Шпаргалка по "Деньги, кредит, банки"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 12:44, шпаргалка

Краткое описание

Билет №6
1. Методы и инструменты денежно-кредитной политики используемые Банком России.
Механизм реализации денежно-кредитной политики предусмотрен в статьях 35-44 главы VII "Денежно-кредитная политика" Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Вложенные файлы: 1 файл

билеты 6-12.doc

— 203.00 Кб (Скачать файл)

 

равовой основой международной  деятельности Банка России является Федеральный закон «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)». В соответствии с этим законом  Банк России Банк России представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях. В процессе осуществления международной и внешнеэкономической деятельности Банк России:

- вправе запросить центральный банк и орган банковского надзора иностранного государства о предоставлении информации или документов, которые получены от кредитных организаций в ходе исполнения надзорных функций, а также вправе предоставить органу банковского надзора иностранного государства указанные информацию или документы, которые не содержат сведений об операциях кредитных организаций и их клиентов, при условии обеспечения указанным органом банковского надзора режима сохранности информации, соответствующего установленным законодательством Российской Федерации требованиям обеспечения сохранности информации, предъявляемым к Банку России. В отношении информации и документов, которые получены от центральных банков и органов банковского надзора иностранных государств, Банк России обязан соблюдать требования по раскрытию информации и предоставлению документов, установленные законодательством Российской Федерации, с учетом требований, установленных законодательствами иностранных государств.

- выдает разрешения на создание  кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков, а также осуществляет аккредитацию представительств кредитных организаций иностранных государств на территории Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным федеральными законами;

- устанавливает и публикует  официальные курсы иностранных  валют по отношению к рублю;

- является органом валютного  регулирования и валютного контроля  и осуществляет эти функции  в соответствии с Федеральным  законом от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и иными федеральными законами.

Для осуществления своих функций  Банк России вправе открывать представительства  на территориях иностранных государств.

 

 

 

 

 

Билет № 10

 

  1. Принципы организационного построения ЦБ РФ.

 

Система организации деятельности центрального банка состоит из определенных блоков.

Фундаментальный блок: сущность, статус и задачи центрального банка; принципы организационного построения.

Организационный блок: структура органов управления; полномочия органов управления; инфраструктура центрального банка.

Регулирующий блок: законодательство; ведомственные нормативные акты.

Центральный банк является общенациональным общественным денежно-кредитным институтом, эмиссионное дело которого выступает основополагающим занятием. Это порождает определенные принципы организации, обуславливающие структуру звеньев управления;

Различают следующие принципы:

1. Централизации деятельности. Так как деятельность центрального банка носит общенациональный характер, звенья его структуры должны руководствоваться указаниями одного главного центра, обладающего соответствующими полномочиями. Таким центром – высшим органом Банка России – выступает Совет директоров. Он определяет основные направления деятельности ЦБ, руководит и управляет всей его системой. 
 
Принцип централизованного построения позволяет обеспечить единство денежно-кредитной политики, поскольку решения, принятые в верхних эшелонах власти, имеют одинаковую силу для всех остальных звеньев организационной структуры ЦБ как системы.

2. Разделения властных полномочий по соответствующим уровням управления. Соблюдение этого принципа на практике заключается в построении вертикальной структуры управления ЦБ. 
 
В настоящее время организационная структура Банка России выглядит примерно таким образом: 

3. функциональный. Поскольку ЦБ  представляет собой институт, регулирующий  денежный оборот, его функциональные  подразделения оказываются так или иначе связанными с регулированием денежного обращения в стране, а также с полномочиями, переданными ему государством, которые закреплены законодательством.

