  это сектор повышенного риска.

 

3.3.Принятые изменения  в законах о банках и банковской  деятельности.

        Федеральный закон Российской Федерации от 15 февраля 2010 г. "О внесении изменений в статьи 131 и 29 Федерального закона "О банках и банковской деятельности""

Дата первой официальной  публикации: 17 февраля 2010 г.

Опубликовано: в  "РГ" - Федеральный выпуск №5112 17 февраля 2010 г.

Принят Государственной  Думой 27 января 2010 года Одобрен Советом  Федерации 3 февраля 2010 года

Статья 1

Внести в статью 29 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (Ведомости  Съезда народных депутатов РСФСР  и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст. 492; 2007, N 45, ст. 5425) следующие изменения:

1) часть первую изложить  в следующей редакции:

"Процентные ставки  по кредитам и (или) порядок  их определения, в том числе  определение величины процентной  ставки по кредиту в зависимости  от изменения условий, предусмотренных  в кредитном договоре, процентные  ставки по вкладам (депозитам)  и комиссионное вознаграждение  по операциям устанавливаются  кредитной организацией по соглашению  с клиентами, если иное не  предусмотрено федеральным законом."

2) часть вторую изложить  в следующей редакции:

"Кредитная организация  не имеет права в одностороннем  порядке изменять процентные  ставки по кредитам и (или)  порядок их определения, процентные  ставки по вкладам (депозитам), комиссионное вознаграждение и  сроки действия этих договоров  с клиентами - индивидуальными  предпринимателями и юридическими  лицами, за исключением случаев,  предусмотренных федеральным законом  или договором с клиентом.";

3) дополнить частью четвертой  следующего содержания:

"По кредитному договору, заключенному с заемщиком-гражданином,  кредитная организация не может  в одностороннем порядке сократить  срок действия этого договора, увеличить размер процентов и  (или) изменить порядок их определения,  увеличить или установить комиссионное  вознаграждение по операциям,  за исключением случаев, предусмотренных  федеральным законом.".

Статья 2

1. Настоящий Федеральный  закон вступает в силу по  истечении 30 дней после дня  его официального опубликования.

2. Положения частей второй  и четвертой статьи 29 Федерального  закона "О банках и банковской  деятельности" (в редакции настоящего  Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникшим из договоров, заключенных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

      Федеральный закон Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 148-ФЗ "О внесении изменений в статьи 131 и 29 Федерального закона "О банках и банковской деятельности""

Дата первой официальной  публикации: 5 июля 2010 г.

Опубликовано: в  "РГ" - Федеральный выпуск №5224 5 июля 2010 г.

Принят Государственной  Думой 9 июня 2010 года

Одобрен Советом Федерации 23 июня 2010 года

Статья 1

Внести в Федеральный  закон "О банках и банковской деятельности" (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст. 492; 2006, N 31, ст. 3439; 2007, N 45, ст. 5425; 2009, N 23, ст. 2776; 2010, N 8, ст. 775; N 19, ст. 2291) следующие изменения:

1) в статье 131:

а) пункт 5 части тринадцатой  дополнить словами ", осуществлением физическими лицами операций с использованием платежных карт, а также с передачей  кредитной организации при осуществлении  операций с использованием платежных  карт распоряжений физических лиц об осуществлении расчетов по их банковским счетам";

б) в части девятнадцатой:

абзац первый после слов "при приеме платежей физических лиц" дополнить словами ", осуществлении  физическими лицами операций с использованием платежных карт, а также при  передаче кредитной организации  при осуществлении операций с  использованием платежных карт распоряжений физических лиц об осуществлении  расчетов по их банковским счетам";

в пункте 1 слова "предусмотренной  настоящей статьей" заменить словами "предусмотренной частью тринадцатой  настоящей статьи";

2) статью 29 дополнить частью  пятой следующего содержания:

"Кредитная организация  - владелец банкомата обязана  информировать держателя платежной  карты до момента осуществления  им расчетов с использованием  платежной карты, передачи им  распоряжений кредитной организации  об осуществлении расчетов по  его банковским счетам с использованием  банкоматов, принадлежащих этой  кредитной организации, предупреждающей  надписью, отражаемой на экране  банкомата, о размере комиссионного  вознаграждения, установленного кредитной  организацией - владельцем банкомата  и взимаемого ею за совершение  указанных операций в дополнение  к вознаграждению, установленному  договором между кредитной организацией, осуществившей выпуск платежной  карты, и держателем этой карты,  а также отражать по итогам  этих операций информацию о  комиссионном вознаграждении кредитной  организации - владельца банкомата  в случае взимания такого вознаграждения на чеке банкомата".

