Теоретические аспекты формирования и функционирования национальной валютной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 21:06, курсовая работа

Краткое описание

Валютная политика занимает значительное место в общеэкономической политике любого государства. В современных промышленно развитых странах валютная политика обычно увязывается с политикой валютного курса, интервенциями центрального банка и управлением золотовалютными резервами, валютным контролем и валютным регулированием, участием в международном валютно-финансовом сотрудничестве и т.д. Все эти действия, в конечном счете, отражаются

Вложенные файлы: 1 файл

курсач начало.docx

— 58.34 Кб (Скачать файл)

Согласно Правилам №72 белорусские  рубли при проведении расчетов между  резидентом и нерезидентом могут  быть использованы, когда средства перечисляются со счета или на счет нерезидента, открытого в белорусских  рублях. Использование белорусских  рублей как валюты платежа возможно также в случаях, когда резидент является субъектом государства, с  которым Республикой Беларусь заключен международный договор об использовании  в расчетах национальных валют. При  этом платеж должен быть совершен со счета  или на счет нерезидента, открытого  в банке-нерезиденте иностранного государства, субъектом валютных операций которого данный нерезидент является. В остальных случаях, не предусмотренных  международными договорами с участием РБ, денежные обязательства между  резидентом и нерезидентом могут  быть выражены и исполнены в иностранной  валюте.

Важнейшим элементом валютной системы  государства является валютное регулирование. Валютное регулирование представляет собой деятельность государственных органов власти, реализуемую посредством законодательных, административных, экономических и организационных мер, направленную на решение государственных задач по поддержанию долгосрочного устойчивого внешнего равновесия и подчиненную цели обеспечения экономического роста [12, стр. 308].

Из данного определения вытекают несколько выводов:

- валютное регулирование - это  деятельность государственных органов  власти, представляющая непрерывный  процесс;

- задачи, решаемые посредством  данной деятельности, должны способствовать  поддержанию долгосрочного внешнего  равновесия;

- валютное регулирование должно  быть подчинено обеспечению долгосрочного  экономического роста и высоких  жизненных стандартов;

- валютное регулирование осуществляется  посредством ряда мер.

Регулирование валютных отношений  включает несколько уровней:

1. уровень частных предприятий,  в первую очередь национальные  и международные банки и корпорации, которые располагают огромными  валютными ресурсами и активно  участвуют в валютных операциях;

2. государственный уровень (Министерство  финансов, Центральный банк, органы  валютного контроля);

3. межгосударственный уровень.

Национальный банк РБ является основным органом валютного регулирования  в Республике Беларусь и в рамках Закона «О валютном регулировании и  валютном контроле» [14, стр. 19]:

- определяет сферу и порядок  обращения в РБ иностранной  валюты и ценных бумаг в  иностранной валюте;

- проводит все виды валютных  операций;

- устанавливает правила проведения  резидентами и нерезидентами  в Республике Беларусь операций  с иностранной валютой и ценными  бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения  нерезидентами в РБ операций  с валютой РБ и ценными бумагами  в валюте РБ;

- устанавливает порядок обязательного  перевода ввоза и пересылки  в РБ иностранной валюты и  ценных бумаг в иностранной  валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия  открытия резидентами счетов  в иностранной валюте в банках  за пределами РБ;

- устанавливает общие правила  выдачи лицензий банкам и иным  кредитным учреждениям на осуществление  валютных операций и выдает  такие лицензии;

- устанавливает единые формы  учета, отчетности, документации  и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными  банками, а также порядок и  сроки их предоставления;

- выполняет другие функции, предусмотренные  указанным Законом.

Инструментами валютного регулирования  являются рычаги, посредством которых  государство регулирует валютные отношения. К основным инструментам валютного  регулирования относятся: валютные интервенции, дисконтная и учетная  политика, протекционистские меры, девальвация, ревальвация, диверсификация валютных резервов, валютные ограничения, регулирование валютного курса.

