Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 12:44, шпаргалка
Билет №6
1. Методы и инструменты денежно-кредитной политики используемые Банком России.
Механизм реализации денежно-кредитной политики предусмотрен в статьях 35-44 главы VII "Денежно-кредитная политика" Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Процесс перехода на принципы
бухгалтерского учета в
Для придания юридической значимости финансовой отчетности по МСФО, составляемой путем трансформации, необходимо принятие соответствующего законодательного акта.
Банк России подготовит
— порядок составления
— обеспечение внедрения
принципов международных
Указанные документы будут доводиться Банком России до сведения кредитных организаций по мере их готовности, заблаговременно.
Банк России планирует
— представителей органов
банковского надзора,
— специалистов российских
кредитных организаций (
— аудиторов российских
Билет № 8
Главной целью надзорной деятельности
ЦБ РФ является поддержание стабильности
банковской системы и защита интересов
вкладчиков и кредиторов.
Исходя из этой цели, Банк России должен
решать следующие задачи:
• предупреждать возможность возникновения
системного бан ковского кризиса (путем
снижения рисков утраты ликвидности отдельны
ми кредитными институтами);
• защищать интересы вкладчиков и кредиторов;
• не допускать монополизации финансового
капитала, поддерживать здоровую конкуренцию
в банковском секторе экономики;
• способствовать повышению эффективности
банковского дела, росту профессионализма
и добросовестности банковских работников.
^ Конкретное содержание банковского регулирования
и надзора формируется под воздействием
ряда факторов:
• макроэкономическая ситуация в стране,
состояние банковской системы;
•социально-экономические приоритеты
развития общества;
• совершенство законодательной базы;
• проводимая Банком России кредитная
политика;
• степень независимости Банка России
от органов законодательной и исполнительной
власти;
• исторически сложившиеся особенности
организации банков ского надзора в стране.
Банковский надзор может быть двух видов: прямой
(превентив ный) и более либеральный (защитное регулирование).
На практике чаще используются эти методы
в сочетании. Зарубежная банковская теория
использует термин разумный банковский
надзор
Механизм регулирования
и надзора представляет собой систему
инструментов и методов организации банковской
деятельности.
^ Методы делятся на административные и
Административные методы включают лицензирование,
прямые ог раничения (лимиты) и запреты.
Например, запрет на проведение страховых
операций с клиентами, назначение временной
администрации в проблемные банки.
^ Экономические методы оказывают в основном
косвенное воздействие на деятельность
банков. Выделяют три основные группы
методов: налоговые ,
Банк России широко использует нормативный
метод путем издания специальных инструкций
и организации контроля за их исполнением.
^ Регулирующие методы направлены на снижение
банковских рисков. К ним относятся разработанные
Банком России инструктивные материалы,
базирующиеся на законе О банках и банковской
деятельности и нормах международного
банковского права. Они предполагают исследование
как административных, так и экономических
методов.
Надзорные методы нацелены на организацию
контроля за выполнением Банковского
законодательства и инструкций ЦБ.
^ Надзор за деятельностью кредитных организаций
может осуществляться в следующих формах:
• анализ отчетности КБ, регулярно представляемой
в Банк России в установленном порядке;
• проверка отдельных направлений деятельности
или кредит ной организации в целом представителем
Банка России – ревизия на месте;
• проведение внешнего аудита аудиторской
фирмой. Сведения о фирме и ее ау диторское
заключение представляются в Банк России.
Кроме того, все кредитные организации
обязаны осуществлять внутренний аудит
и контроль своими силами и публиковать
заверенные аудиторской фирмой балансы
и Отчеты о прибылях и убытках.
Если в результате надзорной деятельности
Банк России выявил на рушение коммерческим
банком банковского законодательства
или от дельных нормативов, он имеет право:
• взыскать штраф;
• назначить временную администрацию
для управления проблемным банком;
• отозвать лицензию на право осуществления
банковской деятельности.
2. Внутренний аудит в Банке России.
