Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 02:31, курсовая работа
Целью данной работы является общий обзор деятельности небанковских финансовых организаций, истории развития и современного состояния, выявление существующий проблем в деятельности данных структур, а также возможных путей их решения. Задачи данной курсовой работы:
− рассмотреть сущность и типологию небанковских финансовых организаций;
− рассмотреть специфику небанковских финансовых организаций;
− рассмотреть и проанализировать формирование и деятельность небанковских финансовых организаций существующих в Республике Беларусь.
Небанковская кредитно-
Небанковские кредитно-
На небанковскую кредитно-финансовую организацию могут быть возложены контроль за ведением клиентами кассовых операций, а также в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь функции агента валютного контроля.
Не допускается возложение на небанковские кредитно-финансовые организации, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь, функции контроля за:
− осуществлением клиентами лицензируемых видов деятельности;
− своевременностью и правильностью уплаты клиентами налогов, сборов (пошлин) и иных платежей в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, а также страховых взносов;
− соблюдением клиентами сроков выплаты работникам заработной платы и ее размерами;
− соблюдением клиентами и другими лицами условий заключенных между ними договоров.
Национальный банк и иные государственные органы не вправе требовать от небанковских кредитно-финансовых организаций выполнения не свойственных им контрольных и других функций.
Небанковские кредитно-
Небанковские кредитно-
Национальный банк имеет право устанавливать для небанковских кредитно-финансовых организаций обязательные условия заключения сделок с клиентами.
При осуществлении деятельности небанковские кредитно-финансовые организации обязаны по требованию клиента предоставить ему для ознакомления лицензию на осуществление деятельности, а также информацию о финансовом положении и результатах работы соответственно этой небанковской кредитно-финансовой организации в объеме и порядке, установленных Национальным банком.
Небанковские кредитно-
Таким образом, данный вопрос регулируется Инструкцией о нормативах безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, Инструкцией о порядке государственной регистрации и лицензирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и другими законодательными актами.
Страхование как экономическая категория представляет собой систему экономических отношений, включающую совокупность форм и методов формирования целевых фондов денежных средств и их использование для возмещения ущерба при различных рисках, а также на оказание помощи гражданам при наступлении определенных событий в их жизни.
Страхование выступает, с одной стороны, средством защиты бизнеса и благосостояния людей, а с другой – видом деятельности, приносящим доход.
Специфика страхования определяется следующими признаками:
− случайный характер наступления стихийного бедствия или иного проявления разрушительных сил природы;
− аккумулируемые средства имеют целевое назначение и используются лишь на покрытие потерь или предоставление помощи в заранее оговоренных условиях;
− средства возвратны, так как они предназначены для выплаты всей совокупности страхователей, но не каждому страхователю в отдельности;
− в процессе страхования происходит перераспределение средств между участниками создания специального страхового фонда;
− объективная потребность в возмещении ущерба;
− число страхователей, вносящих платежи в течение определенного периода времени, больше числа получателей возмещения (помощи);
− реализация мер по предупреждению и преодолению последствий конкретного события.
Страхование включается в экономическую категорию финансов, но имеет ряд отличий от категорий финансов и кредита:
− финансам всегда присущи денежные отношения, формирование денежных средств, а страхование может быть натуральным;
− страхование всегда связано с возможностью наступления страхового случая, то есть страховые отношения носят вероятный характер;
− движение денежной формы стоимости в страховании подчинено степени вероятности нанесения ущерба в результате наступления страхового случая;
− доходы государственного бюджета формируются за счет взносов физических и юридических лиц, но использование этих средств выходит за рамки плательщиков данных взносов.
Категория финансов выражает свою сущность прежде всего через распределительную функцию, которая находит свое конкретное проявление в специфических функциях, присущих страхованию:
− рисковой – главной функции, поскольку страховой риск как вероятность ущерба непосредственно связан с основным назначением страхования по оказанию денежной помощи пострадавшим хозяйствам;
− предупредительной – связанной с использованием части средств страхового фонда на уменьшение степени и последствий страхового риска;
− сберегательной – сбережение денежных сумм с помощью страхования на дожитие связано с потребностью в страховой защите достигнутого семейного достатка;
− контрольной – выражаемой строго целевое формирование и использование средств страхового фонда. Данная функция вытекает из вышеперечисленных и появляется одновременно с ними в конкретных страховых отношениях. В соответствии с требованиями данной функции осуществляется финансовый страховой контроль за правильным проведением страховых операций.
При заключении договора страхования его участниками являются страховщик и страхователь, которые вступают между собой в определенные правовые отношения, обусловленные договором или законом.
Страховщик − это организация(юридическое лицо) любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством РБ, созданное для осуществления страховой деятельности и получившее в установленном порядке лицензию.
Страховщиками (страховыми организациями), согласно Закону Республики Беларусь « О страховании», могут быть государственные страховые организации, акционерные страховые общества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, создаваемые с целью осуществления страховой, а также иной деятельности, определяемой настоящим Законом, при наличии у них уставного, резервного фондов и резервов, прошедших регистрацию и получивших лицензию на право проведения определенного вида деятельности или перестрахования.
Страхователь – это
В роли страхователей могут выступать предприятия и организации независимо от форм собственности и форм хозяйствования, а также отдельные граждане.
