Шпаргалка по "Деньги, кредит, банки"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 17:41, шпаргалка

Краткое описание

1. Роль ЦБ в двухуровневой банковской системе страны.
Банковская система как элемент цивилизованной рыночной экономики может быть только двухуровневой. Первый, верхний уровень, или ярус – это центральный (эмиссионный) банк. Центральный банк обладает правами на выпуск (эмиссию) национальных денежных единиц и регулирование денежного обращения в стране. Такой банк не обслуживает частных лиц и фирмы, он ведет дела только с государством и коммерческими банками. Второй, нижний уровень, или ярус – коммерческие банки и кредитные учреждения, которые обслуживают граждан и фирмы. Они могут быть полностью частными, или государство может быть их совладельцем.

Вложенные файлы: 1 файл

ОДЦБ ответы.docx

— 92.18 Кб (Скачать файл)

 

  1. Основополагающие принципы эффективного банковского надзора, принятые Базельским комитетом по банковскому надзору

Ослабление банковской системы  любой страны,  как развитой, так  и развивающейся,  представляет угрозу финансовой  стабильности  как в данной стране,   так и за  ее  пределами.  Необходимость укрепления финансовой системы становится  проблемой,  привлекающей  все большее внимание во всем мире. В Коммюнике по итогам встречи "большой семерки" в Лионе в июне 1996 г.  содержится призыв  к активным  мерам в этой области. Поиском путей укрепления  финансовой стабильности в мировом масштабе в последнее время занимается ряд официальных органов,  в том числе Базельский  комитет по банковскому надзору,  Банк международных расчетов, Международный валютный фонд и Всемирный банк.

 Базельский  комитет по банковскому регулированию на протяжении многих лет работает в этой области как непосредственно, так и путем контактов с органами банковского регулирования во всем мире. На протяжении последних полутора лет изучались возможности укрепления пруденциального банковского надзора во  всех  странах путем развития сотрудничества со  странами,  не  входящими в "десятку",   а   также укрепления пруденциального  надзора в странах - членах Комитета.  В частности, Комитет подготовил для распространения два документа:

     - перечень  Базовых  принципов  эффективного  банковского надзора (Базельские принципы), применимых как в странах, входящих в "десятку", так и в странах - членах Комитета (прилагается);

     - периодически  обновляемый  Сборник  существующих  рекомендаций, установок и   стандартов   Базельского  комитета,  многие  из  которых корреспондируют с Базельскими принципами.

  Базельский  комитет по  банковскому   регулированию является комитетом органов банковского надзора,  основанным в 1975 г. председателями центральных   банков   десяти   промышленно    развитых европейских стран.

Мировая практика банковского  надзора накопила немалый опыт, получивший обобщение в Основополагающих принципах  эффективного банковского надзора  и Методологии соблюдения принципов  Базельского комитета, впервые вышедшие в свет соответственно в 1997 году и в 1999 году.

В 2006 году Базельский комитет по банковскому надзору издал уточненную версию Основопологающих принципов эффективного банковского надзора и Методологии основополагающих принципов (далее соответственно Принципы и Методология).

Базельские основополагающие принципы должны служить в качестве базового стандарта для надзорных и других государственных органов во всех странах.

Принципы были разработаны  так, чтобы они могли быть проверены  на практике органами надзора, региональными  надзорными группами и рынком в целом. Совместно с другими заинтересованными  организациями Базельский комитет будет контролировать достижения отдельных стран в области реализации в жизнь принципов.

Основополагающие принципы эффективного банковского надзора  включают двадцать пять основных принципов, которые необходимо соблюдать, для  того чтобы система надзора была эффективной. Принципы распространяются на порядок лицензирования банковской деятельности, бухгалтерский учет, оценку рисков и многое другое.

