Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 20:08, курсовая работа
В современной рыночной экономике центральные банки служат основой и главным звеном денежно-кредитной системы каждого государства, имеющего банковскую систему. Во многих странах совершенствование их деятельности стало одним из приоритетных направлений социально-экономического развития. Основной проблемой, касающейся центральных банков в любом государстве, является проблема их независимости от властных структур и самостоятельности в проведении своей политики, поэтому рассмотрение полномочий центрального банка является интереснейшим аспектом. Изучение видов «главенствующих банков» в различных странах, позволяет не только сравнить их, но и сделать выводы, касающиеся деятельности центрального банка в нашей стране. Этим и обусловлена актуальность данной темы.
Введение….…………………………………………………………………..............4
1 Правовой статус центральных банков, их цели и основные функции................5
2 Формы организации и роль центральных банков в развитии рыночной экономики…………………………………………………………………………...13
3 Проблема независимости центральных банков…………………………...........17
Заключение………………………………………………………………………….25
Список использованных источников……………………………………………...26
К данной функции можно отнести деятельность центральных банков по надзору, в результате чего поддерживается необходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальной банковской системе. Центральные банки осуществляют регистрацию коммерческих банков и лицензирование их деятельности. Они также определяют направления развития коммерческих банков, их слияние и реорганизацию, размещения отделений и филиалов банков по территории страны [3, с. 364].
Функция банка правительства. В этой функции центральный банк выступает в качестве кассира, кредитора и финансового консультанта правительства. Он ведет счета по всем поступлениям средств и расходов правительства, а также счета всех государственных предприятий, организаций и учреждений. Кредитная деятельность центральных банков в отношении правительства связана с кредитованием финансовых потребностей государства и его властных органов.
Однако во многих странах существуют довольно жесткие ограничения на предоставление средне- и долгосрочных кредитов казначейству, являющихся наиболее простым и техничным способом покрытия дефицита государственного бюджета. Например, в Канаде, США, Швеции и Японии кассовые кредиты казначейству либо вообще не практикуются, либо эти кредиты предоставляются государству центральными банками в исключительных случаях [5, с. 238].
В современных условиях прямые кредиты центрального банка, используемые для покрытия бюджетного дефицита, широко распространены в развивающихся странах. В странах с переходной экономикой отдельные центральные банки уже перестали финансировать в кредитной форме расходы государственного бюджета.
В этой функции необходимо подчеркнуть деятельность центральных банков по управлению государственным долгом, а также то, что они консультируют Министерство финансов по вопросам размещения и погашения государственных займов, выбора дат эмиссии и определения доходности государственных ценных бумаг в зависимости от рыночной ситуации.
Хранение
централизованного
Одновременно с вышеизложенными функциями центральные банки выполняют ряд системных мероприятий, которые дополняют их деятельность в денежно-кредитной сфере страны, и способствуют выполнению их первоочередных задач [3, с. 364].
Регулирование и контроль за деятельностью банков. Центральный банк осуществляет надзор и контроль над банками, чтобы поддержать надежность и стабильность банковской системы, защитить интересы вкладчиков и кредиторов. Характер осуществления центральным банком банковского надзора в разных странах имеет существенные особенности, но везде он играет важную роль в функционировании банковской системы страны.
Надзор центрального банка за коммерческими банками осуществляется путем выдачи лицензий на осуществление банковской деятельности и проведение отдельных видов операций (например, валютных, с ценными бумагами и т.д.), а также проверки и анализа финансовой отчетности коммерческих банков, ревизии их деятельности, установления различных нормативов и контроля за их выполнением. Надзор чаще всего регламентируется специальными законодательными и нормативными актами [3, c. 367].
В Республики Беларусь цели деятельности Национального банка, его функции определены Банковским кодексом (статьи 25-26).
Основными целями деятельности Национального банка являются:
Национальному
банку принадлежит
Национальный банк также занимается дизайном купюр белорусского рубля и обеспечивает публикацию их описания в официальных средствах массовой информации Республики Беларусь. Кроме того, он может выпускать памятные банкноты, юбилейные и памятные монеты, а также слитковые монеты из драгоценных и недрагоценных металлов.
Разработка и проведение единой экономической, финансовой и денежно-кредитной политики осуществляется Национальным банком совместно с Правительством РБ. Они ежегодно до 1 октября текущего года представляют Президенту РБ Основные направления денежно-кредитной политики на очередной год. Председатель Правления Национального банка является членом Правительства РБ, поэтому связь Национального банка с Правительством непосредственна и очевидна, но в то же время они не отвечают по обязательствам друг друга [19, с. 26].
Выступая как банк банков, Национальный банк является кредитором последней инстанции для коммерческих банков, так как осуществляет их рефинансирование, т.е. предоставление банкам денежных средств на условиях возвратности и платности. Национальный банк может изменять ставку рефинансирования для регулирования кредитных отношений, а также норму обязательных резервов, депонируемых в нем. Объем выдаваемых Национальным банком кредитов зависит от направлений денежно-кредитной политики, для проведения которой Национальный банк использует и другие инструменты. При осуществлении денежно-кредитного регулирования он выпускает ценные бумаги и совершает операции с ними, а также вправе осуществлять покупку, продажу, мену и хранение иностранной валюты.
Регулирование деятельности коммерческих банков и небанковских кредитно-финансовых организаций также находится в компетенции Национального банка. Используя свои инструменты, он влияет на уровень их ликвидности и регулирует денежную массу в обращении.