Валютное регулирование в Беларуси включает порядок проведения валютных операций, формирование валютных фондов, валютный контроль. Валютный механизм представляет собой государственную регламентацию валютных отношений, издание нормативных актов, оперативное руководство и валютный контроль со стороны соответствующих государственных органов, заключение международных валютных соглашений. Валютное регулирование в Беларуси, как и в странах с развитой рыночной экономикой, является преимущественно нормативным. В Беларуси сложился правовой и институциональный механизм регламентации деятельности национальных органов управления валютными отношениями, осуществления валютной политики, валютного регулирования и контроля.

Таким образом, мы рассмотрели элементы национальной валютной системы.

2. Анализ развития валютного  рынка Республики Беларусь

Валютный рынок Республики Беларусь проходил стадию становления и развития в период, когда рыночная экономика  высокоразвитых стран прошла мгновенный путь и достигла высокой степени  совершенства. Возникновение и развитие валютного рынка в Республике Беларусь было обусловлено последовавшими вслед за распадом СССР процессами коренного преобразования политической системы, началом формирования рыночных отношений, связанных с вовлечением  республики в международные экономические  отношения, а также процессами интеграции в мировую финансовую систему. В  этот период одной из важнейших задач  стала задача реформирования финансово-кредитной  системы для обеспечения внутренней и внешней конвертируемости национальной денежной единицы. С этой целью 4 марта 1993 г. было создано закрытое акционерное общество «Межбанковская валютная биржа» [17, c. 513].

В начале 1992 года, во время распада  общесоветской денежной системы, в Беларуси была введена купонная система, затем - расчётные билеты Национального Банка. Официальный обменный курс составлял один расчётный билет за 10 советских рублей. С 1 июля 1992 года начали проводиться операции в безналичных белорусских рублях. В конце июля 1993 года начался вывод из оборота советских рублей. Белорусский рубль стал единым законным средством платежей на территории страны. И несмотря на то, что в сентябре 1993 года Казахстан, Армения, Россия, Узбекистан и Таджикистан подписали новое соглашение о создании рублёвой зоны нового типа, данная идея не получила развития, и белорусский рубль так и остался национальной валютой.

В 1993 году Национальным банком был  установлен порядок ведения, открытия и контроля за предоставлением отчетности по открытой валютной позиции уполномоченными банками страны и дилерами по покупке-продаже иностранной валюты на внутреннем рынке республики, а в целях увеличения объемов проведения обменных валютных операций был введён порядок создания и регистрации обменных пунктов. Операции по купле-продаже валюты осуществляли, прежде всего, валютные биржи [17, c. 516].

В июне 1994 года Национальный банк утвердил «Основные правила проведения валютных операций на Межбанковской валютной бирже», в соответствии с которыми Биржевой совет ввел в действие «Правила проведения валютных операций на Межбанковской  валютной бирже». Они содержали детальные  нормы ведения торгов, порядок  определения рыночного курса, оформления заключённых сделок и расчетов, комиссионного  вознаграждения, отчетности участников торгов. С того времени главным валютным рынком является Межбанковская валютная биржа, которая с 1999 действует, как ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» (далее - БВФБ). 20 августа 1994 года была проведена деноминация белорусского рубля (в 10 раз). 1 января 2000 года в Республике Беларусь была проведена ещё одна деноминация рубля (в 1000 раз), призванная, в том числе, стабилизировать национальную валюту.

Приоритетным направлением политики Национального банка в этот период стало поддержание курса рубля. Была разрешена продажа долларов в обменных пунктах. Был открыт доступ банков-нерезидентов на внутренний валютный рынок и сняты ограничения  по использованию белорусского рубля  во внешнеэкономических операциях. Политика Национального Банка и  благоприятные внешние факторы  привели к стабилизации курса  белорусского рубля. Официальный курс валюты полностью сравнялся с  теневым, как следствие, - теневой валютный рынок практически исчез.

