Шпаргалка по "Деньги, кредит, банки"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 12:44, шпаргалка

Краткое описание

Билет №6
1. Методы и инструменты денежно-кредитной политики используемые Банком России.
Механизм реализации денежно-кредитной политики предусмотрен в статьях 35-44 главы VII "Денежно-кредитная политика" Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Вложенные файлы: 1 файл

билеты 6-12.doc

— 203.00 Кб (Скачать файл)

 Процесс перехода на принципы  бухгалтерского учета в соответствии  с международными стандартами предполагает внесение необходимых изменений в действующее законодательство, которое обеспечит условия для реализации принципов международных стандартов, в частности, приоритета экономического содержания операций над их юридической формой.   

 Для придания юридической значимости финансовой отчетности по МСФО, составляемой путем трансформации, необходимо принятие соответствующего законодательного акта.    

 Банк России подготовит документы,  устанавливающие:   

 — порядок составления финансовой  отчетности кредитных организаций в соответствии с МСФО на базе отчетности, составленной по российским правилам ведения бухгалтерского учета с применением метода трансформации. Указанный порядок будет опубликован в 2003 году, с последующим внесением в него уточнений, учитывающих изменения самих МСФО;   

 — обеспечение внедрения  принципов международных стандартов  бухгалтерского учета в банковском  секторе Российской Федерации  одновременно с реальным сектором  экономики Российской Федерации.    

 Указанные документы будут  доводиться Банком России до сведения кредитных организаций по мере их готовности, заблаговременно.   

 Банк России планирует организовать  обучение соответствующих категорий  специалистов теоретическим основам  и практическим навыкам применения  МСФО при составлении финансовой отчетности:   

 — представителей органов  банковского надзора, бухгалтерских  служб, специалистов других заинтересованных  структурных подразделений Банка  России;   

 — специалистов российских  кредитных организаций (руководителей,  главных бухгалтеров, внутренних аудиторов);   

 — аудиторов российских кредитных  организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет № 8

 

  1. Цели и задачи регулирующей и надзорной деятельности ЦБ РФ.

Главной целью надзорной деятельности ЦБ РФ является поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов.  
 
Исходя из этой цели, Банк России должен решать следующие задачи:  
 
•                    предупреждать возможность возникновения системного бан ковского кризиса (путем снижения рисков утраты ликвидности отдельны ми кредитными институтами);  
 
•                    защищать интересы вкладчиков и кредиторов;  
 
•                    не допускать монополизации финансового капитала, поддерживать здоровую конкуренцию в банковском секторе экономики;  
 
•                    способствовать повышению эффективности банковского дела, росту профессионализма и добросовестности банковских работников.  
 
^ Конкретное содержание банковского регулирования и надзора формируется под воздействием ряда факторов:  
 
• макроэкономическая ситуация в стране, состояние банковской системы;  
 
•социально-экономические приоритеты развития общества;  
 
•   совершенство законодательной базы;  
 
•  проводимая Банком России кредитная политика;  
 
•   степень независимости Банка России от органов законодательной и исполнительной власти;  
 
•   исторически сложившиеся особенности организации банков ского надзора в стране.  
 
Банковский надзор может быть двух видов: прямой (превентив ный) и более либеральный (защитное регулирование). На практике чаще используются эти методы в сочетании. Зарубежная банковская теория использует термин разумный банковский надзор 

Механизм регулирования и надзора представляет собой систему инструментов и методов организации банковской деятельности.  
 
^ Методы делятся на административные и экономические, регулирующие и надзорные.  
 
Административные методы включают лицензирование, прямые ог раничения (лимиты) и запреты. Например, запрет на проведение страховых операций с клиентами, назначение временной администрации в проблемные банки.  
 
^ Экономические методы оказывают в основном косвенное воздействие на деятельность банков. Выделяют три основные группы методов: налоговые ,нормативные и корректирующие (гибко стимулирующие предпочтительное с точки зрения ЦБ поведение коммерческих банков).  
 
Банк России широко использует нормативный метод путем издания специальных инструкций и организации контроля за их исполнением.  
 
^ Регулирующие методы направлены на снижение банковских рисков. К ним относятся разработанные Банком России инструктивные материалы, базирующиеся на законе О банках и банковской деятельности и нормах международного банковского права. Они предполагают исследование как административных, так и экономических методов.  
 
Надзорные методы нацелены на организацию контроля за выполнением Банковского законодательства и инструкций ЦБ.  
 
^ Надзор за деятельностью кредитных организаций может осуществляться в следующих формах:  
 
•                    анализ отчетности КБ, регулярно представляемой в Банк России в установленном порядке;  
 
•                    проверка отдельных направлений деятельности или кредит ной организации в целом представителем Банка России – ревизия на месте;  
 
•                    проведение внешнего аудита аудиторской фирмой. Сведения о фирме и ее ау диторское заключение представляются в Банк России.  
 
Кроме того, все кредитные организации обязаны осуществлять внутренний аудит и контроль своими силами и публиковать заверенные аудиторской фирмой балансы и Отчеты о прибылях и убытках.  
 
Если в результате надзорной деятельности Банк России выявил на рушение коммерческим банком банковского законодательства или от дельных нормативов, он имеет право:  
 
•                    взыскать штраф;  
 
•                    назначить временную администрацию для управления проблемным банком;  
 
•                    отозвать лицензию на право осуществления банковской деятельности. 

 

 

2.   Внутренний аудит в Банке России. 

Под внутренним аудитом понимается контроль, осуществляемый путем проведения регулярных документальных ревизий финансово - хозяйственной стороны деятельности отдельно взятых подразделений и учреждений Банка России, имеющих самостоятельный бухгалтерский баланс, а также путем целевых аудиторских проверок организации выполнения Банком России отдельных функций или отдельных операций и проверок выполнения подразделениями Банка России и учреждениями Банка России законодательных и других нормативных актов (включая внутренние инструкции и положения), регулирующих их деятельность.  Внутренний аудит в Банке России обеспечивается службой главного аудитора Банка России, состоящей из следующих структурных подразделений Банка России и его учреждений:  
     а) департамент внутреннего аудита и ревизий Банка России,  
     б) ревизионные отделы (управления, секторы) территориальных учреждений Банка России, Департамента полевых учреждений и Дирекции Центрального хранилища. 
(в ред. Указания ЦБ РФ от 20.12.1999 N 702-У)  
    1.3. Главной задачей службы главного аудитора Банка России являются: обеспечение наблюдения за соответствием совершенных в Банке России финансовых и хозяйственных операций законодательству Российской Федерации и нормативным актам Банка России; независимая оценка информации о финансовом состоянии Банка России в целом и по его отдельным учреждениям; проверка организации выполнения учреждениями и организациями системы Банка России отдельных функций и отдельных операций Банка России; проверка выполнения подразделениями Банка России и учреждениями Банка России законодательных и других нормативных актов (включая внутренние инструкции и положения), регулирующих их деятельность.  
     1.4. Общая организация работы по осуществлению внутреннего аудита в Банке России возлагается на главного аудитора Банка России, который назначается на должность и освобождается от должности Национальным банковским советом по представлению Совета директоров Банка России и по вопросам, связанным с осуществлением аудита, подчиняется непосредственно Председателю Банка России.  
(в ред. Указания ЦБ РФ от 25.12.2002 N 1228-У)    

1.5. Департамент внутреннего аудита и ревизий Банка России осуществляет общую организацию и методическое обеспечение проведения ревизий и аудиторских проверок в системе Банка России, а также осуществляет проведение ревизий и целевых проверок работы учреждений и организаций, подчиненных непосредственно Банку России. Численность и структура Департамента, а также положение о нем утверждаются в установленном порядке.  
    1.6. Ревизионные отделы (управления, секторы) территориальных учреждений Банка России, Департамента полевых учреждений Банка России и Дирекции Центрального хранилища являются структурными подразделениями соответствующих учреждений Банка России, а по своим функциональным обязанностям подотчетны Департаменту внутреннего аудита и ревизий Банка России. Ревизионные отделы (управления, секторы) призваны обеспечивать проведение ревизий и целевых проверок работы структурных подразделений, подчиненных непосредственно тем учреждениям Банка России, в составе которых созданы эти ревизионные отделы (управления, секторы). 
(в ред. Указания ЦБ РФ от 20.12.1999 N 702-У) 
     Работники ревизионных отделов (управлений, секторов) учреждений Банка России могут привлекаться к участию в проведении ревизий и аудиторских проверок иных учреждений и организаций Банка России. Такое привлечение осуществляется на основании распоряжений руководства Департамента внутреннего аудита и ревизий Банка России, согласованных с руководством соответствующих учреждений Банка России. 
(в ред. Указания ЦБ РФ от 20.12.1999 N 702-У) 
     Численность и структура ревизионных отделов (управлений, секторов) определяются в общеустановленном порядке по согласованию с Департаментом внутреннего аудита и ревизий Банка России. 
(в ред. Указания ЦБ РФ от 20.12.1999 N 702-У) 
     Комплексные ревизии и тематические аудиторские проверки планируются таким образом, чтобы обеспечивалось ежегодное посещение сотрудниками службы внутреннего аудита всех подведомственных Банку России учреждений и организаций. 
(абзац введен Указанием ЦБ РФ от 20.12.1999 N 702-У) 
     1.7. Специалисты Департамента внутреннего аудита и ревизий Банка России и ревизионных отделов (управлений, секторов) при выполнении своих функциональных обязанностей независимы от руководителей тех учреждений и подразделений Банка России, деятельность которых подвергается ревизии или аудиторской проверке. 
(в ред. Указания ЦБ РФ от 20.12.1999 N 702-У) 
     1.8. Текущий контроль за соблюдением исполнительской и служебной дисциплины является прямой служебной обязанностью руководителей учреждений системы Банка России и их структурных подразделений; текущий контроль не может возлагаться на службу внутреннего аудита, осуществляющую проверку организации контроля за исполнительской и служебной дисциплиной только в рамках проводимых ревизий и аудиторских проверок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет № 9

 

  1. Сущность и структура платежной системы и роль ЦБ РФ в этом процессе.

