Шпаргалка по "Деньги, кредит, банки"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 12:44, шпаргалка

Краткое описание

Билет №6
1. Методы и инструменты денежно-кредитной политики используемые Банком России.
Механизм реализации денежно-кредитной политики предусмотрен в статьях 35-44 главы VII "Денежно-кредитная политика" Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Вложенные файлы: 1 файл

билеты 6-12.doc

— 203.00 Кб (Скачать файл)

Центральный банк, покупая или продавая иностранные  валюты (девизы), воздействует в нужном направлении на изменение курса  национальной денежной единицы - девизная политика. Подобные операции получили название «валютных интервенций». Приобретая за счет официальных золотовалютных резервов (или путем соглашения «своп») национальную валюту, он увеличивает  спрос, а следовательно и ее курс. Напротив, продажа центральным банком крупных партий национальной валюты приводит к снижению ее курса, так как увеличивается предложение. Влияние валютной политики центрального банка в форме проведения операций на срочном валютном рынке проявляется в стимулировании экспорта или импорта капитала. Направление желаемого движения капиталов зависит от приоритета политики центрального банка в данной экономической ситуации, что может выражаться либо в стимулировании товарного экспорта (демпинговая олитика), либо в поддержании курса национальной валюты по отношению к иностранной1.     

Также центральный банк может устанавливать  различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны  поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы  достаточности капитала коммерческого  банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера  риска на одного заемщика и некоторые  дополняющие нормативы. Перечисленные  нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также центральный  банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется  поддерживать на должном уровне. Очевидно, что использование административного  воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке  исключительно вынужденных мер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет № 12

 

  1. Выявление проблемных кредитных организаций.

Проблемные кредиты – это  кредиты, возвратность которых сомнительна, и являются они результатом денежного  кризиса заемщика. И поэтому после  предоставления кредита банком должны быть предприняты меры для предотвращения убытков по кредиту. В этих целях банки проводят периодические независимая и объективные обзоры кредитов отделами аудита, с тем чтобы они выявили признаки проблемности кредитов. Выявлению проблемных кредитов способствуют также проверки, проводимые органами надзора и регулирования. Ключевым элементом выявления проблемных кредитов является система внутреннего контроля банка. При этом проблемные кредиты распознаются по признакам финансового и нефинансового характера.

Нефинансовыми признаками проблемности кредита являются: необоснованные задержки заемщиком предоставления финансовой отчетности, резкие изменения в планах деятельности клиента, радикальные  изменения в составе руководства, неблагоприятные тенденции развития на рынке заемщика и т. д.

Финансовые признаки проблемности кредита проявляются при осуществлении  финансового анализа, а также  через модификацию кредитов, предоставляемых  заемщику (например, когда сезонные кредиты становятся постоянно возобновляемыми). Финансовыми признаками проблемных кредитов являются: нецелевое использование кредита, частая пролонгация кредита, наличие овердрафта и т. д. При наличии признаков проблемности кредита кредитный отдел банка должен предпринять следующие меры:  
 
- проанализировать проблемы заемщика;  
- перевести кредит в более низкую категорию;  
- собрать информацию о вероятностных рисках при работе с заемщиком в дальнейшем;  
- прекратить отражение процентов по кредиту в доходах банка;  
- осуществлять ежедневный контроль за счетом заемщика на предмет возникновения овердрафта;  
- сделать обзор всей кредитной документации;  
- проанализировать возможности получения обеспечения (в случае если имеет место необеспеченный кредит);  
- разработать стратегию «спасения» кредита. При ее разработке, как правило, не существует каких-либо универсальных методов, ибо каждый проблемный кредит по сути своей уникален. Однако существуют общие подходы, которые включают следующее:  
- разработку программы изменения структуры кредита;  
- получение дополнительной документации и гарантий;  
- вложение дополнительных средств;  
- продажу обеспечения и прочих активов;  
- выявление проблем и поиск их решений;  
- назначение управляющих и консультантов для работы с заемщиками от имени банка;  
- реорганизацию заемщика и т. д.

Работа с проблемными кредитами  предполагает применение следующих  процедур:

1. Классификация активов.

Классификация кредитных рисков осуществляется по каждому кредиту в момент его  предоставления. Классификация активов  позволяет банку балансировать риск в кредитных портфелях. При возникновении проблем классификация меняется в зависимости от степени риска и вероятности нормального погашения кредитов.

2. Создание резервов по кредитам.

При установлении проблемного кредита  первоначальным шагом должно быть создание банком резервов против возможных будущих убытков. Правила создания резервов и списания кредитов носят как обязательный, так и рекомендательный характер. Органы надзора могут устанавливать или не устанавливать эти правила.

3. Учет проблемных кредитов.

В случае непогашения заемщиком  основной суммы и неуплаты процентов  банк должен решить вопрос о целесообразности отражения кредита в учете  по принципу накопления.

Решение этого вопроса в разных странах различно. В одних странах  учет процентных платежей по кредитам относят на счет доходов банка, в других – уменьшают на их величину сумму основного долга. Учет может быть различен также в зависимости от того, в каком секторе экономики занят заемщик – либо в частном, либо в государственном. В конечном счете это приводит к тому, что убытки начинают аккумулироваться, что автоматически влечет неплатежеспособность банка и т. д.

