Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 01:49, курс лекций
1. Формирование экономики отраслевых рынков как науки. Подходы к анализу отраслевых рынков. На сегодняшний день проблемы формирования и развития отраслевых рынков изучены достаточно хорошо и данной проблематике уделялось значительное внимание. Большой опыт в изучении проблем формирования и развития отраслей и рынков нашло отражение в трудах Ф.М. Шерера и Д. Росса, М.
Ответы на вопросы для зачёта
по курсу : «Теория отраслевых рынков»
1. Формирование экономики отраслевых рынков как науки. Подходы к анализу отраслевых рынков. На сегодняшний день проблемы формирования и развития отраслевых рынков изучены достаточно хорошо и данной проблематике уделялось значительное внимание. Большой опыт в изучении проблем формирования и развития отраслей и рынков нашло отражение в трудах Ф.М. Шерера и Д. Росса, М. Портера, Р. Коха, Г. Минцберга и др. Также и в России значительный вклад в исследование вопросов развития отраслевых рынков внесли: С.Б. Авдашева, Н.М. Розанова, А.С. Пелих, И.В. Сергеев, Г.М. Гукасьян, А.С. Плещинский, О.Л. Лямзин, В.Н. Бурков, В.В. Кондратьев и др.
Классическая школа определила основные рыночные и отраслевые элементы и их характеристики, создав четкий контур будущей науки. Советские ученые внесли вклад в разработку планового механизма развития отраслей в условиях концентрации и централизации ресурсов и управления. Современные российские авторы занимаются проблемами трансформации отраслей и рынков, региональными особенностями развития. Зарубежные школы, в первую очередь Гарвардская, акцентируют свое внимание на проблемах стратегического развития отраслевых рынков, активных типах поведения фирм. В общем, в мировой экономической науке существует два подхода к изучению отраслевой организации экономики: подход с точки зрения парадигмы «структура - поведение -результат» и подход с точки зрения теории цен. Первый подход был предложен в 50-е годы Эдвардом Мейзоном и Джоем Бейном и впоследствие получил название «structure -conduct - performance». Второй подход использует микроэкономические модели для объяснения поведения фирм и структуры рынков. В рамках первой парадигмы (эта концепция еще носит название Гарвардской традиции в отраслевой организации) функционирование отрасли (а отрасль и рынок в рамках теории отраслевой организации, если специально не оговорено другое, трактуются как взаимозаменяемые понятия) зависит от поведения продавцов и покупателей, которое определяется структурой рынка. Структура отрасли зависит от таких фундаментальных условий, как технология и спрос на продукт. Например, для отрасли, в которой технологические условия определяют снижение средних издержек производства по мере того, как увеличивается выпуск, будет характерно преобладание только одной фирмы или, возможно, меньшего числа фирм. Эта фирма, максимизируя прибыль, будет использовать методы монопольного ценообразования. Рыночная цена, в свою очередь, будет тем выше, чем менее эластичен отраслевой спрос. Исследования, которые ведутся в рамках этой парадигмы, ставят своей целью проверить, действительно ли определенные характеристики отраслей (например, небольшое число продавцов), оказывают устойчивое влияние на конкурентные стратегии, положение фирм и покупателей на соответствующих рынках (например, высокие цены). Вторая парадигма анализа поведения фирм на рынке - теория цен - исследует проблему экономического выбора, с которым сталкиваются производящие и потребляющие экономические агенты. Отправной точкой анализа в этом случае служат не объективные характеристики отраслей, а закономерности принятия оптимизационных решений. Одним из первых исследователей, применивших микроэкономическую теорию к анализу рынков, был Джордж Стиглер. Он считал, что микроэкономическая теория, используя эмпирические данные о рынках, должна ответить на вопросы относительно причин и последствий государственной промышленной политики. Одной из наиболее актуальных проблем, рассматриваемых в рамках второй парадигмы, является функционирование и результативность квазимонопольных рынков. Экономическая прибыль фирм на рынках с низким уровнем концентрации служит убедительным аргументом в пользу концепции квазимонопольных рынков. Отсутствие жесткой связи между рыночной долей фирмы и ее экономическим положением нуждается в объяснении. Кроме того, необходимо проанализировать процесс возникновения на рынках доминирующих продавцов, обладающих монопольной властью. Особенности квазимонопольных рынков описываются двумя важными теоретическими концепциями: теорией трансакционных издержек и теорией квазиконкурентных рынков. Трансакциоиные издержки, связанные с заключением контрактов и с обеспечением их соответствующего выполнения, ослабляют возможности ценовой конкуренции между агентами рынка. На основании различия уровня и преобладающего типа трансакционных издержек объясняются различия в структуре отрасли, поведении фирм и функционировании рынков. Чем выше уровень транс акционных издержек, тем медленнее осуществляется перераспределение рынка между фирмами, тем более устойчива и консервативна рыночная структура. Этот подход направлен на выявление наборов субъективных и объективных факторов, которые могли бы объяснить политику фирм как по отношению к рынкам, так и в области внутренней структуры. Теория квазиконкурентных рынков, развитая Демзецом, Баумолем, Панзаром и Виллигом, исследует влияние барьеров входа на поведение фирм в отрасли. Отрасль с небольшим числом фирм также может быть конкурентной, если существует угроза входа в отрасль новых фирм. Наличие необратимых