Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 13:35, доклад
Система средств массовой информации – совокупность средств массовой информации, имеющих необходимое и достаточное количество функций, позволяющих удовлетворять информационные (коммуникационные, партиципарные*) потребности личности, всех групп населения, государства, общества в целом.
Современная система журналистики состоит из подсистем: печать, радиовещание и ТВ.
1. ЖУРНАЛИСТИКА КАК СИСТЕМА СМИ
СИСТЕМА
СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ – совокупность
средств массовой информации, имеющих
необходимое и достаточное
СМИ представляют
собой систему по форме организации
и по функциям, которые они выполняют
в общественном пространстве. Системность
– это тот принцип, опираясь на
который и производят основной анализ
деятельности журналистских средств
и форм воздействия на аудиторию.
СМИ представляют собой систему
по форме организации и по функциям,
которые они выполняют в
Современная
система журналистики состоит из
подсистем: печать, радиовещание и ТВ.
Функционирование обеспечивают информационные
агентства и пресс-службы, производственно-технические
службы и средства связи, транспорта
и доставки, книготорговля, учебно-научные
центры. К системе примыкает система
устных форм м.и. (митинги), работа кинопроката,
выставки, плакаты. В условиях становления
информационного рынка в
(Первая лекция по Берлин)
Система СМИ. Разнообразные в типологическом отношении средства информации в совокупности образуют целостную систему журналистики. В структурном плане ее представляют три группы средств информации:
- печатная пресса: газеты, журналы, еженедельники (газетного и журнального типов), дайджесты, бюллетени, повременные календари;
- аудиовизуальные СМИ - радио, телевидение (эфирное и кабельное), документальное кино, видеовещание; особую, промежуточную подгруппу образует телетекст;
- информационные
службы — телеграфные
2. Социальная журналистика — это вид журналистики, объектом которого выступают конкретные люди, их группы и общество в целом, а также их взаимодействие. Целью социальной журналистики является поддержание стабильности в обществе[1][2][3]. Это направление социальной журналистики занимается освещением социальных проблем, то есть тех, которые связаны с противоречиями внутри общества[4].
Социальная журналистика в России
В нашей стране выделение социальной журналистики как самостоятельного вида журналистской деятельности (в современном понимании) обозначилось лишь в конце XX-начале XXI века, когда в развитии социальной журналистики совершился поворот к проблемам человека[5].
Социальная журналистика была невозможна в СССР, но затопила эфир в Перестройку. Мы узнали о том, что у нас есть тюрьмы, в том числе для женщин (в одном из первых номеров русского Cosmopolitan был репортаж из женской колонии), больницы и дома престарелых, обитатели которых никому не нужны (из незабываемых репортажей Ольги Богушевской в «Московском комсомольце»), карательная психиатрия (из знаменитой статья Панюшкина в журнале «Столица»); узнали и о других признаках социального неблагополучия. Постперестроечные читатели окрестили все это «чернухой». Вскоре социальная журналистика была вытеснена «глянцем», не допускавшим безрадостных тем, а «чернуха» художественно осмыслилась и заняла свое почетное место на телевидении, где и присутствует в максимально нерефлексивном виде.
— Из описания проекта "Новая социальная журналистика"[1]
В последние пять лет в России появились журналисты, которые адекватно рассказывают обществу о нем самом[6]. Основные тенденции и приемы новой социальной журналистики:
новости с человеческим лицом;
ситуативный анализ с выходом на практические рекомендации;
публикация читательских писем ;
согласование позиций, общественная экспертиза;
дискуссия [7].
Среди современных изданий с «человеческим лицом» исследователи называют «Новую газету», «Русский репортер», «Большой город»,«Известия», «Российскую газету»[8]. Многие университеты вводят в учебный план специальные курсы по социальной журналистике[9]. Исследованием социальной журналистики в России занимаются Т. И. Фролова, И. М. Дзялошинский, С. Г. Корконосенко.
Предмет и задачи социальной журналистики
Предмет социальной журналистики - это пространство человека во всем многообразии его отношений: с другими людьми, с социальными институтами, с самим собой[1]. Понимание «социального» достаточно широко: оно не сводится исключительно к проблемам социально незащищенных слоев общества, но при этом и не расширяется до бесконечности, ограничиваясь отношениями. К предметам социальной журналистики можно отнести информацию о состоянии всего общества или отдельных его групп (национальных, возрастных, профессиональных и так далее) о взаимодействии различных общностей людей, об изменениях в этих взаимодействиях, а также отдельную человеческую личность и ее проблемы.
