Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 17:41, шпаргалка
1. Роль ЦБ в двухуровневой банковской системе страны.
Банковская система как элемент цивилизованной рыночной экономики может быть только двухуровневой. Первый, верхний уровень, или ярус – это центральный (эмиссионный) банк. Центральный банк обладает правами на выпуск (эмиссию) национальных денежных единиц и регулирование денежного обращения в стране. Такой банк не обслуживает частных лиц и фирмы, он ведет дела только с государством и коммерческими банками. Второй, нижний уровень, или ярус – коммерческие банки и кредитные учреждения, которые обслуживают граждан и фирмы. Они могут быть полностью частными, или государство может быть их совладельцем.
Государственная Дума вправе
освободить от должности
Председатель Банка России
может быть освобожден от
истечения срока полномочий;
невозможности исполнения
подачи личного заявления об отставке;
совершения уголовно
нарушения федеральных
Председатель Банка России:
1) действует от имени Банка
России и представляет без
доверенности его интересы в
отношениях с органами
2) председательствует на
3) подписывает нормативные акты Банка России, решения Совета директоров, протоколы заседаний Совета директоров, соглашения, заключаемые Банком России,
4) назначает на должность и
освобождает от должности
5) вправе делегировать свои
6) подписывает приказы и дает
указания, обязательные для исполнения
всеми служащими и
7) несет всю полноту
8) обеспечивает реализацию
9) не вправе входить в состав
органов управления, попечительских
или наблюдательных советов,
10) не вправе совмещать свою
основную деятельность с иной
оплачиваемой деятельностью,
Организационная структура Банка России – единая вертикальная система управления ЦБ РФ. В нее входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения, подразделения безопасности, Российское объединение инкассации и другие организации, которые необходимы для осуществления деятельности Центробанка.
Центральный аппарат Банка России – главная структурная единой вертикальная системы управления ЦБ РФ.
Руководит центральном аппаратом совет директоров — коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности ЦБ и осуществляющий руководство и управление.
Территориальное учреждение Центрального банка - обособленное подразделение Банка России, осуществляющее часть его функций на территории субъекта Российской Федерации. Тер.учреждения входят в единую централизованную структуру ЦБ и не являются самостоятельными юридическими лицами. Они не могут принимать нормативные акты, а также давать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства.
Деятельность территориальных учреждений регулируется положением ЦБ РФ от 29 июля 1998 года № 46-П «О территориальных учреждениях Банка России»;.
Теручреждение Банка России наделяется следующими полномочиями:
1) в области денежно-кредитного регулирования:
заключает кредитные договоры, рефинансирует банки;
контролирует выполнение кредитными организациями обязательных резервных требований, проводит проверки, применяет меры воздействия за нарушение установленного порядка депонирования;
организует работу по приобретению государственных долговых обязательств и контролирует своевременное их погашение;
осуществляет прием средств в депозит Банка России;
взаимодействует с кредитными организациями
региона, разъясняет им порядок применения
нормативных актов ЦБ, рассматривает
предложения и запросы
2) в сфере организации денежного обращения и расчетов:
прогнозирует, организует и регулирует денежное обращение в регионе;
организует межбанковские
контролирует качество денежных знаков, находящихся в обращении, организует работу по проведению в РКЦ территориального учреждения экспертизы платежеспособности дензнаков и изъятию из обращения ветхих и поврежденных банкнот и дефектной монеты;
участвует в разработке регионального баланса денежных доходов и расходов населения, прогнозирует прирост денежных средств граждан;
3) в области обслуживания счетов
по учету доходов и средств
федерального бюджета,
осуществляет контроль за обслуживанием РКЦ территориального учреждения счетов по учету бюджетных средств, за своевременным и правильным составлением РКЦ и кредитными организациями отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета;
оказывает соответствующим
организует и осуществляет контроль за правильностью совершения операций по счетам федерального бюджета в период завершения бюджетного года;
осуществляет контроль за правильностью и своевременностью перечисления поступивших по региону доходов федерального бюджета на финансирование расходов регионального бюджета, осуществляемых органами Федерального казначейства, а также за перечислением средств с транзитных счетов государственных внебюджетных фондов на их основные счета.
Кроме того, территориальные учреждения Банка России наделены рядом функций по регулированию, надзору и осуществлению проверок деятельности кредитных организаций, в т. ч. на рынке ценных бумаг, , занимаются валютным контролем. Они также принимают участие в информатизации банковской деятельности, в обеспечении безопасности и защиты информации, взаимодействуют со средствами массовой информации и общественностью.
