Специализированные небанковские кредитно-финансовые институты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 02:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является общий обзор деятельности небанковских финансовых организаций, истории развития и современного состояния, выявление существующий проблем в деятельности данных структур, а также возможных путей их решения. Задачи данной курсовой работы:
− рассмотреть сущность и типологию небанковских финансовых организаций;
− рассмотреть специфику небанковских финансовых организаций;
− рассмотреть и проанализировать формирование и деятельность небанковских финансовых организаций существующих в Республике Беларусь.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа ДКБ 2012.doc

— 350.00 Кб (Скачать файл)

На основании решения о внесении изменений и дополнений в перечень банковских операций, указанный в  лицензии на осуществление банковской деятельности, Национальный банк выдает небанковской кредитно-финансовой организации лицензию на новом бланке с указанием в ней измененного перечня банковских операций, которые эта организация вправе осуществлять.

Для внесения в лицензию изменений и дополнений, не связанных с изменением указанного в ней перечня банковских операций, или изменений и дополнений в перечень банковских операций, указанный в выданной небанковской кредитно-финансовой организации лицензии, или для выдачи дубликата лицензии небанковская кредитно-финансовая организация представляет в Национальный банк соответствующее заявление за подписью уполномоченного лица небанковской кредитно-финансовой организации.

Помимо заявления в Национальный банк представляются документы, необходимые для государственной регистрации изменений и дополнений, вносимых в учредительные документы небанковской кредитно-финансовой организации (при необходимости их внесения), а также поврежденная лицензия или копия объявления об утрате лицензии, размещенного в одном из печатных средств массовой информации (в случае обращения за выдачей дубликата лицензии).

Для получения лицензии, оформленной  на новом бланке, или дубликата  лицензии небанковская кредитно-финансовая организация представляет в Национальный банк документ, подтверждающий уплату государственной пошлины. В некоторых случаях небанковская кредитно-финансовая организация может быть освобождена от уплаты государственной пошлины.

Документы, представленные небанковской кредитно-финансовой организацией для получения лицензии либо внесения изменений и дополнений в перечень банковских операций, указанный в выданной небанковской кредитно-финансовой организации лицензии, рассматриваются в срок, не превышающий двух месяцев со дня их представления.

В случае утраты лицензии небанковской кредитно-финансовой организации выдается ее дубликат.

Для получения дубликата лицензии небанковская кредитно-финансовая организация  представляет в Национальный банк:

− заявление на получение дубликата;

− копию объявления об утрате лицензии, размещенного в одном из печатных средств массовой информации;

− документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

Лицензии учитываются в реестре  лицензий, в котором указываются: наименование небанковской кредитно-финансовой организации, дата выдачи и номер выданной лицензии, перечень банковских операций.

Основаниями для отказа во внесении изменений и (или) дополнений в перечень банковских операций, указанный в  выданной небанковской кредитно-финансовой организации лицензии, являются:

− несоответствие представленных документов законодательству Республики Беларусь или выявление в них недостоверной информации;

− непредставление документов, запрашиваемых Национальным банком для подготовки заключения об устойчивом финансовом положении небанковской кредитно-финансовой организации;

− несоблюдение банком требований, установленных Национальным банком.

Решение об отказе во внесении изменений  и дополнений в перечень банковских операций, указанный в выданной небанковской кредитно-финансовой организации лицензии, принимается Правлением Национального банка, либо заместителем Председателя Правления.

Решение об отказе в выдаче лицензии на осуществление банковской деятельности принимается только Правлением Национального  банка.

Предусмотрены случаи отзыва лицензии Национальным банком, в том числе в части осуществления отдельных банковских операций, в случае:

− установления факта недостоверности сведений, на основании которых была выдана лицензия на осуществление банковской деятельности либо были внесены изменения и (или) дополнения в указанный в ней перечень банковских операций;

− неосуществления банковских операций, указанных в выданной лицензии на осуществление банковской деятельности, в течение одного года;

− установления факта недостоверности отчетных данных, которые привели к нарушению интересов вкладчиков и иных кредиторов небанковской кредитно-финансовой организации;

− неоднократного (не менее двух раз) нарушения в течение одного года требований, установленных Национальным банком к порядку и срокам представления отчетности;

− осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не указанных в выданной лицензии на осуществление банковской деятельности;

− неоднократного (не менее двух раз) неисполнения по вине небанковской кредитно-финансовой организации в течение одного года исполнительных документов судов о взыскании денежных средств со счетов клиентов при наличии средств на их счетах;

− нарушения иных требований банковского законодательства, если в течение одного года к небанковской кредитно-финансовой организации неоднократно (не менее двух раз) применялись меры воздействия, установленные Банковским Кодексом;

− неудовлетворительного финансового положения небанковской кредитно-финансовой организации, которое повлекло неисполнение им своих обязательств перед вкладчиками и иными кредиторами;

− наличия оснований для признания небанковской кредитно-финансовой организации банкротом в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;

− принятия решения о ликвидации небанковской кредитно-финансовой организации [6].

2.4 Ликвидация небанковских  кредитно-финансовых организаций

Банковский кодекс устанавливает, что ликвидация небанковской кредитно-финансовой организации по инициативе его участников (собственника имущества) либо органа небанковской кредитно-финансовой организации, уполномоченного учредительными документами, производится с письменного согласия Национального банка. Для получения согласия на ликвидацию необходимо предоставить в Национальный банк следующие документы:

− ходатайство на получение согласия с указанием причин, повлекших необходимость ликвидации небанковской кредитно-финансовой организации;

− решение участников (собственника имущества) небанковской кредитно-финансовой организации либо органа небанковской кредитно-финансовой организации, уполномоченного учредительными документами, о его ликвидации.