4. Учет овердрафта.

Широкое использование овердрафта для финансирования оборотного капитала обусловлено его гибкостью. Но управление овердрафтом представляет собой сложный процесс, ибо весьма непросто определить, что такое своевременное обслуживание долга в конкретном случае. Имеются факты злоупотребления овердрафтами путем капитализации неполученных процентов, что влечет завышение размера дохода, капитала и активов

5. Списание кредитов.

Обычно решение о необходимости  и целесообразности списания сомнительных или безнадежных долгов принимается  добровольно самими банками, однако в ряде стран это является обязательной процедурой. Как правило, банки решают списать кредит в случае, если им не удается его «спасти», несмотря на принятые меры. В отдельных странах банки не списывают даже безнадежные активы, исходя из тех соображений, что списание лишает их возможности взыскать сумму кредита с заемщика через суд. В этих целях банки создают 100%-ный резерв.

Процесс управления проблемными кредитами  можно разделить на две возможности: реабилитацию и ликвидацию. Выбор  одной из двух возможностей является, как правило, прерогативой руководства банка.

Реабилитация. Она включает первоначальную проверку ситуации кредитным инспектором, который изначально отвечал за выдачу кредита. Проверка означает тщательный и своевременный финансовый анализ и обсуждение ситуации непосредственно с заемщиком. Результаты этой проверки помогут решить банку вопрос о наличии соответствующей базы для реабилитации. А именно, есть ли адекватная прочность финансового положения заемщика, существующая или потенциальная, и готовность заемщика сотрудничать при принятии зачастую сложных, болезненных решений.

Ликвидация. Альтернативами при процессе ликвидации являются продажа фирмы в качестве функционирующего предприятия или ее разделение и продажа по частям. При этом основной фактор – разница между выручкой от двух операций. Ликвидация, как и реабилитация, мероприятие дорогостоящее, поскольку необходимы определенное время и соответствующий персонал, значительные операционные расходы и затраты на юридические услуги. Ликвидация – явление достаточно негативное, ибо это означает, что банк совершил ошибку, предоставив кредит и вовремя не распознав проблемные ссуды. В любом варианте ликвидация фирмы (клиенте банка) в целом ухудшает репутацию банка.

 

 

 

 

2.   Валютное регулирование ЦБ РФ и его формы.

Валютное регулирование, осуществляемое Центральным банком РФ

Необходимость регулирования валютного курса  связана с негативными последствиями  его резких и непредсказуемых  колебаний. Снижение курса национальной валюты приводит к повышению цен  на внутреннем рынке, т.е. к уменьшению покупательной способности национальной денежной валюты. При постоянном снижении курса национальной валюты цены на товары на внутреннем рынке ориентируются не на издержки производства, а на падение курса национальной валюты. Снижение курса усиливает инфляцию.

Поддержание стабильного курса национальной валюты определяет стабильность цен, денежного обращения и является важнейшей функцией Центрального банка РФ.

Традиционно ЦБ РФ осуществляет регулирование валютным курсом с помощью:

– проведения денежно-кредитной политики,

– валютных интервенций.

На практике используются две основные формы  валютной политики:

1. Дисконтная, или учетная политика. Помимо  изменения условий рефинансирования  коммерческих банков, используется  для регулирования валютного  курса и платежного баланса.

2. Девизная  политика. Заключается в том, что  ЦБ, покупая и продавая иностранную  валюту (девиз), воздействует в нужном  направлении на изменение курса  национальной денежной единицы  (валютные интервенции).

Смысл валютных интервенций ЦБ РФ заключается в  том, что, приобретая на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ) национальную валюту за счет официальных золотовалютных резервов, ЦБ увеличивает на нее спрос и, следовательно, ее курс. И наоборот, продажа ЦБ крупных партий национальной валюты приводит к снижению ее курса. Кроме прямых мер валютного регулирования (дисконтной и девизной политики), на значение валютного курса оказывают влияние законодательные нормы. К этим нормам относятся:

1. Нормы  налогового законодательства: налогообложение  курсовых разниц, форма платежей налогов по валютным операциям, налогообложение операций по купле и продаже иностранной валюты.

2. Нормы,  регламентирующие экономические  условия развития: законодательная  регламентация расчетов в иностранной  валюте на территории страны, требования к предприятиям, желающим использовать валютный счет и кассу, норма обязательной продажи валютной выручки, ставка % по валютным кредитам, списываемая на себестоимость, регламентация государственных закупок (выбор поставщиков – отечественных или иностранных).

3. Нормы  банковского законодательства: нормы  обязательных резервов и форма  их перечисления в ЦБ, требования  к банкам, желающим производить  операции в иностранной валюте.

В настоящее  время ЦБ РФ реализует т.н. управляемый  плавающий курс рубля. Этот тип определения валютного курса связан с тем, что ежедневный курс рубля по отношению к основным иностранным валютам определяется в результате торгов (соотношения спроса и предложения соответствующих валют) на ММВБ. Основными участниками торгов являются КБ, финансовые институты и ЦБ РФ. 


Информация о работе Шпаргалка по "Деньги, кредит, банки"