Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 10:33, шпаргалка
Роль денег в рыночной экономике
Сущность и типы денежных систем
Элементы денежной системы
Потребление. На стадии потребления
происходит конечное использование
ранее созданной стоимости. С
помощью финансов устанавливаются
пропорции распределения
Исходя из общественного назначения государственных финансов следует признать наиболее существенным их значение на стадии распределения.
В воспроизводстве как едином экономическом процессе участвуют различные экономические субъекты (экономические единицы):
домашние хозяйства;
хозяйствующие субъекты (фирмы);
государство.
Все субъекты воспроизводственного процесса
имеют доходы и расходы. При этом
в одно и то же время одни испытывают
недостаток средств, а у кого-то они
могут быть в избытке. Это создает
объективную необходимость
Финансовая система – это совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, связанных между собой и в процессе которых используются различные денежные фонды.
Звенья финансовой системы.
1. Бюджетная система – это
основанная на экономических
отношениях и государственном
устройстве РФ совокупность
1) федеральный бюджет плюс
2) бюджеты субъектов Федерации
плюс бюджеты государственных
территориальных внебюджетных
3) местные бюджеты. Бюджеты,
В состав бюджетной системы входят государственные внебюджетные фонды.
Внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы установлены законодательством.
2. Государственный кредит. Между
государством и юридическими
и физическими лицами могут
складываться определенные
3. Децентрализованные финансы:
1) финансы организаций – это
система денежных отношений,
2) финансы домохозяйств – это
экономические отношения,
4. Фонды страхования.
Страхование – это совокупность
замкнутых
Создание рыночных отношений немыслимо без проведения принципиально новой финансовой политики. В ходе исполнения новой финансовой политики выявилось множество проблем, к началу проведения реформ разработки по финансово-бюджетным вопросам были сформулированы на декларативном уровне, и фактически реформы начали проводиться методом проб и ошибок.
Для выхода из финансового кризиса Правительством РФ был разработан ряд направлений финансовой политики послекризисного периода. Взаимоувязка финансовой политики и структурных реформ должна осуществляться по следующим направлениям:
– повышение эффективности
– оздоровление банковской системы;
– совершенствование межбюджетных отношений и бюджетного федерализма;
– ликвидация неденежных расчетов и неплатежей;
– развитие земельной реформы;
– принятие комплекса мер по защите прав мелких инвесторов;
– создание законодательных условий для привлечения иностранных инвестиций. Стратегическими направлениями финансовой политики государства должны быть такие мероприятия, которые приведут к экономическому росту страны.
Для укрепления курса национальной валюты необходимо осуществить комплекс мер для ограничения спекуляций на валютном рынке и остановить незаконный вывоз капитала за рубеж. Необходимо повысить товарное обеспечение рубля путем проведения структурной перестройки экономики.
Задачей ближайших лет является укрепление доверия вкладчиков к кредитным организациям и инвестиционным институтам.
Для этого необходимо создать надежную систему страхования вкладов, разрешить при определенных условиях иностранным банкам привлекать средства населения России, повысить процентные ставки по депозитам, соблюдать разумные пределы доходности государственных ценных бумаг, разработать комплекс мер по расширению прав мелких инвесторов фондового рынка.
Стратегической задачей
Поддержать экономику страны может сокращение налогового бремени. Необходимо выполнение принятых законов по снижению налогового бремени, а также анализ их влияния на экономику и доходы бюджета.
Важным направлением совершенствования бюджетной политики является оптимизация структуры расходов бюджета и сокращение бюджетных расходов по тем статьям, где это возможно. Необходимо наращивать расходы бюджета на народное хозяйство. Необходимо дальнейшее снижение расходов на обслуживание государственного долга.
Финансовая политика должна быть увязана с денежно-кредитной политикой. Одним из направлений политики государства в этой области является активизация Банка России на открытом рынке.
В ближайшем будущем требует решения такая проблема бюджета, как повышение эффективности использования государственной собственности.
