Теория отраслевых рынков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 11:16, контрольная работа

Краткое описание

Современные экономические системы в России характеризуются становлением и развитием рыночных отношений, реформированием отношений собственности и созданием новых форм хозяйствования, развитием предпринимательства. С этим связан повышенный интерес ученых к динамично развивающейся экономике, это же вызывает определенные трудности в ее исследовании и обосновании развития. Теория микроэкономического анализа с характерными для нее статистичностью и заданностью предпосылок не всегда способна в полном объеме отразить все многообразие рыночных структур, которые существуют в современной рыночной экономике.

Содержание

Введение 3
1 Анализ структуры рынка. Динамика ранка. 4
1.1 Подходы к определению границ отраслевого рынка 4
1.2 Анализ барьеров входа-выхода фирм на рынок в структуре отраслевого рынка
8
1.3 Поглощения и слияния фирм 15
1.4 Характеристика типов рыночных структур 17
Заключение 22
Список использованных источников 23

Вложенные файлы: 1 файл

теория отраслевых рынков.doc

— 978.50 Кб (Скачать файл)

Чем более конкурентным является рынок  капитала, чем более развита инфраструктура, тем легче получить кредит, тем меньше барьеров для входа на товарный рынок.

3. Барьеры, основанные на преимуществе (абсолютном или относительном) в уровне затрат.

Абсолютные преимущества означают, что функция долгосрочных средних издержек уже действующих в отрасли фирм расположена на всем своем протяжении ниже функций издержек потенциальных конкурентов. Абсолютные преимущества достигаются за счет того, что старые фирмы имеют доступ к более дешевым и/или более качественным источникам ресурсов, или за счет использования их прошлых инноваций.

Относительные преимущества возникают за счет производства уже  функционирующими в отрасли фирмами большего объема выпуска, нежели может освоить потенциальный конкурент. Являются следствием возрастающей отдачи от масштаба.

Определить высоту этого  входного барьера можно по формуле            , (1)

где ACb – средние издержки фирм, действующих на рынке;

ACd – средние издержки  фирм, желающих войти на рынок.

Часто также используют показатель, получивший название «индекс  барьера»:

, (2)

где q – объем выпуска  продукции фирмы;

ч – численность персонала  фирмы.

Чем выше индекс, тем выше размер относительных издержек отрасли.

4. Административные барьеры. Создаются органами государственной власти на всех уровнях. К ним относятся: лицензирование отдельных видов деятельности, квотирование, усложненный порядок регистрации, наличие неформальных отношений между органами власти и предприятиями, экологические нормы и т.п.

5. Состояние инфраструктуры рынка. Хорошее состояние инфраструктуры ведет к сокращению барьеров входа.

6. Криминализация  экономики.

Дж. Бэйн выделял четыре типа отраслей по высоте и эффективности барьеров входа. Его классификация стала общепринятой в теории организации отраслевых рынков (рис. 2):

– рынки со свободным  входом: уже действующие на рынке  фирмы не обладают никакими преимуществами по сравнению с потенциальными конкурентами. Здесь обеспечивается полная мобильность ресурсов, цена в отрасли устанавливается на уровне предельных издержек;

 
 
 
Рис. 2. Классификация отраслевых барьеров

– рынки с неэффективными барьерами входа: фирмы, действующие  в отрасли, могут с помощью  различных методов ценовой и неценовой политики препятствовать входу фирм-аутсайдеров, однако такая политика не будет для них предпочтительнее политики получения прибыли в краткосрочном периоде;

– рынки с эффективными барьерами входа: возможность препятствовать входу новых фирм сочетается с предпочтительностью такого рода политики для фирм, действующих в отрасли;

– рынки с блокированным  входом: вход новых фирм на рынок  полностью блокирован старыми фирмами  и в краткосрочном, и в долгосрочном периодах.

При анализе рыночных барьеров принимают во внимание как барьеры входа в рынок, так и барьеры выхода из него, между которыми существует тесная взаимосвязь.

Барьеры выхода – факторы объективного или субъективного характера, которые препятствуют фирме без существенных потерь выйти из отрасли. Барьеры выхода, как правило, – это разного рода необратимые издержки, которые невозможно возместить. Обычно необратимые издержки появляются в результате инвестирования в долгосрочные или специфические активы фирмы или продукты. Примером отрасли с большим объемом невозвратных капитальных затрат является железнодорожный транспорт. Даже при наличии убытков железнодорожные компании очень медленно уходят из отрасли.

Осложнить выход фирмы  из отрасли могут несовершенство законодательной системы и неразвитость рыночных отношений.

 

1.3 Поглощения и слияния фирм

 

Усиление рыночной власти фирм дает фирме возможности для  более широкого использования внутренних ресурсов, например, для приобретения фирм или их частей. Таким образом, помимо реализации на рынке ресурсов, товаров и услуг, на рынке также реализуются и фирмы. Следовательно, на таком рынке происходят слияния и поглощения фирм.

