Жанры деловой журналистики (на примере газет «Financial times» и «Белорусы и рынок»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 00:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы показать специфику использования жанров именно в деловой журналистике.
В качестве объектов исследования были взяты ведущие деловые издания Великобритании и Беларуси - «Financial times» и «Белорусы и рынок» за период с 01. 09. 2011 г. по 01. 12. 2011 г. Пресса Великобритании разнообразна.

Содержание

Введение
Раздел 1.Феномен деловой журналистики
1.1. Понятие деловой журналистики
1.2. Из истории деловой журналистики
Раздел 2. Жанры деловой журналистики
2.1. нформацтонные жанры деловой журналистики
2.2. Аналитические жанры деловой журналистики
Заключение
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.doc

— 196.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Республики Беларусь

Белорусский государственный  университет

Институт журналистики

Факультет журналистики

 

 

Кафедра зарубежной журналистики

и литературы

 

 

 

 

Жанры деловой  журналистики

(на примере  газет «Financial times»

и «Белорусы и рынок»)

 

 

 

 

 

Курсовая работа

студентки 12 группы 4 курса

Астапович Анны Владимировны

Научный руководитель:

Руденко А.А., доцент

 

 

 

 

МИНСК

2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Раздел 1.Феномен деловой журналистики

1.1. Понятие деловой  журналистики

1.2. Из истории деловой журналистики

Раздел 2. Жанры деловой журналистики

2.1. нформацтонные жанры деловой журналистики

2.2. Аналитические  жанры деловой журналистики

Заключение

Библиография

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В политические отношения включены далеко не все. В  нашей стране не все граждане обладают избирательным правом (например, те, кому не исполнилось 18 лет). Однако не подлежит сомнению то, что экономические отношения затрагивают  практически каждого. Плата налогов, трудоустройство, счет в банке, даже простой поход в магазин делают вас субъектом экономики.

Однако субъектами экономи мы становимся неосознанно  и часто не осознаем, какие законы, правила и закономерности определяют наше поведение в этой сфере.

Разобраться в  экономике или хотя бы тех ее сторонах, которые касаются каждого в повседневной жизни (увеличение заработных плат, снижение налоговых сборов) – вот задача деловых изданий..

Развитие системы  СМИ вызвало интерес исследователей к этому типу изданий. На протяжении десятков лет существования советской науки о СМИ изучение деловой прессы было предельно затруднено отсутствием образцов традиционных бизнес-СМИ в Советском Союзе. Причиной этого были специфические принципы функционирования экономики, кардинальным образом отличающиеся от капиталистических. С середины 1990-х годов появились публикации,анализирующие деловую прессу с точки зрения разных научных подходов. В историческом аспекте эту проблему изучали: Е.А. Ахмадулин, С.М. Гуревич, Б. И. Есин, Е. А. Корнилов, И. В. Кузнецов, С. Я. Махонина, Р. В. Овсепян, А. И. Станько.

Классификации деловых СМИ посвящены работы А. А. Грабельникова, В. С. Кулева, Е. И. Мордовской, Ю. В. Чермякина и др.

Общие тенденции  деловой прессы отражены в трудах О. А. Вороновой, Я. Н. Засурского. В 2005 году под редакцией Е. Л. Вартановой вышла книга «Экономика и менеждмент СМИ», а в 2007 году – «Экономическая журналистика».

Среди белорусских  исследователей этого сегмента средств  массовой информации следует отметить Е. А. Борисову, Д. Н. Дроздова, А. В. Потребина и др.

В работах вышеперечисленных  авторов рассмотрены современные тенденции развития отечественной и зарубежной медиаиндустрий, систематизирован комплекс знаний и навыков по деловой журналистике как для профессионалов-журналистов и сотрудников редакций, так и для студентов.

В данной работе делается акцент именно на жанры деловой журналистики. Ведь наряду с экономическими знаниями, сотрудники деловых изданий должны обладать умениями воплотить  эти знания в форме определенного жанра.

Цель данной работы показать специфику использования  жанров именно в деловой журналистике.

В качестве объектов исследования были взяты ведущие деловые издания Великобритании и Беларуси - «Financial times» и «Белорусы и рынок» за период с 01. 09. 2011 г. по 01. 12. 2011 г. Пресса Великобритании разнообразна. Здесь без труда можно найти качественный иллюстративный материал к любым журналистским теориям. Пресса Беларуси уступает в количественном плане журналистике Великобритании. Выяснить, какова разница между белорусскими и американскими деловыми издании в плане жанрового разнообразия, - вторая цель данной курсовой работы.