С 2001 года Национальный банк переходит  к режиму скользящей фиксации курса  белорусского рубля к российскому (2001-2004 гг.). В 2005 году был выбран режим жесткой привязки к доллару США. Данный режим действовал до 2008 года. В 2009 году Национальный банк перешёл к режиму привязки курса белорусского рубля к корзине иностранных валют (доллару США, евро, российскому рублю). Такой переход был связан с тем, что в 2008 году усилились взаимные колебания курсов основных мировых валют. В результате возникли нежелательные для субъектов экономики значительные изменения курса белорусского рубля по отношению к доллару США, евро и российскому рублю. На протяжении первого квартала 2009 года рублевая стоимость корзины оставалась относительно стабильной - ее колебания предусмотрено ограничивать в пределах +/- 5 процентов от начальной величины. 22 июня 2009 Национальный банк Беларуси расширил коридор колебаний курса белорусского рубля к корзине иностранных валют до плюс / минус 10%. На протяжении 2010 года предел колебаний оставался неизменным, что свидетельствует о правильно выбранном направлении курсовой политики. Указом Президента Республики Беларусь №597 от 19 ноября 2010 года утверждены Основные направления денежно-кредитной политики Беларуси на 2011 год. Согласно данному документу в 2011 году Политика Национального банка будет направлена на сужение границ валютного коридора до +/-8%. Повышение гибкости курса в рамках режима привязки к корзине иностранных валют за счет увеличения ежедневных колебаний позволит более оперативно реагировать на конъюнктурные изменения спроса и предложения на валютном рынке [30].

После значительного ухудшения  состояния рынка в конце 2008 года к началу 2010 года ситуация на внутреннем валютном рынке несколько улучшилась.

Функционирование денежно-кредитной  сферы в январе-декабре 2009 г. характеризовалось следующими основными процессами [26, с. 31]:

- ситуация на внутреннем валютном  рынке и динамика официальных  обменных курсов белорусского  рубля находилась под влиянием  внешнеторгового и платежного  баланса, а также конъюнктуры  мировых валютных рынков;

- установилась позитивная динамика  срочной части рублевой денежной  массы;

- продолжилось увеличение нормативного  капитала и ресурсной базы  банков;

- сохранился интенсивный рост  кредитов банков субъектам хозяйствования  и населению;

- обеспечено эффективное, надежное  и безопасное функционирование  платежной системы.

Оборот внутреннего валютного  рынка в 2009 году увеличился по сравнению  с 2008 годом на 63,6 процентов и достиг 164, 03 млрд. дол. США.

Большинство операций на валютном рынке  в 2009 году осуществлялось в основном в долларах США, доля которых вместе с евро увеличилась относительно предыдущего года.

По данным Национального банка, за 2009 г. в результате операций на всех сегментах валютного рынка Беларуси было продано 83 млрд. 538,4 млн. долларов США, а объем покупки валюты составил 86 млрд. 856 млн. долларов США [32].

По сравнению с 2008 годом доля этой валюты увеличилась на 6,8 п.п. при росте удельного веса евро с 26,5 до 27,9 процента. Доля российского рубля на валютном рынке Республики Беларусь значительно уменьшилась с 14,7 до 6,8 процента, что обусловлено более интенсивным сокращением внешнеторговых операций с Российской Федерацией. Объем операций с другими иностранными валютами оставался незначительным их доля составила 0,1 процента, снизившись на 0,3 п.п. по сравнению с 2008 годом.

Таким образом, в результате операций на всех сегментах валютного рынка  сложился чистый спрос на иностранную  валюту в размере 3 млрд. 317,6 млн. долларов США против 2 млрд. 600,7 млн. долларов США за аналогичный период 2008 года.

Нарастание девальвационных ожиданий привели к резкому увеличению нагрузки на внебиржевой валютный рынок  в 2009 году. Как следствие, оборот внебиржевого рынка возрос на 101,8 п.п. (до 137, 44 млрд. дол. США), оборот биржевого рынка снизился на 24,5 п.п. (до 14,11 млрд. дол. США), оборот наличного рынка уменьшился на 7,5 п.п., до 12, 48 млрд. дол. США [33].

