Журналистика как система СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 13:35, доклад

Краткое описание

Система средств массовой информации – совокупность средств массовой информации, имеющих необходимое и достаточное количество функций, позволяющих удовлетворять информационные (коммуникационные, партиципарные*) потребности личности, всех групп населения, государства, общества в целом.
Современная система журналистики состоит из подсистем: печать, радиовещание и ТВ.

Вложенные файлы: 1 файл

ответы по журналистике 3 курс.docx

— 66.37 Кб (Скачать файл)

Формирование  общественного сознания есть сложный  процесс, в котором проявляется  сильное влияние двух факторов.

С одной  стороны, в общественном сознании, духовной жизни общества отражаются интересы и деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей в  новых идеях, научных знаниях, нравственном совершенствовании членов общества, удовлетворении чувства прекрасного, возвышенного. С другой — необходимо, чтобы идеи, теории, взгляды, нормы  морали, научные знания находили широкое  распространение, оказывали влияние  на все общество. Эту функцию выполняют школы, вузы, средства массовой информации, политические партии и общественные движения и организации.

Следует отметить, что хотя общественные идеи и другие элементы общественного  сознания носят нематериальный характер, однако они функционируют в обществе, влияют на сознание отдельных людей, групп, объединений при помощи различных  знаковых систем.

Ученые  признают относительный характер общественного  сознания. Дело в том, что многие идеи, взгляды людей, их нравственные убеждения обладают значительной устойчивостью, живучестью и довольно долго сохраняются  в сознании людей, их поступках. Они  могут сохраняться даже тогда, когда  уже нет тех объективных условий, тех общественных отношений, на базе которых они возникли. Бывает это  потому, что изменение взглядов, убеждений людей происходит не сразу, как только изменяется, например, экономическое  бытие или политические отношения. Сознание людей, их идеи, взгляды отстают  от общественного бытия и могут  в течение определенного времени  не соответствовать ему. В случае такого отставания речь идет либо о  так называемых «пережитках» прошлого в сознании людей, либо о сохранении традиций. Так, как вам известно, довольно долгое время после отмены крепостного права часть крестьянства с трудом привыкала к новым  экономическим и социальным реалиям. Вспомните хотя бы героя пьесы  А. П. Чехова «Вишневый сад» Фирса, который просто называет это событие несча150 стьем или бедой. Идеи и взгляды людей могут и опережать реальные условия, тогда говорят о том, что такие идеи выражают социальные мечты, прогнозы, предвидения. Подобные прогнозы социалистов-утопистов известны вам из курса истории.

Общественное сознание обладает преемственностью всего лучшего, полезного и необходимого, что  было в духовной жизни старого  общества. Преемственность наглядно проявляется в науке, морали, традициях народов. Многие проявления общественного сознания взаимодействуют между собой, сами оказывают сильное воздействие друг на друга. Так, например, эстетические вкусы и пристрастия людей тесным образом связаны с их нравственными идеалами. Чаще всего идеал красоты одновременно является для людей и идеалом добра, и, наоборот, то, что связано с нравственным идеалом, оспринимается как прекрасное.

Общественное сознание активно воздействует на всю жизнь  общества. Однако это воздействие проявляется не само по себе, а через деятельность людей. При этом действия людей могут оказывать на жизнь общества как прогрессивное, так и тормозящее воздействие. Это происходит потому, что в любом обществе имеются разные идеи — новые и старые, передовые и консервативные; такое положение, безусловно, сказывается на состоянии общественного сознания. 

6. Социальные роли журналистики.

Журналистика – деятельность, направленная на сбор, обработку и передачу социально важной информации читательской аудитории при помощи специальных средств.

Обычно выделяют 5 осн ф-ций: инф-я, просветительская, воспитательная, регулятивная,гедонистич-я. Но можно сказать, что  Основная функция журналистики – социальная. Чтобы раскрыть эту ф-ю, нужно рассм-ть социально-ролевую хар-ку журналистики. (Основы журналистики. С.Г. Корконосенко).

Журналистика связана  с политической, экономической, социальной, духовной жизнью. В каждой из этих сфер она  играет определенную роль: в политической: регулирующая роль.участвует в процессах управления обществом. в экономической: производственно-экономическая роль, товарная сущность ЖР. Процесс оплаты материала. в социальной: информационно-коммуникативная роль. Роль прессы связана с процессами социализации индивидов, групп населения и целых поколений- усвоением ими социально-культурного опыта предш-ов и включением в контекст обществ отн-й. в духовной: духовно-идеалогическая роль. Просвещение, убеждение. воздействие на идеологическое, морально-нравственное, художественно-эстетическое содержание общественной жизни.            

Журналистика по своей природе социальна и поэтому призвана осуществлять свою деятельность во имя максимально полного взаимодействия различных сегментов аудитории. Журн-ка ф-ет в системе многообразных социальных интересов, что предполагает работу со всеми социальными группами.