затрат, обусловленных входом нового потенциального конкурента на рынок, создают барьеры на его пути и препятствуют рассасыванию экономической прибыли в долгосрочном периоде, поэтому рынок с высокими необратимыми затратами входа характеризуется более высокой степенью монопольной власти. Таким образом, на одном полюсе - поведение фирм в современной рыночной экономике оказывается квазимонопольным, в то время как на другом - господствуют квазиконкурентные рынки. Также, важной проблемой организации отраслевых рынков служит идентификация факторов, определяющих экономическое положение фирм. Исследования зарубежных ученых показывают наличие прямой зависимости доходности капитала фирм от их рыночной доли. Однако наряду с распределением рынка между фирмами на прибыль фирм и на монопольную власть существенно влияет высота барьеров входа в отрасль и вероятность проникновения и успешной конкуренции новых фирм, а также стратегическое поведение участников рынка. Ограничивающие ценовую конкуренцию трансакциоиные издержки и препятствующие входу необратимые затраты, возникающие на рынках с асимметричной информацией о качестве товара, рынках дифференцированного продукта, рынках с развитой системой вертикального контроля, приводят к повышению монопольной власти действующих на рынке продавцов, что отражается на уровне их прибыли. Необходимо отметить, что важным инструментом современного анализа рынков служит теория игр. Теория игр моделирует конкуренцию среди фирм как взаимодействие стратегий, каждая из которых описывает поведение одной из фирм. Стратегия фирмы может, например, определять выпуск, цену продукта и уровень расходов на рекламу. Теория игр описывает, каким образом фирмы формируют свои стратегии и каким образом эти стратегии определяют уровень прибыли фирмы. В науке существует неразрывная связь теории отраслевых рыночных структур с маркетингом: первая дает теоретическую базу для проведения маркетинговых исследований, отвечая на вопросы: где, когда и как целесообразно применять те или другие методы стимулирования сбыта, каким образом эффективно реагировать на действия конкурента. Например, известная книга специалиста по маркетинговой политике фирмы Майкла Портера «Международная конкуренция» во многом базируется на теории рынков. Теория рыночных структур имеет точки соприкосновения и с теорией фирмы, предоставляя углубленное понимание места и роли фирмы в экономике и в экономической теории, а также исследуя альтернативные концепции фирмы и ее поведения во внешней среде. Существует взаимосвязь теории организации отраслевых рынков и с теорией менеджмента: концепции рыночных структур предоставляют теоретические основы управления фирмой, углубляя понимание закономерностей, как рыночного поведения фирмы, так и ее внутренней организации. Эта теория показывает, каким образом складывается то или иное поведение хозяйствующего субъекта, как оно модифицируется в зависимости от реальных и предполагаемых действий других экономических агентов, включая государство. Теория рынков предоставляет классификацию рыночных структур, способы оценки силы влияния экономического агента на параметры рынка. Эта теория приобретает особую значимость с точки зрения проведения эффективной промышленной и антимонопольной политики государства. Теория организации рыночных структур является относительно новой областью экономической теории, особенно бурно развивающейся в настоящее время. Как говорит само название, теория имеет дело с организацией отдельных рынков и отраслей, изучает деятельность фирм в отрасли и влияние их решений на отраслевую организацию. Теория отраслевой организации исследует закономерности формирования и функционирования разного рода рыночных структур, основные принципы поведения фирм на разных рынках, результаты такого поведения для экономики в целом, варианты отраслевой политики государства. Теория организации отраслевых рынков предусматривает развитие инструментария экономического анализа применительно к более глубокому исследованию рыночных структур, углубление понимания закономерностей функционирования отраслей, рынков и фирм, более полное изучение возможности и необходимости государственного регулирования отраслевой структуры.
Таким образом, несмотря на большой вклад как зарубежных, так и российских ученных в изучении отраслевых рынков не решены многие вопросы. До настоящего времени не в полной мере изученными остаются теоретические и практические аспекты формирования и развития отраслевых рынков, связанных, как с в том числе и с глобализацией экономики с учетом современных тенденций развития той или иной сфер.
2.Сущность Гарвардской парадигмы. Критика данного подхода к анализу рынка представителями других школ.
По их мнению, эти элементы взаимосвязаны. И если ставится задача, чтобы этот механизм работал с минимальными сбоями, необходимо оказывать взвешенное влияние на все три перечисленных элемента. Парадигма представляет собой попытку определения тех структурных и поведенческих параметров, которые оказывают стратегическое влияние на результативность функционирования отраслевого рынка.
3.Определение рынка и
отрасли. Границы рынка. Виды рынка.
Отрасли сосредоточены на производстве
товаров и услуг и являются сферой предложения.
Согласно Международной стандартной отраслевой
классификации и международному Классификатору
основных продуктов отрасль определяется
как группа предприятий, которые производят
сходные товары, используют идентичную
квалификацию, имеют аналогичные процессы
производства, технологии, каналы поставки
и распределения. Конкуренты в одной и
той же отрасли могут производить товары
для нескольких рынков.
