Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 13:35, доклад
Система средств массовой информации – совокупность средств массовой информации, имеющих необходимое и достаточное количество функций, позволяющих удовлетворять информационные (коммуникационные, партиципарные*) потребности личности, всех групп населения, государства, общества в целом.
Современная система журналистики состоит из подсистем: печать, радиовещание и ТВ.
Все ли на
самом деле так трагично или просто
ругать телевидение стало общим
местом. А любить - не модно и даже
как-то странно для человека, считающего
себя интеллигентным? Ведь нормального
обычного здорового человека не так
легко запрограммировать, даже с
помощью гипноза, а к рекламе
он относится как к пробкам
на дорогах — неизбежным издержкам
цивилизации. Нормальный человек будет
судить о качестве продуктов по своему
конкретному опыту и вряд ли сильно
расстроится, если шампунь окажется
некачественным. Тех, кого можно подтолкнуть
к деструктивному поведению с
помощью телевизионных передач,
так же легко подтолкнуть и
любыми другими событиями. Массовая
коммуникация, как считают приверженцы
модели "минимальных эффектов"[5]
9. Творчество в самом общем виде – появление нового в любой области человеческой практики. В результате творческого акта создаются новые реалии, образующие в совокупности культуру. Реалии эти могут представлять собой материальные ценности и характеризоваться вещественно-энергетической природой (орудия труда, знания, осветительные приборы) – их создание связано с биологической природой человека; могут представлять собой ценности духовные, характеризующиеся природой информационной (произведения науки, литературы, искусства…), или другими словами – информационные продукты. Толчком к созданию новых реалий, имеющих информационную природу, являются информационные потребности человека. Информационные потребности возникают в связи с познавательным процессом и потребностью в общении, определяется социальной ролью человека, его обязанностями, образом жизни. Информационный продукт призван удовлетворять информационные потребности человека.
Специфика информационного продукта состоит в том, что он есть неразрывное единство познания и творчества. Следовательно, создание информационного продукта включает обе эти стороны. Каждый человек познает объективную действительность, создавая ее образ в своем внутреннем мире непосредственно через собственный контакт с нею – или опосредовано через информационные продукты, созданные другими людьми.
Ни один человек не может приобрести необходимые ему знания о мире, опираясь только на свой непосредственный опыт. Для всесторонней ориентации индивида, коллектива, общества служат сведения, накопленные человечеством за всю его долгую историю и непрерывно дополняемые сегодня. Информация, возникающая в процессе освоения мира людьми является социальной. Более высокая ступень взаимодействия человека с действительностью – это создание социальной информации, информационных продуктов.
Социальна информация производится в процессе человеческой деятельности, отражает факты с точки зрения общественной значимости и служит для общения между людьми и достижения ими своих целей, обусловленных их социальным положением. Создание информационных продуктов есть творчество. В потоке информации, циркулирующей в обществе, выделяется журналистская информация. Журналистская информация по своей значимости и распространенности, может быть, самая социальная.
Специфика журналистской информации состоит в единстве духовного (информационного) и соцально-управленческого начал.
В духовном отношении журналистская информация характеризуется: - идейной насыщенностью (т.к. аудитория не просто должна познакомиться с журналистским материалом, но усвоить идеи, взгляды); - актуальностью (которая состоит в злободневности, остроте тем); - популярностью (доходчивостью): в каком бы жанре не работал журналист его сообщение должно быть ясным и понятным: язык не должен содержать специальных терминов, если они не объяснены журналистом и адресованы массовой аудитории, следует избегать и сложных стилистических конструкций, оборотов, туманных намеков, ассоциаций.
В социально-управленческом отношении журналистскую информацию характеризует (по Г.В. Лазутиной):
- в первую
очередь – это новизна:
- следующая важная черта – оперативность: журналист должен передавать информацию быстро, ведь новость может устареть;
- Корконосенко добавляет к этому: документализм в отражении действительности (факты, точность), достоверность (в отличие от художника, для которого главное – создание образа);краткость материала,
- аналитичность (резерв повышения эффективности влияния прессы на аудиторию),
- "отпечаток"
личности автора: особенно характерно
это для российской
Т.о., журналистская
информация соединяет в себе документальную
обоснованность сведений, их осмысление
с позиций социальных интересов,
свидетельства личного
Журналистика пронизана творчеством, она есть творчество по определению. Журналисту приходится принимать решения в конкретных условиях, опровергая схемы, устойчиво бытовавшие в социальной практике и в общественном сознании, так или иначе – создавать новое.
