Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 23:02, реферат
Немного биографии
Валерий Аграновский - культовая фигура в российской журналистике, младший и последний из журналисткой династии Аграновских, больше пятидести лет отдавший "второй древнейшей профессии" и писательскому ремеслу.
Тема нашего разговора - "кухня" журналиста, технология его творчества. Не будем, однако, тешить себя пустыми надеждами: в основе любой творческой профессии лежит талант, отсутствие которого невосполнимо. В журналистике - как в вокальном искусстве: нет голоса, и ничего не поможет - ни знание нотной грамоты, ни микрофон.
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени
М. В. ЛОМОНОСОВА
______________________________
ФАКУЛЬТЕТ
ЖУРНАЛИСТИКИ
Кафедра
периодической печати
РЕФЕРАТ
ПО КНИГЕ ВАЛЕРИЯ АГРАНОВСКОГО
«ВТОРАЯ
ДРЕВНЕЙШАЯ. БЕСЕДЫ
О ЖУРНАЛИСТИКЕ»
студентки III курса д/о (гр. 304)
ЧЕВТАЕВОЙ И.И.
Научный руководитель:
И.П.
Магай
Москва – 2012
Реферат
по книге Валерия
Аграновского «Вторая
древнейшая. Беседы
о журналистике»
Немного биографии
Валерий Аграновский
- культовая фигура в российской
журналистике, младший и последний
из журналисткой династии Аграновских,
больше пятидести лет отдавший "второй
древнейшей профессии" и писательскому
ремеслу.
Тема нашего разговора
- "кухня" журналиста, технология
его творчества. Не будем, однако, тешить
себя пустыми надеждами: в основе
любой творческой профессии лежит
талант, отсутствие которого невосполнимо.
В журналистике - как в вокальном
искусстве: нет голоса, и ничего не
поможет - ни знание нотной грамоты, ни
микрофон.
Моя задача сводится
к тому, чтобы говорить вслух о
том, что каждый знает "про себя".
Наша профессия, хоть
и вторая из древнейших, до сих пор,
к сожалению, не имеет стройной и
всеми признанной теории. Мы и сегодня
еще плохо знаем, что такое
журналистика.
Дело в том, что
по сравнению с репортажем, зарисовкой,
интервью, статьей, информацией и
даже фельетоном очерк занимает в
газете особое место, а очеркисты - несколько
привилегированное…
документалистика
наступает по всей линии фронта
Задача куда скромнее
- разбудить интерес у начинающих
журналистов к серьезному отношению
к технике работы.
современного читателя
волнует, мне кажется, не то, какими
средствами пользуется литератор, а
к какому результату приходит. Иными
словами, главным критерием становится
не мера вымысла, а степень достоверности,
- критерием не только документалистики,
но и прозы.
Важно другое: верит
или не верит читатель автору. Если
из-под пера литератора выходит ложь, читателю
безразлично, как эта ложь называется
- очерком или рассказом. Но если мы, документалисты,
не пренебрегая вымыслом и обобщением
любой величины, говорим читателю правду,
тот принимает ее без всякого деления
на жанры.
лично мне глубоко
импонирует отношение к очерку как
к родственному прозе литературному
виду. Подобно тому как в смешанных
браках рождается полноценное
В самом деле, без
авторского отношения, выраженного
им к описанным событиям, документальная
проза, оставшись документальной, никогда
не станет художественной. Даже ничего
не домысливая, не преуменьшая и
не преувеличивая, автор может достичь
художественности хотя бы за счет того,
что выражает в повествовании
собственную личность.
Во-первых, нельзя отрываться
от действительности на такое расстояние,
которое ведет к усредненности
образа, к стереотипу, вредит правде
и достоверности. Во-вторых, домысливать
- не значит врать, это не значит, что
можно женить неженатого, убивать
живого и воскрешать умершего; вымысел
и домысел проявляются прежде
всего в отборе материала, в осмыслении
события, в эмоциональном настрое
автора, в его позиции. Наконец, в-третьих,
уровень способностей литератора, его
профессионализм играют не по-следнюю
роль в достижении неповторимой достоверности
материала. Бездарно написанный очерк
куда легче плагиировать, нежели исполненный
талантливо!
для истинного таланта
характерно стихийное стремление к
правде. Именно талант, а не личная симпатия
или антипатия автора есть лучшая
гарантия того, что произведение будет
максимально приближено к истине.
