Жанры деловой журналистики (на примере газет «Financial times» и «Белорусы и рынок»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 00:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы показать специфику использования жанров именно в деловой журналистике.
В качестве объектов исследования были взяты ведущие деловые издания Великобритании и Беларуси - «Financial times» и «Белорусы и рынок» за период с 01. 09. 2011 г. по 01. 12. 2011 г. Пресса Великобритании разнообразна.

Содержание

Введение
Раздел 1.Феномен деловой журналистики
1.1. Понятие деловой журналистики
1.2. Из истории деловой журналистики
Раздел 2. Жанры деловой журналистики
2.1. нформацтонные жанры деловой журналистики
2.2. Аналитические жанры деловой журналистики
Заключение
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.doc

— 196.50 Кб (Скачать файл)

развитии деловой прессы – А.В.) включает столетие, которое  заканчивается

кризисом 1929 года и депрессией 1930-х и знаменует появление основных моделей специализированных экономических изданий  – экономических  журналов (как потребительских, так и академических),  экономическо финансовых газет и деловых журналов». Arrese A. Economic and financial press. – Pamplona, 2001. – P.4.

1835 год – «The New York Herald» начинает печатать так называемую «денежную страницу» - первый раздей, посвященный бизнесу, в ежедневной газете.

С самого начала 19 века в  США и Великобритании получает развитие отраслевая деловая пресса (газеты и журналы, посвященныепроблемам железных дорог, молочной промышленности и др.). http://www.bizjournalismhistory.org/main_frame.htm

1851 год – в Лондоне  Пол Джулиус Рейтер открывает  свое агентство, цель которого  – передавать биржевые новости.

1856 г. – в Германии  вышла в свет «Франкфуртер  цайтунг». Изначально она представляла собой справочный листок, рассказывающий об акционерных предприятиях, получивших в то время широкое распространение. Позже газета стала печатать и политическую информацию. Виноградова

В 1882 году Чарльз Доу, Эдвард Джонс и Чарльз Бергстрессер организовали службу доставки новостей в инвестиционные компании Уолл-стрита, а в 1889 году стало выходить старейшее издание финансовой тематики The Wall Street Journal.

Первым деловым  журналистом считают Айду Тарбелл, которая в начале XX века писала о нефтяном гиганте Standard Oil. Среди продолжателей её традиций называют Ричарда Ламберта, одного из редакторов «Financial Times», создавшего школу журналистики, «выпускники» которой специализировались на экономике, бизнесе, финансах и маркетинге.

Журналистика  этого направления развилась  в планетарных масштабах лишь в 90-х годах XX века.

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 2. ЖАНРЫ ДЕЛОВОЙ  ЖУРНАЛИСТИКИ

Журналистская информация доходит до читателей  в определенных жанровых формах. Каждый жанр в журналистике имеет свою содержательную и формальную специфику. Различные элементы внутри жанра находятся в динамичном взаимодействии. В структуре жанра можно наблюдать устойчивое и изменчивое. Жанр сохраняет на протяжении долгого времени такие качества, как постоянство структурно-композиционных и стилистических признаков, однако под воздействием исторических условий жанр может приобретать или утрачивать те или иные свойства. (Мельник, Г., Тепляшина, А. Основы творческой деятельности журналиста/ Г. Мельник, А. Тепляшина. –  СПб.: Питер, 2004. – 272 с. – С.21.)

Глобальные  изменения последних десятилетий  во всех сферах жизни нашли отражение  в трансформации содержания и  формы современных СМИ Жанроообразование – живой процесс.. Отдельные новые журналистские тексты выходят за рамки жанровых признаков. Это вызывает в среде теоретиков споры о синкретичности жанров, их смешении, стирании границ между ними.

Новые предметные грани действительности, как пишет  В. В. Ученова, ставят переж журналистом  новые информационные задачи. Осознавая и творчески осваивая процесс развития жанров, важно не терять из виду, что за внешне нагляжными метаморфозами жанров происходит многомерное сочетание, пересечение и взаимодействие методов журналистского познания, репортерского поиска, приемов исследования, и именно в этих, спрятанных в глубине строки, взаимодействиях обнаруживаются многие «секреты» эволюции традиционных жанровых форм. (Ученова В. В. Метод и жанр: диалектика взаимодействия // Методы журналистского творчества. М., 1982. С. 89.)