Начало
творческой активности журналисту дают
информационно-управляющие
Творческая деятельность существует в двух формах – любительская (дилетантизм) и профессиональная. Первая – добровольное дело желающих, вторая – институционально организованное исполнение обязанностей по производству определенных информационных продуктов в обществе соответствующими профессиональными группами. Журналисты – одна из профессиональных групп. Журналистское творчество не совместимо с дилетантизмом, некомпетентностью. Труд журналиста профессионален, т.е. подчинен определенным законам, заданным алгоритмам, зависит от знаний, подготовки, практических навыков, корпоративных традиций.
В журналистском творчестве стремление к созданию нового, оригинального неотделимо от выполнения жестких обязанностей, заданий. Творчество журналиста ограничено жесткими законами и заключено в четко очерченные хронологические рамки.
Специфика журналистского творчества состоит в том, что в отличие от художников журналисты участвуют не в художественном, а в соцально-культурном творчестве. Их сверхзадача – изменение, развитие элементов культуры, создание ее ценностно-нормативных координат, культурное оснащение социальных процессов. Или другими словами, создание информационных продуктов оперативного пользования, предназначенные для оперативного изменения действительности.
Т.о., специфика журналистского творчества обусловлена особенностями продукта журналистской деятельности – журналистской информацией.
В силу специфики журналистской информации главным критерием профессионализма в журналистском творчестве может быть названа способность донести социальное значение материала. Отсюда – особенности творческого содержания профессии журналиста – активное взаимодействие журналиста с социальной действительностью, особое требование – объективность. (Факторы, уменьшающие объективность: 1) общие закономерности познания (ни один фрагмент реальности человеческая психика не может отразить в полном объеме); 2) творческая природа сознания (способность "заместить" любую "отсеченную" существенную связь несущественной); 3) характер обстоятельств, в которых осуществляется работа журналиста).
10. Понятием «метод» в современной
науке обозначается система научно обоснованных
действий, необходимых для решения задач
того или иного типа. Методы формируются
в процессе деятельности на базе стихийно
найденных приемов – как итог их осмысления,
систематизации, отбора по степени эффективности.
В группе методов получения сведений ясно
различаются две подгруппы: традиционные
журналистские методы и методы, заимствованные
из конкретных социальных исследований.
Они возникают на общей основе, восходя
к одному и тому же феноменальному свойству
человека – способности воспринимать
информацию через визуальные контакты,
через речевое общение и через освоение
знаково-символических информационных
продуктов в письменной и печатной форме.
Однако между ними есть и существенные
различия. При изучении того или иного
состояния действительности традиционные
методы позволяют выявить его качественное
своеобразие и далее воспроизвести это
своеобразие в тексте, а методы социологических
исследований ориентированы на его количественное
измерение и предъявление результатов
в качественно-количественных характеристиках.
Осознание того влияния, которое СМИ оказывают
на социальные процессы, вызвало в профессиональной
среде тенденцию к повышению надежности
сведений и выводов. С одной стороны, в
материалах широко публикуются данные
науки, с другой стороны, сама познавательная
деятельность журналистов обогащается
благодаря использованию научных методов.
Это и привело к тому, что на вооружении
журналистики сегодня оказались многие
из методов социологии.
К традиционным журналистским методам
получения сведений относятся проработка
документов, наблюдение и беседа.
Проработка документов – метод, позволяющий
получать уже имеющиеся в «информационных
кладовых» общества сведения самого разного
характера: от фундаментальных положений
науки до дневниковых признаний, дающих
представление об их авторе. Журналист
может непосредственно встроить их в свой
материал, а может ограничиться только
изучением найденных данных, чтобы составить
себе представление о происходящем. Но
в любом случае работа с документами –
существенный момент творческого процесса.