Страховые и перестраховочные организации, включая организации с участием иностранных инвестиций в Республике Беларусь, подлежат обязательной регистрации в Главном управлении страхового надзора Министерства финансов Республики Беларусь. Для государственной регистрации должны быть предоставлены:
− заявление установленной формы;
− решение учредителей о создании страховой или перестраховочной организации;
− нотариально заверенные копии учредительных документов;
− документы кредитного учреждения, подтверждающие полную оплату (до регистрации страховой или перестраховочной организации) уставного фонда в размере, установленном законом;
− сведения о профессиональной пригодности двух высших руководителей и главного бухгалтера организации;
− копии платежного поручения, подтверждающего внесение платы за регистрацию;
− документ, подтверждающий законность происхождения денежных средств у физических лиц, выступающих в качестве учредителей;
− другие документы, определенные Советом Министров Республики Беларусь.
Отказ в регистрации страховой или перестраховочной организации может последовать по мотивам:
− нарушения установленного порядка ее создания;
− учредительные документы не соответствуют требования законодательства;
− отсутствия или незаконного происхождения собственных финансовых ресурсов инвесторов для внесения в уставный фонд (по заключению аудиторской организации или финансовых органов);
− профессиональной непригодности (по заключению комиссии Управления страхового надзора) двух высших руководителей и главного бухгалтера страховой или перестраховочной организации;
− недостоверность представленной информации.
Отказ в регистрации страховой или перестраховочной организации по мотивам нецелесообразности ее создания не допускается [8].
Таким образом государственное регулирование страховой деятельности осуществляется Президентом Республики Беларусь, Национальным собранием Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством финансов.
Для глубокого и детального изучения
страхования как явления
Особое значение для исследования имеет изучение возникновения и развития коммерческого капиталистического страхования в Европе, которое положило начало всему страховому бизнесу в мире, активно развивается в настоящее время и имеет огромные перспективы в будущем как один из сегментов экономики, обеспечивающий стабильное развитие общества в целом. С возникновением активного страхования в капиталистических странах идет и развитие страхового права, которое занималось упорядочиванием возникших взаимоотношений в обществе. Вместе с тем в истории страхового дела отмечается, что центры активного развития страхования и центры разработки и создания страхового права в странах Европы не совпадают.
Так, передовой уровень развития страхования в мире был у той страны, которая имела наиболее высокий уровень развития капитализма: сначала в Италии, затем в Нидерландах, потом в Англии и США, которые до настоящего времени являются лидерами страхового бизнеса.
В России, в состав которой входила Беларусь, институт страхования был образован в 1786 году, когда императрица Екатерина II манифестом от 28 июня объявила о создании Государственного заемного банка в г. Риге. В состав банка входила Страховая экспедиция, которая принимала на страхование дома (только каменные в крупных городах), состоящие в залоге в этом банке. В 1827 году государственная монополия на страхование в России была отменена и возникло первое акционерное (частное) страхование. В этом же году графом Н.С. Мордвиновым и одним из первых российских банкиров А.И. Штиглицем организовано первое частное страховое общество России «Первое Российское от огня страховое общество». Устав этого общества лично утвержден императором Николаем I. В течение последующих тридцати лет было открыто по страхованию от огня еще два общества: в 1835 году - Второе Российское общество страхования от огня и в 1846 году − крупнейшее общество «Саламандра». Поначалу объем операций этих страховых обществ был весьма скромен. Однако с отменой крепостного права начинается широкое развитие страхового дела, оно активно распространяется на деревню. За короткое время возникает несколько новых страховых обществ. В 1874 году заправилы страховых акционерных обществ по страхованию от огня заключают специальное тарифное соглашение (конвенцию), направленное на недопущение возникновения новых страховых предприятий и раздробления операций между ними. Все эти страховые организации были связаны общим тарифом, но деятельность каждой из них регулировалась собственным уставом и полисными условиями, что приводило к жесткой конкурентной борьбе в погоне за прибылью. Интенсивное развитие капиталистических отношений и, как следствие, разработка и создание источников повышенной опасности создали условия для расширения такого вида страхования, как страхование ответственности перед третьими лицами. Страхование ответственности в России стало развиваться в XIX веке после образования специализированных обществ: Санкт-Петербургского «Надежда» (1847), «Русский Ллойд» (1870), «Волга» (1871), где в числе других услуг предлагалось страхование ответственности транспортных средств в связи с причинением вреда третьим лицам. В 1881 году была создана крупнейшая страховая компания «Россия», которая, страхуя разносторонние риски, занималась также страхованием транспортных средств, гражданской ответственности пассажиров, стекол (витрин).
Вместе с этим происходило активное развитие коммерческого страхования на территории Беларуси, входившей в состав Российской империи, где в 1796 году было создано первое пожарное общество, а в 1881 году в Витебской губернии - общество взаимного страхования (также для страховой защиты населения от пожаров), получившее название «Динабургское городское общество взаимного страхования от огня». В 1883 году аналогичное городское общество появилось в Минске. Можно сказать, что общества взаимного страхования были корпоративными страховыми организациями, так как страховщики работали в основном в рамках определенной отраслевой группы. Пример тому - «Общество взаимного страхования от огня имущества мукомолов», «Российский взаимный страховой союз», подобные общества объединяли промышленников и страховали промышленные риски. «Лифляндское общество взаимного страхования посевов от градобития» объединяло землевладельцев. Аналогичные общества образовались в Витебской, Гродненской, Минской, Могилевской губерниях. Говоря о развитии страхования в различных регионах дореволюционной Беларуси, нельзя не обратить внимание на тот факт, что в 1913 году в Гомеле на рынке страховых услуг функционировало 17 страховых организаций: 13 акционерных обществ, 3 взаимных страховых общества и 1 транспортная контора. Большинство городских строений было застраховано в акционерных обществах (несмотря на то, что в городе имелось «Общество взаимного страхования от огня недвижимого имущества»). Это было характерно для городов Российской империи, когда страховые общества были частными, но работали на условиях и под патронажем государства.
Информация о работе Специализированные небанковские кредитно-финансовые институты