Основная задача социальной журналистики - поддержание стабильности и устойчивости социальных отношений[10]. На ее осуществление направлены следующие задачи:
помогать одному человеку в конкретной ситуации, рассказать о прецеденте решения проблемной ситуации и стремиться к выработке алгоритма решения той или иной проблемы;
открывать
новые темы и проблемы для обсуждения,
отслеживать изменения, давать им оценку,
осваивать новые жизненные
создавать
возможность для выражения
давать полную информацию о состоянии социальной сферы, вырабатывать общую позицию по назревшим проблемам, подвергать общественной экспертизе все законопроекты и решения с точки зрения их социальных последствий, реально участвовать в формировании и осуществлении социальной политики;
поддерживать
равновесие интересов, представляя
и обосновывая позиции
помнить о нравственной оценке событий, поступков, высказываний, морально поддерживать людей и помогать преодолевать чувство одиночества и безысходности, рассказывать об опыте других людей, напоминать, что всегда есть возможность помочь другому, всегда ставить идеи гуманизма и добра выше ситуативных интересов отдельных групп
Критерии социальной журналистики
социально значимая (в широком смысле) тема материала: «все межчеловеческое, то есть все то, что связано с совместной жизнью людей»[11];
поддержание стабильности и устойчивости социальных отношений;
деятельность с целью помочь обществу, группам людей;
объективность, множественность точек зрения на обсуждаемую тему.
Таким образом, в центре социальной журналистики находитсячеловек, личность, со своими проблемами и желаниями, со своей жизнью[2].
Источники социальной информации
Специалисты
советуют в социальной журналистике,
как и в других ее видах, использовать
максимально возможное
власть, чиновники;
общественные организации;
политические партии и профсоюзы;
специалисты: от художников, спортсменов и букинистов — до сварщиков, врачей, космонавтов;
силовые структуры;
бизнес;
юристы;
интернет, агентства, досье, ар
друзья, соседи, родственники;
источник-сюрприз (это известные люди - артисты, писатели, спортсмены, шоумены и так далее, задача которых – привлечь внимание к материалу);
люди, с которыми что-то произошло или может произойти, а также их друзья, соседи, родственники[12].
Исследователи социальной журналистики подчеркивают особую важность последнего источника, поскольку именно личность делает материал социальным.
Роль автора в социальной журналистике
Существует две точки зрения на функцию журналиста-автора:
автор социально-журналистского
материала должен лишь указать на
проблему, представить различные
взгляды на нее, осветить происходящее
с максимально возможной
автор должен не только описать проблему, но и попытаться найти из нее выход[12].
Узкое определение социальной журналистики
Часто под
социальной журналистикой понимают
статьи и сюжеты о социально незащищенных
общественных группах и их проблемах.
В этом случае героями материалов
являются сироты, пенсионеры и т.п., а в центре обсуждения - проблемы
роста цен, безработицы,здравоохранен
4. Общественное мнение - специфическое проявление общественного
сознания, выражающееся в оценках (как
в устной, так и в письменной форме) и характеризующее
явное (или скрытое) отношение больших
социальных групп (в первую очередь большинства
народа) к актуальным проблемам действительности,
представляющим общественный интерес.
Социология общественного мнения - область
социологических исследований, где предметом
анализа выступают содержание высказываний
общественного мнения, активность его
функционирования и всеобщие (характеризующие
данный тип общества) и специфические
(связанные с развитостью демократических
гарантий) мнения. В официальном советском
обществоведении выдавалось за то общественное
мнение, которое в условиях развитых демократий
функционирует в качестве самостоятельного
института общественной жизни.7 Так, в
«Рабочей книге социолога» общественное
мнение рассматривалось всего лишь как
«отношение населения к тому или иному
явлению, объекту или ситуации"1 Вопрос
о том, высказывается ли это отношение
публично или это некое молчаливое отношение,
которое в лучшем случае может быть зафиксировано
социологами в ходе анонимного опроса,
зачастую оставался непроясненным. А в
некоторых работах (как, например, в «Философском
энциклопедическом словаре») и прямо говорилось,
что общественным мнением считается не
только явное, но и скрытое отношение людей
к событиям и фактам социальной деиствительности2.
Такая подмена понятий, с одной стороны,
позволила включить проблематику общественного
мнения в сферу исследований советского
обществоведения и способствовала созданию
серьезного методологического задела
в этой области а с другой - внесла теоретическую
путаницу, последствия которой ощущаются
до сих пор3.
Дело в том, что общественное мнение существует
не в любом обществе, так как оно не есть
просто сумма тех частных мнений, которыми
люди обмениваются в узком, частном кругу
семьи или друзей. Общественное мнение
- это такое состояние общественного сознания,
которое выражается публично и оказывает
влияние на функционирование общества
и его политической системы. Именно возможность
гласного, публичного высказывания населения
по злободневным проблемам общественной
жизни и влияние этой высказанной в слух
позиции на развитие общественно-политических
отношений отражает суть общественного
мнения как особого социального института.
