Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 02:31, курсовая работа
Целью данной работы является общий обзор деятельности небанковских финансовых организаций, истории развития и современного состояния, выявление существующий проблем в деятельности данных структур, а также возможных путей их решения. Задачи данной курсовой работы:
− рассмотреть сущность и типологию небанковских финансовых организаций;
− рассмотреть специфику небанковских финансовых организаций;
− рассмотреть и проанализировать формирование и деятельность небанковских финансовых организаций существующих в Республике Беларусь.
Национальный страховой рынок в Республике Беларусь стал формироваться одновременно с частным сектором экономики и демонополизацией страхования. Предпосылкой к созданию института страхования послужила необходимость в удовлетворении денежно-материальных потребностей людей, явившихся следствием случайных опасностей. За непродолжительное время в республике было создано свыше 120 страховых организаций частной формы собственности на принципах зарождавшейся рыночной экономики. Развитие страхования как вида деятельности, вовлечение в этот процесс значительного количества населения создали предпосылки участия в нем государства как основного регулятора возникших новых общественных отношений, призванного обеспечивать условия для становления и развития национального страхового рынка страны. 3 июня 1993 г. в Республике Беларусь был принят первый нормативный правовой акт, регламентирующий страховую деятельность, - Закон «О страховании». Его нормы создали принципиально новый механизм административно-правового регулирования страховой деятельности в Беларуси, по своей сути резко отличающийся от методов регулирования страхования в СССР. Закон был направлен «на обеспечение страховой защиты интересов физических и юридических лиц, формирования рынка страховых услуг, а также регулирования отношений в области страхования» (ст. 1). Формы страхования разделены на обязательные и добровольные виды. К обязательным видам страхования относились те виды, с помощью которых государство регулировало возникающие финансовые риски в конкретных сферах деятельности. Также законом предусматривался минимальный уставный фонд для страховых организаций в размере не менее пяти тысяч, а для перестраховочных организаций не менее пятнадцати тысяч минимальных заработных плат в денежной форме (ст. 6). Это позволяло создать условия для соблюдения интересов страхователей на случай выплаты страхового возмещения и обеспечения финансовой устойчивости предприятий. Нормами настоящего Закона определен правовой статус участников правовых отношений, возникающих в сфере страхования, разработан правовой механизм регулирования договорных отношений, возникающих в ходе страхования: введены понятия договора страхования, определены его формы, существенные условия, а также порядок прекращения договора страхования. Воплощением в правовую форму возникающих страховых отношений является договор страхования, который по своей сущности отличается от других гражданско-правовых договоров [8].
Институт страхования содержит экономическую и юридическую категории. На основании норм Гражданского кодекса Республики Беларусь к экономическому содержанию страхования относятся страховой риск (его вероятность наступления), страховая сумма и лимит ответственности страхования, страховые взносы (премии), страховые выплаты, страховые фонды и страховые резервы. Юридическое содержание страхования составляют страховой интерес, договор страхования, цель страхования, случайные признаки страхования, возмездность страхования, срочность периода страхования и предел ответственности страхования.
Для обеспечения развития и контроля
за страховым рынком постановлением
Совета Министров Республики Беларусь
от 24 октября 1991 г. № 394 «О мерах государственного
регулирования страховой деятел
Впоследствии этот орган осуществлял свои функции с 13 октября 1995 г. при Министерстве финансов Республики Беларусь, а с 31 октября 2001 г. в составе этого же министерства в качестве главного управления страхового надзора. В настоящее время страховую деятельность в Республике Беларусь регламентирует Указ Президента Республики Беларусь № 530 от 25 августа 2006 г. «О страховой деятельности», утвердивший Положение о страховой деятельности в Республике Беларусь. В Положении о страховой деятельности в Республике Беларусь определены участники страхового процесса, введены нормы по созданию, функционированию и ликвидации страховых организаций, укреплению их финансового состояния. В этом же документе определен перечень обязательных видов страхования и механизм работы по ним. В целях регулирования страховой деятельности в Республике Беларусь в вышеуказанном Положении определены функции главного управления страхового надзора Министерства финансов Республики Беларусь, которое в настоящее время осуществляет надзор и контроль за страховой деятельностью. По своему предназначению и функциям надзор и контроль в сфере страхования имеют существенное различие, при чем каждый из них выполняет свои важные функции. Непосредственно надзор в отличие от контроля предполагает осуществление административным органом наименьшего непосредственного влияния на страховую деятельность, выраженную в анализе работы отдельных страховых компаний и отрасли в целом по вопросам соблюдения действующего законодательства и эффективности развития отрасли в целом (п. 70.1). Вместе с тем на страховой контроль возложены более широкие функции, которые предполагают более тесное взаимодействие страховых организаций и страхового надзора (отчетность, плановые проверки и т.д.), обусловленное объективной необходимостью для соблюдения законных прав субъектов страховой деятельности, более эффективного функционирования и развития рынка страховых услуг. В первую очередь вниманию страхового контроля подлежало финансовое состояние страховых компаний: минимальный размер уставного фонда, соотношение между финансовыми активами и принятыми страховыми обязательствами, платежеспособность и финансовая устойчивость компаний и другие финансовые показатели, влияющие на осуществление деятельности (п. 70.3) [8].
Правильное разделение
Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 531 «Об установлении размеров страховых тарифов, страховых взносов, лимитов ответственности по отдельным видам обязательного страхования» регулируется деятельность по обязательным видам страхования в области страховых тарифов, взносов и лимита ответственности по этим видам страхования.
