Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 13:28, курсовая работа
Целью данной работы является выработка рекомендаций по разработке финансового оздоровления предприятия.
Задачи курсовой работы включают в себя:
1. Изучение теоретических вопросов управления предприятием в условиях кризиса;
2. Анализ финансового состояния предприятия и констатация факта кризисного положения.
Введение 3
Глава 1 Сущность, цели и объекты финансового оздоровления 5
Критерии финансовой несостоятельности предприятия 8
Глава 2 Основные направления финансового оздоровления предприятия 11
Последствия введения финансового оздоровления 16
Глава 3 Реализация процедуры финансового оздоровления в российской практике 21
Глава 4 Реализация процедуры финансового оздоровления в зарубежной практике 27
Заключение 29
Список литературы 33
Важная особенность процедуры финансового оздоровления заключается в том, что руководитель и органы управления должника не отстраняются от управления, но функционируют с некоторыми ограничениями. К таковым относится необходимость для должника получать согласие на определенные действия административного управляющего, собрания кредиторов, лиц, предоставивших обеспечение исполнения графика погашения задолженности35.
В ходе финансового оздоровления должник не может без согласия собрания кредиторов совершать некоторые виды сделок. Например, нельзя приобретать или передавать имущество должника, балансовая стоимость которого составляет более 5 % балансовой стоимости активов должника; выдавать займы, поручительства и гарантии, а также учреждать доверительное управление имуществом должника; принимать решение о реорганизации.
В некоторых случаях для того, чтобы провести ту или иную сделку, необходимо получить согласие административного управляющего. Это относится к сделкам с имуществом должника, к получению займов, к уступке прав требования и к переводу долга, а также к тем сделкам, которые увеличивают кредиторскую задолженность организации-должника более чем на 5 % суммы требований кредиторов.
В то же время предметы залога должник может продавать, передавать в аренду или безвозмездное пользование и т. д.
Согласие собрания (комитета) кредиторов и лиц, предоставивших обеспечение, необходимо для принятия решений о реорганизации в любой из пяти форм (преобразование, слияние, присоединение, выделение, разделение).
Если руководитель должника плохо справляется со своими обязанностями, то он может быть отстранен от ведения дел по определению арбитражного суда. Для этого собрание кредиторов, административный управляющий или лица, предоставившие обеспечение, должны представить в суд ходатайство. Руководитель отстраняется определением суда, которое может быть обжаловано36.
Еще одним важным последствием введения финансового оздоровления считаются назначение и деятельность административного управляющего. Полномочия административного управляющего определяются его статусом. Он не ведет хозяйственную деятельность должника, его цель - контролировать соблюдение должником взятых на себя обязательств37.
Административный управляющий исполняет следующие функции:
проводит работу с кредиторами (ведет реестр, рассматривает требования, созывает собрания, информирует о ходе финансового оздоровления, контролирует исполнение должником текущих требований и своевременность платежей в соответствии с графиком погашения задолженности); осуществляет действия с имуществом должника (принимает участие в инвентаризации, следит за сохранностью, может настаивать на применении обеспечительных мер); контролирует деятельность руководителя (согласовывает сделки должника, рассматривает отчеты об исполнении плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности, может потребовать отстранения руководителя, может обратиться в суд с требованиями, связанными с недействительностью сделок должника); предъявляет необходимые требования к лицам, предоставившим обеспечение исполнения должником обязательств. Прекращение производства по делу о банкротстве в связи с погашением требований кредиторов в ходе финансового оздоровления влечет за собой прекращение полномочий административного управляющего. При введении другой процедуры банкротства административный управляющий продолжает исполнять свои обязанности до утверждения соответственно внешнего или конкурсного управляющего.
