Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 20:08, курсовая работа
В современной рыночной экономике центральные банки служат основой и главным звеном денежно-кредитной системы каждого государства, имеющего банковскую систему. Во многих странах совершенствование их деятельности стало одним из приоритетных направлений социально-экономического развития. Основной проблемой, касающейся центральных банков в любом государстве, является проблема их независимости от властных структур и самостоятельности в проведении своей политики, поэтому рассмотрение полномочий центрального банка является интереснейшим аспектом. Изучение видов «главенствующих банков» в различных странах, позволяет не только сравнить их, но и сделать выводы, касающиеся деятельности центрального банка в нашей стране. Этим и обусловлена актуальность данной темы.
Введение….…………………………………………………………………..............4
1 Правовой статус центральных банков, их цели и основные функции................5
2 Формы организации и роль центральных банков в развитии рыночной экономики…………………………………………………………………………...13
3 Проблема независимости центральных банков…………………………...........17
Заключение………………………………………………………………………….25
Список использованных источников……………………………………………...26
Таблица 2 – Права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику центрального банка
Страны |
Права |
Италия Франция |
Право решения вопросов денежной
политики законодательным путем передано |
Великобритания Нидерланды Россия Швеция Япония |
Государственные органы имеют чётко установленные в законе права инструктирования центрального банка по поводу денежно-кредитной политики страны |
Австрия Дания США |
Законодательство не содержит права государственных органов на вмешательство в денежно-кредитную политику центрального банка, однако обязывает центральный банк поддерживать экономическую политику правительства |
ФРГ Швейцария |
В законодательстве не содержится прав государства на вмешательство в деятельность центрального банка, отсутствует обязательство со стороны центрального банка по поводу кооперации с правительством |
Примечание – Источник: [25, с. 21, таблица 2].
Наиболее низкой степенью независимости по вопросу вмешательства государственных органов в денежно-кредитную политику обладают центральные банки Франции и Италии. В этих странах право определения направлений такой политики законодательным путем передано правительству.
На более высокой ступени независимости по рассматриваемому признаку находятся центральные банки Австрии и Дании. Законодательство этих стран не содержит формального права государства на вмешательство в компетенцию центрального банка, однако обязывает центральный банк координировать свою политику с экономической политикой правительства [25, с. 21].
Направления денежно-кредитной политики определяются Национальным банком совместно с Правительством и представляются Президенту Республики Беларусь. По данному фактору зависимость Национального банка достаточно высока.
Следующий фактор независимости выражается в наличии законодательного ограничения кредитования правительства, что влияет как на экономическую, так и на политическую независимость центрального банка (таблица 3).
Таблица 3 – Ограничения кредитования правительства
Страны |
Вид ограничения |
Австрия, Нидерланды, ФРГ |
Объём кредитования
правительства ограничен |
Россия, Франция, Япония |
Объём кредитования правительства утверждается парламентом страны |
Дания, Италия, Швейцария, Швеция |
Ограниченный объём кредитования правительства формально не существует |
Великобритания, США |
Распределение кредитов государству осуществляется при участии центрального банка на открытом рынке |
Примечание – Источник: [25, с. 22, таблица 3].
Однако данный фактор имеет значение только при наличии системы непосредственного финансирования правительства центральным банком. Такая система распространена в большинстве развитых стран мира. Исключение составляют США и Великобритания, где распределение государственных займов осуществляется на открытом рынке. По данному признаку независимыми являются центральные банки Австрии, Нидерландов и Германии.
Национальный
банк не вправе предоставлять кредиты
Правительству Республики Беларусь
для финансирования дефицита республиканского
бюджета и приобретать государс
Низкая степень независимости отмечается и в вопросе законодательного ограничения кредитования правительства. Об этом свидетельствует тот факт, что объем кредитов Правительству определяется в соответствии с законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год.
Реальная независимость центральных банков определяется с помощью так называемого агрегатного индекса. Чем он выше, тем более независим центральный банк. Индекс рассчитывается на основе показателей, характеризующих тот или иной аспект независимости. Эти показатели основываются на выше обозначенных объективных факторах оценки независимости центральных банков [13, с. 101].