Национальный
банк осуществляет регулирование деятельности
банков и постоянный контроль за соблюдением
банками банковского
Национальный
банк устанавливает нормативы
Национальный банк в целях выявления ситуаций, угрожающих интересам вкладчиков и иных кредиторов, осуществляет анализ деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций [1, ст. 34].
Краткосрочное рефинансирование банков Национальным банком осуществляется под залог государственных ценных бумаг и другое обеспечение, а также без какого-то ни было обеспечения для поддержания ликвидности банков, если такая кредитная помощь необходима для устойчивого функционирования банковской системы РБ.
К функциям Национального банка относится и обслуживание государственного долга Республики Беларусь, поскольку он выступает финансовым агентом Правительства, консультирует и кредитует его.
Таким образом, основным элементом современной банковской системы любого развитого государства является центральный банк. В разных государствах они создавались различными путями и поэтому сегодня имеют неодинаковый статус. Большинство центральных банков является собственностью государства. Главной задачей центрального банка обычно считается обеспечение устойчивости покупательной способности национальной денежной единицы и соответственно поддержание стабильных внутренних цен. Для решения этой задачи центральные банки выполняют свои основные функции.
2 Формы организации и роль центральных банков в развитии рыночной экономики
Своим созданием центральные банки обязаны государству с его политическими и экономическими целями. Из-за исторических особенностей создания центральные банки имеют разную форму организации.
С точки зрения собственности на капитал центральные банки подразделяются на:
- государственные,
капитал которых принадлежит
государству (центральные
- акционерные (центральные банки США, Италии)
- смешанные –
акционерные общества, часть капитала
которых принадлежит
Некоторые центральные банки были сразу образованы в качестве государственных (в Германии, России), другие создавались как акционерные, а затем национализировались (в Великобритании, Франции) [5, с. 230].
В настоящее время большинство центральных банков является собственностью государства. Законы некоторых стран называют собственником капитала центральных банков правительство, в других странах законодательство определяет, что права собственника от имени государства осуществляет министр финансов или иное высшее должностное лицо правительства. Если же центральный банк является акционерным обществом, где правительству принадлежит часть акций, то законодательство содержит требования к соотношению долей собственности государства и частных лиц. Однако в разных странах они различны.
Некоторые особенности содержит законодательство федеральных государств, где специально оговариваются вопросы разграничения права собственности в отношении центрального банка субъектов федерации и центрального правительства. Центральный банк может находиться только в собственности федерального (центрального) правительства, как это принято, например, в Германии и Индии, или федеральное правительство разделяет право собственности с субъектами федерации (Пакистан, Мексика) [11, с. 18].
В некоторых странах мира центральные банки принадлежат наряду с государством и частным лицам, как правило, кредитным учреждениям страны, иногда – обычным юридическим и физическим лицам. В большинстве случаев такие центральные банки – акционерные общества, где правительству принадлежит большая часть акций. Законодательство различных стран содержит разные требования к соотношению долей собственности государства и частных лиц. В одних случаях правительство владеет 51 % акций центральных банков, в других – 55%. В Мексике, например, капитал национального банка, составляющий 50 миллионов песо, разделен на акции двух серий – серии "А", принадлежащей федеральному правительству и неизменно составляющей 51%, и серии "В", акции которой составляют 49% от общего размера капитала и принадлежат кредитным учреждениям страны.
В редких случаях законодательство не регламентирует точное соотношение государственного и частного участия в капитале центрального банка, устанавливая лишь минимальную границу доли государственной собственности и предоставляя правительству право самостоятельно изменять ее. В некоторых странах акции центральных банков поделены поровну: и государство, и частные лица владеют 50% акций (Австрия, Бельгия).
Также можно выделить несколько государств, где центральные банки принадлежат только частным лицам, как правило, коммерческим банкам (США, Швейцария, ЮАР, Сальвадор) [11, с. 18].
С точки зрения собственности на капитал Национальный банк Республики Беларусь является государственным. Имущество Национального банка находится в собственности Республики Беларусь и закреплено за ним на праве оперативного управления. Национальный банк в соответствии с целями его деятельности и в порядке, установленном его уставом, осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Национального банка, включая золотовалютные резервы. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь [1, ст. 40].
В современных условиях деятельность центрального банка имеет решающее влияние на стабильность национальной валюты, надежность банковских учреждений, действенность платежно-расчетного механизма, активизацию рыночной конъюнктуры, выравнивание платежного баланса, который вообще определяет эффективность функционирования всей экономики страны. Указанные обстоятельства обуславливают необходимость изучения вопросов, связанных с определением роли центрального банка в экономике и сфер его функционирования, поскольку центральный банк в рыночной экономике во многом определяет ход и направление экономического развития страны.
Значение банков как важнейшего звена в экономике существенно возросло после Второй мировой войны. Усиление концентрации и централизации капитала банков укрепило их позиции, а стремление увеличить размеры получаемой прибыли определило развитие диверсификации и универсализации банковской деятельности, привело к расширению международных операций, образованию новых межбанковских объединений как на национальном, так и на интернациональном уровне [11, с. 12].
Роль Центрального банка в экономике любой страны по мере ее развития усиливается, так как именно через деньги, через денежно-кредитный механизм идет регулирование развития экономики. Центральный банк по сути организует экономическую жизнь общества, обеспечивая необходимые условия для функционирования созданной им денежной системы страны.