В уточненной версии Принципы структурированы следующим образом:

  1.   Условия, необходимые для эффективного банковского надзора (Цели, независимость, полномочия,  сотрудничество органов банковского надзора)  – принцип 1.
  2. Лицензирование и структура (банков) – принципы со 2-го по 5-й.
  3. Пруденциальное регулирование и требования – принципы с 6-го по 18-й.
  4. Методы текущего банковского надзора – принципы с 19-го по 20-й.
  5. Бухгалтерский учет и раскрытие информации, требования по предоставлению информации – принцип 21.
  6. Полномочия органов надзора по корректировке (деятельности банков и банковских групп) и исправлению (ситуации) – принцип 22.
  7. Консолидированный и трансграничный банковский надзор, международные банковские операции – принципы 23 - 25.

Банком России ведется  активная работа по совершенствованию  нормативной базы регулирования  банковской деятельности, включающей в себя продолжение работы по практическому  внедрению системы пруденциальных банковских норм на основе рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору, созданию системы транспарентной (открытой и доступной для пользователя) финансовой отчетности кредитных организаций на основе международных стандартов бухгалтерского учета.

За реализацией Принципов  наблюдает Базельский комитет и другие международные финансовые организации (МВФ, Всемирный Банк).

 

  1. Предупредительные и принудительные меры воздействия применяемые БР 

Все меры воздействия можено подразделить на предупредительные и принудительные. Предупредительные меры применяются на ранних стадиях возникновения проблем. В частности:

 А) при ухудшении показателей  деятельности, если обязательные  нормативы выполняются или имеется  незначительное нарушение, не  угрожающее интересам вкладчиков;

 Б) если по данным отчетности  имеются признаки, свидетельствующие  об ухудшении финансового состояния,  например, теущие убытки от банковских операций, тенденции снижения собственных средств, отказ клиентов от обслуживания в КО, падение рыночной стоимости свободно обращающихся акций, несоблюдение законов и нормативных актов Банка России в части регистрирования и лицензирования и др.;

 В) при несоблюдении требований  по разработке расчетной системы,  ведению системы субсчетов и  т.д.

 Содержание предупредительных мер воздействия включает:

    • доведение до органов управления информации о недостатках деятельности и об обеспокоенности надзорного органа состоянием КО;
    • изложение рекомендаций надзорного органа;
    • предложение представить надзорному органу программу, направленную на устранение надостатков;
    • установление дополнительного контроля за деятельностью КО.

 Виды принудительных мер воздействия:

    • штрафы;
    • требование об осуществлении мероприятий по финансовому оздоровлению;
    • приведение в соответствие величины собственных средств и уставного капитала;
    • требование о реорганизации КО;
    • ограничение проведения отдельных операций на срок до 6 месяцев;
    • запрет на осуществление КО банковских операций, предусмотренных лицензией, на срок до 1 года;
    • запрет на открытие филиалов на срок до 1 г.;
    • требование о замене руководителя КО;
    • назначение временной администрации по управлению КО;
    • отзыв лицензии.

 

 Принудительные меры воздействия  оформляются в виде предписаний.

Предписание – документ, в котором со ссылкой на конкретные положения федеральных законов, нормативных актов БР, надзорные органы констатируют выявленные нарушения, указывают срок для их устранения, а также конкретные принудительные меры воздействия.

 Информация в предписаниях  относится к сведениям, ограниченным  в распространении. Контроль за выполнением требований предписаний осуществляется органом, направившим его.

Штраф – денежное взыскание, налагаемое на КО в соответствии с установленными федеральными законами и нормативными актами БР основаниями для его применения.

Приказ Банка России от 31.03.1997 N 02-139 (ред. от 26.01.2010) "О введении в действие Инструкции "О применении к кредитным организациям мер  воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности"

 

  1. Организация работы по финансовому оздоровлению

 

  Финансовое  оздоровление - процедура  банкротства, применяемая к должнику  в целях  восстановления его  платежеспособности и погашения  задолженности в соответствии  с графиком погашения задолженности.

Эта процедура предусматривает  на срок введения возможность для  должника выплачивать долги в  соответствии с утвержденным в определенном порядке графиком и получать средства из источников, предусмотренных планом финансового оздоровления.