Правы те классики, которые
утверждали, что без выдумки нет
искусства.
Домысливать надо правдиво,
чтобы читатель не усомнился. Дело это
не легкое, напрямую связанное с
чувством меры, с самодисциплиной, со
способностью автора самоограничиваться.
1. Независимо от
того, договорятся или не
Учитывая то
обстоятельство, что границы между
жанрами, в принципе, стираются,
мы уже сегодня живем по
одним законам с
2. Цель, стоящая перед
нами, исторически вытекает из
факта существования
3. Критерием жанра
художественной
4. Хотя документалисты
и живут с прозаиками по
одним законам и пользуются
одними творческими методами, есть
между ними существенные
Прозаиков волнуют
в основном "вечные" проблемы,
такие, как любовь, предательство,
верность, порядочность и т.д.
Документалисты заняты
Наконец, ставя
конкретные вопросы, газетчики
опираются на конкретный
Поскольку главная
задача художественной документалистики,
как мы уже говорили, - участие
в формировании общественного мнения,
а также необходимость будить
общественную мысль, логично добавить
к сказанному, что будить мысль
можно только с помощью мысли.
Стало быть, наряду с пейзажем, диалогом,
портретом, композицией и прочими
компонентами жанра составным его
надо считать и мысль, причем составным
обязательным, без которого жанр просто
не будет существовать, чего не скажешь,
между прочим, о других компонентах.
основная сила журналистики
- это прежде всего ее убедительность
и доказательность.
Читатель нынче
выражает откровенное желание сначала
проверить нас, а уж потом нам
поверить, и в этом смысле, смею заметить,
наши интересы совпадают с читательскими:
куда интересней работать, если необходимо
искать, а не выдавать готовые рецепты.
Оружие настоящего
журналиста - цифра, довод и факт,
что, конечно же, не исключает, а, скорее,
предполагает пользование сочным языком,
диалогом, "работающей" композицией
и при этом обязательное ведение
читателя путем своих мыслей.
без мысли мы – пусты
тайна оригинальности
писательского видения и
Не берусь перечислять
все составные части
Прежде всего
умение удивляться, без которого
нет и не может быть прелестной
"детской непосредственности",
нет радости общения с людьми
и жизнью, нет желания остаться
наедине с собой, то есть
желания думать, нет потребности
расширить собственный
И еще об одном
необходимом журналисту элементе, без
которого трудно прожить творческой
личности: о рабочем состоянии. Что
это такое для журналиста? Призыв
к самоограничению, к подвижничеству,
если угодно, к спартанскому образу
жизни. Проще говоря, когда все
окружающие безмятежно "наслаждаются",
"получают удовольствие", легко
отвлекаясь от различных забот, в
том числе профессиональных, журналисты
продолжают работать, их мозг постоянно
"отбирает" и фиксирует то, что
предназначено "на продажу" - должно
войти в будущий очерк, стать
репортажем и т. д.
Творческая личность
всегда работает.
Не в том дело,
удачен или неудачен получился этот
итоговый образ, созданный молодым
газетчиком, моим добрым приятелем, - рассказанное
иллюстрирует мысль о том, что
все увиденное нами, услышан-ное,
перечувствованное и пережитое,
должно идти в наши очерки, статьи, репортажи,
зарисовки. Конечная цель журналиста -
написать, поведать увиденное и пережитое
людям и миру.
мы должны стараться
идти не по следам событий, а рядом
с ними, быть не за пределами явления,
а наблюдать его изнутри, каких бы тягот
и самоограничений, каких бы сил это ни
стоило
Быть может, способность
удивляться вкупе с умением жить
в "рабочем состоянии" и есть
в итоге журналистский талант?
Замысел, по Далю, есть "намерение, задуманное дело", и я готов считать его первой стадией рождения темы. Кстати сказать, вовсе не обязательной, потому что не исключена ситуация, когда замысел и тема возникают не "в очередь", а одновременно. В этом случае тема поглощает замысел примерно так же, как ожог четвертой степени можно условно считать "поглотившим" ожоги первый трех степеней.
Но обычно между
замыслом и темой имеется
Каковы же источники
возникновения замысла? Мне
Разумеется, оба
источника накрепко
Информация о работе Валерия Аграновского "Вторая древнейшая"