Полевые учреждения Банка России – специализированные структурные подразделения Центрального банка, которые являются воинскими учреждениями. Руководствуются в своей деятельности уставами и положением о полевых учреждениях Банка России, утверждаемым совместным решением ЦБ РФ и Министерства обороны.
Система полевых учреждений служит для того, чтобы сделать расчеты Минобороны независимыми от системы коммерческих банков, а также для сохранения государственной тайны.
Впервые воинские банковские учреждения появились в России в годы русско-турецкой войны (1877–1878 годы) в форме полевых касс. В новейшей истории их создание датируется 1937 годом - как структурных подразделений Госбанка СССР.
Полевые учреждения реализуют следующие функции:
проведение расчетов между Министерством
обороны и предприятиями и
организациями различных
обслуживание бюджета
хранение свободных денежных средств воинских частей, предприятий и организаций Министерства обороны, осуществление безналичных расчетов, кредитование унитарных предприятий, строительных организаций и военторгов;
обеспечение подразделений наличными деньгами для выплаты зарплат, денежного довольствия и других расчетов воинских частей с личным составом.
Полевые учреждения не являются самостоятельными юридическими лицами и действуют в соответствии с доверенностями, выдаваемыми ЦБ.
Данный вид подразделений имеет двойное подчинение: в соответствии с принципом независимости Банка России полевые учреждения по вопросам банковской деятельности подчинены только ЦБ, но, будучи военными структурами, в других вопросах обязаны исполнять распоряжения военного ведомства.
Расчетно-кассовый центр (РКЦ) Банка России – структурное подразделение, действующее в составе территориального учреждения ЦБ РФ и осуществляющее банковские операции с денежными средствами.
РКЦ создаются по решению совета директоров Банка России. Руководитель расчетно-кассового центра действует от имени ЦБ РФ по доверенности, выданной руководителем территориального учреждения.
На РКЦ возложены следующие функции:
проведение расчетов между кредитными организациями и филиалами;
кассовое обслуживание кредитных организаций;
хранение наличных денег и других ценностей, совершение операций
с ними и обеспечение их сохранности;
обеспечение учета и контроля осуществления расчетных операций и выверки взаимных расчетов через корреспондентские счета (субсчета), открываемые кредитным организациям;
обеспечение учета и контроля осуществления кассовых операций через корреспондентские счета (субсчета), открываемые кредитным организациям;
расчетно-кассовое обслуживание представительных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, их учреждений и организаций, счетов бюджетов всех уровней и органов федерального казначейства Министерства финансов РФ, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами;
обслуживание клиентов, не являющихся
кредитными организациями, в регионах,
где отсутствуют кредитные
обеспечение защиты ценностей, банковских документов и банковской информации от несанкционированного доступа;
разработка и представление в территориальное учреждение Банка России прогноза эмиссионного результата на предстоящий квартал в целом по обслуживаемой территории;
установление предельных остатков
денежной наличности в операционных
кассах кредитных организаций (филиалов),
других юридических лиц и
осуществление контроля за достоверностью отчетности о кассовых оборотах, составляемой кредитными организациями;
составление на основании данных кредитных
организаций календаря выдач
денег на оплату труда и представление
его в территориальное
проверка в кредитных
регулирование обязательных резервов, депонируемых в Банке
России, осуществление контроля за своевременностью и полнотой перечисления обязательных резервов, проверка достоверности расчетов обязательных резервов;
участие в реализации функциональных задач территориального учреждения Банка России, таких как предоставление банкам кредитов ЦБ, проведение инспекционных проверок кредитных организаций.
На осень 2011 года расчетно-кассовые центры открыты во всех регионах РФ: действует более 569 РКЦ, из которых 79 считаются головными.
Российское объединение инкассации – крупнейшая в России инкассаторская организация, созданная согласно закону о ЦБ как самостоятельное юридическое лицо. Осуществляет инкассацию для подразделений Банка России, но также оказывает услуги на коммерческой основе для организаций.
Денежно – кредитная политика
– это часть единой государственной
макроэкономической политики, предполагающая
целенаправленное воздействие на денежно
– кредитную систему
Главная роль среди названных институтов отводится Центральному банку, так как именно он разрабатывает основные направления единой государственной денежно – кредитной политики и координирует ее реализацию.
Конечными целями денежно–кредитной политики являются:
В соответствии со ст. 35 главы VII Закона о Банке России приведены основные инструменты и методы денежно-кредитной политики: