Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 20:08, курсовая работа
В современной рыночной экономике центральные банки служат основой и главным звеном денежно-кредитной системы каждого государства, имеющего банковскую систему. Во многих странах совершенствование их деятельности стало одним из приоритетных направлений социально-экономического развития. Основной проблемой, касающейся центральных банков в любом государстве, является проблема их независимости от властных структур и самостоятельности в проведении своей политики, поэтому рассмотрение полномочий центрального банка является интереснейшим аспектом. Изучение видов «главенствующих банков» в различных странах, позволяет не только сравнить их, но и сделать выводы, касающиеся деятельности центрального банка в нашей стране. Этим и обусловлена актуальность данной темы.
Введение….…………………………………………………………………..............4
1 Правовой статус центральных банков, их цели и основные функции................5
2 Формы организации и роль центральных банков в развитии рыночной экономики…………………………………………………………………………...13
3 Проблема независимости центральных банков…………………………...........17
Заключение………………………………………………………………………….25
Список использованных источников……………………………………………...26
СОДЕРЖАНИЕ
Введение….……………………………………………………
1 Правовой статус центральных банков, их цели и основные функции................5
2 Формы организации
и роль центральных банков
в развитии рыночной экономики…
3 Проблема независимости центральных банков…………………………...........17
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
В современной рыночной экономике центральные банки служат основой и главным звеном денежно-кредитной системы каждого государства, имеющего банковскую систему. Во многих странах совершенствование их деятельности стало одним из приоритетных направлений социально-экономического развития. Основной проблемой, касающейся центральных банков в любом государстве, является проблема их независимости от властных структур и самостоятельности в проведении своей политики, поэтому рассмотрение полномочий центрального банка является интереснейшим аспектом. Изучение видов «главенствующих банков» в различных странах, позволяет не только сравнить их, но и сделать выводы, касающиеся деятельности центрального банка в нашей стране. Этим и обусловлена актуальность данной темы.
Актуальность темы исследования определяется тем, что независимость центрального банка является важным условием успешного развития рыночной экономики. Эффективность экономики любой страны обусловлена стабильностью национальной валюты, низкими темпами инфляции, надежностью банковской системы и т.д. Обеспечить эти условия можно, только если центральный банк свободен от политической конъюнктуры, а, следовательно, независим в принятии решений и в выборе инструментов для их реализации.
Целью данной работы является исследование основных принципов организации и функционирования центральных банков. Исходя из этой цели были поставлены следующие задачи:
При написании курсовой работы был использован широкий круг литературы. Основной материал взят из учебных пособий по курсу "Деньги, кредит, банки". Материалы периодической печати дали возможность осветить основные проблемы с позиции современных взглядов. Что касается особенностей функционирования Национального банка Республики Беларусь, то основой при их освещении служил Банковский кодекс Республики Беларусь, в котором отражены все важнейшие аспекты.
1 Правовой статус центральных банков, их цели и основные функции
Основным элементом
Идея центрального
банка зародилась в условиях относительно
развитых рыночных отношениях, когда
в нем возникла историческая и
экономическая потребность. Быстрое
развитие кредитной системы
Таким образом, возникновение центральных банков исторически связано с сосредоточением банковской эмиссии в руках нескольких наиболее надежных, пользовавшихся всеобщим доверием коммерческих банков, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию кредитного средства обращения. Такие банки стали называться эмиссионными [19, с. 10].
Создание центральных банков происходило двумя путями:
В разных государствах центральные банки создавались различными путями, поэтому сегодня они имеют неодинаковый правовой статус (положение в банковской системе страны). Одни центральные банки сразу были созданы как государственные, другие изначально были частными, а затем полностью либо частично национализировались.
Во всех странах
центральные банки имеют
Центральный банк занимает в экономике место органа, призванного контролировать и регулировать денежно-кредитную систему, денежную массу. Даже в тех случаях, когда формально центральный банк не принадлежит государству (например, Федеральная резервная система США, Швейцарский национальный банк) или когда государство владеет лишь частью капитала (например, 55% капитала Банка Японии), его действия строго определяются интересами государства [3, с. 358].
Правовой статус центральных банков развитых стран закреплен в правовых актах: законах о центральных банках и их уставах, законах о банковской и кредитной деятельности, в валютном законодательстве.
В некоторых государствах главная задача центрального банка излагается в конституции. Как правило, основным правовым актом, регулирующим деятельность центрального банка служит закон о центральном банке страны. Он устанавливает организационно-правовой статус последнего, процедуру назначения или выборов его руководящего состава, статус во взаимоотношениях с государством и национальной банковской сиеной. Данным законом закрепляются полномочия центрального банка как эмиссионного центра [7, с. 378].
В настоящее время центральные банки имеют различный правовой статус - в зависимости от национальных особенностей юридических лиц. В законодательстве большинства стран центральные банки обозначены как юридические лица – "legal persons", в некоторых государствах, в первую очередь Великобритании и ее бывших колониях – Индии, Пакистане, Канаде, Австралии, законодательство определяет статус центральных банков как "bodies corporate" – корпорации. Субъектом права в таком качестве может быть или сам центральный банк (Австралия, Канада), или в некоторых случаях его органы управления – Совет директоров (Пакистан) или Совет директоров и управляющий (Великобритания) [11, с. 15].
Центральным звеном банковской системы Республики Беларусь является Национальный банк. Статей 24 Банковского кодекса Республики Беларусь определен правовой статус Национального банка как центрального банка и государственного органа Республики Беларусь, действующего исключительно в интересах страны. Национальный банк является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и надписью "Национальный банк Республики Беларусь". Место нахождения Национального банка – город Минск [1, ст. 24] .
Национальный
банк осуществляет свою деятельность
в соответствии с Конституцией Республики
Беларусь, Банковским кодексом, законами
Республики Беларусь, нормативными правовыми
актами Президента Республики Беларусь
и независим в своей
Имущество Национального
банка находится в
Но какой бы статус ни имел центральный банк, цели его деятельности не изменяются. Являясь регулирующим звеном в банковской системе, центральные банки призваны укреплять денежное обращение, защищать и обеспечивать устойчивость национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам; развивать и укреплять банковскую систему страны; обеспечивать эффективное и бесперебойное осуществление расчетов.
Главной задачей центрального банка считается обеспечение устойчивости покупательной способности национальной денежной единицы и соответственно поддержание стабильных внутренних цен [19, с. 16].
Для решения этой задачи центральные банки выполняют свои основные функции:
Монопольная денежная эмиссия. За центральным банком законодательно закрепляется монополия на выпуск банкнот, т.е. общенациональных кредитных денег. В некоторых странах центральный банк может осуществлять эмиссию монет, но обычно этим занимается министерство финансов (казначейство), а центральный банк покупает у него монеты, выпуская их затем в обращение вместе с банкнотами. Кроме того, что центральные банки выпускают банкноты, они еще занимаются разработкой их дизайна и защитой от подделок.
От продажи банкнот центральный банк получает прибыль – эмиссионный доход, который выступает в виде разницы между номиналом и издержками изготовления. В связи с этим, можно сказать, что банкноты для центральных банков – это производимая ими продукция.
Центральный банк обычно имеет монополию на эмиссию бумажных денег на всей территории страны. Только в Великобритании сделано исключение для Шотландии и Северной Ирландии. В Объединенном Королевстве крупнейшие коммерческие банки Шотландии и Северной Ирландии уполномочены осуществлять денежную эмиссию, но при этом выпускаемые ими банкноты должны на 100% быть обеспечены депонированными в Банке Англии денежными средствами или его банкнотами [19, с. 17].
Необходимо отметить, что монополия центрального банка на эмиссию не распространяется на безналичные средства обращения, поскольку их могут выпускать и остальные субъекты банковской системы.
Денежно-кредитное регулирование. Центральный банк совместно с правительством разрабатывают и реализуют единую денежно-кредитную политику, направленную на обеспечение стабильного экономического роста, снижение инфляции и безработицы, нормализацию платежного баланса. Денежно-кредитное регулирование экономики осуществляется центральным банком путем воздействия на объем денежной массы, уровень ставок процента и состояние ликвидности банковской системы. Объектом данного регулирования является также валютный курс национальной денежной единицы. Это воздействие может оказываться как административным путем, так и экономическими методами.
Административное воздействие осуществляется через установление прямых ограничений на деятельность банков, лимитов кредитования, «потолков» ставок процента и т.п., а также путем жесткого законодательного разделения функций между различными видами банков. Административные методы денежно-кредитного регулирования были характерны для периода свободной конкуренции и господства денежных систем, основанных на золотовалютных ресурсах. В этот период денежно-кредитное смыкалось с банковским регулированием, поскольку количественные ограничения служили одновременно и инструментом регулирования денежной массы и ставок процента, и методом снижения банковских рисков.
После всеобщих банковских реформ первой половины 1980-х гг. в большинстве развитых стран были отменены директивы центральных банков по установлению лимитов кредитования, предписания по расширению или ограничению кредитов, предоставляемых предприятиям тех или иных отраслей, регламентации процентов по кредитам и депозитам.
Экономическими методами денежно-кредитного регулирования считаются изменение ставок процента (учетная политика), регулирование норм обязательных резервов, операции на открытом рынке. В рамках денежно-кредитного регулирования центральный банк осуществляет государственную валютную политику. Он поддерживает режим обменного курса национальной валюты, регулирует его, проводит валютные интервенции [3, с. 369].
Функция банка банков. Важнейшей чертой, которая отличает центральные банки от коммерческих, является то, что они не имеют дела непосредственно с населением. Его основными клиентами являются коммерческие банки, которые выступают в роли посредников между экономикой и центральным банком. Он принимает на хранение кассовые резервы коммерческих банков и оказывает им кредитную поддержку. Центральные банки в этой функции можно назвать кредитором последней инстанции, представляющим национальным институтам возможность рефинансирования на определенных условиях в случае временного дефицита ликвидных средств. Кредитную помощь центральные банки могут оказывать еще и в форме переучета векселей или предоставления кредитов под залог ценных бумаг.