Под социальным институтом понимается
система отношений, имеющих устойчивый,
т.е. гарантированный от случайностей,
самовозобновляющийся характер4. Применительно
к общественному мнению речь идет о том,
что в обществе сложился и стабильно функционирует
особый механизм реагирования на социально
значимые проблемы путем высказывания
по ним суждений заинтересованными слоями
населения. Такая реакция населения носит
не случайный, спорадический характер,
а является постоянно действующим фактором
общественной жизни. Функционирование
общественного мнения как социального
института означает, что оно действует
в качестве своего рода «социальной власти»,
т.е. «власти, наделенной волей и способной
подчинять себе поведение субъектов социального
взаимодействия»5. Очевидно, что это возможно
лишь там, где, во-первых, существует гражданское
общество, свободное от диктата политической
власти, и, во-вторых, где власть считается
с позицией общества. В этом смысле мы
говорим об общественном мнении как об
институте гражданского общества.
Научная традиция, связывающая существование
в обществе института общественного мнения
со свободой в общественной жизни, идет
еще от Гегеля, который, в частности, писал
в «Философии права»: «Формальная субъективная
свобода, состоящая в том, что единичные
лица как таковые имеют и выражают свое
собственное мнение, суждение о всеобщих
делах и подают совет относительно них,
проявляется в той совместности, которая
называется общественным мнением»6. Подобная
свобода возникает лишь в обществе, в котором
существует не зависящая от государства
сфера частных (индивидуальных и групповых)
интересов, т.е. сфера отношений, составляющих
гражданское общество.
Общественное мнение в его современном
значении и понимании появилось с развитием
буржуазного строя и формированием гражданского
общества как сферы жизни, независимой
от политической власти. В средние века
принадлежность человека к тому или иному
сословию имела непосредственное политическое
значение и жестко определяла его социальную
позицию. С зарождением буржуазного общества
на смену сословиям пришли открытые классы,
состоящие из формально свободных и независимых
индивидов. Наличие таких свободных, независимых
от государства индивидов, индивидов-собственников
(пусть даже это собственность только
на свою рабочую силу) – необходимая предпосылка
формирования гражданского общества и
общественного мнения как его особого
института.
В условиях тоталитарного режима, где
все социальные отношения жестко политизированы,
где нет гражданского общества и частного
индивида как субъекта независимого, т.е.
не совпадающего со стереотипами господствующей
идеологии, гласно выражаемого мнения,
там нет и не может быть общественного
мнения. В этом смысле наше общественное
мнение - это дитя эпохи гласности, имеющее
очень небольшой по историческим меркам
опыт существования. За годы перестройки
наше общество очень быстро прошло путь
от приказного единомыслия через так называемые
гласность и плюрализм мнений к реальному
политическому плюрализму и свободе слова.
За этот период сформировалось и независимое
в своих оценках и суждениях общественное
мнение.
Функции общественного мнения: результативно-
воспитательная (моральная, контрольная,
нормативная, аналитическая, консультативная,
оценочная и др.)
5. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО
СОЗНАНИЯ
Одной из категорий, характеризующих жизнь
общества, является категория общественного
сознания. При этом среди ученых нет единства
в отношении этой категории. Проблема
связана с различным пониманием исходного
понятия — сознание.
Большинство
представителей классической философии
разделяли представление о
Вместе с тем современная психология столкнулась с тем, что далеко не все, что относится к знанию, осознается. Знания — это не только то, что я знаю, но о чем в данный момент не думаю и потому не сознаю, но и то, что я могу легко сделать достоянием своего сознания, например припомнить мое знание теоремы Пифагора, фактов моей биографии и т. д.
Ряд философов в качестве главного признака сознания выделяют не знание, а направленность на определенный объект. Суть этого заключается в следующем: человек может ничего не знать о каком-либо объекте, но, если он выделяет его, направляет на него свой интерес, этот объект становится объектом сознания.
Наиболее широко распространено в философии и психологии понимание сознания как самосознания, самоотчета. Оно связано с теорией английского философа Дж. Локка о двух источниках знания: ощущениях, связанных с внешним миром, и рефлексии как наблюдении ума за собственной деятельностью. Последняя, по Локку, и есть сознание. Сознание при таком понимании выступает как специфическая реальность, особый внутренний мир, который субъект познает. Способом познания является самовосприятие, которое может проявляться в форме самонаблюдения.
Еще одной точкой зрения на сущность сознания являлось понимание его как совокупности идей — индивидуальных или коллективных. Именно в этом значении употребляли термин «сознание» Г. Гегель и К. Маркс, говоря об общественном сознании, классовом сознании. Понятие общественного сознания нашло широкое применение в философии марксизма.
Развитие
философского знания способствовало расширению
понимания общественного