Платежная система - это совокупность правил, договорных отношений, технологий, методик расчета, внутренних и внешних нормативных актов, которые позволяют всем участникам производить финансовые операции и расчеты друг с другом. Рассмотрим согласно данному определению каждую составляющую платежной системы. С позиции системности все элементы последней должны находиться во взаимодействии, только в этом случае может быть достигнута эффективность ее функционирования.

Эффективность платежной системы - это своевременность  и надежность передачи и учета платежных ресурсов, выделяемых на проведение платежей.

Задачи  и функции платежной системы. Основными задачами, стоящими перед  платежной системой, являются следующие:

бесперебойность, безопасность и эффективность функционирования;

надежность  и прочность, гарантирующие отсутствие срывов или полного выхода из строя системы платежей;

эффективность, обеспечивающая быстрый, экономный  и точный выход потока операций;

справедливый  подход, например требование участия  в платежной системе лиц, отвечающих необходимым квалификационным критериям.

Основной  функцией любой платежной системы  является обеспечение динамики и  устойчивости хозяйственного оборота. Наличие эффективной платежной  системы способствует осуществлению  контроля за денежно-кредитной сферой, помогает банкам активно управлять ликвидностью, снижая тем самым потребность в крупных и избыточных резервах. В результате этого упрощается процесс составления денежно-кредитной программы и ускоряется осуществление операций в области финансовой политики.

Элементы платежной системы. К ним относятся следующие:

институты, предоставляющие услуги по осуществлению  денежных переводов и погашению  долговых обязательств;

финансовые  инструменты и коммуникационные системы, обеспечивающие перевод денежных средств между экономическими агентами;

контрактные соглашения, регулирующие порядок безналичных  расчетов.

Элементы  платежной системы тесно взаимосвязаны  между собой, их взаимодействие осуществляется по определенным правилам, закрепленным в нормативно-правовых актах государства и международных соглашениях.

Основными участниками платежной системы  являются центральный банк, коммерческие банки, небанковские учреждения, включая  клиринговые и расчетные центры. Они выступают в качестве институтов, предоставляющих услуги по осуществлению денежных переводов и погашению долговых обязательств. Обеспечение бесперебойности расчетов возлагается непосредственно на центральный банк государства. Работа платежной системы тесно связана с реализацией основной цели деятельности центрального банка - обеспечением стабильности банковской системы. При этом центральный банк может выступать в качестве:

пользователя  платежной системы, т. е. осуществлять свои собственные операции;

участника платежной системы, т. е. совершать или получать платежи  от имени своих клиентов;

лица, предоставляющего платежные  услуги;

защитника государственных интересов, т. е. выполнять функцию «регулировщика»  платежной системы, осуществляя  надзор за ее участниками и устанавливая общие правила их работы.

К компетенции центральных банков, как правило, относится управление рисками платежных систем. Центральный  банк контролирует риск ликвидности, кредитный  и системный риски в платежной  системе, осуществляет регулирование ликвидности ее участников, в том числе на основе функции кредитора последней инстанции, выступает как оператор платежной системы.

Структура платежной системы России.

 

 

 

 

  1. Международное взаимодействие и сотрудничество Банка России.

Интеграция России в мировую  экономику предполагает ее сотрудничество с международными финансовыми и  экономическими организациями, международными банками, которые в современных  условиях формирования единого экономического пространства призваны:

· объединить усилия мирового сообщества в целях стабилизации международных  финансов и мировой экономики  и предотвращения системных и  мировых кризисов;

· осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование, банковское обеспечение делового сотрудничества стран с целью развития мирохозяйственных связей;

· совместно разрабатывать и  координировать стратегию и тактику  мировой валютной и кредитно-финансовой политики.

К основным сферам взаимодействия Банка России с международными валютно-кредитными и финансовыми институтами относятся:

· предоставление международных кредитов и займов;

· совместные межправительственные обсуждения в рамках семинаров, форумов, встреч управляющих центральными банками в целях выработки эффективных рекомендаций в области денежно-кредитной, финансовой, валютной политики;

· сбор и распространение информации, относящейся прежде всего к денежно-кредитной  и финансовой сферам;

· подготовка и издание статистических работ, проведение научных исследований по актуальны экономическим проблемам, в первую очередь валютно-кредитными и финансовым.

· Международное сотрудничество по линии Банка России осуществляется с международными финансовыми организациями  и международными банками, международными экономическими организациями, в т.ч. с межгосударственными группами и объединениями, международными экономическими форумами.

Кроме того, Банк России ведет активную работу по линии таких международных  экономических организаций, как  «Группа восьми», «Группа двадцати», Организация экономического сотрудничества и развития, Всемирная торговая организация, форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» и другие, а также непосредственно взаимодействует с центральными банками иностранных государств. 

Информация о работе Шпаргалка по "Деньги, кредит, банки"