Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 17:41, шпаргалка
1. Роль ЦБ в двухуровневой банковской системе страны.
Банковская система как элемент цивилизованной рыночной экономики может быть только двухуровневой. Первый, верхний уровень, или ярус – это центральный (эмиссионный) банк. Центральный банк обладает правами на выпуск (эмиссию) национальных денежных единиц и регулирование денежного обращения в стране. Такой банк не обслуживает частных лиц и фирмы, он ведет дела только с государством и коммерческими банками. Второй, нижний уровень, или ярус – коммерческие банки и кредитные учреждения, которые обслуживают граждан и фирмы. Они могут быть полностью частными, или государство может быть их совладельцем.
Ослабление банковской системы любой страны, как развитой, так и развивающейся, представляет угрозу финансовой стабильности как в данной стране, так и за ее пределами. Необходимость укрепления финансовой системы становится проблемой, привлекающей все большее внимание во всем мире. В Коммюнике по итогам встречи "большой семерки" в Лионе в июне 1996 г. содержится призыв к активным мерам в этой области. Поиском путей укрепления финансовой стабильности в мировом масштабе в последнее время занимается ряд официальных органов, в том числе Базельский комитет по банковскому надзору, Банк международных расчетов, Международный валютный фонд и Всемирный банк.
Базельский комитет по банковскому регулированию на протяжении многих лет работает в этой области как непосредственно, так и путем контактов с органами банковского регулирования во всем мире. На протяжении последних полутора лет изучались возможности укрепления пруденциального банковского надзора во всех странах путем развития сотрудничества со странами, не входящими в "десятку", а также укрепления пруденциального надзора в странах - членах Комитета. В частности, Комитет подготовил для распространения два документа:
- перечень
Базовых принципов
- периодически
обновляемый Сборник
Базельский комитет по банковскому регулированию является комитетом органов банковского надзора, основанным в 1975 г. председателями центральных банков десяти промышленно развитых европейских стран.
Мировая практика банковского надзора накопила немалый опыт, получивший обобщение в Основополагающих принципах эффективного банковского надзора и Методологии соблюдения принципов Базельского комитета, впервые вышедшие в свет соответственно в 1997 году и в 1999 году.
В 2006 году Базельский комитет по банковскому надзору издал уточненную версию Основопологающих принципов эффективного банковского надзора и Методологии основополагающих принципов (далее соответственно Принципы и Методология).
Базельские основополагающие принципы должны служить в качестве базового стандарта для надзорных и других государственных органов во всех странах.
Принципы были разработаны
так, чтобы они могли быть проверены
на практике органами надзора, региональными
надзорными группами и рынком в целом.
Совместно с другими
Основополагающие принципы эффективного банковского надзора включают двадцать пять основных принципов, которые необходимо соблюдать, для того чтобы система надзора была эффективной. Принципы распространяются на порядок лицензирования банковской деятельности, бухгалтерский учет, оценку рисков и многое другое.
В уточненной версии Принципы структурированы следующим образом:
Банком России ведется
активная работа по совершенствованию
нормативной базы регулирования
банковской деятельности, включающей
в себя продолжение работы по практическому
внедрению системы
За реализацией Принципов наблюдает Базельский комитет и другие международные финансовые организации (МВФ, Всемирный Банк).
Все меры воздействия можено подразделить на предупредительные и принудительные. Предупредительные меры применяются на ранних стадиях возникновения проблем. В частности:
А) при ухудшении показателей
деятельности, если обязательные
нормативы выполняются или
Б) если по данным отчетности
имеются признаки, свидетельствующие
об ухудшении финансового
В) при несоблюдении
Содержание предупредительных мер воздействия включает:
Виды принудительных мер воздействия:
Принудительные меры
Предписание – документ, в котором со ссылкой на конкретные положения федеральных законов, нормативных актов БР, надзорные органы констатируют выявленные нарушения, указывают срок для их устранения, а также конкретные принудительные меры воздействия.
Информация в предписаниях
относится к сведениям,
Штраф – денежное взыскание, налагаемое на КО в соответствии с установленными федеральными законами и нормативными актами БР основаниями для его применения.
Приказ Банка России от 31.03.1997 N 02-139 (ред. от 26.01.2010) "О введении в действие Инструкции "О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности"
Финансовое оздоровление - процедура
банкротства, применяемая к
Эта процедура предусматривает на срок введения возможность для должника выплачивать долги в соответствии с утвержденным в определенном порядке графиком и получать средства из источников, предусмотренных планом финансового оздоровления.
Мероприятия по финансовому оздоровлению (санации) могут проводится либо по инициативе руководителя кредитной организации либо по требованию Банка России.
Руководитель кредитной организации в случае возникновения обстоятельств, способных повлечь за собой банкротство, в течение 10 дней с момента их возникновения обязан обратиться в совет директоров (наблюдательный совет) кредитной организации, а если его образование не предусмотрено ее учредительными документами - к общему собранию учредителей (участников) кредитной организации с ходатайством об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации или с ходатайством о реорганизации кредитной организации при условии, что причины возникновения указанных обстоятельств не могут быть устранены исполнительными органами кредитной организации. Это ходатайство должно содержать рекомендации о формах, характере и сроках осуществления мер по финансовому оздоровлению.
Органы управления
кредитной организации,
Банк России в
целях обеспечения
Санация, санирование (от лат. sanatio – лечение, оздоровление) - это система мероприятий, проводимых для предотвращения банкротства кредитных организаций.
Применительно к
кредитным организациям, испытывающим
финансовые трудности, под
Требование о
разработке плана санации
План санации
кредитной организации
Оценка ситуации в кредитной организации (идентификационные сведения о кредитной организации и организационно-правовая форма кредитной организации, перечень участников кредитной организации, структура органов управления кредитной организацией, кадровый состав кредитной организации)
Роль и значение кредитной организации
в экономике региона (ситуации на
рынке банковских услуг в регионе
деятельности кредитной организации,
круг клиентуры, обслуживаемой кредитной
организацией, возможные последствия
несостоятельности кредитной
Динамика развития кредитной организации
и причины возникновения
Финансовое состояние
Мероприятия по финансовому оздоровлению кредитной организации.
Основными целями
мероприятий по финансовому
оздоровлению кредитной
В целях финансового
оздоровления кредитной
Мероприятия по финансовому оздоровлению
кредитной организации (планы санации),
которые разрабатываются в