Управление финансами – это деятельность, связанная с проведением общей финансовой политики государства, направленная на сбалансированность финансовой системы.
Общее управление финансами возложено на Федеральное Собрание и 2 его палаты – Государственную Думу и Совет Федерации. Оперативное управление осуществляет финансовый аппарат.
Задачи Государственной Думы и Совета Федерации:
1) рассмотрение и утверждение федерального бюджета России и утверждение отчета о его исполнении;
2) рассмотрение законов о
3) установление предельного
Министерство финансов организует и обеспечивает:
1) разработку и реализацию
2) составление проекта и
3) разработку предложений по
совершенствованию налоговой
4) осуществляет выпуск
5) осуществляет контроль за бюджетными учреждениями;
6) разрабатывает
7) финансирует сферы
Задачи оргструктуры Министерства финансов:
1) бюджетный департамент (
2) отраслевые департаменты
3) департамент иностранных кредитов и внешнего и долга;
4) департамент налоговых реформ;
5 департамент государственных ценных бумаг и финансового рынка;
6) Главное управление
Важным элементом управления экономическими и социальными процессами являются планирование и прогнозирование. Они используются в основном для предопределения рациональных пропорций в развитии экономики, изменений за конкретный период темпов роста отдельных отраслей.
Фактически финансовое прогнозирование должно предшествовать планированию и осуществлять оценку множества вариантов.
Посредством финансового планирования конкретизируются намеченные прогнозы, определятся конкретные пути, показатели, взаимосвязанные задачи, последовательность их реализации, а также методы, содействующие достижению выбранной цели.
Финансовое прогнозирование - это
предвидение возможного финансового
положения государства или
Прогнозы могут быть среднесрочные (5-10 лет) и долгосрочные (более 10 лет)
Финансовое прогнозирование
Цель - определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования в прогнозируемом периоде.
Прогнозы позволяют органам финансовой системы наметить разные варианты развития и совершенствования системы финансов, формы и методы реализации финансовой политики.
Финансовое планирование - это научный процесс обоснования на определенный период движения финансовых ресурсов и соответствующих финансовых отношений.
Объект - финансовые ресурсы, которые создаются в процессе распределения и перераспределения ВВП, а итоговый результат - составление финансовых планов, начиная от сметы отдельного учреждения до сводного финансового баланса государства. При этом определяются не только движение ресурсов для формирования и использования различных фондов денежных средств, но и опосредствующие их финансовые отношения и возникающие стоимостные пропорции.
Финансовое планирование должно базироваться на познании объективных закономерностей развития общества, тенденций движения финансовых ресурсов, изучении исходной базы результативности ранее проводимых мероприятий и финансовых операций.
Финансовые планы - это планы формирования, распределения и использования финансовых ресурсов. Финансовые планы составляют все звенья финансовой системы, причем форма финансового плана, состав его показателей отображают специфику соответствующего звена финансовой системы. Так, предприятия и организации, функционирующие на коммерческих началах составляют балансы доходов и расходов; учреждения осуществляющие некоммерческую деятельность - сметы; страховые компании, общественные объединения и кооперативные организации - финансовые планы; органы государственной власти - бюджеты разных уровней.
Все финансовые планы подразделяются на две группы - сводные и индивидуальные. В свою очередь, сводные финансовые планы делятся на общегосударственные, планы отдельных хозяйственных объединений (промышленно-финансовых групп, концернов, ассоциации и др.) и территориальные. Индивидуальные - это финансовые планы отдельных предпринимательских структур.
По длительности действия различают:
• перспективные финансовые планы (на период больше 1 года);
• текущие (на 1 год);
• оперативные (на квартал, месяц).
Финансовое планирование основано на следующих принципах:
1) принцип научной
2) предметно-целевой принцип,
Государственный бюджет - представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, объединяющий главные доходы и расходы и имеющий силу закона.
Через этот бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субьектов Федерации, на погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов и др.