Социальная значимость материалов в журналистике выражается в том, что на первый план в журналистском творчестве (применительно к общественно-политическим СМИ) выходят темы, которые интересуют не узкий аудиторный сегмент, а подавляющую часть населения. Речь в данном случае идет преимущественно не о том, что писать (поскольку практически любая тема может иметь общественно значимый характер), а о том, как это делать. «Среднестатистический» человек всегда будет в большей степени интересоваться вопросами своего здоровья, безопасности, личного благополучия, нежели вопросами «большой» политики, экономики и т. д.

Корконосенко: «Журналистике свойственна социальная активность (и энергичное влияние на общественную жизнь). Сущность ролевой характеристики как раз и заключается в выявлении ряда социальных обязанностей, которые пресса выполняет в соответствии с общественными запросами и ожиданиями»

Прохоров: «Функции журналистики. Исходная функция: коммуникативная  – функция общения, налаживания  контакта. Непосредственно-организаторская  функция журналистики – социальная роль журналистики как «четвертой власти». Идеологическая (социально-ориентирующая) функция: о влиянии журналистики на формирование общественного мнения, мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, поведение. Культурно-образовательная функция: роль журналистики как одного из институтов культуры в пропаганде и распространении высоких культурных ценностей, воспитание людей на образцах общемировой культуры. Рекламно-справочная функция: удовлетворение утилитарных потребностей в связи с миром увлечений разных слоев аудитории (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы). Рекреативная функция – создание определенных видов журналистских продуктов в целях развлечения, снятия напряжения, получения удовольствия.»

7.  С.Н.Корконосенко функциями журналистики называет совокупность ее социальных ролей. Сущность ролевой характеристики заключается в выявлении ряда социальных обязанностей, которые пресса выполняет в соответствии с общественными запросами и ожиданиями. Эти обязанности она выполняет в различных системах: экономике, политике, социальной жизни и духовной жизни. И в каждой из этих систем журналистика функционирует по законам этой системы. Петербургская школа журналистики выделяет следующие функции: - Производственно-экономическую, -Регулирующую, - Информационно-коммуникативную, - духовно-идеологическую. Роли тесно взаимосвязаны и объединены в единый общественный организм. Функции журналистики характеризуют совокупность ее обязанностей и выполняемых ею задач, способ жизнедеятельности в обществе (определение Е.П.Прохорова). Московская школа журналистики выделяет следующие функции: - Коммуникативная (устанавливает контакт между журналистом и аудиторией, после чего возможна реализация любых других функций), - Идеологическая, и - Культурно-образовательная (ответственны за формирование мировоззрения аудитории СМИ на научном уровне миропонимания), - рекламно-справочная (формируют миросозерцание, то есть картину мира на чувственном уровне - журналистика помогает человеку организовать свой быт), – рекреативная (эмоциональную сферу человека); -организаторская (подводит итог журналистской деятельности, представляя собой достигнутые ею результаты). 

 

Коммуникативная функция. Рассматривая образ жизни высших биологических существ – животных и человека, нужно отметить, что в нем выделяется две стороны: контакты с природой (деятельность) и контакты с живыми существами (обмен информацией, или коммуникация). Общение с использованием речи называется вербальным, а без использования – невербальным. Первое основывается на втором. Согласно классификации Немова, у общения три аспекта. Содержание – это информация, которая передается при общении от одного живого существа к другому (обмен знаниями, состояниями, целями, интересами и т.д.). Цель общения – то, ради чего у человека возникает данный вид активности (потребности: гносеологические, практические, оккизитивные, пугнические, гедонические, глорические, романтические, эстетические и т. д.). Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Все эти виды общения, которые в зависимости от содержания выделяют психологи, присутствуют в массовой коммуникации, которой занимается журналистика. Массовая коммуникация играет весьма важную роль в формировании психологически высокоразвитого человека. Психологически высокоразвитый человек отличается от менее развитого не только выраженной потребностью в общении с разными людьми, но также богатым содержанием, множественностью целей и широким выбором средств общения. В философии коммуникация выступает как самоидентификации, то есть отнесением себя к тому или иному социальному слою, группе единомышленников. Итак, для журналистов коммуникация предстает как интегрированная форма всех выше представленных пониманий. Это универсальная формула построения коммуникации (сформул. Лассвел, 1948г.): адресант – канал связи – адресат, над КС сообщение, под – результат.  По сути дела это схема и современной массовой коммуникации, при условии наличия в ней обратной связи: от Адресата к Адресанту. Адресантом выступает редакция, а Адресатом – аудитория. К каждому из этих 5 составляющих предъявляются определенные требования, выполнение которых обеспечивает успех коммуникации. Эти требования подробно анализирует специальная наука, которая называется коммуникативистика. С ее основами журналист должен быть знаком.