В самом общем виде рынок -- это система
экономических отношений, складывающихся
в процессе производства, обращения и
распределения товаров, а также движения
денежных средств. Рынок развивается вместе
с развитием товарного производства, вовлекая
в обмен не только произведенные продукты,
но и продукты, не являющиеся результатом
труда (земля, дикорастущий лес). В условиях
господства рыночных связей все отношения
людей в обществе охвачены куплей-продажей.
Рынки потребляют товары и услуги, произведенные отраслями, и являются сферой спроса. Конкретный рынок состоит из группы потребителей со специфическим набором потребностей, которые могут быть удовлетворены одним или несколькими товарами или услугами. Организации не только продают свои товары на рынках, но и покупают различные ресурсы на ресурсных рынках.
Современные организации могут действовать
в нескольких отраслях и на нескольких
рынках. Каждые отрасль и рынок имеют свои
отличительные структуры и характеристики,
которые оказывают влияние при разработке
стратегии организации.
Рынок - это базовое явление. Именно здесь
взаимодействуют между собой его субъекты,
достигается рыночное равновесие, появляются
предпосылки к его разрушению. На первый
взгляд, нетрудно теоретически представить
себе границы отраслевого рынка, когда
он зарождается, до каких пределов расширяется
и когда затухает. Тем не менее, на практике
ответить на эти вопросы не просто.
Предположим, что отраслевым рынком определенного товара А является совокупность всех его покупателей и продавцов. Но продукт А может быть не единственным средством удовлетворения данной потребности. Следовательно, отраслевой рынок продукта А должен быть расширен за счет рынка продукта В. Значит, данный рынок может быть обозначен как А+В.
Определение границ отраслевого рынка непосредственно связано с целью исследования. Если необходимо оценить эффективность государственной политики в области энергетики, следует одновременно рассматривать весь рынок электроэнергии: добычу угля, газа, нефти и производства атомной энергии. Если сфера добычи угля интересует с точки зрения заключения долгосрочных контрактов и развития вертикальной интеграции, то следует обратиться к анализу региональных производителей угля. Таким образом, широта охвата в каждом конкретном случае ставится в зависимость от целей анализа и особенностей исследуемого товарного рынка.
Формулирование подхода к определению границ отраслевого рынка является одним из сложнейших вопросов.
Наиболее распространен подход, согласно которому в границы отраслевого рынка включаются однородный товар и его заменители до того момента, пока не будет наблюдаться резкий разрыв в цепи товаров-субститутов. Как только перекрестная ценовая эластичность становится меньше определенной величины, можно говорить о разрыве, а значит, и о границе рынка Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. Следует иметь в виду, что, задавая различные значения перекрестной ценовой эластичности, можно получать разные масштабы отраслевого рынка.
Иногда при определении границ отраслевого рынка используют показатель изменения выручки при изменении цены. Динамика выручки фирм-производителей при длительном росте цены указывает на границы рынка. Этот критерий основывается на принципе показателя прямой ценовой эластичности.
Положительная корреляция движения цен товаров в течение длительного периода времени свидетельствует о том, что товары являются устойчивыми субститутами. В качестве основного критерия принадлежности разных территорий к одному и тому же географическому рынку используется сравнение этих рынков по степени идентичности условий конкуренции.
После выявления границ отраслевого рынка можно определить круг фирм, производящих для него товары. Как соотносятся понятия «отрасль» и «отраслевой рынок»?
Согласно теории отраслевой организации рынок представляет собой явление, анализируемое с позиции спроса. Отрасль же рассматривается с позиции предложения товаров на рынке. Она представляет собой совокупность фирм, производящих продукты, вошедшие в границы отраслевого рынка, на базе схожих ресурсов и аналогичных технологий.
Различия между отраслевым рынком и отраслью основаны на том, что рынок объединен удовлетворяемой потребностью, а отрасль - характером используемых активов. Отождествление отрасли и рынка непродуктивно. Товары, реализуемые предприятиями отрасли, могут быть более или менее близким заменителям либо совершенно независимыми товарами. Насколько верно определен круг предприятий, действующих на выделенном рынке, обычно проверяется с помощью показателей специализации и охвата.
4. Понятие структуры рынка. Факторы, определяющие рыночную структуру.
Ключевые характеристики рынка, определяющие тип рыночной структуры - это:
- число продавцов и
- эластичность спроса и
- условия вхождения на рынок и ухода с него;
- информированность и
- природа продукта и
Совокупность характеристик рынка, как со стороны спроса, так и со стороны предложения определяет его структуру. Известны различные рыночные структуры: чистая монополия, доминирующая фирма, закрытая олигополия, открытая олигополия, монополистическая конкуренция, чистая конкуренция. Эти модели предполагают пассивную роль покупателей и делают акцент на поведении продавцов. Предпосылка, что покупатели не оказывают воздействия на формирование рыночной цены, выполняется лишь тогда, когда их число велико. Если же их число невелико, то можно рассматривать такие рыночные структуры, как монопсония, двусторонняя монополия, двусторонняя олигополия.