Правление Национального банка  в срок не позднее двадцати дней после представления в Национальный банк необходимых документов выносит  решение о возможности предоставления согласия на ликвидацию небанковской кредитно-финансовой организации по решению участников (собственника имущества) небанковской кредитно-финансовой организации либо органа небанковской кредитно-финансовой организации, уполномоченного учредительными документами, и отзыве лицензии [3].

В соответствии с Инструкцией о  порядке государственной регистрации  и лицензирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций о создании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора), назначении председателя ликвидационной комиссии участники (собственник имущества) небанковской кредитно-финансовой организации информируют Национальный банк в срок не позднее 5 дней с даты принятия соответствующего решения.

Для внесения записи о ликвидации банка в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ликвидационной комиссии необходимо представить в Национальный банк:

− копию публикации в газете «Рэспублiка»;

− печати и штампы небанковской кредитно-финансовой организации либо заявление участников (собственника имущества) небанковской кредитно-финансовой организации об их неизготовлении или сведения о публикации в установленном порядке объявлений об их утрате;

− документ, подтверждающий закрытие корреспондентских счетов небанковской кредитно-финансовой организации;

− отчет ликвидационной комиссии (ликвидатора) и ликвидационный баланс, подписанные членами ликвидационной комиссии (ликвидатором) и утвержденные общим собранием участников (собственником имущества) небанковской кредитно-финансовой организации либо органом небанковской кредитно-финансовой организации, уполномоченным учредительными документами, принявшими решение о ликвидации;

− подлинник свидетельства о государственной регистрации небанковской кредитно-финансовой организации или иного документа, подтверждающего государственную регистрацию небанковской кредитно-финансовой организации, или заявление о его утрате с приложением сведений о публикации в установленном порядке объявления об утрате;

− справку налогового органа о расчетах с бюджетом и возврате извещения о присвоении учетного номера налогоплательщика;

− справку Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь о расчетах с бюджетом Фонда;

− справку таможенного органа об отсутствии задолженности по платежам, взимаемым таможенными органами;

− справку соответствующего территориального (городского или районного) архива местного исполнительного и распорядительного органа о сдаче на хранение документов, в том числе по личному составу, подтверждающих стаж и оплату труда работников.

Решение об исключении небанковской кредитно-финансовой организации из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей принимается Правлением Национального банка.

Национальный банк в десятидневный  срок со дня принятия решения об исключении небанковской кредитно-финансовой организации из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет в Министерство юстиции Республики Беларусь сведения для включения их в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и сообщает о ликвидации небанковской кредитно-финансовой организации:

− Министерству финансов Республики Беларусь;

− Министерству статистики и анализа Республики Беларусь;

− инспекции Министерства по налогам и сборам по месту нахождения ликвидируемой небанковской кредитно-финансовой организации;

− Фонду социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;

− Государственному таможенному комитету Республики Беларусь.

Структурное подразделение Национального  банка, осуществляющее банковский надзор, информирует о ликвидации небанковской кредитно-финансовой организации заинтересованные структурные подразделения Национального банка. [7]

2.5 Нормативы безопасного  функционирования

В соответствии с Инструкцией о  нормативах безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций от 28 сентября 2006 года № 137 с изменениями и дополнениями для всех небанковских кредитно-финансовых организаций устанавливаются следующие нормативы безопасного функционирования:

− минимальный размер уставного фонда для вновь создаваемой (реорганизованной) небанковской кредитно-финансовой организации;

− минимальный размер нормативного капитала;

− нормативы участия в уставных фондах других коммерческих организаций;

− нормативы ограничения валютного риска.

Для небанковских кредитно-финансовых организаций, имеющих право на осуществление  банковских операций по размещению привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности, устанавливаются следующие нормативы безопасного функционирования:

− предельный размер имущественных вкладов (вкладов в неденежной форме) в уставном фонде небанковской кредитно-финансовой организации;

− нормативы ликвидности;

− нормативы достаточности нормативного капитала;

− норматив максимального размера кредитного риска на одного должника (группу взаимосвязанных должников);

− норматив суммарной величины крупных кредитных рисков;

− норматив максимального размера кредитного риска на одного инсайдера и взаимосвязанных с ним лиц;

− норматив суммарной величины кредитных рисков на инсайдеров и взаимосвязанных с ними лиц;

− норматив максимального размера кредитного риска по средствам, размещенным в странах, не входящих в группу «A».

Для небанковских кредитно-финансовых организаций, имеющих право на осуществление  банковских операций по привлечению  денежных средств физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, во вклады (депозиты), открытию и ведению банковских счетов таких физических лиц, устанавливается норматив соотношения привлеченных средств физических лиц и активов небанковской кредитно-финансовой организации с ограниченным риском.

Так например, минимальный размер уставного фонда для вновь  создаваемого (реорганизованной) небанковской кредитно-финансовой организации устанавливается  в белорусских рублях в сумме, эквивалентной 5,0 миллионам евро. Нормативное значение минимального размера уставного фонда определяется на каждый последующий квартал исходя из официального курса белорусского рубля по отношению к евро, установленного Национальным банком по состоянию на первое число данного квартала. Минимальный размер уставного фонда для вновь создаваемой небанковской кредитно-финансовой организации устанавливается независимо от перечня осуществляемых ею операций. Предельный размер неденежной части уставного фонда для небанковской кредитно-финансовой организации независимо от перечня осуществляемых операций и состава учредителей устанавливается в размере 20 процентов уставного фонда в первые два года после государственной регистрации и 10 процентов - в последующие годы [7].

2.6 Взаимоотношения между  небанковскими кредитно-финансовыми организациями, банками, государственными органами и клиентами

Информация о работе Специализированные небанковские кредитно-финансовые институты