На пути достижения этой цели стоят следующие задачи:

    • дать определение понятию «деловая журналистика»;
    • выяснить правомерность существования наряду с понятием «деловая журналистика» таких понятий, как «экономическая журналистика» и «бизнес-журналистика»;
    • выяснить, какие группы жанров используются именно в деловой журналистике;
    • на примерах газет «The financial times» и «Белорусы и рынок» проанализировать специфику использования жанровых форм на страницах деловых изданий.
    • на примерах газет «The financial times» и «Белорусы и рынок» проследить различия в использований жанровых форм в деловой прессе великобритании и Беларуси.

 

РАЗДЕЛ 1. ФЕНОМЕН ДЕЛОВОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

    1. ПОНЯТИЕ ДЕЛОВОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

Деловая журналистика – широкое понятие. С этим связано множество его трактовок и определений.

Г. С. Виноградова  и С. М. Мельник дают следующее  определение: деловая журналистика – специфически обособленная сфера профессиональной деятельности, развитие которой обусловленоне только общественно-политическими, но и экономическими процессами, происходящими в мире и стране: глобализацией финансовых рынков, появлением доступных для анализа баз данных финансово-экономической информации (в частности, в интернете), отчетов коммерческих предприятий, фактов, отражающих существенные стороны развития предприятий. (ВИНОГРАДОВА)

Б. С. Мисонжников  определяет деловую журналистику как  «специализированный раздел общей  журналистики, ориентированный на создание делового издания, а именно газеты и журнала, главным приоритетом которого является политико-экономический анализ фактов и событий» (Канатова Л. «Класс деловых российских журналов еще не сложился»: интервью с М. Пинскером // СМИ-НН. 2002. 21 октября // www/smi-nn/ru?id=1048)

Конкретизации понятия «деловая журналистика» мешает и то, что наряду с этим понятие используются и такие, как «экономическая журналистика», бизнес-журналистика.

Д. П. Гавра разделяет  понятия деловая журналистики и  бизнес-журналистика. Деловая журналистика  - «это журналистика, связанная с обеспечением необходимой информацией субъектов экономического действия». (Гавра Д. П. Деловая журналистика: к определению понятия // средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: Межвуз. науч.-практ. конф., 24-25 апреля 2007г.: Сб. докл. СПб., 2007.)А таким субъектом является каждый человек, который вступает в какие-либо  экономические отношения. То есть в широком смысле деловая журналистика предназначена для всех уровней аудитории, в отличие от бизнес-журналистики, специализирующейся на субъектах предпринимательской деятельности.

Условно Д. П. Гавра  делит всю деловую журналистику на три уровня, исходя из адресатов:

    1. деловая журналистика в широком смысле – для всех уровней аудитории;
    2. деловая журналистика в расширенном смысле – экономическая журналистика;
    3. деловая журналистика в узком смысле – бизнес-журналистика для бизнес-субъектов.

Некоторые исследователи, например А. А. Грабельников, также разделяют  понятия «деловая пресса» и «деловая журналистика». Первая включает в себя издания, в которых активно используются журналистские тексты, особенно аналитические. Вторая же содержит газеты и журналы, где можно и не обнаружить журналистских текстов. Их заменяют биржевые сводки, котировки, прейскуранты, объявлени и реклама. Эти издания, как правило, обслуживают оптовую и розничную торговлю, а также сферу услуг. (Грабельников А. А. Виды деловой прессы России. Деловая пресса России: настоящее и будущее. М., 2000. С. 80)

Понятие «деловая журналистика» объемно. В широком  смысле – это освещение в СМИ вопросов, связанных с какими-либо процессами и тенденциями в бизнесе, экономике, промышленности, финансовой сфере.

Бурное развитие деловых СМИ в последние десятилетия  привело к их организации в  особую систему. В результате оформились два основных направления в деловой прессе: деловые издания и издания для деловых людей. Первые дают исключительно деловую информацию – новости и комментарии из сферы экономики. Вторые же обеспечивают деловых людей как деловой, так и другой необходимой информацией.