В настоящее время российским законодательством о банкротстве предусмотрена одна ликвидационная процедура - конкурсное производство и три реабилитационных: финансовое оздоровление, внешнее управление и мировое соглашение. Как показывает анализ статистических данных судебной практики по делам о банкротстве, функционирование института несостоятельности в подавляющем большинстве случаев приводит к ликвидации предприятия, а среди реабилитационных процедур наиболее востребованной является внешнее управление. Процедура финансового оздоровления практически не применяется на практике38 :
В качестве процедуры банкротства финансовое оздоровление введено сравнительно недавно39 и наименее исследовано. По данным Высшего арбитражного суда Российской Федерации, на протяжении восьми лет применения закона «О несостоятельности (банкротстве)» (с 1 января 2003 года по 31 декабря 2011 года) финансовое оздоровление проводилось 429 раз, или в среднем около 0,14 % от общего количества проводимых процедур банкротства. В связи с погашением задолженности оно было прекращено всего в 35 случаях. Так, в 2011 году было принято к производству 27 422 дела о несостоятельности (банкротстве), финансовое оздоровление проведено в 94 случаях и прекращено в связи с погашением задолженности в 7 случаях. При этом другая реабилитационная процедура, внешнее управление, была проведена в отношении 986 организаций, или более чем в 10 раз чаще, чем финансовое оздоровление. Проведенный анализ статистических данных судебной практики по делам о банкротстве позволяет сделать следующие выводы: финансовое оздоровление как процедура банкротства используется в российской практике очень редко, при этом наблюдается недостаточная результативность ее реализации40.
Исходя из вышеизложенного, представляется необходимым изучить и проанализировать практику реализации процедуры финансового оздоровления в целях выявления основных проблем данной формы реабилитации должника и поиска возможных способов их разрешения, что является целью настоящего исследования41.
Предваряя анализ процедуры финансового оздоровления, следует отметить, что проблемы ее применения на практике до настоящего времени недостаточно исследованы, в том числе ввиду сложности поиска и ограниченной доступности соответствующих материалов42.
Для того чтобы найти и отобрать материал для исследования, мы проанализировали объявления о несостоятельности, опубликованные в приложении газеты «Коммерсантъ»43, дела о банкротстве, представленные в картотеке арбитражных дел44, а также информацию, представленную в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (ЕФРСБ)45. В соответствии с46 публикация сведений о банкротстве в ЕФРСБ стала обязательной только с 1 апреля 2011 года, а значит, в этом источнике нет сведений о данных процедурах за предшествующий период. Основная сложность при поиске и отборе процедур финансового оздоровления заключается в том, что на момент проведения исследования ни один из перечисленных ресурсов (источников информации) не давал возможности отобрать сообщения о банкротстве или делах о банкротстве по типу сообщений или процедуре банкротства47. Таким образом, не представляется возможным осуществить поиск, например, по запросу «определение о введении финансового оздоровления». В разделе «Поиск сообщений», в поле «тип сообщения» реализован функционал для сортировки сообщений по первому уровню классификации, а именно по следующим типам сообщений:
* сообщения о судебном акте;
* объявления о проведении торгов;
* объявления о собрании кредиторов;
* сообщения о результатах торгов;
* иное сообщение.
Анализ практической реализации процедуры финансового оздоровления в России за последние три года позволяет сделать следующие выводы о причинах малого количества процедур финансового оздоровления и низкой результативности проведения финансового оздоровления. В процедуре финансового оздоровления ограничивается правоспособность руководителя организации-должника, что снижает интерес к данной процедуре со стороны руководства должника. С экономической точки зрения финансовое оздоровление очень близко к процедуре внешнего управления, поскольку нацелено на восстановление платежеспособности предприятия, испытывающего финансовые трудности. Однако в процедуре финансового оздоровления деятельность организации, а точнее деятельность ее руководителя находится под двойным контролем - со стороны административного управляющего и собрания кредиторов48.
В то же время процедура финансового оздоровления близка к процессу реализации мирового соглашения, поскольку раздел мирового соглашения, посвященный порядку погашения задолженности, по существу представляет собой не что иное, как график погашения задолженности49. При этом выполнение условий мирового соглашения осуществляется вне рамок дела о банкротстве (в связи с заключением мирового соглашения дело о банкротстве прекращается), без участия арбитражного управляющего, что позволяет сократить расходы на проведение мер по преодолению финансовых трудностей организации. Мировое соглашение может быть заключено на более длительный срок, нежели срок проведения процедуры финансового оздоровления. Однако возможность заключения мирового соглашения существенно ограничивается условиями, предусмотренными законодательством, что не всегда позволяет его использовать. К числу ограничений относится утверждение мирового соглашения только после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очередей, а также только при условии, что за него проголосовали все кредиторы, обязательства которых обеспечены залогом имущества должника.
Кроме того, в соответствии с налоговым законодательством отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена на один год (реже - на три года, в особых случаях - на пять лет)50, следовательно, при подготовке мирового соглашения необходимо предусмотреть погашение задолженности по обязательным платежам в течение года, а остальные кредиторы должны быть с этим согласны. Таким образом, если у должника имеется задолженность по обязательным платежам (в большинстве случаев она есть), возникают дополнительные трудности для заключения мирового соглашения51.