Мероприятия по финансовому оздоровлению (санации) могут проводится либо по инициативе руководителя кредитной организации либо по требованию Банка России.

      Руководитель  кредитной организации в случае возникновения обстоятельств, способных повлечь за собой банкротство, в течение 10 дней с момента их возникновения обязан обратиться в совет директоров (наблюдательный совет) кредитной организации, а если его образование не предусмотрено ее учредительными документами - к общему собранию учредителей (участников) кредитной организации с ходатайством об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации или с ходатайством о реорганизации кредитной организации при условии, что причины возникновения указанных обстоятельств не могут быть устранены исполнительными органами кредитной организации. Это ходатайство должно содержать рекомендации о формах, характере и сроках осуществления мер по финансовому оздоровлению.

      Органы  управления  кредитной организации, которым  было направлено ходатайство,  должны рассмотреть его и принять  решение по направленному ходатайству  в течение 10 дней с момента  получения и уведомить о принятом  решении Банк России.

     Банк  России в  целях обеспечения стабильности  и надежности банковской системы,  возложенной на него Федеральным  законом «О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)»  ужесточает и совершенствует  надзор за деятельностью кредитных  организаций. Важная роль в  механизме надзорных мер отводится  санации (финансовому оздоровлению) кредитных организаций.

      Санация, санирование  (от лат. sanatio – лечение, оздоровление) - это система мероприятий, проводимых для предотвращения банкротства кредитных организаций.

      Применительно к  кредитным организациям, испытывающим  финансовые трудности, под санацией  следует понимать разработку  и осуществление мер по восстановлению  их платежеспособности.

      Требование  о  разработке плана санации предъявляется   к кредитным организациям за  нарушение некоторых пруденциальных норм деятельности.

      План  санации  кредитной организации  составляется  в соответствии с требованиями  нормативных актов Банка России - письмом Банка России от 21.11.96г.  № 363 «О планах санации кредитных  организаций» и письмом Банка  России от 30.04.97г. № 443 «О методических  рекомендациях по составлению  планов санации кредитными организациями»  и содержит следующую информацию:

Оценка ситуации в кредитной  организации (идентификационные сведения о кредитной организации и  организационно-правовая форма кредитной  организации, перечень участников кредитной  организации, структура органов  управления кредитной организацией, кадровый состав кредитной организации)

Роль и значение кредитной организации  в экономике региона (ситуации на рынке банковских услуг в регионе  деятельности кредитной организации, круг клиентуры, обслуживаемой кредитной  организацией, возможные последствия  несостоятельности кредитной организации  для банковской системы).

Динамика развития кредитной организации  и причины возникновения финансовых трудностей

Финансовое состояние кредитной  организации.

Мероприятия по финансовому оздоровлению кредитной организации.

      Основными целями  мероприятий по финансовому   оздоровлению кредитной организации  является восстановление собственного  капитала кредитной организации  до величины, при которой будут  выполняться обязательные экономические  нормативы, и возврат кредитной  организации к нормальной и  устойчивой работе.

      В целях финансового  оздоровления кредитной организации  могут  осуществляться следующие  меры:

    • оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами;
    • изменение структуры активов и структуры пассивов кредитной организации;
    • изменение организационной структуры кредитной организации;
    • иные меры, осуществляемые в соответствии с федеральными законами.

Мероприятия по финансовому оздоровлению кредитной организации (планы санации), которые разрабатываются в соответствии с требованиями, предусмотренными указаниями Банка России от 22.11.96 N 363 "О планах санации кредитных организаций" и письмами Банка России от 30.04.97 N 443 "О Методических рекомендациях по составлению планов санации кредитными организациями", от 28.05.97 N 457 "О критериях определения финансового состояния банков", рекомендуется оценивать Главным управлениям (Национальным банкам) Банка России (далее - учреждения Банка России) в следующем порядке.

Информация о работе Шпаргалка по "Деньги, кредит, банки"