Приобретения могут осуществляться в виде групп сделок:

1) согласованное слияние – когда фирма А приобретает фирму Б на условиях, которые рекомендованы руководством фирмы Б держателям ее акций;

2) оспариваемые  поглощения – обычно реализуются при помощи предложения о покупке акций фирмой А, непосредственно у их держателей, минуя руководство данной компании;

3) отторжение – у каждой фирмы имеется определенное количество подразделений. При этом каждая из них стремится организовать их оптимальное количество и качество. С этой целью фирма А продает фирме Б одно из своих подразделений;

4) выкуп управляющими – этот вид сделки схож с предыдущей, за исключением того, что филиал продается не другой фирме, а его управляющим.

Кроме этого, слияния  различаются с точки зрения рынков, к которым принадлежат фирмы-участницы. Выделяют горизонтальные слияния, когда  обе фирмы действуют на одном и том же продуктовом рынке. Вертикальные слияния происходят тогда, когда фирма приобретает или фирму-поставщика, или фирму-покупателя. В случае, когда между двумя сливающимися фирмами нет ни горизонтальной, ни вертикальной связи, слияние называют конгломеративным. Многие случаи слияний диверсифицированных компаний могут включать в себя элементы нескольких перечисленных выше способов. 
 Чистая теория слияний исходит из того, что руководство активной фирмы эффективно использует собственные ресурсы и так же эффективно планирует их использование на приобретенном предприятии.

Мотивом слияний служит предположение об усилении рыночной власти фирмы, т.к. после слияния  увеличится степень рыночной концентрации, и это даст объединенной фирме  большую рыночную власть. Вместе с этим, более крупная фирма способна диктовать отраслевую политику. Повышенная концентрация на рынке может принести определенный выигрыш, но не всегда. Она может нарушить экономическое равновесие на рынке и привести к «войне» между фирмами.

Мотивом слияния может служить стремление к сокращению рекламных и других расходов на стимулирование сбыта, даже если усиление власти не увеличить прибыль, т.к. результат слияния зависит не только от действия двух фирм, но и от реакции других конкурентов на рынке.

Кроме того, мотивом к  слиянию служит расчет на выигрыш  от синергии, недоступный в другом случае, например реализация экономии масштаба. Но это не всегда достижимо  в краткосрочном периоде, т.к. слияние  может сводиться к простому соединению двух небольших заводов неоптимального размера. Выигрыш должен проявиться в длительном периоде, когда общее производство будет сконцентрировано на меньшем числе заводов и, таким образом, будет реализована экономия.

Слияния фирм приводят к  явным выгодам от таких действий:

1) слияние позволяет приобрести специфический ресурс в виде организованного производителя, имеющего собственный механизм комбинации ресурсов;

2) при слиянии автоматически  увеличивается доля данного объединения  на рынке. Это означает, что  слияние предоставляет иной механизм расширения доли рынка наряду с традиционной конкурентной борьбой;

3) слияние позволяет  обойти барьеры входа на рынок.  Приобретенная фирма – уже  участник данного рынка;

4) слияние резко уменьшает  временной лаг начала бизнеса,  поскольку для реализации инвестиционной программы требуется значительное время. Здесь же оно минимизируется;

5) степень риска организации  бизнеса на купленном предприятии  и на проверенном рынке значительно  ниже, чем при реализации собственной  инвестиционной программы.

 

1.4 Характеристика типов рыночных структур 

Деятельность  рынка в значительной степени  зависит от состояния рыночной конъюнктуры. Конъюнктура товарного рынка – временная экономическая ситуация, характеризующаяся совокупностью признаков, выражающих состояние рынка товаров в определенный момент времени.

Основными признаками рыночной конъюнктуры выступают:

– изменение  во внутренней и внешней торговле;

– динамика производства и строительства;

– движение товарных запасов;

– динамика цен;

– численность  занятых и безработных;

– динамика издержек производства;

– денежные доходы населения.

Выделяет три  уровня исследования конъюнктуры рынка:

– общеэкономический;

– отраслевой –  показывает положение в отрасли  национального или мирового хозяйства;

– товарный –  показывает положение отдельного товара на национальном и мировом рынке.

Все конъюнктурные  факторы, которые стимулируют развитие рынка или сдерживает его, делятся  на:

– постоянные конъюнктурные  факторы;

– временные;

– циклические;

– не циклические.

Особый интерес  в экономике отраслевых рынков привлекают активные (доминирующие) фирмы. Характерные черты построения их поведения на отраслевых рынках определяют условия либо конкурентного окружения, либо монополизации рынка. В современной экономике встречаются разнообразные типы отраслевых рыночных структур – конкурентные и неконкурентные. Тем не менее, в результате их эволюционного развития преобладает тенденция к монополизации рынка. Эти процессы протекают по мере постепенного перехода от совершенно-конкурентной фирмы до монополии, а иногда идет процесс изменения внутренней природы фирмы в ходе интеграции.