Кроме того, причиной ограниченного применения процедур финансового оздоровления и их низкой результативности является несвое-временная подача заявления о признании должника банкротом. В российской практике заявления о банкротстве подаются тогда, когда иные меры по взысканию задолженности исчерпаны и наиболее ликвидное имущество должника реализовано в ходе исполнительного производства52. Таким образом, на дату подачи заявления о банкротстве у должника практически остается только имущество, необходимое для осуществления основной производственной (операционной) деятельности.
При этом, как показывает практика, процедура финансового оздоровления завершается восстановлением платежеспособности должника в большинстве случаев, когда активы должников превышают размеры требований кредиторов (на дату проведения первого собрания кредиторов, то есть в процедуре наблюдения)53.
В связи с возникающими в судебной практике процессуальными вопросами, касающимися рассмотрения дел о банкротстве, а также с целью обеспечения единообразных подходов к их разрешению Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дает арбитражным судам разъяснения.
Так, к примеру, в Постановлении разъясняется, в силу абзаца второго пункта 1 статьи 63, абзаца второго пункта 1 статьи 81, абзаца восьмого пункта 1 статьи 94 и абзаца седьмого пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве, с даты введения наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены только в рамках дела о банкротстве в порядке статей 71 или 100 Закона.
В связи с этим все исковые заявления о взыскании с должника долга по денежным обязательствам и обязательным платежам, за исключением текущих платежей и неразрывно связанных с личностью кредитора обязательств должника - гражданина, поданные в день введения наблюдения или позднее во время любой процедуры банкротства, подлежат оставлению без рассмотрения на основании пункта 4 части 1 статьи 148 АПК РФ. Однако рассмотрение таких исковых заявлений и принятие по ним решения по существу само по себе не препятствует в дальнейшем включению соответствующего требования в реестр с учетом абзаца третьего пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве и пункта 24 настоящего постановления.
В целях своевременного введения процедуры финансового оздоровления и предупреждения вывода активов до возбуждения дела о банкротстве, считаю, что представляется целесообразным:
* законодательно установить возможность введения процедуры финансового оздоровления по заявлению должника, минуя стадию наблюдения;
* исключить из законодательства условие о предварительном подтверждении требований кредиторов судебным актом до подачи заявления о банкротстве54.
Опыт введения реабилитационной процедуры непосредственно при подаче соответствующего заявления без какой-либо дополнительной процедуры имеется в зарубежной практике (например, в США). Однако при этом нельзя забывать о том, что немаловажной причиной редкого использования процедур финансового оздоровления и их низкой результативности в российской практике является до сих пор господствующее представление о том, что если в отношении предприятия возбуждено дело о банкротстве, то оно уже является несостоятельным, будет ликвидировано, и никакие меры по финансовому оздоровлению не приведут к восстановлению его платежеспособности. Соответственно, субъекты хозяйственного оборота боятся возбуждения дела о банкротстве и не видят в процедуре финансового оздоровления возможного способа преодоления финансового кризиса, пытаются оттянуть время открытия производства по делу о банкротстве, а когда вводятся процедуры банкротства, то восстановить платежеспособность уже крайне затруднительно55.
Кроме того, представляется целесообразным увеличить возможный срок финансового оздоровления, например до 4 лет. Во многих экономически развитых странах предусмотрены значительно более продолжительные сроки для процедур, направленных на восстановление платежеспособности должника. Например, во Франции срок реализации плана финансового оздоровления может составлять до 10 лет, а для некоторых категорий должников - до 15 лет. По законодательству США, Испании, Бельгии срок финансового оздоровления (без учета продлений) составляет до 5 лет56.
Как показывают различные исследования, в большинстве случаев основанием перехода процедуры финансового оздоровления к конкурсному производству является неоднократное или существенное (на срок более 15 дней) нарушение сроков удовлетворения требований кредиторов, установленных графиком погашения задолженности [1, ст. 87, п. 1, абз. 3]. Его причиной является неисполнение должником плана финансового оздоровления или недостаточная проработанность данного плана. В связи с этим возникает необходимость исследования методологических принципов, на которых основаны план финансового оздоровления и график погашения задолженности57.
Финансовое оздоровление - восстановительная процедура, цель которой - выведение предприятия из кризиса путем сохранения его руководства (активность которого ограничивается) и осуществления периодических выплат кредиторам, результатом которых является полное исполнение всех обязательств.
Информация о работе Финансовое оздоровление как процедура банкротства