Под внутренним аудитом понимается
контроль, осуществляемый путем проведения
регулярных документальных ревизий
финансово - хозяйственной стороны деятельности
отдельно взятых подразделений и учреждений
Банка России, имеющих самостоятельный
бухгалтерский баланс, а также путем целевых
аудиторских проверок организации выполнения
Банком России отдельных функций или отдельных
операций и проверок выполнения подразделениями
Банка России и учреждениями Банка России
законодательных и других нормативных
актов (включая внутренние инструкции
и положения), регулирующих их деятельность.
Внутренний аудит в Банке России обеспечивается
службой главного аудитора Банка России,
состоящей из следующих структурных подразделений
Банка России и его учреждений:
а) департамент внутреннего аудита и ревизий
Банка России,
б) ревизионные отделы (управления, секторы)
территориальных учреждений Банка России,
Департамента полевых учреждений и Дирекции
Центрального хранилища.
(в ред. Указания ЦБ РФ от 20.12.1999 N 702-У)
1.3. Главной задачей службы главного аудитора
Банка России являются: обеспечение наблюдения
за соответствием совершенных в Банке
России финансовых и хозяйственных операций
законодательству Российской Федерации
и нормативным актам Банка России; независимая
оценка информации о финансовом состоянии
Банка России в целом и по его отдельным
учреждениям; проверка организации выполнения
учреждениями и организациями системы
Банка России отдельных функций и отдельных
операций Банка России; проверка выполнения
подразделениями Банка России и учреждениями
Банка России законодательных и других
нормативных актов (включая внутренние
инструкции и положения), регулирующих
их деятельность.
1.4. Общая организация работы по осуществлению
внутреннего аудита в Банке России возлагается
на главного аудитора Банка России, который
назначается на должность и освобождается
от должности Национальным банковским
советом по представлению Совета директоров
Банка России и по вопросам, связанным
с осуществлением аудита, подчиняется
непосредственно Председателю Банка России.
(в ред. Указания ЦБ РФ от 25.12.2002 N 1228-У)
1.5. Департамент внутреннего аудита
и ревизий Банка России осуществляет общую
организацию и методическое обеспечение
проведения ревизий и аудиторских проверок
в системе Банка России, а также осуществляет
проведение ревизий и целевых проверок
работы учреждений и организаций, подчиненных
непосредственно Банку России. Численность
и структура Департамента, а также положение
о нем утверждаются в установленном порядке.
1.6. Ревизионные отделы (управления, секторы)
территориальных учреждений Банка России,
Департамента полевых учреждений Банка
России и Дирекции Центрального хранилища
являются структурными подразделениями
соответствующих учреждений Банка России,
а по своим функциональным обязанностям
подотчетны Департаменту внутреннего
аудита и ревизий Банка России. Ревизионные
отделы (управления, секторы) призваны
обеспечивать проведение ревизий и целевых
проверок работы структурных подразделений,
подчиненных непосредственно тем учреждениям
Банка России, в составе которых созданы
эти ревизионные отделы (управления, секторы).
(в ред. Указания ЦБ РФ от 20.12.1999 N 702-У)
Работники ревизионных отделов (управлений,
секторов) учреждений Банка России могут
привлекаться к участию в проведении ревизий
и аудиторских проверок иных учреждений
и организаций Банка России. Такое привлечение
осуществляется на основании распоряжений
руководства Департамента внутреннего
аудита и ревизий Банка России, согласованных
с руководством соответствующих учреждений
Банка России.
(в ред. Указания ЦБ РФ от 20.12.1999 N 702-У)
Численность и структура ревизионных
отделов (управлений, секторов) определяются
в общеустановленном порядке по согласованию
с Департаментом внутреннего аудита и
ревизий Банка России.
(в ред. Указания ЦБ РФ от 20.12.1999 N 702-У)
Комплексные ревизии и тематические аудиторские
проверки планируются таким образом, чтобы
обеспечивалось ежегодное посещение сотрудниками
службы внутреннего аудита всех подведомственных
Банку России учреждений и организаций.
(абзац введен Указанием ЦБ РФ от 20.12.1999 N 702-У)
1.7. Специалисты Департамента внутреннего
аудита и ревизий Банка России и ревизионных
отделов (управлений, секторов) при выполнении
своих функциональных обязанностей независимы
от руководителей тех учреждений и подразделений
Банка России, деятельность которых подвергается
ревизии или аудиторской проверке.
(в ред. Указания ЦБ РФ от 20.12.1999 N 702-У)
1.8. Текущий контроль за соблюдением исполнительской
и служебной дисциплины является прямой
служебной обязанностью руководителей
учреждений системы Банка России и их
структурных подразделений; текущий контроль
не может возлагаться на службу внутреннего
аудита, осуществляющую проверку организации
контроля за исполнительской и служебной
дисциплиной только в рамках проводимых
ревизий и аудиторских проверок.
Билет № 9
Платежная система - это совокупность правил, договорных отношений, технологий, методик расчета, внутренних и внешних нормативных актов, которые позволяют всем участникам производить финансовые операции и расчеты друг с другом. Рассмотрим согласно данному определению каждую составляющую платежной системы. С позиции системности все элементы последней должны находиться во взаимодействии, только в этом случае может быть достигнута эффективность ее функционирования.
Эффективность платежной системы - это своевременность и надежность передачи и учета платежных ресурсов, выделяемых на проведение платежей.
Задачи и функции платежной системы. Основными задачами, стоящими перед платежной системой, являются следующие:
бесперебойность,
безопасность и эффективность
надежность и прочность, гарантирующие отсутствие срывов или полного выхода из строя системы платежей;
эффективность, обеспечивающая быстрый, экономный и точный выход потока операций;
справедливый подход, например требование участия в платежной системе лиц, отвечающих необходимым квалификационным критериям.
Основной функцией любой платежной системы является обеспечение динамики и устойчивости хозяйственного оборота. Наличие эффективной платежной системы способствует осуществлению контроля за денежно-кредитной сферой, помогает банкам активно управлять ликвидностью, снижая тем самым потребность в крупных и избыточных резервах. В результате этого упрощается процесс составления денежно-кредитной программы и ускоряется осуществление операций в области финансовой политики.
Элементы платежной системы. К ним относятся следующие:
институты, предоставляющие услуги по осуществлению денежных переводов и погашению долговых обязательств;
финансовые инструменты и коммуникационные системы, обеспечивающие перевод денежных средств между экономическими агентами;
контрактные соглашения, регулирующие порядок безналичных расчетов.
Элементы
платежной системы тесно
Основными
участниками платежной системы
являются центральный банк, коммерческие
банки, небанковские учреждения, включая
клиринговые и расчетные
пользователя платежной системы, т. е. осуществлять свои собственные операции;
участника платежной системы, т. е. совершать или получать платежи от имени своих клиентов;
лица, предоставляющего платежные услуги;
защитника государственных интересов,
т. е. выполнять функцию «
К компетенции центральных
Структура платежной системы России.
Интеграция России в мировую экономику предполагает ее сотрудничество с международными финансовыми и экономическими организациями, международными банками, которые в современных условиях формирования единого экономического пространства призваны:
· объединить усилия мирового сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики и предотвращения системных и мировых кризисов;
· осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование, банковское обеспечение делового сотрудничества стран с целью развития мирохозяйственных связей;
· совместно разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики.
К основным сферам взаимодействия Банка России с международными валютно-кредитными и финансовыми институтами относятся:
· предоставление международных кредитов и займов;
· совместные межправительственные обсуждения в рамках семинаров, форумов, встреч управляющих центральными банками в целях выработки эффективных рекомендаций в области денежно-кредитной, финансовой, валютной политики;
· сбор и распространение информации, относящейся прежде всего к денежно-кредитной и финансовой сферам;
· подготовка и издание статистических работ, проведение научных исследований по актуальны экономическим проблемам, в первую очередь валютно-кредитными и финансовым.
· Международное сотрудничество по линии Банка России осуществляется с международными финансовыми организациями и международными банками, международными экономическими организациями, в т.ч. с межгосударственными группами и объединениями, международными экономическими форумами.
Кроме того, Банк России ведет активную работу по линии таких международных экономических организаций, как «Группа восьми», «Группа двадцати», Организация экономического сотрудничества и развития, Всемирная торговая организация, форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» и другие, а также непосредственно взаимодействует с центральными банками иностранных государств.