Она включает в себя поиски документа,
его освоение, проверку на подлинность,
надежность и достоверность.
В условиях «информационного взрыва»
даже для того, чтобы найти необходимые
источники, журналисту требуется высокий
уровень библиографической грамотности,
развернутое представление о типах и видах
бытующих в обществе документов. В настоящее
время существенно облегчает доступ к
ним Интернет – всемирная компьютерная
сеть, на серверах которой хранится огромное
количество данных самого различного
свойства.
Освоение документа складывается из трех
процедур: извлечения данных, их интерпретации
и фиксации. Каждая из них требует ориентации
на определенные правила, главное из которых
– тщательность и скрупулезность в работе.
При этом надо иметь в виду, что документ
содержит в себе не только специально
внесенные в него сведения, но и такие,
которые составитель не намеревался в
него закладывать, – например, сообщение
об условиях его создания, о личностных
особенностях составителя. Отсюда – необходимость
обращать самое серьезное внимание не
только на содержание, но и на внешние
характеристики документа.
Сложный процесс представляет собой и
проверка документа. Она предполагает
рассмотрение его с трех позиций. Во-первых,
нужно установить его подлинность, то
есть убедиться в том, что он действительно
создан тем автором и при тех обстоятельствах,
которые названы или предполагаются в
тексте. Во-вторых, стоит озаботиться определением
достоверности заключенных в нем сведений,
то есть убедиться, что они соответствуют
действительным событиям. В-третьих, важно
дать себе отчет в том, насколько надежны,
репрезентативны эти сведения, образуют
ли они достаточную базу для серьезных
выводов. Во всех этих случаях журналисту
может потребоваться помощь специалистов,
способных выступить как эксперты; надо
заранее предвидеть такую возможность,
устанавливая соответствующие контакты.
Наблюдение, в отличие от проработки документов,
позволяет журналисту получать сведения
непосредственно из текущей реальности
– первичную информацию. Однако происходит
это только в том случае, когда наблюдение
подкрепляется четким осознанием актуальных
познавательных задач, преднамеренным
использованием аудиовизуальных контактов
и опорой на определенные стандарты поведения,
осознаваемые как правила. Если нет преднамеренности
действий и осознанности задач, наши ощущения
сливаются в чувственные образы, которые
не фиксируются сознанием с необходимой
устойчивостью и потому не способны выступить
как сведения, нужные для познавательных
целей. В этой связи журналисту очень важно
в процессе своего профессионального
становления сформировать установку на
постоянное осознанное и преднамеренное
восприятие действительности, чтобы он
мог смотреть – и видеть. Ведь в сущности
наблюдение для него – метод непрерывного
пользования, от владения которым во многом
зависят его способность оперативно реагировать
на изменения социальной жизни, мера его
инициативности и активности.
Какого характера сведения может
получить журналист с помощью
наблюдения? Во-первых, данные, выражающие
сущность происходящего через его
внешнюю, явленческую сторону, на основе
которых делаются выводы о значении событий,
об отношениях людей, об уровне их общей
и профессиональной культуры, о традициях,
привычках, социальных ориентациях –
обо всем, что поддается «считыванию»
по признакам, доступным восприятию. Во-вторых,
данные, передающие внешние характеристики
того или иного объекта и потому способные
выступить в тексте как приметы реальной
ситуации, создающие для читателя «эффект
присутствия». Круг их обширен: от деталей
внешности действующих лиц, их речи, жестов
до примет обстановки, в которой происходят
события.
Внимание журналиста в ходе наблюдения
распределяется между тремя относительно
самостоятельными звеньями происходящего:
по мере появления очередной познавательной
задачи в его поле зрения оказывается
то поведение отдельного человека, то
взаимодействие групп людей, то предметно-вещественная
среда, на фоне которой разворачиваются
события. Объем наблюдаемого так велик,
что зафиксировать данные с необходимой
полнотой архитрудно, и это порождает
технические сложности. Тележурналисту
помогает видеокамера, а радийщикам и
газетчикам остается серьезным образом
тренировать память. Правда, можно еще
разработать систему фиксирования в блокноте
«опорных деталей» – знаков, по которым
удается в нужный момент восстановить
то, что наблюдалось. Однако этим чаще
всего пренебрегают. А память – она может
и подвести. Отсюда неизбежность дополнительной
нагрузки на журналиста при проверке данных
наблюдения.