Основаниями для дифференциации жанров служат:

  • предмет отображения (масштаб рассмотрения);
  • тип жизненного материала;
  • функция, которую они выполняют;
  • характер и свойства отображаемого объекта;
  • своеобразие отображаемых предметов и явлений, степень проникновения в действительность;
  • применяемые методыи приемы в отражении действительности. (Виноградова)

А. А. Тертычный  разделяет три группы журналистских  текстов в зависимости от уровня глубины проникновения познающего субъекта в объект:

    1. первые фиксируют очевидные характеристики (инфомационные жанры);
    2. вторые направлены на проявление глубинных взаимодействий – мотивов, интересов, намерений, действий различных социальных сил, личностей, выявление противоречий, оценку значимости различных феноменов (аналитические жанры);
    3. третьи в образно-художественной форме обобщают познанное (художественно-публицистические жанры). Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М.: Аспект-пресс, 2000

На наш взгляд, система журналистских жанров наиболее разработана и шароко представлена в учебном пособии А. А. Тертычного «Жанры периодической печати». Поэтому в данной главе при перечислении жанров журналистики будем пользоваться именно этим теоретическим трудом. Неуместно в данной работе перечислять все жанры журналистики, необходимо сосредоточиться на жанрах, которые используются именно в деловой журналистике.

Все жанры журналистики делятся на три большие группы: информационные, аналитические, художественно-публицистические. Осообенностью деловой журналистики является то, что худажественно-публицистические жанры вытеснены со страниц деловой прессы. Поэтому в следующих главах рассмотрим на примерах особенности информационных и аналитических жанров деловой журналистики.

 

    1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЖАНРЫ ДЕЛОВОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

В большинстве  своем деловая журналистика носит аналитический характер. Дать верный прогноз, ответить, почему произошли те или иные события куда важнее, чем сообщить сухие факты. Поэтому в деловой журналистике преобладают аналитические жанры, скудно представлены информационные, и совсем отсутствуют художественно-публицичтические.

Из информационных жанров в деловой журналистике наиболее типичными являютя (по Г. С. Виноградовой и С.М. Мельник):

  • Хроника.

 

С клиентских счетов MF Global могло пропасть в общей сложности $1,2 млрд, что вдвое больше суммы, которая называлась ранее. («Finansial times» от 05. 11. 2011 г.) 
 
 

  • Заметка. «Взлет котировок дал США надежду» («Financial times» от 30. 11. 2011 г.)

Фондовые  торги в США в последний  день осени завершились небывалым  ростом. Взлет котировок последовал за решением мировых финрегуляторов удешевить для коммерческих банков покупку американской валюты. Также на него повлияли позитивные новости из Китая.

По  итогам торгов на фондовой бирже Нью-Йорка  все три ключевых показателя деловой  активности – Dow Jones, Nasdaq и Standard & Poor’s 500 – прибавили по 4%. Как отмечает НТВ, эта торговая сессия стала самой успешной с марта 2009 года.

Накануне  шесть мировых финансовых регуляторов  – ЕЦБ, центробанки Великобритании, Швейцарии, Японии и Канады, а также ФРС США договорились о скоординированных действиях по предоставлению ликвидности мировой финансовой системе. В частности, было решено удешевить для коммерческих банков покупку американской валюты. Эта мера сделает доступнее кредиты для предприятий и населения и снизит давление европейского долгового кризиса на банковский сектор.

Основой заметки  в деловой журналистике служат факты, часто выраженные в конкретных цифрах, которые выносятся в заголовок  или лид. Например:

    • «Национальный банк снизил курс белорусского рубля по отношению к доллару за месяц всего на 1,7%» («Белорусы и рынок» от 04. 12. 2011 г.)
    • «Доход в размере 2,5 млрд. USD от продажи 50% акций ОАО "Белтрансгаз" на прошедшей неделе поступил в золотовалютные резервы Беларуси» (там же)
    • «Количество сделок с недвижимостью в крупнейших городах Китая упало на 30%, до критически низкого уровня, что оказывает существенное влияние на мировую экономику и может привести к кризису» («Finansial times» от 22. 11. 2011 г.)
  • Отчет. «Уточнен порядок возмещения командировочных» («Белорусы и рынок» от 28. 09. 2011 г.)

Постановлением  Минтруда и соцзащиты от 14.09.2011 № 87 внесены изменения в Инструкцию о порядке и условиях предоставления гарантий и компенсаций при служебных  командировках за границу, утвержденную постановлением Минтруда и соцзащиты от 30.07.2010 № 115.