4. Согласования с интересами других экономических субъектов. При обособленности статуса центрального банка он в своей деятельности неизбежно сталкивается с другими экономическими субъектами, их задачами и интересами. Рассматриваемый нами принцип требует от центрального банка такого рода организации управления, которая, с одной стороны, учитывала бы, насколько это возможно, интересы других субъектов, а с другой - не противоречила бы выполнению его главных целей и задач. Соблюдение баланса интересов достигается участием различных сторон в деятельности звеньев управления центрального банка. Так, по российскому законодательству министр финансов Российской Федерации и министр экономики и торговли Российской Федерации (или, по их поручению, по одному из заместителей) принимают участие в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса. Практика взаимодействия Банка России и Правительства Российской Федерации такова, что они информируют друг друга о предполагаемых действиях общегосударственного значения, координируют свою политику, организуют регулярные консультации.

 

 

  1. Регулирование денежной массы ЦБ РФ.

Центральный банк воздействует на денежное обращение через рынок с помощью  рыночного механизма. Объектом воздействия  служат:

объем предложения денег в наличной и безналичной формах;

объем спроса;

цена кредита.

Возможность воздействия на предложение денег обеспечивается центральному банку совмещением субъекта денежной эмиссии в ее наличной и безналичной формах и непосредственного субъекта регулирования. Во-первых, монополия на эмиссию банкнот предоставляет базу контроля над наличной составляющей денежного обращения, во-вторых, особая роль центрального банка в формировании кредитных ресурсов банковской системы в целом создает основу для определения возможного объема банковских кредитов. В современных условиях преобладание депозитной части денежного обращения повышает значение регулирования центральным банком именно объема предложения банковских кредитов. Регулирование центральным банком спроса на деньги осуществляется по этой же причине прежде всего через регулирование условий предоставления кредитов центральным банком, косвенно определяющих условия предоставления кредитов банковской системой.

Выбор конкретных инструментов денежно-кредитной  политики осуществляется с учетом особенностей национальной финансовой системы, в  частности положения в ней банков, степени развитости инструментов денежного рынка, степени включения денежного рынка в процесс интеграции.

Центральный банк имеет в своем  распоряжении комплекс инструментов, используемых для реализации денежно-кредитной  политики. Операции на открытом рынке, в отличии от других методов, оказывают быстрое корректирующее воздействие на уровень ликвидности коммерческих банков и динамику денежной массы. Особенность использования данного инструмента состоит в том, что периодичность и масштабы проведения операций определяются по усмотрению Банка России исходя из желаемого прогнозируемого эффекта. Это делает данный инструмент удобным, гибким и оперативным в применении. С помощью операций на открытом рынке Центральный банк осуществляет централизованное заимствование государством временно свободных денежных средств у банков, финансовых и инвестиционных компаний, различных предприятий и у населения. Другими словами, это правовое оформление займа государства у тех или иных кредиторов. Полученные таким образом деньги используются для неинфляционного финансирования дефицита госбюджета.

Выпуск государственных ценных бумаг отвлекает огромные средства с денежного рынка на нужды  государства, уменьшает возможности  использования денежных средств  непосредственно в сфере хозяйства, поскольку данные операции имеют спекулятивный характер, и это ведет к повышению стоимости денежных средств, повышению процентных ставок по кредитам и депозитам и т.д. Поэтому выпуск государственных ценных бумаг должен согласовываться с общими принципами денежно-кредитной политики. Необходимы точные расчеты основных параметров выпуска государственных ценных бумаг

Другим важным финансовым инструментом Банка России является политика рефинансирования, т.е. кредитования им коммерческих банков, предоставления кредитов на пополнение оборотных средств, увеличение ликвидности, преодоление временных затруднений и на другие цели. 

В целях изъятия излишней ликвидности  банковской системы Банк России активно  использует такой инструмент, как  депозитные операции. Эти операции позволяют Банку России оперативно привлекать в депозиты временно свободные денежные средства банков и тем самым практически мгновенно нейтрализовать их возможное давление на валютный рынок.