Правовое регулирование
− законодательные акты Республики Беларусь;
− положения и инструкции Национального банка Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, в том числе органов государственного надзора за страховой деятельностью;
− локальные нормативные правовые акты страховых компаний.
По утверждению В.Ю. Абрамова, «Правовую сущность страхования отличает то, что страховые правоотношения устанавливаются обычно на основании договора, в котором определяются все основные и существенные условия страхования. Поэтому огромное значение для взаимоотношений между участниками страхования имеют условия заключаемого ими договора, а значит, положения договора должны быть тщательно изучены до его подписания». Особенности изложенных правоотношений позволяют рассматривать страхование как самостоятельную отрасль права, сформировавшуюся и имеющую практическое применение.
В целях системности и последоват
Работа в условиях возрастающей жесткой конкуренции, специализация по видам страхования и эффективное регулирование финансовой устойчивости страховых организаций привели к уменьшению числа страховщиков со 120 в 1993 году до 56 в 1998-м и 25 страховых компаний на 1 января 2010 г.
Эффективность работы страховых компаний и предоставляемых ими страховых услуг в обществе может выражаться в конкретных показателях полезности в отношении страхователей. В сфере имущественных интересов физических и юридических лиц, страхования гражданской ответственности третьих лиц: в промышленности, социальной сфере и других отраслях экономики может выражаться в снижении уровня некомпенсированных ущербов.
Вместе с тем опыт зарубежных стран свидетельствует, что одной из важнейших задач страхования является развитие страхования жизни, которое в общем объеме страховых взносов всего страхования занимает более 50 %. В Республике Беларусь за 2009 год этот показатель составил не более 5,7 %.
По итогам переписи населения
на одного пенсионера
Таким образом, сложившаяся система управления возникающими финансовыми рисками в обществе, эффективность их покрытия позволяют сделать вывод о том, что правовое регулирование отношений в сфере страхования может быть усовершенствовано. Одним из способов решения данного вопроса является проведение глубоких научных исследований процессов страховой деятельности близких по уровню экономического развития и менталитету бывших союзных республик и стран дальнего зарубежья. Внедрение новых предложений в действующую нормативную правовую базу, основанных на научных выводах, позволит наиболее качественно использовать страхование как инструмент в минимизации все чаще возникающих рисков в экономике, создать условия для увеличения социальной защищенности населения через развитие страхования жизни и рисковых видов страхования, значительно снизить нагрузку на расходную часть бюджета Республики Беларусь и перераспределить свободные денежные ресурсы на социально значимые проекты.
Страховой рынок Республики Беларусь начал свое развитие с начала девяностых, в период бурного развития предпринимательской деятельности, когда в нашей стране впервые появились рыночные отношения, конкуренция и свобода выбора.
Страховой рынок Республики Беларусь характеризуется, следующими основными чертами.
С одной стороны:
− наличием более 2-х десятков страховых организацией государственной и негосударственной формы собственности, большинство из которых, работают на рынке много лет и по праву завоевали доверие своих клиентов;
− достаточно высокой степенью присутствия страховщиков через филиалы, представительства и сеть страховых агентов в регионах республики;
− наличием нескольких брокерских компаний – профессиональных страховых консультантов, позволяющих своим клиентам заключать договора страхования на лучших условиях с последующим их сопровождением, включающем содействие в получении страховых выплат;
− высоким уровнем профессиональной подготовки специалистов страховых организаций и страховых брокеров;
− отсутствием «серых» страховых схем, достаточной открытостью и прозрачностью;
− высокой подконтрольностью со стороны государства;
− готовностью страховщиков к работе с большим объемом договоров и к предложению на рынке новых страховых продуктов и программ.
С другой стороны:
− своеобразной государственной политикой в области страхования пока не рассматривающей страхование как наиболее эффективную систему защиты рыночной экономики от предполагаемых рисков, как фактор экономической стабильности и стимул расширения предпринимательской деятельности, как средство формирования долгосрочных инвестиционных ресурсов;
− неустойчивостью страхового законодательства, слабо направленного на стимулирование развития страхования, на актуализацию самой идеи страхования и формирование т.н. страховой культуры общества;
− низкой страховой культурой населения, руководства предприятий, недооценивающих возможности страхования, как механизма передачи своих рисков и убытков третьему лицу (страховщику), привыкших не оценивать последствия наступления возможных событий и готовых покрывать возникающие убытки за счет иных «традиционных» источников («собственный карман», прибыль предприятия, различные выплаты и пособия из госбюджета и т.п.);
− пока еще существующим дисбалансом государственной политики в отношении участников разных форм собственности, недостаточным использованием рыночных принципов и подходов;
− высокой долей обязательных видов страхования, объем сборов по которым, несмотря на некоторое снижение в последние годы, остается на уровне 50% от общей суммы страховых взносов;
− и как следствие низким уровнем распространения страховых услуг: основные показатели, такие как доля страховых взносов в ВВП и размер взносов на одного человека, остаются низкими и не соответствующими нынешнему уровню экономического развития страны [8].
Основой страхового законодательства является, принятый в 2006 году Указ Президента №530 от 26.08.2006 года «О страховой деятельности» и введенное им Положение о страховой деятельности в Республике Беларусь.
Рынок постоянно ожидает определенных
изменений в страховом
Информация о работе Специализированные небанковские кредитно-финансовые институты