Идеологическая функция. Идеология – логически обоснованная идея: объясненная, аргументированная, представленная в соответствующих образах. Идеология – (по словарю Ожегова) система взглядов, идей, характеризующих какую-нибудь социальную группу, класс, политическую партию. А в философском словаре под идеологией понимается система взглядов и идей: политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных, философских. Журналистика как идеологический инструмент стремится укрепить в своей аудитории определенный тип сознательности как единства сознания  (внутренняя модель внешнего мира) и самосознания (осознание своего места в этом мире). Прохоров предлагает схему массового сознания. Три кружочка: большой (общественное мнение), в нем поменьше (историческое сознание), во втором еще поменьше (делится на 2 равные части: мировоззрение и миросозерцание). Мировоззрение – это и картина мира в массовом сознании. Миросозерцание - художественное мировоззрение мира, духовное его постижение. Можно с помощью городской газеты, которая постоянно дает на первой полосе огромные фотографии со сценами убийств и насилий, создать впечатление у горожан, что они живут в мире беспросветного насилия. Достаточной устойчивостью обладает и историческое сознание масс, которое формируется также с помощью журналистики в числе другим средств и методов. Для журналистики характерно ее наибольшее желание связать прошлое не только с настоящим, но и определить возможные тенденции развития событий и процессов. Общественное мнение – это реакция массового сознания на современную жизнь в ее конкретных проявлениях. Реакция, которая во многом зависит от мировоззрения, миросозерцания и исторического сознания масс. Поэтому каждая малая информационная форма – это не просто штрих действительности, но кирпич в основание фундаментальных представлений. Общественное мнение - это отраженная в общественном сознании система конкретных ситуаций и представлений о том, что, для чего и как должно быть изменено в действительности. Сущность идеологических функций журналистики состоит в том, чтобы постоянно способствовать росту и развитию сознательности масс путем всесторонней ориентации в действительности.

Культурно-просветительская функция  журналистики. Культура – в отличие от идеологии – реальное воплощение, тот или иной способ существования, определяющий оптимальный уровень бытия на данной территории в данное время. Нет смысла спорить, что первично, важно то, что эти понятия являются составляющими друг друга. Нередко понятие культурно-просветительской журналистики пытаются свести к освещению деятельности в сфере литературы и искусства. Искусство, да и литература – это по сути дела символическое отражение культурного уровня. Недаром мы говорим о типизации образов. Искусство и литература по сути дела уже выполнили стоящие перед журналистом задачи сравнения сущего. И журналисту лишь остается раскрыть секрет созданных образов, как бы расшифровать для читателя их внутреннюю суть. Для журналиста означает приучить читателя вести самостоятельный сравнительный анализ действительности и своего поведения в ней, то есть научить его рефлектировать. Нынешняя эпоха характеризуется падением спроса на сознание. Массы поглощают информацию, не переваривая ее. Познавательная активность умирает. Информация как копия реальности заменяет саму реальность или предваряет ее. Поэтому сообщение о реальности теряет смысл, что ведет к атрофии сознания. Выполняя культурно-просветительскую функцию, пресса выступает как педагог, от которого требуется самоотверженность культурного созидателя.

Методологические функции журналистики. Рекламно-справочная, рекреативная,  организационная функции. Конструирующая роль журналистики заключается в неком сочетании разных уровней информационного обобщения. Сначала журналист собирает разрозненные эмпирические факты. Затем он обобщает их на уровне житейских, эмпирических понятий и закономерностей. Потом сопоставляет полученные выводы с известными теоретическими обобщениями. И смотрит на полученный результат с точки зрения максимального теоретического, философского обобщения. Журналистское исследование  выполняет и интегрирующую роль, то есть объединяет в целое какие-либо части. Мы не можем оставить без внимания самые незначительные изменения. Конструирующая, координирующая, интегрирующая и логико-гносеологические – это методологические функции аналитической журналистики. Которая базируется на массе информационного, рекламно-справочного материала. Справочная информация по любому тематическому запросу сегодня присутствует в прессе. К справочным материалам в журналистике примыкает реклама. Сегодня ей отдаются значительные, если не все, площади информационного пространства, потому что реклама является для многих изданий главным, если не единственным источником финансирования. Связывая стандарты потребления с тем или иным образом жизни, реклама выполняет и идеологическую функцию. Кроме выше перечисленных, журналистика несет на себе и рекреативную функцию – гедоническую, развлекательную, функцию релаксации. Принято считать, что эту функцию выполняют произведения развлекательного характера. Для того, чтобы материалы рекреативного характера выполнили свою роль, они должны быть выполнены на высоком качественном уровне и нести положительный заряд эмоций.

Информация о работе Журналистика как система СМИ