Ранее при командировании работников любых  организаций за границу оплата расходов по найму жилого помещения (исключая время нахождения в пути) при отсутствии подтверждающих документов осуществлялась в размере 5% от нормы расходов по найму жилого помещения. Теперь при отсутствии документов, подтверждающих затраты, работникам коммерческих организаций и ИП разрешено возмещать расходы по найму жилого помещения в размере, не превышающем 20% от установленной нормы расходов по найму жилого помещения. Правда, на то должна быть воля нанимателя, поскольку именно он будет устанавливать конкретный размер оплаты таких расходов.

Кроме того, уточнен порядок выплаты  суточных при командировках за границу. В частности, определено, что возмещение суточных производится в иностранной валюте по нормам, установленным для государства, в которое работник направлен в командировку, только за время его пребывания за границей с включением дня отъезда из Беларуси и дня возвращения. А чтобы не запутаться с определением дней отъезда и прибытия, установлено, что днем отъезда (выбытия) считается день отправления (выезда) пассажирского транспорта, которым работник направлен в командировку из нашей страны, а днем прибытия — день приезда указанного транспорта в Беларусь согласно проездным документам. При отправлении транспорта до 24 часов включительно днем отъезда (выбытия) признаются текущие сутки, а с 0 часов и позднее — последующие сутки.

Что касается работников, направленных в командировку на легковом автомобиле, а также водителей, осуществляющих международные автомобильные перевозки грузов и пассажиров, и лиц, командированных вместе с ними, то для них днем отъезда (выбытия) из нашей страны и днем прибытия в РБ будут считаться дни пересечения границы Беларуси. Уточнен и порядок возмещение суточных при командировании водителей, осуществляющих международные автомобильные перевозки грузов, и лиц, командированных вместе с ними, в несколько иностранных государств с транзитом через Республику Беларусь.

Это наиболее характерные  для деловой журналистики информацтонные жанры. Наверное, главной особенностью, является нехарактерность репортажного жанра – основного жанра журналистики – в деловых изданиях.

 

    1. АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ ДЕЛОВОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

Переходим к  группе аналитических жанров.

Именно аналитическая  площадка, по мнению В. Л. Иваницкого(Экономическая тема в экономических изданиях: проблемы становления // Журналист. 2007. №1. С. 28), сохраняет репуиационный капитал делового издания. Именно аналитические материалы вызывают наибольший интерес у рекламодателей. 80% поступлений в бюджет составляют модули рекламы на аналитической площадке деловых изданий, там, где располагаются наиболее популярные обзоры.

К базовым характеристикам аналитических текстов деловой журналистики относятся:

  • факт ложится в основу как информационного, так и аналистического сообщения.

Рейтинг путина может упасть до уровня ельцина конца 90-х. («Financial times» от 25. 11. 2011г.)

С 2013 года наценка для "Белтопгаза" будет увеличена на уровень инфляции. («Белорусы и рынок» от 05.12. 2011 г.)

  • источник – в этой сюжетной схеме достоверный факт ссылается на источник егопроисхождения.

По данным Белстата, на 1 октября долг "Белтрансгаза" перед "Газпромом" составлял 106,7 млн. USD.  («Белорусы и рынок», от 28. 11. 2011 г.)

  • мнение – частное мнение отдельного субъекта может быть самоценным сюжетом.

Экономисты ведущих мировых банков полагают, что распад зоны евро вполне возможен. Согласно опросу, проведенному газетой Financial Times, подавляющее большинство из них считает, что вероятность такого сценария составляет от 10 до 30 процентов. («Financial Times» от 05. 12. 2011 г.)

По мнению главы Сбербанка, до конца текущего года в Беларуси будут сформированы все предпосылки для того, чтобы сделать шаги по либерализации валютного рынка, при этом он подчеркнул, что "необходимо создавать рыночные механизмы на валютном рынке, снять как можно больше ограничений, и ситуация, без сомнения, будет решена". («Белорусы и рынок» от 21.11.2011 г.)

  • проблема. В некотором смысле обозначение проблемной ситуации является целью при написании аналитического текста.

Италия  утратила способность обслуживать  свой госдолг. («Financial Times» от 15.11. 2011 г.)

Инфляци по итогам 10 месяцев достигла 88, 7% («Белорусы и рынок» от 8.11.2011 г.)

  • причина-следствие. Выясняется, что предшествовало нынешней ситуации или современномо состоянию объекта, и какой механизм причинно-следственной связи привел к этому.

Информация о работе Жанры деловой журналистики (на примере газет «Financial times» и «Белорусы и рынок»)