Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 10:33, шпаргалка
Роль денег в рыночной экономике
Сущность и типы денежных систем
Элементы денежной системы
Внешними источниками
Основные задачи политики в области финансирования дефицита федерального бюджета:
·увеличение доли бюджетных заимствований в небанковском секторе за счет привлечения средств населения, предприятий и др. инвесторов;
·продолжение курса на неинфляционное покрытие дефицита при последовательном сокращении обьема внешних заимствований.
В целом задачи бюджетной политики можно сформулировать следующим образом:
·удержать экономику от спада производства;
·обеспечить финансовую
·стимулировать
·сокращать непроизводительные расходы бюджета на государственные дотации отдельным отраслям сферы материального производства;
·укреплять доходную часть
бюджета за счет
·создание системы действенного финансового контроля за эффективным и целенаправленным использованием государственных расходов;
·усиление контроля за величиной государственного долга.
Бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций органов государства и местного самоуправления.
Бюджетное устройство - это структура и принципы построения бюджетной системы.
Бюджетная система РФ - совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права. Она состоит из бюджетов трех уровней:
I уровень - федеральный бюджет
и бюджеты государственных
II уровень - бюджеты субъектов
РФ и бюджеты территориальных
государственных внебюджетных
III уровень - местные бюджеты.
Помимо вышеперечисленных
Бюджетная система РФ построена на основе следующих принципов:
Федеральный бюджет — ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы). Он является основным финансовым планом государства на финансовый год, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным Собранием (Парламентом) Российской Федерации.
Доходы федерального бюджета — это денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации в распоряжение федеральных органов государственной власти РФ.
Налоговые: таможенные платежи, гос.пошлины, фед.налоги и сборы.
Неналоговые: доходы от продажи и аренды гос.имущества + от платных услуг, прибыль ЦБ, доходы от внешнеэкономической деятельности, доходы от реализации государственных запасов и резервов.
Расходы федерального бюджета — это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансирование затрат общегосударственного характера, предусмотренных в Законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели.
Капитальные расходы бюджета — часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Сюда включаются статьи расходов, предназначенных для инвестиций (капитальных вложений) на воспроизводство основных фондов, их капитальный ремонт.
Текущие расходы бюджета — часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, состоящих на бюджетном финансировании из федерального бюджета, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование.
Кроме того, средства федерального бюджета используются для финансирования мероприятий регионального и местного значения, включаемых в целевые региональные и местные программы.
Межбюджетные отношения –
1) распределение и закрепление
расходов бюджетов по
2) разграничение (закрепление)
3) равенство бюджетных прав
4) выравнивание уровней
5) равенство всех бюджетов
В настоящее время по уровню децентрализации
бюджетных ресурсов Россия практически
не уступает большинству федеративных
государств, однако формально сохраняет
крайне высокую, даже по меркам унитарных
государств, централизацию налогово-
Особое место в системе мер по реформированию межбюджетных отношений отводится внесенным Путиным в 2003 г. в Государственную Думу проектам Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Указанные законопроекты 21 февраля 2003 г. приняты Государственной Думой в первом чтении. направлен на обеспечение согласованности и системности законодательных норм, касающихся статуса органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на повышение эффективности государственной политики, на стабилизацию межбюджетных отношений.
Финансы субъектов Российской Федерации представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования региональных фондов финансовых ресурсов для решения социально- экономических задач субъектов Федерации. Эти отношения складываются между органами государственной власти субъектов Федерации и населением, живущим на территории данного субъекта Федерации, а также хозяйствующими субъектами. Финансы субъектов Российской Федерации включают в себя: средства бюджета субъекта Федерации, государственные ценные бумаги, принадлежащие органам государственной власти субъекта Федерации, другие денежные средства, находящиеся в собственности субъекта Федерации. В широком смчсле финансы субъекта Российской Федерации включают также консолидированный бюджет данного субъекта Федерации.
Финансы субъектов Российской Федерации основываются на следующих п р и н ц и п а х: самостоятельность, бюджетный федерализм, государственная финансовая поддержка (трансферты из федерального бюджета и целевые поступления), прозрачность, гласность.
Субъекты Федерации
Функционирование и развитие финансов субъектов Российской Федерации основываются на концепции региональной финансово- экономической политики, основными целями которой являются: обеспечение основ бюджетно-налогового федерализма в Российской Федерации, основанного на едином экономическом пространстве, обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, выравнивание условий социально-экономического и финансового развития регионов, приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение, становление и обеспечение гарантий местного самоуправления. Главная цель региональной финансовой политики — стабилизация производства и обеспечение экономического роста.
Одним из главных условий реализации региональной финансовой политики является обеспечение единства экономического пространства страны, определяемого общностью денежной, налоговой, бюджетно-финансовой систем, скоординированным развитием основных финансово-экономических институциональных структур.
Местный бюджет — это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение, а также контроль над исполнением котором осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно.
В качестве составной части сметы
в местных бюджетах могут быть
предусмотрены расходы
В доходы местных бюджетов зачисляются
местные налоги, сборы и штрафы,
отчисления от федеральных налогов
и налогов субъектов Российской
Федерации в соответствии с нормативами,
финансовые средства, переданные органами
государственной власти органам
местного самоуправления для реализации
отдельных государственных
Государственный внебюджетный фонд —
фонд денежных средств, образуемый вне
федерального бюджета и бюджетов
субъектов Российской Федерации
и предназначенный для
Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:
Экономические – ивестиции в различные области например науки
Социальные:
- Пенсионный фонд РФ (источники: взносы юр.лиц, работодателей, работающих, ассигнации из фед.бюджета)
- Фонд социального страхования – обеспечение соц.пособий (источники: страховые взносы предприятий и других хоз.субъектов, независимо от форм собственности, фед.бюджет, доходы от инвестирования временно свободных средств фонда, добровольные взносы граждан и юр.лиц)
-Фонд обязательного
Назначение внебюджетных фондов:
1) влиять на процесс
2) обеспечивать природоохранные мероприятия, i финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;
3) оказывать социальные услуги
населению путем выплат
4) предоставлять займы, в том
числе зарубежным партнерам,
Организация функционирования внебюджетных
фондов находится в ведении