Статья 2

Настоящий Федеральный закон  вступает в силу по истечении девяноста  дней после дня его официального опубликования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Заключение

        Банковская  система – одно из высших  достижений экономической цивилизации,  которую изобрел и построил  человек. Она представляет собой  инструмент, с помощью которого, воздействуя через деньги, валюту, регулирует структуру, поддерживает  стабильное функционирование денежного  обращения и всей экономики  в целом.

        Банковская система существует только тогда, когда в стране имеется достаточное количество банков, кредитных учреждений и организаций, которые выполняют некоторые банковские операции. Банковская система входит в большую экономическую систему страны.

         Современная кредитная система представлена разнообразными кредитно-финансовыми институтами, которые выполняют аккумуляцию и мобилизацию доходов. Банковская система является основным звеном кредитной системы, играет исключительно важную роль в рыночной экономике. Банки, по существу, выступают в роли финансовых посредников. Они аккумулируют вклады, предоставляют полученные средства в качестве ссуд юридическим и физическим лицам, а так же выполняют различные расчетные, гарантийные и иные операции.

         В связи с острым экономическим и финансовым кризисом в нашей стране положение подавляющего большинства коммерческих банков было и остается крайне тяжелым. Многие банки осуществляют экспансию на рынке государственных краткосрочных обязательств, которые в настоящее время являются самыми надежными финансовыми инструментами. Наибольший удельный вес в активных банковских операциях занимают операции по кредитованию. Кредитный механизм носит коммерческий характер и в большей степени зависит от экономических нормативов, устанавливаемых Центральным банком.

         Несмотря на бурное развитие коммерческих банков за последние годы, их численность еще далеко не достаточна. По плотности банков Россия значительно уступает развитым зарубежным странам.

       Роль иностранных коммерческих банков невелика, так как отделения иностранных банков обслуживают, в основном, иностранных клиентов, им запрещено заниматься депозитными операциями на территории России. Во всех развитых государствах действует многоуровневый контроль за деятельностью банков – со стороны Центрального банка, министерства финансов, местных и региональных органов власти, что позволяет предотвращать банкротства, восстанавливать платежеспособность банков и т.д.

       Стабильность банковской системы имеет и международный аспект в силу проводимой политики либерализации финансового рынка России, расширения международной деятельности российских банков.

       От качественного и количественного роста банковского сектора в огромной степени зависит выход нашей страны из экономического кризиса. Несмотря на обремененность многочисленными проблемами, современные российские банки уже сложились в мощную экономическую силу. Для повышения их роли в экономике и способности перераспределять финансовые ресурсы в интересах всего народного хозяйства необходимо укреплять финансовую базу банковского сектора и существенно улучшить законодательные условия в банковской деятельности.

 

 

 

 

  

 

 

Список используемой литературы

 

1.Федеральный Закон от 02.12.1990 №395 – 1 «О банках и банковской  деятельности».

2. Федеральный Закон от 10.08.2010 №86 – ФЗ «О Центральном  Банке РФ (Банке России)».

3. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)».

4. Закон РФ от 03.04.1996 г.  № 17-ФЗ «О банках и банковской  деятельности».

5. Балабанов И.Т. – Банки  и банковское дело: СПб.:Питер, 2003,-256 с.

6. Белоглазова Г.Н., Кроливецкой Л.П. – Банковское дело: Учебник М.: Финансы и статистика, 2005. – 592 с.

7. . Жуков Е.Ф. Банки  и банковские операции: Учебник. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2010.– 475 с

8. Жуков Е.Ф., Максимова  Л.М., Песникова А.В.  и др.; Деньги. Кредит. Банки. Учебник для вузов. Под ред. Академ - РАЕН Ф.Ж. Жукова. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004. – 600 с.

9. Ковалева М.Н. Финансы  и кредит :-М.: Финансы и статистик, 2002.

10. Колесников В.И., Кроливецкой  Л.П., Банковское дело. М.: Финансы и статистика, 2009. – 536 с.

11. Колпина Л.Г. Финансы  и кредит: учебное пособие: под ред. М.И. Плотницкого. М.:ИНФРА-М,2009 - 336 с.

Информация о работе Современное состояние Банковской системы в России