Проверка – этап очень ответственный.
Дело в том, что в силу разных причин физического
и психологического характера при наблюдении
существует опасность иллюзии восприятия
– неадекватного отражения наблюдаемого
предмета. Скажем, в лучах закатного солнца
листва деревьев выглядит не зеленой,
а бронзовой или красноватой, при свете
люминесцентной лампы лицо человека кажется
безжизненно бледным... Возможны и ошибки
интерпретации, связанные с избирательностью
нашего восприятия, которое в свою очередь
зависит от культурной, идеологической,
нравственной «оснащенности» действующих
лиц. Вы наблюдаете за разговором русского
с болгарином и видите, что оба кивают
головой. «Слава богу, – думаете, – кажется,
договорились». А на деле оказывается,
что нет: кивок в болгарской знаково-символической
традиции – знак отрицания; вы же его интерпретировали
на основе нашей традиции как знак согласия
и оказались невосприимчивы к другим проявлениям
разногласий между собеседниками... Так
бывает нередко.
Особая разновидность этого метода –
самонаблюдение. Тут внимание журналиста
сосредоточивается на собственном поведении,
на внешних и внутренних факторах, которые
его определяют, что открывает доступ
к сведениям о неочевидных, скрытых процессах,
характерных для той или иной ситуации.
Но и в данном случае нельзя обойтись без
проверки, без соотнесения результатов
самонаблюдения с информацией, полученной
другими методами, из других источников.
Третий из традиционных методов получения
сведений – беседа. От обычного диалогического
общения она отличается по меньшей мере
двумя существенными обстоятельствами.
Как метод познавательной деятельности
беседа представляет собой такое организованное
речевое взаимодействие, которое со стороны
журналиста направляется отчетливо осознаваемыми
задачами и предполагает выработку стратегии
и тактики, соответствующих условиям взаимодействия.
С помощью беседы можно получить широкий
круг данных, образующий несколько сегментов,
а именно:
> фактические данные,
> мнения (в том числе и эмоциональные
реакции),
> объяснения,
> предложения и прогнозы,
> речевые приметы собеседника, передающие
некоторые особенности его личности.
При этом каждый сегмент характеризуется
богатым разнообразием. Так, события (факты)
могут быть позитивными и негативными
по своему значению, наблюдавшимися собеседником
и ненаблюдавшимися, такими, в которых
он участвовал и в которых не участвовал,
из собственной жизни, из жизни других
людей, из жизни коллектива, города, страны.
Мнения тоже могут относиться к разным
объектам реальности, касаться разных
сторон жизни – и это позволяет корреспонденту
получать дополнительную информацию.
Одно дело, что человек скажет, допустим,
по поводу событий, в которых участвовал,
и совсем другое – что он думает о произведении
искусства или общественно-политической
ситуации. Здесь – путь к постижению личности
собеседника. Стратегия беседы на том
и строится: понять партнера и наметить
порядок задач, которые могут быть решены
с его помощью. Под тактикой же имеется
в виду осознанный выбор тех средств общения,
которые более всего соответствуют данным
условиям и способны обеспечить решение
задач наилучшим образом. В ряду этих средств
– характер вопросов и их чередование,
реплики и замечания журналиста, его жесты
и мимика, интонации и ритм разговора,
полемические приемы, разного рода информационные
стимулы, помогающие собеседнику раскрепоститься,
одолеть скованность или нежелание говорить.
Если интервьюер основательно готовится
к беседе, продумывая стратегию и тактику,
если научился контролировать ход общения,
своевременно замечая возникновение в
нем барьеров, если владеет достаточным
количеством приемов, посредством которых
такие барьеры преодолеваются, – успех
обеспечен. Ну, а если собеседник намеренно
скрывает данные, за которыми обращается
журналист, – тут потребны нестандартные
решения, находить которые не так-то просто.
Желательно, однако, чтобы все они были
достойными в моральном смысле и не выходили
за рамки правового пространства.