В современных условиях все  продолжающегося перехода России к  рыночным условиям вопрос формирования отраслевых рыночных структур в экономике  является актуальным. Поэтому особое внимание уделяется монополизированным рынкам и олигополиям, в которых фирмы оказывают существенное влияние на изменение рыночной конъюнктуры. 
 Анализ типов рыночных структур позволяет охарактеризовать:

– соотношение  совершенной и эффективной конкуренции;

– модель монополистической  конкуренции;

– монополию  через оценку с позиции экономики  благосостояния;

– монополию  через определяющие факторы и  расчет общественных потерь;

– методы удержания  доминирующего положения монополиями;

– естественные монополии и методы их регулирования;

– многопродуктовую и двустороннюю монополию;

– развитие представлений  о рыночных структурах через концепцию  состязательных рынков.

Каждая из характеристик  рынка по-своему влияет на параметры  его функционирования. Совокупность характеристик рынка определяет его структуру или тип рынка. Очевидно, что различные комбинации характеристик рынка могут выявить достаточно широкий спектр рыночных структур.

Среди наиболее распространенных типов рыночных структур выделяют совершенную конкуренцию, монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию.

Все четыре модели предполагают пассивную роль покупателей  на рынке и делают акцент на поведении  производителей товара (продавцов). Если ввести в рассмотрение возможные  характеристики рынка со стороны спроса, то список рыночных структур существенно пополнится. Помимо хорошо известной из микроэкономики модели монопсонии, можно упомянуть модель двусторонней монополии (когда единственный продавец взаимодействует с единственным покупателем) или модель двусторонней олигополии (когда несколько продавцов противостоят на рынке нескольким покупателям). 
 В таблице приведены сравнительные характеристики четырех основных типов рыночных структур по параметрам структуры рынка (табл. 1). В ней отражается взаимосвязь между фундаментальными предпосылками моделей и характеристиками рыночных структур. Предпосылка, что покупатели не оказывают никакого влияния на установление рыночной цены, очевидно, выполняется лишь в случае, когда численность покупателей на рынке велика. Наоборот, большое число продавцов на рынке предопределяет как отсутствие их стратегического взаимодействия, так и то, что они не оказывают никакого влияния на установление рыночной цены.

 
Таблица 1 - Характеристика основных рыночных структур

 
Критерии, определяющие структуру рынка

 
Совершенная конкуренция

 
Монополия

 
Монополист. конкуренция

 
Олигополия

Степень влияния продавцов на установление рыночной цены

Продавцы не оказывают никакого влияния на установление рыночной цены

Цену устанавливает  продавец

Продавцы оказывают  влияние на установление рыночной цены

Продавцы имеют  возмо-жность возде-йствовать на установление рыночной цены

Наличие стратегического взаимодействия продавцов  на ры-нке

Нет стратегического  взаимо-действия продавцов на рынке

Не предполагается стратегическое взаимодействие одного продавца на рынке

Нет стратегического  взаимодействия прода-вцов на рынке

Существует  стратегическое взаимодействие продавцов  на ры-нке

Условия входа на рынок

Вход свободен

Вход полностью  блокирован

Вход свободен

Вход может  быть блокирован или свободен

Степень влияния покупателей на установление рыночной цены

Покупатели  не оказывают никакого влияния на установление рыночной цены

Покупатели  не оказывают никакого влияния на установление рыночной цены

Покупатели  не оказывают никакого влияния на установление рыночной цены

Покупатели  не оказывают никакого влияния на установление рыночной цены

Параметры структуры рынка

Совершенная конкуренция

Монополия

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Численность покупателей на рынке и их дифференциация по объему поку-пки

Большое число  покупателей, объем покупок каждого  из которых мал по отношению к  размеру рынка

Большое число  покупателей, объем по-купок каждого  из которых мал по отношению к  размеру рынка

Большое число  покупателей, объем покупок каждого из которых мал по отношению к размеру рынка

Большое число  покупателей, объем покупок каждого  из которых мал по отношению к  размеру рынка

Численность продавцов на рынке и их дифференциация по объему продаж

Большое число  продавцов, объем продаж каждого из которых мал по отношению к размеру рынка

Один продавец на рынке

Большое число  продавцов, объем продаж каждого  из которых мал по отношению к  размеру рынка

Несколько продавцов на рынке, объем продаж каж-дого из которых достаточно велик по отношению к размеру рынка

 
Характеристика  товара

 
Продукты различных прода-вцов однородны

 
Не существует близких продуктов  – заменителей товара

 
Продукты различных прода-вцов неодноро-дны (диффере-нциация проду-кта)

 
Продукты различных продавцов могут быть одноро-дны и неоднородны

 
Барьеры входа  на рынок

 
Барьеры входа не существуют

 
Технологические или другие барьеры  полностью блокируют вход

 
Барьеры входа не существуют

 
Технологические или другие барьеры  входа возможны, но не обязательны

Информация о работе Теория отраслевых рынков