Следует также отметить, что исследования в данной области показывают такую закономерность: расхождения между реальной и законодательно установленной независимостью центральных банков в развивающихся странах шире, чем в развитых, где сильны принципы демократического общества, которым соответствует и независимость центрального банка. В связи с этим можно выделить следующие шесть факторов отмеченного соответствия:
Таким образом, фактическая независимость центральных банков более характерна для развитых стран. Страны же с переходной экономикой пока еще не могут позволить себе большую степень независимости центральных банков, поскольку более высокая степень зависимости их центральных банков – объективная необходимость, так как уровень развития экономики не позволяет наделить центральные банки более широкими полномочиями, а требует частого вмешательства государства. Борьба с инфляцией в этих странах отягощена иными проблемами, требующими зачастую противоположных подходов (например, необходимостью противодействовать падению производства и занятости). Поэтому, хотя в большинстве переходных экономик центральный банк юридически независим, на практике эта независимость еще далека от реальности и соответственно не может обеспечивать успеха в деятельности центрального банка по снижению инфляции. Данное явление характерно и для Республики Беларусь, которая, находясь на пути перехода к рыночной экономике, не является исключением из этого правила.
Проблема автономности и самостоятельности центральных банков вызывает большой интерес в последние годы, поскольку независимость центрального банка принято считать одной из необходимых предпосылок успешного осуществления стабилизационных программ и обеспечения устойчивости национальной денежной единицы. Но центральный банк, хотя и является главой банковской системы, – всего лишь одно из звеньев во всей экономике и должен действовать не только в своих интересах, но и согласованно с другими звеньями системы. Так как уровень экономического развития стран мира различен, то и реальная степень независимости центрального банка для каждого государства сугубо индивидуальна. И нельзя сказать, что та или иная форма независимости является показательной и к ней нужно стремиться.
Таким образом, проблема независимости центрального банка весьма актуальна, поскольку его автономность является необходимым условием эффективности его деятельности по поддержанию денежно-кредитной и валютной стабильности. Различают политическую и экономическую независимость центрального банка. Главными факторами оценки независимости центральных банков являются: процедура назначения (выбора) руководства банка, право государства на вмешательство в денежно-кредитную политику, правила, регулирующие возможность прямого и косвенного финансирования государственных расходов центральным банком страны. Реальная независимость центральных банков определяется с помощью так называемого агрегатного индекса. Национальный банк Республики Беларусь является достаточно зависимым, что характерно для стран с переходной экономикой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Центральный банк – это финансовая организация, наделённая функциями административного органа. В разных государствах они имеют неодинаковый статус. Большинство центральных банков является собственностью государства. Однако они могут быть и акционерными компаниями, где правительству принадлежит часть акций. Главной задачей центрального банка обычно считается обеспечение устойчивости покупательной способности национальной денежной единицы и соответственно поддержание стабильных внутренних цен. Для решения этой задачи центральные банки выполняют свои основные функции. В Республике Беларусь центральным банком является Национальный банк. Его структура, цели и деятельность соответствуют статусу центрального банка, а выполнение его функций и проведение основных операций позволяет держать под контролем общую экономическую ситуацию в стране и поддерживать ее относительную стабильность.
В период
перехода к рыночным
Как правило, под независимостью центрального банка понимают комплекс критериев, характеризующих взаимоотношения центрального банка с правительством, а также способность центрального банка самостоятельно устанавливать цели и ориентиры монетарной политики, по своему усмотрению применять инструменты монетарной политики для достижения поставленных целей и принятых ориентиров. Главными факторами оценки независимости центральных банков являются: процедура назначения (выбора) руководства банка, право государства на вмешательство в денежно-кредитную политику, правила, регулирующие возможность прямого и косвенного финансирования государственных расходов центральным банком страны. Реальная независимость центральных банков определяется с помощью так называемого агрегатного индекса. Так как уровень экономического развития стран мира различен, то и реальная степень независимости центрального банка для каждого государства сугубо индивидуальна. И нельзя сказать, что та или иная форма независимости является показательной и к ней нужно стремиться.