Большинство исследователей прессы делят всю деловую информацию на пять частей:

    1. экономическая информация;
    2. биржевая и финансовая информация;
    3. деловые новости;
    4. статистическая информация;
    5. коммерческая информация. (Мордовская Е. И. Деловые издания в системе периодической печати. Типоформирующие факторы, характер становления и развития: Автореф. дис. ... канд. Филол. наук. М., 1998. С.3)

В деловой периодике освещаются и политические события и новости из сферы культуры, однако, подаются они с прагматической точки зрения, в контексте того, как они могут повлиять на развитие экономики, на инвестиционный климат, состояние рынков товаров. Особенности аудитории диктуют требования к информации. Деловых людей, график которых весьма плотен, интересуют не слухи шоу-бизнеса, а события, влияющие на развитии бизнеса, объективный анализ социально-политических проблем. Аналитическую функцию, наряду с информационной, считатют важнейшей функцией бизнес-прессы.

Большинство теоретиков полагает, что деловая журналистика возможна в рамках своей реализации в качественных СМИ. Это, в свою очередь, сказывается на специфике и жанровых особенностях материалов деловых изданий.

 

    1. ИЗ ИСТОРИИ ДЕЛОВОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

Деловая журналистика  – феномен, корни которого можно при скрупулезном подходе найти в глубоком прошлом. Например, известный американский ученый Д. Форсит в своей книге об американской деловой журналистике 18-19 веков начинает описание истории деловой прессы с отсылки к временам пещерных людей, Древнего Вавилона и Египта. «История бизнес-коммуникаций следует за историей человеческих нужд. В смысле, что человек впервые заговорил  (или написал) для того чтобы обеспечить экономические потребности в пище, воде и тепле. По мере того, как его нужды становились более комплексными, усложнялись и коммуникации. Все это воздействовало на все виды письменных коммерческих посланий». Forsyth D. The business press in America. – Philadelphia, 1964. – P. 1 Исходя из этой точки зрения, предшественниками современных деловых изданий вполне можно считать документы (например, деловую переписку) времен античности.

В западных странах  ростки будущей деловой прессы появляются на ранних этапах развития журналистики – и в её рукописной, и в  её печатной ипостасях.Первые издания  отражали различные компоненты жизни общества, в том числе и те, которые вписываются в рамки исторически складывающихся хозяйственно-экономических укладов. Однако деловой в собственном смысле этого слова она станет гораздо позже.

Начало такого рода журналистика ведёт ещё со Средневековья, когда известные купеческие семейства общались между собой.

Так, западные исследователи  истории деловой журналистики считают, что родоначальники деловой журналистики в современном ее понимании – это семья Фуггеров. Финансовая империя Фуггеров, имевшая интересы во многих странах Европы и кредитовавшая европейских монархов, обладала хорошо разветвленной сетью торговых агентов в промышленных центрах Европы. Торговые агенты служили корреспондентами, собирая для Фуггеров информацию делового, политического и общего характера. Эти сообщения, определенным образом скомпонованные и аккуратно переписанные, стали «газетами» банкирского дома Фуггеров («Fuggerzeitungen») и имели хождение в Европе между 1568 и 1605 гг.

Рукописные  газеты Фуггеров не продавались свободно, а поставлялись только избранному кругу  получателей, в который входили  члены семьи Фуггеров, а также  клиенты банкирского дома. Замкнутый характер распространения фуггеровских «газет» не позволяет считать их прямыми предшественниками первых европейских газет, так как одним из характерных признаков газеты является свободный доступ к ее получению. (Михайлов, история мировой ж-ки) Однако преимущественно деловой характер предоставляемой ими информации положил начало зарождению деловой журналистики.

Из важных моментов в истории  становления и развития деловой журналистики стоит отметить следующие события:

1700 год – газеты Англии  и США стали публиковать информацию кораблях и их грузах;

1750 год – в США появляются «газеты–прейскуранты», в которых печатается перечень цен на товары, доступные в городе.

1793 год – в США появляетсяпервое  деловое издание «The New-Hampden Journal»;

Этап с 16 столетия до середины 18 столетия  – можно считать начальным этапом в развитии современных деловых изданий. Именно тогда были заложены основы системы деловой прессы в ведущих экономических центрах. Основными элементами таких систем были «прейскуранты», торговые и бизнес-новости в прессе общего интереса и изолированные примеры эссеистской журналистики и журналистики мнений.

Во второй половине 18 столетия  – первой половине 19 века эта система  деловой информации развивалась, преобразовывалась, появлялись новые типы изданий и т.п. Процесс этот происходил во многих странах и привел к тому, что к началу 19 века сложилась достаточно стройная структура деловых изданий. Анхель Арресе, испанский исследователь прессы, пишет в своей монографии «Экономическая и финансовая пресса»: «Вторая стадия (в

Информация о работе Жанры деловой журналистики (на примере газет «Financial times» и «Белорусы и рынок»)