Следующим инструментом, при помощи которого ЦБР регулирует денежно-кредитную политику, является процентная политика по операциям Банка России, т.е. политика учетной ставки. Учетная ставка - это процент, под который Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. Причем Центральный банк предоставляет этот кредит не всем желающим банкам, а лишь тем, кто имеет прочное финансовое положение, но терпит временные трудности. Учетную ставку устанавливает Центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы резервных фондов дешевыми. Коммерческие банки стремятся получить кредит. При этом увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставки делает займы резервных фондов невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, так как они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного предложения. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет № 11

 

  1. Осуществление пруденциального надзора.

Пруденциальный (дистанционный, документарный) надзор основан на проверке форм отчетности, предоставляемых кредитными организациями  в ЦБ РФ. Органы банковского надзора  должны устанавливать пруденциальные нормы с целью ограничения риска потенциальных убытков банка от кредитования единого заемщика или группы связанных между собой заемщиков и подвергать предоставление таких кредитов эффективному текущему контролю для снижения степени рисков.

Цель надзора – стабильность банковской системы и КО, в силу чего его главная задача – не наказание банка, а создание условий  для предотвращения неустойчивого  финансового положения, включая  инструктивную работу с банками, в том числе методологическую и консультативную помощь.

Требование активизации надзора  включает ряд аспектов. Важнейшим  условием и одновременно составным  элементом его реализации является общая открытость ситуации в банковской сфере в целом и в конкретных КО, как для ЦБ, так и для  кредиторов и клиентов самих банков. Большая открытость базируется, с одной стороны, на совершенствовании системы учета и отчетности в коммерческих банках и приведении ее в соответствие с международными стандартами бухучета и финансовой отчетности, что повышает эффективность и результативность надзорной деятельности, а с другой – на обеспечении неукоснительного соблюдения кредитными организациями требований ЦБ в сфере учета и отчетности. Надзор должен быть ориентирован на два уровня анализа: на анализ и оценку финансового состояния конкретных банков и банковской системы в целом.

Инструкцией ЦБ №110 установлены следующие  обязательные нормативы деятельности банков:  
1) норматив достаточности собственных средств (капитала);  
2) норматив ликвидности банков (ликвидность банка – способность банка обеспечивать своевременное выполнение своих обязательств);  
3) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;  
4) максимальный размер крупных кредитных рисков;  
5) максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);  
6) максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим акционерам;  
7) максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения;  
8) нормативы использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юр. лиц.

Требования о выполнении значений обязательных нормативов распространяются на вновь создаваемые банки, отработавшие шесть месяцев с момента регистрации.

Контроль за соблюдением обязательных нормативов возлагается на территориальные учреждения Банка России. Он осуществляется на основании ежемесячных балансов банков, к которым прилагаются справки с расчетами фактических значений обязательных нормативов.

Помимо указанных ЦБ устанавливает:

минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых банков;

минимальный размер собственных средств (капитала) для банков, ходатайствующих  о получении генеральной лицензии, а также о предоставлении разрешения на открытие филиалов и дочерних организаций  за рубежом;

предварительный размер ненадежности части уставного капитала;

минимальный размер резервов, создаваемых  под высокорисковые активы;

размер валютного, процентного  и иных рисков. 

  1. Валютная политика ЦБ РФ.

Валютная политика — совокупность мероприятий, осуществляемых в сфере международных экономических отношений. Направление и формы валютной политики, проводимой Центральным банком, зависят от внутриэкономического положения данной страны.

Центральный банк обычно использует две основные формы валютной политики: дисконтную и девизную.

Дисконтная (учетная) политика проводится не только с целью изменения условий  рефинансирования отечественных коммерческих банков, но иногда направлена на регулирование  валютного курса и платежного баланса.

Учетную ставку на Западе, в частности, применяют для того, чтобы поднять курс национальной валюты. Например, Европейский Центробанк повышает учетную ставку, чтобы сдержать падение евро. Предполагается, что подорожание кредита в Европе заставит инвесторов скупать европейскую валюту, чтобы ссудить ее под повышенный процент.   

Информация о работе Шпаргалка по "Деньги, кредит, банки"