В то же время следует отметить, что в условиях финансовых кризисов именно организованный биржевой сегмент  является стабилизирующей компонентой  валютного рынка. Это связано  с тем, что субъекты экономики  тяготеют к организованной торговле и гарантированным безопасным расчетам. Поэтому с началом кризиса  у нас в стране наблюдался существенный рост активности на БВФБ. Так, в январе 2009 г. объем операций на БВФБ увеличился в 1,6 раза по сравнению с ноябрем 2008 г. и 2,2 раза по сравнению с январем 2008 г. [17, c. 30].

Операции по покупке-продаже валюты нерезидентами осуществляются в  основном на внебиржевом валютном рынке. Причем для нерезидентов действует  более либеральный режим покупки  валюты - они не декларируют цели ее приобретения.

В 2009 г. нерезидентами Республики Беларусь на внутреннем валютном рынке было продано валюты на 69,7 млн. долл. США больше, чем куплено. Всего за 2009 год покупка составила 584,3 млн. долл. (за 2008 г. - 2 215,8 млн. долл. США), а продажа - 646,7 млн. долл. США (за 2008 г. - 2 183,4 млн. долл. США). То есть объем покупки валюты нерезидентами на внутреннем рынке сократился в 3,8 раза, объем продажи - в 3 раза [26, c. 35].

Есть основания утверждать, что  кризис привел к сокращению объемов  операций нерезидентов на внутреннем рынке страны, что, во-первых, способствовало уменьшению оборотов валютного рынка. Во-вторых, сокращение объемов продажи  валюты нерезидентами в определенной степени привело к снижению поступления  валюты в страну. В целях привлечения  валютных потоков в страну необходимо уделить особое внимание привлечению  средств иностранных инвесторов, в первую очередь прямых иностранных инвестиций, не увеличивающих совокупный внешний долг страны.

В условиях снижения внешнего спроса, ухудшения условий внешней торговли, в том числе торговли энергоносителями, и сохранения ограниченных возможностей частного сектора по привлечению  иностранных финансовых ресурсов чистая покупка иностранной валюты субъектами хозяйствования за 2009 год составила 3,6 млрд. долларов США против 3,8 млрд. долларов США за 2008 год. При этом по мере постепенного восстановления внешнего спроса на белорусскую продукцию и снижения обменного курса дисбаланс между спросом и предложением на иностранную валюту со стороны субъектов хозяйствования резидентов во втором полугодии 2009 г. уменьшился и составил 1,5 млрд. долларов США против 2,2 млрд. долларов США в первом полугодии 2009 г. По данным Национального банка, основными факторами спроса на иностранную валюту со стороны субъектов хозяйствования резидентов явились оплата текущих поставок по импорту и погашение кредитов в иностранной валюте [32].

По мере стабилизации ожиданий и  адаптации участников валютного  рынка к новому режиму курсообразования, а также вследствие поддержания банками высоких процентных ставок по депозитам в национальной валюте объем чистого спроса населения на иностранную валюту снижался, составив 0,9 млрд. долларов США за первое полугодие 2009 г., и сменился чистым предложением иностранной валюты в объеме 0,1 млрд. долларов США во втором полугодии 2009 г. В целом за 2009 год чистый спрос населения на иностранную валюту составил 0,8 млрд. долларов США против 0,6 млрд. долларов США в 2008 году. При этом с учетом привлечения внешнего финансирования Национальным банком и Правительством и прочих факторов размер международных резервных активов Республики Беларусь (в определении ССРД МВФ) за 2009 год увеличился до 5652,5 млн. долларов США, или до 2,2 месяца импорта товаров и услуг (при рекомендуемом пороговом значении 3 месяца импорта), что отражает сохранение определенных рисков для поддержания стабильности на валютном рынке и финансовой стабильности в целом [33].

Информация о работе Теоретические аспекты формирования и функционирования национальной валютной системы